ТА - 07 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 07
1. Представь, что коллега неожиданно начинает разговор на повышенных тонах, пытаясь вовлечь тебя в спор. Какая стратегия поведения будет наиболее конструктивной для выхода из потенциального конфликта и сохранения своего эмоционального равновесия, согласно принципу "Антиклёв"?
А. Немедленно и твердо указать коллеге на недопустимость такого тона, требуя прекратить крик.
Б. Спокойно выслушать, затем подробно объяснить, почему его претензии необоснованны, приводя логические аргументы.
В. Признать его право на эмоции, сказать: "Я вижу, что ты сейчас очень возбужден и это заставляет меня чувствовать напряжение. Давай сделаем паузу и обсудим это спокойно через 15 минут, чтобы мы могли лучше понять друг друга. Это важно для сохранения наших рабочих отношений. Согласен?"
Г. Постараться перевести все в шутку, чтобы разрядить обстановку, например, рассказав анекдот.
Комментарии:
А. Это может обострить ситуацию, так как прямое указание часто воспринимается как встречная агрессия. Хотя отстаивание границ важно, форма имеет значение. В чем, на ваш взгляд, основная сложность такого прямолинейного подхода в напряженный момент? (Плюсы: демонстрация границ. Минусы: риск эскалации.)
Б. В момент сильных эмоций логика редко бывает услышана. Человек скорее почувствует, что его не понимают, а пытаются "задавить" интеллектом. Когда вы сами очень эмоциональны, насколько легко вам воспринимать чисто рациональные доводы? (Плюсы: попытка рационального диалога. Минусы: несвоевременность.)
В. Верно! Эта стратегия позволяет обозначить свои чувства (А), предложить конструктивную альтернативу (В) и объяснить важность такого подхода (С), плюс "захватить" инициативу предложением. Как вы думаете, какие еще формулировки могли бы помочь в подобных ситуациях?
Г. Юмор – отличный инструмент, но в момент чужого сильного раздражения он может быть воспринят как обесценивание чувств или даже издевка. Как определить ту грань, за которой юмор перестает быть уместным в конфликтной ситуации? (Плюсы: попытка снизить накал. Минусы: риск обесценивания чувств собеседника.)
2. Молодой специалист ставит себе цель – через год стать руководителем отдела. Он активно изучает новые методики управления, успешно завершает сложные проекты, выстраивает эффективные коммуникации с коллегами и руководством, и каждый вечер анализирует свои достижения и зоны роста. Какая жизненная позиция наиболее ярко проявляется в его действиях?
А. Позиция человека, стремящегося доказать всем свою исключительность и превосходство.
Б. Позиция "Я в порядке, другие в порядке", ориентированная на достижение реальных целей и развитие.
В. Позиция человека, который боится неудачи и поэтому старается все делать идеально.
Г. Позиция человека, который стремится к власти ради власти, не учитывая интересы команды.
Комментарии:
А. Хотя стремление к высоким результатам может выглядеть так со стороны, фокус на саморазвитии и конструктивных отношениях говорит о другом. Как отличить здоровое стремление к успеху от желания самоутвердиться за чужой счет? (Плюсы: высокая мотивация. Минусы: возможный эгоцентризм, если это так.)
Б. Совершенно точно! Осознанная постановка целей, ориентация на развитие, позитивное восприятие себя и окружающих, анализ опыта – все это признаки конструктивной жизненной позиции "Победителя". Какие первые шаги вы могли бы сделать, чтобы укрепить эту позицию в своей жизни?
В. Страх неудачи часто парализует или ведет к прокрастинации, а не к планомерному развитию и анализу. Перфекционизм из страха редко бывает устойчиво продуктивным. С какими издержками, на ваш взгляд, сопряжен перфекционизм, движимый страхом? (Плюсы: стремление к качеству. Минусы: высокий уровень стресса, боязнь ошибок.)
Г. Описание действий специалиста акцентируется на саморазвитии и эффективности, а не на манипуляциях или игнорировании других. На какие "маркеры" в поведении стоит обращать внимание, чтобы отличить лидера от властолюбца? (Плюсы: амбициозность. Минусы: если это так, то потенциальный вред команде.)
