Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 05 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 05


1. Ваш коллега постоянно срывает сроки по совместным проектам, из-за чего вы злитесь и начинаете его микроменеджерить. Он, в свою очередь, еще больше отстраняется. Согласно модели «СОМЭД», на какой аспект важнее всего обратить внимание в первую очередь, чтобы разорвать этот порочный круг?

А. На поиск первопричины такого поведения коллеги (например, его возможные личные проблемы или особенности характера).

Б. На то, как ваше микроменеджерство, вызванное злостью, может неосознанно поддерживать его отстраненность и срыв сроков.

В. На немедленное установление более строгих дедлайнов и формальных процедур контроля для всех участников.

Г. На то, чтобы как можно скорее найти другого, более ответственного коллегу для будущих проектов.

Комментарии:

А: Понимание корней проблемы коллеги может вызвать эмпатию, это плюс. Однако, концентрируясь только на его причинах, вы упускаете свой вклад в ситуацию. Это как пытаться починить только одну шестеренку в сложном механизме. Как такой анализ может помочь, а в чем его ограничения для изменения именно вашей реакции?

Б: Абсолютно! Это взгляд через призму циркулярной логики: ваши действия – часть «танца», который вы исполняете вместе. Осознав свой вклад, вы получаете ключ к изменению всего паттерна. Представьте змею, кусающую свой хвост – где удобнее всего разомкнуть кольцо? Какие еще «танцы» в вашей жизни вы могли бы рассмотреть с этой точки зрения?

В: Структура и правила важны, спору нет, и могут улучшить дисциплину. Но если не понять динамику отношений, это может быть воспринято как усиление давления, что лишь усугубит скрытое сопротивление. Как думаете, почему «закручивание гаек» без диалога иногда дает обратный эффект?

Г: Иногда смена партнера – это выход, особенно если все другие способы исчерпаны. Но если подобный паттерн повторяется с разными людьми, возможно, проблема не только в коллегах? Это как менять машины, не научившись водить. В каких ситуациях такой решительный шаг оправдан, а когда стоит сначала «посмотреть в зеркало»?


2. При работе с моделью «СОМЭД», когда вы переходите от анализа текущей проблемы к формированию желаемого будущего (пункты 6-9), что является ключевым для эффективного сдвига фокуса внимания?

А. Детально проанализировать все прошлые ошибки, чтобы точно знать, чего следует избегать в будущем.

Б. Сосредоточиться исключительно на позитивных аффирмациях и визуализациях, полностью игнорируя возможные трудности.

В. Конкретно и сенсорно описать желаемую ситуацию: что вы будете видеть, слышать, чувствовать в теле, какие мысли и эмоции испытывать.

Г. Попросить совета у максимально большого количества друзей и близких, каким они видят ваше идеальное будущее.

Комментарии:

А: Анализ ошибок – это полезный опыт, он помогает не наступать на те же грабли. Однако, если слишком долго копаться в прошлом, можно застрять в самокритике и упустить энергию для создания нового. Как найти золотую середину между извлечением уроков и движением вперед?

Б: Позитивный настрой – великая сила, он заряжает и мотивирует! Но если закрывать глаза на реальные препятствия, можно оказаться в мире иллюзий, как страус с головой в песке. Как можно использовать силу позитивного мышления, не теряя при этом связи с реальностью?

В: Именно так! Чем ярче и детальнее вы представите желаемое (вплоть до телесных ощущений!), тем понятнее вашему мозгу, к чему стремиться. Это как загрузить точные координаты в навигатор. Какое из чувств – зрение, слух, осязание – вам легче всего задействовать для создания такого «якоря» будущего?

Г: Взгляд со стороны бывает очень ценен, друзья могут подметить то, чего вы не видите. Но чужие советы – это их карта мира, а не ваша. Важно не потерять свой собственный голос за хором доброжелателей. Как вы отличаете действительно полезный совет от чужих проекций и ожиданий?


3. Клиентка рассказывает: "Сколько себя помню, мама говорила: 'Ну зачем тебе эта карьера певицы? Несерьезно это, лучше получи стабильную профессию'. Я и пошла в юристы. Работаю, все нормально, но внутри тоска". Какое невысказанное послание, скорее всего, повлияло на ее выбор, если опираться на концепцию родительских предписаний?

