ТА - 09 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 09
1. Ваш друг внезапно отменил долгожданную встречу. Какое звено в цепочке "Событие - Мышление - Реакция - Результат" дает вам наибольшую свободу для конструктивного ответа на эту ситуацию, согласно представленным материалам?
А. Само событие (отмена встречи) – ведь оно уже произошло.
Б. Ваша эмоциональная реакция (например, обида) – она естественна.
В. Ваше мышление (интерпретация отмены) – оно формирует реакцию.
Г. Результат (испорченный вечер) – он является итогом.
Комментарии:
А: Событие уже свершилось, и напрямую изменить его мы не можем. Плюс: принятие факта помогает сохранить энергию. Минус: если остановиться на этом, можно упустить возможность повлиять на свое состояние. Это как погода – мы не можем отменить дождь, но можем выбрать, промокнуть или взять зонт. Как умение отличать контролируемое от неконтролируемого помогает вам в жизни?
Б: Эмоции – важный сигнал, но они являются следствием наших мыслей, а не первопричиной. Попытка подавить их или действовать под их влиянием без анализа мысли непродуктивна. Плюс: внимание к чувствам ценно. Минус: есть риск остаться в их власти, не добравшись до корня. Представьте, что эмоция – это дым. Что важнее: разгонять дым или найти источник огня?
В: Верно! Именно наши мысли и интерпретации события определяют наши чувства и последующие действия. Плюс: это дает нам ключ к изменениям и внутреннюю свободу. Это ваша "точка силы"! Осознав мысли (например, "Он меня не ценит" vs "Возможно, у него серьезные обстоятельства"), можно изменить реакцию и результат. Как вы могли бы переосмыслить недавнее неприятное событие, чтобы изменить свою реакцию на него?
Г: Результат – это уже следствие всей цепочки "Событие - Мышление - Реакция". Влиять на него можно, только изменив предыдущие звенья, в первую очередь – мышление. Плюс: мы видим итог наших внутренних процессов. Минус: это уже финал текущего цикла, а не рычаг для изменений в моменте. Как понимание того, что результат зависит от мышления, может помочь вам в планировании будущих дел для достижения желаемого?
2. Коллега не поздоровался с вами в коридоре. Вы тут же подумали: "Он на меня обиделся!". Какая мыслительная ловушка, скорее всего, сработала в этой ситуации, искажая ваше восприятие?
А. Катастрофизация (предположение худшего исхода).
Б. Чтение мыслей (уверенность в знании чужих мыслей).
В. Навешивание ярлыков (оценка всей личности по одному поступку).
Г. Сверхобобщение (распространение единичного случая на все).
Комментарии:
А: Здесь нет раздувания до вселенской катастрофы ("Меня уволят!"), а скорее попытка угадать чужое негативное отношение. Плюс: это может быть попыткой предвидеть трудности. Минус: часто приводит к излишней тревоге без оснований. Эта ошибка как смотреть в бинокль не с той стороны – мелочи могут показаться огромными. В каких ситуациях вы замечали за собой преувеличение потенциальных негативных последствий?
Б: Именно! Мы не можем знать наверняка, что думает другой человек, но часто приписываем ему свои догадки, принимая их за истину. Плюс: это отражает нашу потребность в понимании окружающих. Минус: высокий риск ошибочных выводов и ненужных обид. Коллега мог просто задуматься или не заметить вас. Вспомните случай, когда ваша догадка о чужих мыслях оказалась неверной. Чему это вас научило?
В: "Ярлык" был бы, если бы вы подумали: "Он грубиян" или "Я неудачник". В данном случае акцент на предполагаемой обиде, а не на глобальной оценке личности. Плюс: попытка быстро классифицировать ситуацию. Минус: это упрощает и искажает реальность, мешая видеть человека многогранно. Какие "ярлыки" порой мешают вам объективно воспринимать людей или ситуации?
Г: Сверхобобщение – это вывод вроде "Он всегда так делает" или "Никто меня не уважает" на основе единичного случая. Здесь фокус на конкретной предполагаемой обиде. Плюс: это попытка мозга найти закономерности. Минус: один случай не делает систему, что может привести к необоснованным выводам. Помните пословицу "Одна ласточка весны не делает"? Как этот принцип помогает не спешить с выводами в отношениях?
3. Вы заметили, что часто реагируете раздражением на мелкие бытовые неурядицы. Какой из предложенных подходов к анализу своего мышления будет наиболее комплексным и поможет выявить глубинные причины такой реакции?