3. Человек постоянно опаздывает на важные встречи, объясняя это внешними обстоятельствами ("пробки", "будильник не сработал"), и часто сетует, что "мир несправедлив" и "ему вечно не везет", при этом отвергая предложения помощи в планировании времени. Какая внутренняя установка может лежать в основе такого поведения?
А. Убежденность в собственной неспособности справляться с жизненными задачами и неверие в позитивные изменения.
Б. Осознанное желание продемонстрировать свою независимость и пренебрежение правилами.
В. Стремление привлечь к себе внимание таким нестандартным способом.
Г. Рациональный расчет: опаздывая, он избегает ожидания и экономит свое время.
Комментарии:
А. Это наиболее вероятное объяснение. Такая установка характерна для сценария "Неудачника", где человек не берет ответственность за свою жизнь и ищет подтверждения своим негативным убеждениям. Как вы думаете, какой первый маленький шаг мог бы помочь такому человеку начать менять эту установку?
Б. Хотя внешне это может так выглядеть, глубинные причины чаще связаны с внутренним дискомфортом, а не с осознанным вызовом. Какая потребность может скрываться за таким "демонстративным" поведением, если оно не вполне осознанно? (Плюсы: возможно, это попытка отстоять автономию. Минусы: контрпродуктивно для репутации.)
В. Возможно, элемент привлечения внимания присутствует, но он скорее является побочным продуктом более глубоких убеждений о себе и мире. Если это так, то почему человек выбирает негативное внимание? (Плюсы: получает внимание. Минусы: это внимание негативное, подкрепляющее проблемы.)
Г. Такая "экономия" времени крайне сомнительна, так как ведет к потере репутации, доверия и возможностей. Это больше похоже на самообман. Какие долгосрочные последствия такого "рационального" подхода вы видите? (Плюсы: иллюзия контроля над своим временем. Минусы: ущерб отношениям и репутации.)
4. В учебных материалах говорится: "Осознавание освобождает от сценария". Как вы понимаете эту фразу в контексте жизненного планирования и личностного роста?
А. Достаточно просто узнать о концепции жизненного сценария, чтобы он перестал на меня влиять.
Б. Это значит, что если я пойму причины своих проблем в прошлом, то они автоматически исчезнут.
В. Осознание своих глубинных убеждений, привычных реакций и их источников дает возможность сделать новый выбор и начать действовать по-другому.
Г. Речь идет о том, что нужно полностью забыть прошлое и начать жизнь "с чистого листа", игнорируя прежний опыт.
Комментарии:
А. Интеллектуальное знание – это лишь первый шаг. Настоящее освобождение требует глубокой внутренней работы и изменения поведения. Сталкивались ли вы с ситуациями, когда знание о проблеме не приводило к ее автоматическому решению? (Плюсы: первый шаг к изменениям. Минусы: недостаточно для реальных перемен.)
Б. Понимание причин важно, но не всегда автоматически устраняет последствия. Это как знать, почему зуб болит, но не лечить его. Что, помимо понимания причин, необходимо для реальных изменений в поведении или ощущении себя? (Плюсы: важный этап анализа. Минусы: понимание без действия малоэффективно.)
В. Именно так! Осознание – это прожектор, который высвечивает наши автоматизмы, позволяя нам перестать быть их рабами и начать сознательно строить свою жизнь. Какие конкретные шаги по осознанию своих привычных реакций вы могли бы предпринять уже сегодня?
Г. Забыть прошлое невозможно и непродуктивно. Опыт, даже негативный, – это ценный учитель, если его правильно переосмыслить. Как можно использовать осознание прошлого опыта для построения лучшего будущего, не зацикливаясь на нем? (Плюсы: желание перемен. Минусы: игнорирование опыта лишает уроков.)
5. Женщина постоянно тревожится о своем взрослом сыне, который живет отдельно: звонит ему по несколько раз в день, чтобы узнать, поел ли он, тепло ли оделся, как его настроение, и очень переживает, если он не сразу отвечает. О какой характеристике созависимого поведения это может говорить в первую очередь?
