ТА - 07 - Дополнительные материалы

Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
10 открытых вопросов для самоанализа
1. Вспомните фразы или правила, которые вы часто слышали в детстве ("Не высовывайся", "Старайся для других", "Будь лучшим"). Как, по-вашему, эти послания из прошлого влияют на ваши сегодняшние решения и формируют вашу жизненную стратегию — стратегию человека, который уверенно достигает своего, или человека, который сомневается в себе?
2. Подумайте о ситуации, когда вы изо всех сил пытались "спасти" близкого человека от его же проблем, беря всё на себя. Как эта роль "Спасателя" на самом деле мешала ему повзрослеть, а вас заставляла чувствовать себя истощенным, но нужным? В чем здесь ловушка?
3. Иногда проблема, на которую мы жалуемся, дает нам скрытые "бонусы": внимание, заботу, повод не делать чего-то важного. Какие неочевидные выгоды может приносить вам одна из ваших текущих трудностей? И как можно начать получать то же самое (например, внимание или поддержку) более здоровым и прямым способом?
4. "Воровство ответственности" — это когда мы решаем проблемы за другого взрослого человека (например, звоним за него на работу, отдаем его долги). Как такая "медвежья услуга" лишает его возможности научиться на своих ошибках и стать хозяином своей жизни?
5. Успешная жизненная стратегия — это не магия, а результат ежедневных привычек. Как умение держать данное себе и другим слово, а также способность управлять своим настроением, напрямую ведут к достижению больших жизненных целей? Приведите пример из своей жизни.
6. Сценарий "неудачника" часто поддерживается нашими собственными мыслями. Какие привычные негативные мысли или убеждения (например, "у меня все равно не получится" или "всегда все идет не так") вы замечаете у себя? Как именно они мешают вам действовать и подталкивают к самосаботажу?
7. Представьте типичную ситуацию, где вы чрезмерно опекаете близкого. Проследите всю цепочку: какая мысль запускает вашу тревогу? Что вы чувствуете в теле? Какая эмоция возникает (страх, вина)? И какое действие вы совершаете, чтобы успокоиться, тем самым продолжая этот замкнутый круг?
8. Техника "Антиклёв" учит не попадаться на эмоциональные "крючки" других людей. В чем ее главное преимущество по сравнению с попыткой спорить, оправдываться или нападать в ответ, особенно в общении с близкими, где эмоции зашкаливают?
9. Если человек глубоко внутри убежден, что он "недостаточно хорош", как эта вера заставляет его видеть любую нейтральную ситуацию (например, молчание коллеги) как подтверждение своей никчемности, что в итоге и приводит к плохим результатам в отношениях?
10. Осознание скрытых выгод от своей проблемы — это мощный толчок к изменениям. Как понимание того, что вы получаете, оставаясь на месте, может дать вам энергию, чтобы наконец "построить водопровод" (создать постоянное решение) вместо того, чтобы всю жизнь "таскать воду ведрами" (постоянно решать сиюминутные проблемы)?
Тест для проверки и закрепления знаний
1. Представьте, что близкий человек начинает разговор на повышенных тонах, обвиняя вас в чем-то. Какая реакция поможет вам не втянуться в скандал и сохранить самообладание, используя принцип "не попадаться на крючок"?
А. Немедленно и жестко ответить: "Не смей так со мной разговаривать!", чтобы отстоять свои границы.
Б. Спокойно и логично начать объяснять, почему он неправ, приводя факты и доказательства.
В. Сделать паузу, выдохнуть и сказать: "Я вижу, ты очень расстроен. Мне сложно разговаривать, когда на меня кричат. Давай вернемся к этому через 15 минут, когда мы оба немного остынем".
Г. Попытаться отшутиться, чтобы разрядить обстановку и показать, что все не так серьезно.
Комментарии:
А. Прямая конфронтация в момент чужого гнева — это как подлить масла в огонь. Это может привести к эскалации конфликта, хотя желание защитить себя понятно. (Плюсы: попытка установить границу. Минусы: высокий риск усугубить ссору.)