А. Сконцентрироваться только на автоматических мыслях ("Опять все не так!").
Б. Проанализировать свои убеждения о себе ("Я должен быть всегда спокоен?").
В. Рассмотреть ситуацию через призму всех 10 компонентов мышления, от убеждений до образа жизни.
Г. Исключительно изменить поведенческие привычки (например, начать медитировать при раздражении).
Комментарии:
А: Автоматические мысли – это верхушка айсберга. Важно их замечать, но они являются отражением более глубоких процессов. Плюс: это быстрый срез актуального состояния. Минус: такой анализ будет поверхностным, не затрагивая корни проблемы. Это как лечить симптомы простуды, не укрепляя иммунитет. Какие глубинные установки могут стоять за вашими мимолетными негативными мыслями в быту?
Б: Убеждения о себе – это очень важный компонент, но не единственный. Раздражение может быть связано и с усталостью, и с нереалистичными ожиданиями от мира или других людей, и даже с образом жизни. Плюс: это позволяет провести глубокий самоанализ. Минус: есть риск упустить другие значимые факторы. Какие еще из 9+1 компонентов мышления, по-вашему, могут неожиданно влиять на ваше настроение в повседневных ситуациях?
В: Совершенно верно! Принцип системности гласит: каждый из компонентов имеет значение и нет среди них второстепенных. Такой комплексный подход дает наиболее полную картину и больше рычагов для позитивных изменений. Плюс: это обеспечивает глубину и широту анализа. Это как провести полную диагностику автомобиля, чтобы найти причину неисправности. Какой из 10 компонентов вы бы начали анализировать первым в своей ситуации и почему?
Г: Изменение поведенческих привычек, безусловно, полезно, но без понимания мыслей, убеждений и других компонентов, это может быть борьбой с ветряными мельницами. Плюс: это практическое действие, направленное на изменение. Минус: без анализа причин эффект может быть временным или недостаточным. Представьте, что вы садовник: что эффективнее – регулярно срезать верхушки сорняков или вырвать их с корнем?
4. Ваш друг говорит: "Главное – получить эту должность, неважно как! Остальное потом". Какому типу целеполагания, согласно описанию, соответствует его подход и какой важный аспект жизни он может упускать?
А. Процессному, так как он сфокусирован на действии "получить". Упускает результат.
Б. Результатному. Упускает ценность самого процесса и возможные внутренние ориентиры.
В. Сбалансированному, так как цель ясна. Упускает альтернативные цели.
Г. Краткосрочному, так как думает о ближайшем шаге. Упускает долгосрочную перспективу.
Комментарии:
А: Скорее наоборот. Акцент на "получить" любой ценой – это яркий пример ориентации на конечный пункт, а не на удовольствие от самого пути или его осмысленность. Плюс: есть видимость активного стремления к цели. Минус: здесь явная ошибка в определении типа целеполагания. Процесс – это как ехать в машине, наслаждаясь дорогой и общением, а не только нервно ждать прибытия. В чем для вас заключается ценность самого процесса достижения цели?
Б: Точно! Это классический пример результат-ориентированного целеполагания. Важно помнить, что путь к цели тоже имеет значение и может быть наполнен смыслом, радостью и важными уроками, если опираться на свои ценности. Плюс: такая фокусировка помогает достигать конкретных результатов. Минус: есть риск "выгорания", потери ориентиров и ощущения пустоты после достижения цели. Какие ценности могли бы сделать путь вашего друга к этой должности более осмысленным и радостным?
В: Ясность цели не всегда означает сбалансированность. Подход "неважно как" как раз может говорить о дисбалансе, когда цель оправдывает любые средства, игнорируя ценности. Плюс: цель четко определена, что является важным шагом. Минус: игнорирование "цены" достижения и этических аспектов. Это как стремиться к вершине, не замечая красоты горного пейзажа и не заботясь о следах, которые оставляешь. Что для вас значит "сбалансированный подход" к достижению амбициозных целей?
Г: Цель может быть и долгосрочной, например, "стать руководителем отдела через 5 лет". Суть здесь не в сроке, а именно в фокусе "результат любой ценой" в противовес "осмысленный процесс". Плюс: такая концентрация может быть полезна для достижения конкретных задач. Минус: упускается из виду качество самого пути и его влияние на жизнь в целом. Помните пример ребенка, который хочет скорее приехать в зоопарк, не замечая радости самой поездки? Как этот образ применим к взрослым в их профессиональной жизни?