А. «Не будь ребенком» (Твои мечты – это детские глупости, пора повзрослеть и заняться делом).

Б. «Не будь успешной» (в той сфере, которую ты сама выбрала, или не превосходи ожидания).

В. «Не думай» (Я лучше знаю, что для тебя хорошо, не пытайся решать сама).

Г. «Не принадлежи» (к миру «несерьезных» артистов, будь как все «нормальные» люди).

Комментарии:

А: Это послание действительно могло сыграть роль, обесценив ее мечту как нечто инфантильное. Польза от его осознания – вернуть себе право на радость и спонтанность. Но здесь есть еще один, более специфический аспект. С какими другими «взрослыми» требованиями это послание могло сочетаться?

Б: Очень вероятно! Слова мамы, хоть и сказанные из добрых побуждений («стабильность»), могли нести скрытый посыл: «Твой успех в этом (пении) нежелателен или опасен». В результате – выбор «безопасной», но нелюбимой сферы. Как думаете, какой страх родителя мог стоять за таким посланием?

В: Элемент этого тоже присутствует, ведь выбор был сделан под влиянием авторитетного мнения. Плюс понимания – начать больше доверять своему суждению. Однако само послание здесь глубже затрагивает тему самореализации. В каких еще ситуациях вы замечали, что чужое мнение перевешивает ваше собственное?

Г: Отчасти да, мог быть и такой подтекст – страх выделиться, быть «не такой». Это понимание помогает принять свою уникальность. Но акцент в словах мамы все же больше на обесценивании конкретного пути к успеху. С какими ценностями той среды, где росла клиентка, мог конфликтовать ее выбор?


4. В модели «СОМЭД» подчеркивается важность определения «маленького шага» (пункт 10) на пути к изменениям. Почему этому, казалось бы, незначительному действию придается такое значение?

А. Потому что настоящие большие цели требуют жертв, и маленький шаг – это лишь проверка серьезности намерений.

Б. Чтобы сразу увидеть масштабный результат и получить мощный заряд вдохновения на дальнейшие подвиги.

В. Чтобы снизить внутреннее сопротивление, обойти страх неудачи и запустить процесс реальных изменений, сделав его выполнимым.

Г. Чтобы произвести впечатление на окружающих, продемонстрировав свою решимость и получив их поддержку.

Комментарии:

А: Идея «без труда не вытащишь и рыбку из пруда» имеет право на жизнь, но здесь акцент иной. Маленький шаг – не про самоистязание, а про умный старт. Хотя, конечно, упорство он тоже помогает развивать! В каких случаях идея «преодоления» вас мотивирует, а когда скорее пугает?

Б: Масштабный результат от маленького шага – это редкость, скорее приятный бонус, если случится. Главная цель другая. Хотя, согласитесь, даже крошечный успех может здорово поднять настроение! Какой самый маленький успех в последнее время приносил вам радость?

В: Точно в цель! Большие задачи часто пугают, как огромный слон, которого непонятно как съесть. А маленький шаг – это «откусить маленький кусочек». Это делает начало пути легким и доступным. Какой «слон» сейчас стоит перед вами, и каким мог бы быть ваш первый «маленький кусочек»?

Г: Внешняя поддержка – это приятно и полезно, но маленький шаг в первую очередь для себя, для своей внутренней «кухни». Если делать что-то только ради одобрения, мотивация может быстро иссякнуть. Как вы думаете, почему внутренняя мотивация обычно более устойчива, чем внешняя?


5. Человек постоянно испытывает глубинное чувство вины за сам факт своего существования, избегает проявлять себя и часто ловит себя на мыслях: "Лучше бы меня вообще не было". Какое изначальное послание могло сформировать такое тяжелое самоощущение?

А. «Не будь ребенком» (Твои истинные потребности, спонтанность и желания не важны, будь удобным).

Б. «Не будь самим собой» (Ты должен постоянно подстраиваться под других, чтобы заслужить принятие, твоя суть нехороша).

В. «Не живи» (Твое существование – это ошибка, помеха или обуза для других).

Г. «Ничего не делай» (Любая твоя инициатива наказуема или приводит к плохим последствиям, лучше замереть).