Б. Когда человек захвачен эмоциями, логика для него не существует. Ваши разумные доводы, скорее всего, будут восприняты как попытка "умничать" и обесценить его чувства. (Плюсы: апелляция к разуму. Минусы: абсолютно несвоевременно.)
В. Верно! 👍 Вы признаете его чувства (но не правоту), обозначаете свои и предлагаете конструктивный выход. Это позволяет вам управлять ситуацией, а не быть ее жертвой. (Плюсы: эффективно, сохраняет достоинство обоих, ведет к решению.)
Г. В момент сильного раздражения юмор может быть воспринят как издевка и неуважение к чувствам другого. Это очень рискованная тактика. (Плюсы: хорошая попытка, если отношения это позволяют. Минусы: высокий риск быть понятым неправильно.)
2. Специалист поставил цель — через год возглавить проект. Он постоянно учится, берет на себя ответственность, выстраивает хорошие отношения в команде и анализирует свои успехи и ошибки. Какая жизненная позиция лежит в основе его действий?
А. Позиция "Я докажу всем, что я лучше других", основанная на самоутверждении.
Б. Позиция "Я — окей, и ты — окей", ориентированная на рост, сотрудничество и достижение цели.
В. Позиция человека, который панически боится провала и поэтому старается быть идеальным.
Г. Позиция карьериста, который пойдет по головам ради должности.
Комментарии:
А. Когда главная цель — доказать что-то, фокус смещается с развития на соревнование. Описанное поведение больше похоже на здоровое стремление к росту. (Плюсы: есть мотивация. Минусы: если это так, то она неэкологична.)
Б. Абсолютно точно! ✅ Это и есть стратегия "Победителя" в хорошем смысле слова: вера в себя и уважение к другим, фокус на развитии и реальных результатах. (Плюсы: здоровая амбициозность, устойчивый рост.)
В. Страх неудачи часто ведет к прокрастинации и избеганию сложных задач, а не к планомерному и открытому развитию, которое включает право на ошибку. (Плюсы: стремление к качеству. Минусы: высокий стресс, выгорание.)
Г. Акцент в описании сделан на обучении и хороших отношениях в команде, что противоречит идее "идти по головам". (Плюсы: целеустремленность. Минусы: если это так, то в долгосрочной перспективе это проигрышная стратегия.)
3. Человек регулярно не выполняет обещания, ссылаясь на внешние причины ("забыл", "не было времени", "обстоятельства"), и искренне верит, что ему просто "не везет". Какое глубинное убеждение, скорее всего, стоит за таким поведением?
А. Убеждение в собственной неспособности влиять на свою жизнь и справляться с задачами.
Б. Сознательное нежелание считаться с другими людьми и их интересами.
В. Попытка привлечь к себе внимание и вызвать жалость.
Г. Уверенность, что ему все должны, поэтому можно не напрягаться.
Комментарии:
А. Да, это суть сценария "Неудачника". Человек не чувствует себя автором своей жизни, а лишь пассивным наблюдателем, с которым "случаются" неприятности. Ответственность перекладывается на внешний мир. (Плюсы: это объясняет поведение. Задача — начать это менять.)
Б. Это было бы открытым пренебрежением, но здесь человек сам страдает от последствий и ищет оправдания, что говорит о внутреннем, а не внешнем конфликте. (Плюсы: возможно, элемент этого есть. Минусы: не объясняет жалобы на "невезение".)
В. Жалость он, может, и получает, но это скорее "побочный эффект", а не главная цель. Первична здесь внутренняя беспомощность. (Плюсы: получает вторичную выгоду. Минусы: это следствие, а не причина.)
Г. Это позиция инфантильного эгоцентризма. Хотя она может присутствовать, ключевое здесь — перенос ответственности на "обстоятельства", а не на других людей. (Плюсы: тоже возможно. Минусы: акцент в вопросе на "невезении", а не на требованиях.)