5. Вы решили разобраться в своих истинных ценностях. Какой шаг, согласно предложенной методике, поможет вам глубже всего прочувствовать и конкретизировать значение выбранной ценности, например, "Развитие"?
А. Просто записать эту ценность в список из восьми других.
Б. Подобрать к ней яркую метафору или образ (например, "Развитие – это как восхождение на гору").
В. Вспомнить, когда эта ценность не была реализована, и испытать сожаление.
Г. Спросить у друзей, что они думают о важности развития.
Комментарии:
А: Составление списка – это хороший первый шаг для инвентаризации, но он лишь фиксирует названия, не раскрывая их персональную глубину и смысл. Плюс: это помогает структурировать свои мысли. Минус: это может остаться формальным упражнением без глубокого погружения. Это как собрать все ингредиенты для сложного блюда, но так и не начать его готовить. Что для вас лично стоит за простым словом, которым вы обозначаете важную для себя ценность?
Б: Абсолютно! Метафора или образ оживляют ценность, делают ее объемной, ощутимой и понятной не только на уровне ума, но и на уровне чувств. Плюс: это ключ к эмоциональному соединению с ценностью и ее глубокому осмыслению. Это помогает сделать ценность "своей". Представьте, что одна из ваших ключевых ценностей – это музыкальный инструмент. Какая у него будет мелодия, как он будет звучать и какие чувства вызывать?
В: Анализ прошлого опыта, когда ценность не была реализована, может быть полезен для понимания ее важности, но акцент на сожалении способен увести от конструктивного осмысления. Плюс: это помогает увидеть последствия пренебрежения ценностью. Минус: есть риск застрять в негативных переживаниях. Лучше спросить себя: "А как бы я поступил тогда, если бы эта ценность уже была моим осознанным компасом?". Как прошлые ошибки или упущения помогают вам сегодня больше ценить то, что действительно важно?
Г: Мнение друзей и близких может быть интересным и дать пищу для размышлений, но ценности – это глубоко личная система координат. Важно найти свой собственный, уникальный смысл. Плюс: это возможность получить взгляд со стороны и расширить свое понимание. Минус: есть риск подменить свои истинные ориентиры чужими ожиданиями или мнениями. Это как выбирать одежду: совет друга может быть полезен, но носить и чувствовать себя комфортно в этой одежде – вам. Как вы отличаете свои подлинные ценности от тех, что могут быть навеяны окружением?
6. Вы обнаружили, что ваша текущая работа частично противоречит одной из ваших ключевых ценностей – "Творчеству". Какая стратегия поведения будет наиболее гармоничной и конструктивной в долгосрочной перспективе?
А. Немедленно уволиться, так как компромиссы недопустимы.
Б. Продолжать работать как есть, игнорируя внутренний дискомфорт, ведь есть обязательства.
В. Постараться найти способы привнести творчество в текущую работу или хобби, плавно ища альтернативы, если это необходимо.
Г. Полностью обесценить творчество, убедив себя, что это не так уж и важно.
Комментарии:
А: Резкие движения, совершенные под влиянием сильных чувств, не всегда являются лучшим решением. Важно действовать обдуманно, взвесив все "за" и "против". Плюс: это демонстрирует решительность и приверженность ценностям. Минус: есть риск необдуманных потерь и сожалений о поспешности. Иногда стоит сначала осмотреться: а вдруг дверь не заперта, а просто туго открывается, или есть другое окно? В каких ситуациях импульсивность вам мешала, а в каких помогала?
Б: Игнорирование внутреннего конфликта между работой и ценностями ведет к накоплению неудовлетворенности, стрессу и даже выгоранию. Плюс: это может показаться проявлением ответственности и терпения. Минус: это самоподавление, которое дорого обходится психическому и физическому здоровью. Это как долго ехать на машине с включенным ручным тормозом – рано или поздно что-то сломается. Как вы обычно поступаете, когда ваши повседневные действия идут вразрез с вашими глубинными убеждениями?
В: Отличный выбор! Это стратегия "без резких движений", позволяющая сохранить стабильность и постепенно двигаться к большей гармонии между работой и ценностями. Плюс: это гибкий, мудрый и бережный к себе подход. Это поиск нового смысла в старом или создание нового пространства для реализации ценности. Какие маленькие, но конкретные шаги вы могли бы сделать уже сегодня, чтобы привнести больше творчества (или другой важной ценности) в свою жизнь?