Комментарии:

А: Это послание действительно ранит и заставляет подавлять важные части себя. Оно может вести к ощущению, что «я какой-то не такой». Но описанное состояние еще глубже и трагичнее. С какими трудностями в выражении эмоций или просьбе о помощи сталкиваются те, кто «не был ребенком»?

Б: Безусловно, это предписание сильно подрывает самооценку, заставляя носить маски. Человек чувствует, что его настоящего никто не полюбит. Это очень близко, но есть послание, которое бьет еще сильнее по праву на жизнь. Какие «маски» вы замечали у себя или других в стремлении «быть кем-то другим»?

В: К сожалению, это самое разрушительное послание, которое может лежать в основе описанного состояния. Оно формирует экзистенциальную вину и страх просто быть. Распознать его – первый шаг к исцелению и возвращению себе права на жизнь. Какие маленькие шаги могут помочь человеку начать «разрешать» себе жить?

Г: Это предписание порождает пассивность и страх ошибок, что тоже очень неприятно. Человек чувствует себя беспомощным. Однако вина за существование – это нечто еще более фундаментальное. Как можно помочь человеку с посланием «ничего не делай» начать проявлять активность без страха?


6. Модель «СОМЭД» предлагает обратить внимание на телесные ощущения (пункт 2 «Что в этом опыте/ситуации ты чувствуешь телесно») в проблемной ситуации. Какова основная практическая польза от такого фокуса на сигналы тела?

А. Чтобы самостоятельно диагностировать у себя наличие психосоматического заболевания и немедленно начать самолечение.

Б. Чтобы научиться полностью игнорировать телесный дискомфорт и продолжать действовать «через не могу», закаляя силу воли.

В. Чтобы распознавать самые ранние, едва заметные сигналы стресса или возвращения в привычный негативный паттерн и получить возможность вовремя осознанно вмешаться.

Г. Чтобы использовать эти неприятные ощущения как веское и объективное оправдание своего бездействия («Я так плохо себя чувствую, поэтому ничего не могу сделать»).

Комментарии:

А: Забота о здоровье важна, но самостоятельная диагностика и самолечение могут быть опасны. Тело сигналит, но интерпретировать это лучше со специалистом. Плюс: внимание к телу. Минус: риск неверных выводов. В каких случаях вы точно обратитесь к врачу, а когда попробуете сначала разобраться сами?

Б: Сила воли – это хорошо, но игнорировать сигналы тела – это как ехать в машине с горящей лампочкой «проверь двигатель», надеясь, что само пройдет. Может и не пройти. Хотя иногда нужно собраться, да. Как отличить дискомфорт, который можно преодолеть, от сигнала SOS?

В: Именно! Тело часто первым реагирует на триггеры, еще до того, как мы осознали проблему умом. Это как «ранняя система оповещения». Научившись ее слышать, мы можем предотвратить «пожар». Какие телесные сигналы вы у себя замечали перед тем, как «накрывает» эмоциями?

Г: Иногда действительно нужно отдохнуть и позаботиться о себе. Но если телесный дискомфорт становится постоянным щитом от любых действий, это может быть ловушкой. Важно честно спросить себя: это реальная потребность или избегание? Как отличить заботу о себе от самосаботажа?


7. Если в детстве человеку часто транслировали послания в духе: "Мал еще свое мнение иметь!", "Яйца курицу не учат" или "Не умничай, делай, что говорят!", то во взрослой жизни он, скорее всего, будет в первую очередь испытывать трудности с:

А. Проявлением эмпатии и построением доверительных, эмоционально близких отношений с другими людьми.

Б. Заботой о своем физическом здоровье, регулярными обследованиями и адекватным восприятием сигналов своего тела.

В. Принятием самостоятельных решений, выражением собственной точки зрения и отстаиванием своих интересов.

Г. Ощущением принадлежности к какой-либо группе или коллективу, чувством, что он «свой» среди других людей.

Комментарии:

А: Хотя подавление своего мнения может влиять на общение, это не самый прямой результат. Трудности с эмпатией чаще связаны с другими посланиями, например, «не чувствуй». Однако, если человек боится себя выражать, это может создавать дистанцию. Как связаны, по-вашему, умение слышать себя и умение слышать других?