А. Готовность к самопожертвованию.
Б. Низкая самооценка, сильно зависящая от других.
В. Навязчивая сосредоточенность мыслей на другом человеке и ощущение необходимости контроля.
Г. Стыд и вина за поведение другого.
Комментарии:
А. Хотя элементы самопожертвования могут присутствовать (время, эмоции), ключевое здесь – фиксация на другом. Как отличить заботу от жертвенности, которая вредит обоим? (Плюсы: проявление заботы. Минусы: если это в ущерб себе и без запроса – может быть неконструктивно.)
Б. Низкая самооценка часто сопутствует созависимости, но описанное поведение напрямую указывает на другой аспект. Может ли постоянная тревога о другом быть способом не встречаться с собственными проблемами или чувствами? (Плюсы: это может быть попыткой почувствовать себя нужной. Минусы: самооценка не становится от этого стабильнее.)
В. Абсолютно верно. Это яркое проявление именно навязчивой фиксации на жизни другого человека и стремления его контролировать, что является ядром созависимого паттерна. Как вы думаете, что может помочь человеку сместить фокус внимания с другого на себя в подобной ситуации?
Г. Стыд и вина могут возникать, если сын совершает какие-то неблаговидные поступки, но здесь акцент на бытовом контроле и тревоге. Почему, на ваш взгляд, матери так сложно бывает отпустить контроль над взрослым ребенком, даже если объективных причин для тревоги нет? (Плюсы: желание блага ребенку. Минусы: если поведение ребенка не проблемное, то стыд/вина не первичны.)
6. Партнер человека с игровой зависимостью регулярно оплачивает его долги, веря обещаниям "завязать", и объясняет пропуски работы партнера начальству выдуманными причинами. Как называется такое поведение в контексте созависимости?
А. Проявление истинной любви и поддержки в сложной ситуации.
Б. Взятие на себя ответственности за жизнь и проблемы другого человека, или "воровство ответственности".
В. Мудрая стратегия, направленная на постепенное исправление зависимого.
Г. Естественная реакция любого заботливого человека на проблемы близкого.
Комментарии:
А. Истинная любовь и поддержка направлены на рост и исцеление, а не на поддержание проблемы. Помогая избегать последствий, партнер мешает зависимому осознать глубину проблемы. В чем разница между поддержкой и потаканием, на ваш взгляд? (Плюсы: добрые намерения. Минусы: усугубление зависимости.)
Б. Точно! Такое поведение – классический пример "воровства ответственности", когда созависимый партнер решает проблемы зависимого, не давая ему столкнуться с последствиями своих действий. Какие шаги мог бы предпринять партнер, чтобы вернуть ответственность зависимому, сохраняя при этом заботу?
В. Эта стратегия кажется мудрой только на первый взгляд, но на деле она консервирует проблему. Зависимый не учится на своих ошибках, так как их "исправляет" кто-то другой. Какие иллюзии могут поддерживать веру в эффективность такой "мудрой" стратегии? (Плюсы: надежда на исправление. Минусы: неэффективность, затягивание проблемы.)
Г. Хотя желание помочь естественно, описанные действия являются деструктивными. Заботливый человек, понимающий суть зависимости, будет действовать иначе – мотивируя к лечению. Какие чувства могут мешать "заботливому" человеку перестать спасать зависимого таким образом? (Плюсы: эмпатия. Минусы: непонимание сути помощи при зависимости.)
7. Сотрудник постоянно жалуется на огромный объем работы и усталость, но отказывается от помощи коллег и не обсуждает с руководством возможность перераспределения задач. При этом он получает много сочувствия и репутацию "героя, который все тянет на себе". О каком психологическом феномене может идти речь?
А. Объективная перегруженность задачами и отсутствие ресурсов для их выполнения.
Б. Осознанное стремление к карьерному росту через демонстрацию сверхнагрузок.
В. Наличие вторичных выгод от своей "проблемы" – например, получение внимания и особого статуса.
