Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 12.09.2026 | Москва: 19.09.2026 | О курсе

ТА - 05 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 вопросов для самопознания (по материалам занятия 05)


1 - Вспомните повторяющуюся неприятную ситуацию в вашей жизни (например, конфликт с близким человеком или срыв дедлайна). Используя модель «Ситуация → Мысли/Ощущения → Эмоции → Действия», проследите, как ваше привычное Действие (например, обидеться и замолчать) на самом деле не решает проблему, а будто бы «подливает масла в огонь», воссоздавая ту же самую Ситуацию снова и снова. Можете ли вы увидеть этот замкнутый круг?

2 - Родительские предписания — это негласные правила, которые мы усвоили в детстве («Не будь обузой», «Радуй других», «Не доверяй»). Вспомните типичную для вас «психологическую игру», в конце которой вы чувствуете себя плохо (например, обиженным или непонятым). Как это неприятное финальное чувство на самом деле является горьким «призом», подтверждающим одно из таких старых правил?

3 - Когда вы действуете «на автомате» в стрессовой ситуации, кто чаще всего «нажимает на кнопки» — ваш внутренний Ребенок (импульсивно, из обиды или страха) или внутренний Родитель (критикуя, поучая)? Как бы в этой же ситуации поступил ваш внутренний Взрослый — спокойно проанализировав факты и выбрав наилучшее решение?

4 - Подумайте, какое из родительских предписаний может стоять за вашим частым пребыванием в том или ином нересурсном состоянии. Например, предписание «Не будь успешным» может заставлять вас постоянно чувствовать себя «неудачником», а предписание «Будь лучшим» — держать в вечном напряжении и страхе ошибки.

5 - Представьте, что ваша проблема уже решена. Вместо того чтобы думать об этом как о далекой цели, опишите ваше желаемое будущее через тело и чувства. Что вы будете ощущать в теле (легкость, тепло, расслабленность)? Какие мысли будут в вашей голове? Какие эмоции вы будете испытывать? Почему такое «прицельное» описание будущего делает его более реальным и достижимым?

6 - Можно ли сказать, что родительское предписание — это как внутренний «крючок», на который мы попадаемся снова и снова? Как техника защиты от внешних манипуляций может помочь вам защититься от этого «внутреннего манипулятора» — вашего собственного предписания, заставляющего вас действовать себе во вред?

7 - Концепция замкнутого круга предполагает, что мы сами, пусть и неосознанно, поддерживаем свою проблему. Как принятие даже 1% ответственности за происходящее (например, «Да, он поступил плохо, но это я выбрал обидеться») меняет вашу роль с пассивной Жертвы обстоятельств на позицию Автора своей жизни?

8 - Чтобы избавиться от старого запрета (предписания), нужно дать себе новое разрешение (например, «Мне можно ошибаться»). Что чаще всего мешает вам искренне поверить в это новое разрешение и начать действовать по-новому: страх неудачи, боязнь осуждения, привычный комфорт старой модели поведения или что-то еще?

9 - Как понимание своих автоматических реакций (мыслей и эмоций) в определенных ситуациях может помочь вам выстраивать более здоровые договоренности с людьми? Например, зная, что критика вызывает у вас ступор, как вы могли бы заранее попросить партнера давать обратную связь в более мягкой форме?

10 - Представьте человека, который в детстве усвоил запрет «Не думай» (например, ему говорили: «Делай, что сказано», «Не умничай»). Как этот запрет будет проявляться в его взрослой жизни: в его способности принимать решения, в том, каким эго-состояниям он будет доверять, в его уязвимости к чужому влиянию?


Тест для закрепления материала


1. Коллега постоянно срывает сроки, из-за чего вы злитесь и начинаете его контролировать на каждом шагу. В ответ он еще больше отстраняется. Чтобы разорвать этот порочный круг, на что в первую очередь стоит обратить внимание?

А. На личные проблемы коллеги — возможно, у него что-то случилось, и нужно это выяснить.

Б. На то, как ваш тотальный контроль, вызванный злостью, может быть той самой причиной, по которой он теряет мотивацию и избегает ответственности.

В. На необходимость ввести более жесткие правила и штрафы за срыв сроков для всей команды.

Г. На поиск другого, более надежного партнера для будущих проектов, чтобы не тратить нервы.

Правильный ответ: Б. Это ключевая идея циркулярной логики. Часто наша реакция, которая кажется нам единственно верной, на самом деле и поддерживает проблему. Осознав свой вклад (даже если он кажется ответной мерой), мы получаем рычаг для изменения всей ситуации.


2. При работе над желаемым будущим по модели «СОМЭД+», какой шаг является ключевым для превращения мечты в реальный план?

А. Как можно детальнее вспомнить все прошлые неудачи, чтобы больше никогда не повторять этих ошибок.

Б. Ежедневно повторять позитивные аффирмации, веря, что Вселенная сама все устроит наилучшим образом.

В. Максимально конкретно и в деталях описать желаемый результат: что я буду видеть, слышать и чувствовать, когда достигну цели.

Г. Спросить у друзей и родных, каким они видят мое идеальное будущее, и составить из их советов общий план.

Правильный ответ: В. Наш мозг лучше понимает не абстрактные цели, а конкретные, сенсорные образы. Когда вы «загружаете» в него четкую картинку, дополненную ощущениями и звуками, он начинает работать как навигатор, прокладывая к ней маршрут.


