Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 07.09.2024 | Москва: 14.09.2024 | О курсе

Коммуникации без манипуляции не бывает, как мы вместе с вами знаем уже,
поэтому позвольте мне представить Вам...

Порождение и утилизация провокаций


 Лопатой можно погубить, а можно и дом построить.


Раздаточный материал



Быстро и уверенно! Навык!


Часть 1. Пресуппозиции вечера


1) Любое проявление имеет позитивное намерение. Мы здесь сегодня для того, чтобы оттачивать навык работы с пирамидой Дилтса, чтобы научиться на базе неё и ряда других техник строить хитрые речевые конструкции. Чем больше каждый будет вкладываться в других участников, тем больший результат каждый из нас впитает в себя.


2) Слова - это лишь звуковые волны и вы сами наделяете их смыслом и никто кроме вас. Любая эмоция - это всегда ваш выбор и никто ничего за вас решить не может. Вас обидели? Это ваш выбор. Вас расстроили? Это ваш выбор. Вас обрадовали? Это ваш выбор. Мы имеем выбор и совершаем выбор всегда, знаем мы об этом или нет. Какие карты достать, играя в покер - это выбор. Садиться за игральный стол или нет вообще - это тоже выбор. Что происходит - то и цель.


Итак, сегодня мы нарочно сядем за игральный стол, чтобы затачивать навык. Задача: отработать алоритм, технику. После - вы сможете её модернизировать, совершенствовать. Сегодня, в основном, мы будем конструировать негативные тексты по содержанию и это исключительно для того, чтобы лучше понять алгоритм.


Часть 2. Пирамида Дилтса (Теория)



Представьте, что кто-то высказал в ваш адрес каждое из следующих утверждений:

  • Ваше окружение глупое/отвратительное/исключительное/превосходное.
  • Ваше поведение в этой конкретной ситуации было глупым/отвратительным/исключительным/превосходным.
  • Все, что вы делаете, вы делаете это глупо/отвратительно/исключительно/превосходно.
  • То, в чем вы убеждены и что вы цените, - глупое/отвратительное/исключительное/превосходное.
  • Вы глупы/отвратительны/исключительны/превосходны.

Снова отметьте, что оценки, данные в каждом утверждении, не меняются, меняются лишь ощущения того, кто слышит такое о себе.


Итак, уровни:

  • Окружение;
  • Поведение;
  • Способности;
  • Убеждения;
  • Идентичность.

Эти различия соответствуют шести фундаментальным вопросам, которые мы задаем, чтобы организовать нашу жизнь: где, когда, что, как, почему и кто.


  • Окружение: Где? Когда? Что?
  • Поведение: Что делает?
  • Способности: Как?
  • Убеждения и ценности: Почему?
  • Идентичность: Кто?

Рассмотрим пример:

  • Скорость автомобиля - это изменение расстояния за определенное время (окружение). Или педаль, например.
  • Нажатие ногой на педаль газа или тормоз автомобиля - это поведение, которое изменяет его скорость.
  • Способность сохранять ограничение скорости - работа нервной системы, контроль ситуации на дороге, движения рук и ног, головы.
  • Соблюдение ограничений скорости - это результат оценки законов и убеждения в том, что неизбежны определенные последствия, если превысить допустимую скорость. Если человек не ценит ограничение скорости, он не будет соблюдать его, даже если способен на это.
  • Быть «хорошим водителем» (идентичность) - это функция выравнивания всех уровней.

Любая система деятельности - это подсистема, включенная в другую систему, которая включена в другую систему и так далее.


Функция каждого уровня заключается в организации, синтезе и прямом взаимодействии с нижележащими уровнями. Изменения на верхнем уровне будут неизбежно проецироваться вниз, вызывая изменения на нижних уровнях. В то же время изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.


Еще пример:


  • Клавиши фортепиано, производимые ими звуки, а также ноты находятся в окружении;
  • Нажатие пальцем на клавиши фортепиано - это поведение;
  • Исполнение музыкального произведения (чтение с помощью зрения нот и координация движений пальцев для извлечения звуков в правильном порядке) - это способность;
  • Понимание музыки - это функция убеждений и ценностей. (Стиль исполнения);
  • Принятие идентичности «музыканта» является комбинацией всех этих уровней. (Наличие нескольких стилей игры.)

Пример:


Кирилл, ты сегодня в прекрасном костюме, пришел вовремя в офис, звонил клиентам, весь день был собран и пунктуален, потому что тебе важно развитие, и я действительно считаю, что ты - настоящий профессионал.


Часть 3. Принятие, соглашение



Любой стимул требует одобрения.

Если вы столкнулись с провокацией, то знайте, что задача её - вас задеть, вогнать в краску, проявить ответную реакцию. Провокатор точно не ожидает вашего согласия, и вообще в случае согласия, провокатор теряет выигрыш и впадает в ступор. Здесь мы порождаем первый транс. Помните метафору про айкидо? Да, здесь также. Мы используем энергию.


И делаем это красиво, посредством рефрейминга, например:


- Ты выглядишь странно.
- Да, я действительно могу выглядеть иначе, чем ты привык видеть.


- Ты похож на лысого маньяка.
- Да, иногда можно позволить себе подурачиться и твое право воспринимать мои забавы таким образом.