Г. Неумение делегировать полномочия и организовывать свое рабочее время.
Комментарии:
А. Если бы причина была только в объективной перегрузке, человек, скорее всего, искал бы конструктивные решения. Отказ от помощи – важный маркер. Как отличить реальную перегрузку от ситуации с неосознаваемыми выгодами? (Плюсы: возможно, человек действительно много работает. Минусы: отказ от помощи указывает на что-то еще.)
Б. Демонстрация сверхнагрузок – рискованная стратегия для карьерного роста, она может привести к выгоранию. Чаще за этим стоят менее осознанные мотивы. Может ли такое поведение быть способом избежать других, более сложных или пугающих задач? (Плюсы: может выглядеть как высокая отдача. Минусы: риск выгорания, неэффективность.)
В. Очень вероятно! Получение сочувствия, статуса "незаменимого" или "мученика" может быть мощной неосознаваемой выгодой, которая поддерживает проблемное поведение, несмотря на все жалобы. Какие еще неочевидные "бонусы" может давать такая позиция?
Г. Неумение делегировать и организовывать время может быть частью общей картины, но отказ от помощи и получение "бонусов" в виде внимания указывают на что-то большее. Как вы думаете, что мешает человеку научиться делегировать, если это принесло бы ему облегчение? (Плюсы: признание наличия проблемы с тайм-менеджментом. Минусы: не объясняет отказ от помощи.)
8. Представьте человека, который осознал свой жизненный сценарий "вечной жертвы", понял, какие вторичные выгоды (например, сочувствие окружающих, избегание ответственности) он от этого получал, и увидел, как это связано с его созависимым поведением в отношениях. Какой следующий шаг будет наиболее важным на пути к позитивным изменениям?
А. Начать обвинять своих родителей и окружение в формировании такого сценария.
Б. Принять твердое решение больше никогда не жаловаться и не просить о помощи, чтобы не быть жертвой.
В. Попытаться найти новый, более "выгодный" сценарий, который позволит получать те же бонусы, но другим способом.
Г. Начать постепенно брать на себя ответственность за свои выборы, чувства и потребности, практикуя новые, более здоровые способы взаимодействия с собой и миром, например, используя технику "Антиклёв" в сложных ситуациях.
Комментарии:
А. Обвинение других может принести временное облегчение, но оно удерживает в позиции жертвы и не способствует росту. Как можно использовать понимание влияния прошлого, не застревая в обвинениях? (Плюсы: признание влияния прошлого. Минусы: непродуктивно, оставляет в пассивной позиции.)
Б. Это другая крайность, которая может привести к изоляции и подавлению естественных потребностей. Здоровое поведение – это гибкость. В каких ситуациях просьба о помощи является признаком силы, а не слабости? (Плюсы: стремление к самостоятельности. Минусы: жесткость, риск изоляции.)
В. Поиск "более выгодного" сценария для получения тех же бонусов – это замена одной манипуляции на другую, а не выход из сценария. Какие истинные потребности могут скрываться за желанием получать "бонусы" старого сценария? (Плюсы: креативность в поиске решений. Минусы: риск сохранения манипулятивного поведения.)
Г. Совершенно верно! Осознание – это старт, а реальные изменения начинаются с принятия ответственности и конкретных действий по формированию новых привычек и реакций. Какие маленькие, но конкретные действия по принятию ответственности вы могли бы внедрить в свою жизнь уже на этой неделе?
Техника АНТИКЛЁВ для ЗАЩИТЫ от манипуляций (Альберт Сафин)
Механизм манипулятивной игры: ГОЛОД + КРЮЧОК + КЛЁВ + Переключения по ролям (Преследователь - Спасатель - Жертва - Преследователь … ) = НАСЫЩЕНИЕ (получение привычной эмоции + подтверждение привычных убеждений о себе, о других и о мире).
Формула АНТИКЛЁВА: Амортизация + Ваши слова/поведение X вызывает/рождает во мне желание Y, но вместо этого я приглашаю вас Z (конструктив). Это важно, потому что (удерживать вредом и двигать выгодой) + Захват?