4. В материалах курса есть фраза: "Осознание освобождает от сценария". Что это значит на практике?
А. Достаточно один раз понять, в чем мой жизненный сценарий, и он исчезнет сам по себе.
Б. Это значит, что нужно найти виноватых в своем прошлом (родителей, школу), и тогда я стану свободным.
В. Увидеть свои автоматические реакции и убеждения — это первый шаг, чтобы получить выбор: поступить по-старому или попробовать по-новому.
Г. Нужно просто перестать думать о прошлом и начать жить с чистого листа.
Комментарии:
А. Знание — это карта, но путь по ней нужно пройти ногами. Понимание без действий ничего не меняет. (Плюсы: знание — сила. Минусы: но только потенциальная.)
Б. Поиск виноватых лишь укрепляет позицию жертвы и забирает силы. Освобождение — это принятие ответственности за свою нынешнюю жизнь, а не сведение счетов с прошлым. (Плюсы: анализ прошлого полезен. Минусы: обвинения контрпродуктивны.)
В. Именно! 🎯 Осознание — это как включить свет в темной комнате. Вы наконец-то видите, где стоит мебель, и можете перестать об нее спотыкаться, выбирая свой путь. (Плюсы: это основа реальных и устойчивых изменений.)
Г. Игнорировать прошлое — значит лишить себя ценнейших уроков. Освобождение — это не забвение, а переосмысление своего опыта и извлечение из него мудрости. (Плюсы: желание перемен. Минусы: без анализа прошлого можно повторять те же ошибки.)
5. Мать постоянно контролирует своего взрослого сына: где он, с кем, поел ли, тепло ли одет. Она искренне считает это проявлением заботы, но сильно тревожится и обижается, если он не отчитывается. Какая главная черта созависимости здесь проявляется?
А. Истинная материнская любовь и беспокойство.
Б. Низкая самооценка, которую она пытается поднять за счет своей "нужности".
В. Навязчивое желание контролировать жизнь другого человека, растворяя в нем свои интересы.
Г. Желание уберечь сына от всех опасностей мира.
Комментарии:
А. Истинная любовь уважает границы и способствует самостоятельности. Описанное поведение, основанное на тревоге и обидах, больше похоже на попытку удержать контроль. (Плюсы: намерения могут быть добрыми. Минусы: результат вредит обоим.)
Б. Низкая самооценка — частый спутник созависимости, но описанное поведение — это конкретное проявление, а не сама причина. (Плюсы: верное наблюдение. Минусы: это не главный механизм в данном примере.)
В. Совершенно верно. Фокус жизни смещен с себя на другого. Контроль над жизнью взрослого ребенка становится главным смыслом и способом справиться с собственной тревогой. (Плюсы: точное определение сути созависимого поведения.)
Г. Это благородное желание, но когда оно превращается в тотальный контроль над взрослым человеком, это уже не защита, а удушение. Это мешает ему жить свою жизнь и брать за нее ответственность. (Плюсы: понятная мотивация. Минусы: гипертрофированная форма вредна.)
6. Жена человека с алкогольной зависимостью постоянно находит ему оправдания перед начальством, отдает за него долги и верит клятвам, что "это был последний раз". Как точнее всего назвать такое поведение?
А. Проявление безграничного терпения и всепрощающей любви.
Б. Создание условий, которые позволяют зависимости развиваться и процветать.
В. Мудрая тактика, чтобы сохранить семью любой ценой.
Г. Нормальная реакция любящего человека на беду близкого.
Комментарии:
А. Любовь иногда должна быть жесткой. Покрывая последствия, жена не дает мужу столкнуться с реальностью и осознать масштаб проблемы. Это не любовь, а потакание болезни. (Плюсы: добрые намерения. Минусы: разрушительные последствия.)
Б. Да, это называется "пособничество" или "содействие". Убирая естественные негативные последствия, она, сама того не желая, помогает болезни прогрессировать. (Плюсы: точная и честная формулировка происходящего.)