3. Клиентка говорит: «Мама всегда советовала: "Получи надежную профессию бухгалтера, а все эти твои танцы — это несерьезно". Я послушалась. Деньги есть, а радости нет». Какое родительское предписание, скорее всего, повлияло на ее выбор?

А. «Не будь ребенком» (Твои мечты и увлечения — это глупости, пора быть серьезной).

Б. «Не будь успешной» (По крайней мере, в том, что ты сама по-настоящему любишь).

В. «Не думай сама» (Мама лучше знает, что для тебя хорошо, доверься ей).

Г. Все варианты верны в той или иной степени.

Правильный ответ: Г. В реальной жизни предписания редко встречаются в чистом виде. Здесь мы видим целый комплекс: обесценивание мечты («Не будь ребенком»), запрет на успех в выбранной сфере («Не будь успешной») и навязывание своего мнения («Не думай сама»). Увидеть этот клубок — уже большой шаг.


4. Почему в работе над собой так важен «первый маленький шаг», который можно сделать уже сегодня?

А. Потому что большие цели требуют больших жертв, и это просто проверка вашей готовности страдать.

Б. Чтобы сразу получить ошеломительный результат и вдохновиться на дальнейшие подвиги.

В. Чтобы обмануть свой мозг, который боится больших и сложных задач, и запустить процесс изменений мягко и без сопротивления.

Г. Чтобы произвести впечатление на окружающих и заручиться их поддержкой на старте.

Правильный ответ: В. Глобальные цели («начать новую жизнь») часто пугают наш мозг, и он включает режим саботажа. А маленький, конкретный и понятный шаг (например, «выйти на 10-минутную прогулку» вместо «заняться спортом») воспринимается как безопасный и выполнимый, запуская цепную реакцию позитивных изменений.


5. Человек живет с постоянным глубинным чувством, что он «всем мешает» и «его как будто не должно быть». Он боится проявлять себя и заявлять о своих желаниях. Какое самое разрушительное предписание может лежать в основе такого самоощущения?

А. «Не будь ребенком» (Твои потребности не важны, будь удобным).

Б. «Не будь собой» (Ты должен быть таким, каким тебя хотят видеть другие).

В. «Не живи» / «Не существуй» (Твое появление на свет было ошибкой или обузой).

Г. «Ничего не делай» (Любая инициатива опасна, лучше замереть).

Правильный ответ: В. Это самое тяжелое из предписаний, которое бьет по базовому праву человека — праву быть. Оно может передаваться не словами, а отношением. Осознание этого — первый и самый важный шаг к тому, чтобы вернуть себе это право и начать «разрешать» себе жить.


6. Для чего в модели «СОМЭД» мы обращаем внимание на телесные ощущения (ком в горле, сжатые кулаки, напряжение в плечах) в проблемной ситуации?

А. Чтобы самостоятельно поставить себе диагноз по психосоматике и начать пить успокоительные.

Б. Чтобы научиться игнорировать эти сигналы и с помощью силы воли действовать «через не могу».

В. Чтобы заметить самые первые признаки своего «сценария» и успеть среагировать осознанно, а не на автопилоте.

Г. Чтобы иметь веское оправдание для бездействия («Я так плохо себя чувствую, что ничего не могу поделать»).

Правильный ответ: В. Тело — наш самый честный индикатор. Оно часто реагирует на триггер раньше, чем мы успеваем подумать. Научившись замечать эти сигналы (сжались кулаки), мы получаем драгоценные секунды, чтобы сделать паузу и выбрать, как отреагировать, а не слепо следовать старой привычке (например, накричать).


7. Если в детстве человеку постоянно говорили: «Много хочешь — мало получишь!», «Закатай губу», «Скромнее надо быть!», то с какими трудностями он, скорее всего, столкнется во взрослой жизни?

А. С неумением сочувствовать другим людям и понимать их эмоции.

Б. С принятием самостоятельных решений и доверием своему мнению.

В. С тем, чтобы просить о помощи, заявлять о своих желаниях и принимать что-то хорошее в свой адрес (помощь, подарки, комплименты).

Г. С ощущением себя «своим» в коллективе или компании друзей.

Правильный ответ: В. Эти фразы формируют предписание «Не проси» или «Не желай». Человек усваивает, что хотеть чего-то для себя — стыдно, эгоистично или опасно. В результате ему становится крайне сложно просить о повышении, принимать заботу и в целом чувствовать, что он достоин чего-то хорошего.


8. Человек осознал, что предписание «Не высовывайся» мешает ему в карьере. Какой первый шаг для работы с этим будет самым здоровым и эффективным?

А. Сразу же вызваться выступить с докладом перед всей компанией, чтобы одним махом победить свой страх.

Б. Ежедневно повторять перед зеркалом «Я — лидер!», стараясь не обращать внимания на внутренний дискомфорт и сомнения.

В. Уйти в глубокий анализ всех случаев из прошлого, когда этот страх ему навредил, чтобы найти первопричину.

Г. Найти ближайшую безопасную возможность сделать крошечный шаг (например, не промолчать, а высказать одну идею на совещании отдела) и понаблюдать за своими чувствами.

Правильный ответ: Г. Этот подход сочетает в себе два ключевых принципа изменений: маленький, выполнимый шаг и осознанность. Он позволяет постепенно расширять зону комфорта, не травмируя себя, и получать новый, позитивный опыт, который шаг за шагом ослабит силу старого запрета.


БиоПсихоСоциоДуховная модель: целостный взгляд на человека



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.