Исследование: дело
- Что именно вы любите делать? Какая деятельность дает вам приносит ощущение важности?
- Если бы вы были абсолютно превосходным в любом навыке или области, что бы это было?
- Какая способность, если вы развили ее превосходно, имела бы наибольшее позитивное влияние на вашу жизнь?
- Какова ваша область превосходства, ваше уникальное торговое предложение и самое лучшее, что вы делаете в своей работе?
- Если бы вы могли делать что-то одно на протяжении целого дня то, какая бы деятельность была наиболее вдохновляющей для вас?
Карта будущего касательно профессиональной деятельности
ОКРУЖЕНИЕ
1. Где вы работаете?
2. Представьте ваше рабочее место? Что вы постоянно видите вокруг себя? С кем вы работаете, живете? Какая атмосфера вокруг вас? Как вы себя там чувствуете?
ПОВЕДЕНИЕ
3. Какими делами заполнен ваш день и неделя? Сколько времени вы посвящаете размышлениям, планированию?
4. Сколько времени вы тратите на личные встречи, телефонные разговоры, работу с почтой? Сколько времени занимают совещания? Как вы ведете себя на них - сами выдвигаете идеи/помогаете выдвигать другим и проверяете их? Как вы делаете дела? Как вас это характеризует?
СПОСОБНОСТИ
5. Каковы ваши сильные стороны? Чем вы предпочитаете заниматься, зная, что это – ваша сильная сторона?
6. Чего вы избегаете, чувствуя, что вам недостает соответствующих знаний и умений? Ваша сила в специальных навыках, навыках межличностного общения или в умении вдохновлять людей? Как бы вы оценили свои навыки стратегического планирования?
УБЕЖДЕНИЯ И ЦЕННОСТИ
7. Каковы ваши ценности? Какие качества вы цените в себе? Что в жизни для вас важнее всего? Что вы больше всего цените в других?
8. Как в целом вы бы оценили бы уровень своей компетентности по 10-ти балльной шкале? Насколько широк круг дел, с которыми справляетесь хорошо, и насколько хорошо вы справляетесь с тем, за что вы беретесь?
ИДЕНТИЧНОСТЬ
9. Кто вы? Какие роли вы исполняете на работе, дома, в кругу друзей и соседей?
10. К чему вы стремитесь? Кем вы станете в будущем и кем хотели бы стать? Что вы оставите после себя? Каким будет ваш неповторимый вклад? Что особенного есть в вашей жизни?
ДУХОВНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
11. Во что вы верите? Духовные воззрения могут быть религиозными и гуманистическими. Вы можете верить в способность человека улучшить мир, а можете считать, что в этом жестоком мире человек человеку волк.
12. Ваше понимание смысла жизни будет руководить вашим поведением, оно поможет вам сформировать убеждения, чувство «я», ценности и в конечном итоге повлияет на ваши способности.
5 вопросов в отношениях
- Могу ли я сделать наши отношения еще комфортнее?
- Не сделал(а) ли я случайно что-нибудь такое, от чего тебе было неприятно?
- Всё ли тебя устраивает в нашей сексуальной жизни?
- Как я могу помочь тебе?
- Как ты думаешь, достаточно ли мы близки?
Открытые вопросы
- Если я представлю, что вижу себя глазами того, кто действительно любит и уважает меня, что нового я замечаю и чувствую?
- Кем я восхищаюсь больше всего?
- Какие именно качества меня привлекают?
- Как я могу усилить эти качества у себя?
- Как изменится моя жизнь, если я буду в 2 раза смелее, увереннее?
- В каких ресурсах я нуждаюсь чаще всего?
- Где обычно я ищу эти ресурсы?
- Как изменится моя жизнь, когда я научусь находить ресурсы внутри?
- Насколько меня волнует то, что могут подумать обо мне другие люди?
- Что я мог бы делать по-другому, зная, что никто меня не осудит?
НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ и его РЕЧЕВЫЕ стратегии: РАЗБОР
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.