Б: Это скорее связано с посланиями типа «не будь здоровым» или «не чувствуй». Хотя, если человек не доверяет своим мыслям, он может и сигналы тела игнорировать. Интересный поворот, правда? В чем может быть связь между недоверием к своим мыслям и к телесным ощущениям?

В: Совершенно верно. Если ребенку систематически внушают, что его мысли не важны или ошибочны, он вырастает с дефицитом доверия к своему внутреннему компасу. Это как капитан, боящийся проложить курс. Какой самый маленький шаг вы могли бы сделать, чтобы начать больше доверять своему мнению в спорной ситуации?

Г: Это последствие скорее характерно для послания «не принадлежи». Хотя, если человек боится высказывать свое мнение, ему может быть сложнее интегрироваться в группу, опасаясь осуждения. Но первопричина тут иная. Как думаете, что важнее для чувства принадлежности: быть как все или быть принятым таким, какой есть?


8. Осознав, что детское послание «Не будь первым/не высовывайся» мешает карьерному росту, человек решает его проработать. Какой подход, согласно принципам осознанности и пошаговых изменений, будет наиболее конструктивным для начала этого пути?

А. Немедленно вызваться на самое ответственное и публичное задание в компании, чтобы «сломать» свой страх одним решительным махом.

Б. Сконцентрироваться исключительно на ежедневном повторении аффирмаций «Я лидер! Я успешен!», игнорируя возникающий внутренний дискомфорт.

В. Детально проанализировать все ситуации в прошлом, где это послание ему навредило, чтобы досконально понять его корни и механизмы.

Г. Определить одно небольшое, конкретное действие, где можно будет проявить чуть больше инициативы (например, высказать идею на совещании), и отрефлексировать свои мысли и чувства до, во время и после.

Комментарии:

А: «Клином клин вышибают» – звучит героически, но может привести к ретравматизации, если задача окажется непосильной. Это как прыгнуть в ледяную воду без подготовки. Иногда работает, но риск велик. В каких ситуациях «шоковая терапия» может быть полезна, а когда вредна?

Б: Аффирмации – хороший инструмент для настройки мышления. Но если просто «забалтывать» страх, не проживая его и не меняя поведение, эффект может быть временным. Это как красить фасад дома, внутри которого беспорядок. Как совместить позитивные установки с реальной проработкой страхов?

В: Понимание прошлого очень важно, оно дает контекст и снимает часть вины. Но если только анализировать, можно застрять в «археологических раскопках» без перехода к действиям в настоящем. Это как изучать карту, но так и не отправиться в путь. Когда анализ становится достаточным и пора переходить к практике?

Г: Бинго! Это сочетание маленького, выполнимого шага с осознанным наблюдением за собой (привет, СОМЭД!). Это позволяет постепенно расширять зону комфорта и накапливать новый, позитивный опыт. Какой самый безопасный первый шаг для «проявления себя» вы могли бы представить в своей ситуации?


В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.


10 шагов решения проблем



Урок посвящен разбору модели «ОЧМЭД» (Опыт - Чувство - Мысль - Эмоция - Действие) для самостоятельной работы над решением проблемных ситуаций.


Открытые вопросы

  1. В чем ценность меня для мира?
  2. Что я могу сделать для мира, чтобы он стал лучше и добрее?
  3. Как я сам могу быть тем изменением, которое я хочу видеть в этом мире?
  4. Что бы я посоветовал себе сегодняшнему из года, когда мне будет 80 лет?
  5. С каким известным человеком, живущим сейчас или раньше, мне бы больше всего хотелось поговорить, если бы это было возможно?
  6. Что бы я спросил, о чем бы посоветовался? Что он (она) сказал(а) бы мне?
  7. Что будет написано в статье Википедии, посвященной мне?
  8. Мои самые важные цели в жизни на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год.

Постоянство иллюзорно, изменения реальны


12 РАЗРЕШЕНИЙ БЫТЬ … (12 родительских предписаний)



Единственным человеком, который может дать вам разрешение быть счастливым, являетесь вы сами. Готовы ли вы себе такое разрешение дать? И какие 12 слоев в это разрешение входят? Об этом этот урок в том числе.


АГРЕССИВНАЯ ЖЕРТВА! (Беззащитное существо ЧЕХОВА)




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.