Универальный вариант:


- Всё, что вы говорите - полный бред!
- Да, вы действительно можете так считать. "Я уважаю Ваше мнение. - пресуппозиция, настройка крайне важна. Быть блестящим и грациозным - наш ключ." (Два шага, которые обезоруживают, дальше мы будем достраивать универсальную конструкцию)


Обратите внимание, что выпад имеет характер, что это так, что это точка зрения мира. И тут мы принятием совершаем первый рефрейминг, словно строим стену вокруг автора выпада и говорим, что это его точка зрения, а не точка зрения объективного мира, которого не существует, ведь мир - наша фантазия... ;)


Эмоция - это выбор. Слова - это звуковые волны. Слов вообще нет. Слова - это поведение. И вы сами выбираете, какому поведению иметь право быть, а какому - нет. Быть просто звуком, таким же, как шум двигателя. Запомните: блестящее мастерство - умение соглашаться. Спорить - это вообще неоправданное занятие. Согласитесь. А потом плавно подведите к своему. Ладно, это вопрос философский. Сейчас упор на принятии.


Часть 4. Перефразирование



Еще раз золотое правило: любой стимул требует одобрения.


ЛЮБОЙ. Брошенная Вам фраза - это стимул, который должен быть одобрен. Человек впадает в микротранс, когда слышит повтор своих слов. Это убаюкивает, это расслабляет, это говорит животному началу о том, что оно услышано, это словно касание нежных рук до шерсти. Перефразирование формирует вопрос, ответ на который положительный.


- Пенсии платят не вовремя, это вы во всем виноваты!
- Да, я услышал Вас. Правильно ли я понимаю, что когда вы говорите, что пенсию платят не вовремя и это я во всем виноват, вы хотите разобраться в этой ситуации и вам важно быть уверенной в завтрашнем дне?


Обратите внимание, что после перефразирования, идет рефрейминг намерения. То есть мы перефразировали уровень действий и надстроили уровень убеждений. (Важно разобраться и так далее). Это демонстрирует нашу уверенность и владение ситуацией, даже если мы слышим об этом впервые. Собеседник точно провалиться и буде уже доволен! Дальше можно будет добавлять сообщения.


Наш универсальный пример:


- Всё, что вы говорите - полный бред!
- Да, вы действительно можете так считать. И правильно ли я понимаю, что когда вы считаете, что всё, что я говорю - это полный бред, вы на самом деле... (Принятие, перефразирование и выход на рефрейминг, дальше - достроим конструкцию)


Часть 5. Рефрейминг намерения



На этом этапе мы приняли сообщение собеседника, сделали первый рефрейминг, что он может так считать или "да, бывают разные ситуации", мы перефразировали, и тут мы выходим на рефрейминг намерения. То есть мы обволакиваем сообщение во что угодно, в зависимости от нашей задачи и цели диалога.


Пример негативный:


- Всё, что вы говорите - полный бред!
- Да, вы действительно можете так считать. И правильно ли я понимаю, что когда вы считаете, что всё, что я говорю - это полный бред, вы на самом деле хотите обратить внимание аудитории на себя, хотя бы таким образом выделиться, понимая,
что конкретных и четких комментариев вы дать не можете?


Пример позитивный:


- Всё, что вы говорите - полный бред!
- Да, вы действительно можете так считать. И правильно ли я понимаю, что когда вы считаете, что всё, что я говорю - это полный бред, вы на самом деле хотите поделиться с нами чем-то важным, вашим видением сложившейся ситуации?


Тут все понятно, тут надо дать пространство для творчества, приготовить свои заготовки и иметь их в арсенале.


Часть 6. Выход: гвоздь в гроб или цветы на поляне



Этот пункт опционален. Выполнять по желанию. Можно его уже и не проговаривать.

Здесь можно использовать операторы возможности (скорее всего, наверное, может быть), здесь можно проговаривать не опровергаемые феномены (покраснение, подергивающееся веко, озабоченное лицо), здесь вы вспоминаете метамодель и делаете всё наоборот, специально проговаривая её нарушения. Ниже будут два примера. Негативный и позитивный.


Пример негативный:

- Всё, что вы говорите - полный бред!
- Да, вы действительно можете так считать. И правильно ли я понимаю, что когда вы считаете, что всё, что я говорю - это полный бред, вы на самом деле хотите обратить внимание аудитории на себя, хотя бы таким образом выделиться, понимая, что конкретных и четких комментариев вы дать не можете? И так как я вижу, что это скорее всего именно так, учитывая ваше озабоченное лицо и эмоциональные формулировки, то знайте, что именно сейчас я ничем не смогу вам помочь. Вы можете пойти купить гвоздей на рынке и вбить их себе в мягкие места. (Конечно, на публике так говорить не надо, но троллинг из этого получится знатный...)


Пример позитивный:

- Всё, что вы говорите - полный бред!
- Да, вы действительно можете так считать. И правильно ли я понимаю, что когда вы считаете, что всё, что я говорю - это полный бред, вы на самом деле хотите поделиться с нами чем-то важным, вашим видением сложившейся ситуации? И я уверен, что это действительно так, потому что судя по вам, у вас есть понимание, опыт и своё видение этой ситуации. Я предлагаю вам отписать мне на почту или мы попробуем выделить немного времени после выступления на обсуждение ваших идей. Спасибо.

Это полный универсальный пример.


Итак, алгоритм:

1) Принятие + рефрейминг;
2) Перефразирование + рефрейминг намерения;
3) Озвучить феномен любой и еще один рефрейминг.


Завершение



Мы сегодня с вами, уважаемые участники сегодняшней отработки, пришли вовремя, занимались полезными делами, отрабатывая техники, много шутили и смеялись, и всё, что мы сегодня делали, - мы делали изящно и с полной отдачей, потому что каждому из нас важно развиваться, двигаться вперед, открывать новое, чтобы иначе смотреть на привычные вещи, корректировать курс и более уверенными шагами идти вперед, к новым победам. Потому что каждый из нас - профессионал, и именно поэтому мы всё делаем профессионально.