В. Семья, построенная на лжи и избегании реальности, — это очень хрупкая конструкция. Такая тактика не сохраняет семью, а медленно разрушает ее изнутри. (Плюсы: понятное желание. Минусы: абсолютно неэффективный способ.)
Г. Первое, естественное желание — помочь. Но если помощь не ведет к решению, а лишь консервирует проблему, нужно искать другие, более эффективные способы. Настоящая помощь здесь — мотивировать человека лечиться. (Плюсы: понятный первый порыв. Минусы: это не помощь, а вред.)
7. Сотрудник жалуется на перегруженность, но категорически отказывается от помощи и предложений оптимизировать работу. Ему явно нравится, когда его называют "незаменимым" и сочувствуют его "тяжкой доле". О чем это говорит?
А. Он просто очень ответственный работник, который не доверяет другим.
Б. Он не умеет управлять своим временем и боится в этом признаться.
В. Он получает мощные скрытые выгоды от своей роли "героя-мученика".
Г. Он стремится к повышению, показывая, как много он работает.
Комментарии:
А. Сверхответственность, не позволяющая принять помощь, часто является маской для других мотивов. Здоровая ответственность включает умение работать в команде. (Плюсы: возможно, он так о себе думает. Минусы: не объясняет отказ от помощи.)
Б. Это может быть частью проблемы, но его явное удовольствие от сочувствия и статуса указывает на более глубокие психологические "бонусы". (Плюсы: вероятный сопутствующий фактор. Минусы: не объясняет эмоциональную подоплеку.)
В. Бинго! 🎯 Статус "незаменимого", внимание коллег, право на усталость и особое положение — это мощные "призы", ради которых человек готов бессознательно поддерживать свою проблему. (Плюсы: объясняет всю совокупность поведения — и жалобы, и отказ от помощи.)
Г. Это очень плохая стратегия для повышения. Руководители ценят тех, кто умеет эффективно организовывать работу, а не тех, кто постоянно "тушит пожары" и находится на грани выгорания. (Плюсы: может быть его ошибочной тактикой. Минусы: тактика неэффективна и, скорее всего, вторична.)
8. Человек осознал свой сценарий "жертвы", понял, какие выгоды он получал (например, избегание ответственности), и увидел, как это портит его жизнь. Какой следующий шаг будет самым конструктивным на пути к реальным изменениям?
А. Начать во всем обвинять родителей, так как именно они сформировали этот сценарий.
Б. Принять решение никогда больше ни на что не жаловаться и не просить о помощи, чтобы быть сильным.
В. Попытаться найти новый, более хитрый способ получать те же выгоды (внимание, заботу), не выглядя при этом жертвой.
Г. Начать шаг за шагом принимать ответственность за свои чувства и решения, обучаясь удовлетворять свои потребности прямо и открыто.
Комментарии:
А. Обвинения — это тупик, который оставляет вас в прошлом и в той же роли жертвы обстоятельств. Понимание причин нужно не для поиска виновных, а для осознания механизма проблемы. (Плюсы: анализ прошлого важен. Минусы: застревание в обвинениях лишает сил.)
Б. Это другая крайность. Сила не в том, чтобы никогда не просить о помощи, а в том, чтобы уметь это делать из взрослой позиции, когда это действительно необходимо. (Плюсы: хорошее намерение. Минусы: жесткая и нежизнеспособная стратегия.)
В. Это просто смена маски, а не выход из сценария. Это попытка продолжать манипулировать, только более изощренно. Изменения требуют честности с собой и другими. (Плюсы: поиск решения. Минусы: решение не ведет к реальному росту.)
Г. Совершенно верно! ✨ Это и есть путь к выходу из сценария. Небольшие, но регулярные действия по принятию ответственности в повседневной жизни постепенно формируют новую, здоровую модель поведения и новую судьбу. (Плюсы: единственно верный путь к долгосрочным позитивным изменениям.)
Когда прощать вредно? Искусство здорового прощения | Руководство

Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.