Г: Обесценивание своих истинных ценностей – это путь к потере себя, своего внутреннего компаса и аутентичности. Плюс: это может дать временное облегчение и снять внутреннее напряжение. Минус: это предательство себя, которое в долгосрочной перспективе ведет к апатии и потере смысла. Это как убедить себя, что вам не нужен свежий воздух, потому что вы привыкли жить в душном помещении. Какие ваши ценности вы считаете абсолютно незыблемыми и почему?
7. Если вы столкнулись с неожиданной критикой вашего проекта (Событие), и ваша первая Реакция – сильное расстройство и желание все бросить, как осознание ваших глубинных ценностей (например, "Профессиональный рост", "Вклад в общее дело") может изменить ваше Мышление и, соответственно, Реакцию?
А. Ценности лишь усилят расстройство, ведь критика ставит их под сомнение.
Б. Ценности помогут проигнорировать критику и делать вид, что ничего не произошло.
В. Ценности могут переориентировать мышление с "я неудачник" на "это возможность научиться и улучшить результат", изменяя реакцию на более конструктивную.
Г. Ценности не имеют отношения к реакции на критику, это разные сферы.
Комментарии:
А: Это возможно, если воспринимать критику исключительно как прямую угрозу своим ценностям или своей компетентности, а не как информацию для размышления. Плюс: это подчеркивает, насколько важны для вас эти ценности. Минус: такая реакция неконструктивна и блокирует развитие. Важно помнить, что ценности – это ваш компас и опора, а не хрупкая ваза, которую легко разбить. Как можно превратить вызов вашим ценностям в стимул для их еще большего укрепления и проявления?
Б: Игнорирование – это временное избегание дискомфорта, которое не решает проблему и, что более важно, не способствует росту и развитию. Плюс: это может быть способом самосохранения в острой ситуации. Минус: так вы упускаете ценные уроки и возможность улучшить свою работу или понимание. Это как закрыть глаза на навигационную ошибку – она от этого не исправится. В каких ситуациях конструктивная обратная связь была для вас особенно полезна, даже если поначалу вызывала дискомфорт?
В: Именно так! Ценности становятся внутренней опорой, которая помогает переосмыслить ситуацию и найти в ней ресурс для движения вперед, а не для самобичевания. Плюс: это обеспечивает конструктивный сдвиг в мышлении и реакции. Это как парус, который ловит ветер критики (даже если он порывистый) и помогает направить корабль вашего проекта к намеченной цели, сделав его лучше. Какие еще ваши личные ценности могут помочь вам конструктивно воспринимать критику и использовать ее для развития?
Г: Напротив, наши ценности – это фундаментальная основа, на которой строится наше мышление, наши интерпретации событий и, как следствие, наши реакции в любых жизненных ситуациях, включая получение критики. Плюс: это может быть попыткой упростить сложную взаимосвязь. Минус: при таком подходе упускается из виду мощный внутренний ресурс. Это как сказать, что корни дерева не влияют на его способность противостоять буре. Как ваши ключевые ценности влияют на вашу профессиональную деятельность и реакцию на вызовы?
8. После неудачного свидания человек думает: "Я никому никогда не понравлюсь, все отношения обречены" (сверхобобщение). Как переключение фокуса на свои ценности, например, "Искренность в отношениях" или "Саморазвитие", может помочь ему выйти из этой ловушки мышления?
А. Ценности заставят его еще больше копаться в причинах неудачи, усиливая негативные мысли и самокритику.
Б. Ценности подскажут обвинить партнера по свиданию, ведь он не оценил такую ценностную личность.
В. Ценности сместят акцент с глобального "провала" на конкретные шаги: "Как я могу быть более искренним?" или "Чему меня научил этот опыт для будущего?".
Г. Ценности предложат немедленно искать новые свидания, чтобы "забыть" неудачу, не анализируя ее.
Комментарии:
А: Ценности – это наши внутренние ориентиры и источники силы, а не инструменты для самобичевания или усугубления негатива. Они должны вдохновлять на рост, а не погружать в пучину самокритики. Плюс: это отражает желание провести анализ ситуации. Минус: есть риск скатиться в непродуктивное "копание" в себе. Важно не просто "копаться", а извлекать конструктивные уроки с позиции развития. Как вы обычно поддерживаете себя, чтобы не переходить грань между полезным самоанализом и разрушительной самокритикой?
Б: Обвинение другого человека – это перекладывание ответственности и защитная реакция, которая редко соответствует подлинно ценностному подходу к жизни и отношениям. Плюс: это может временно защитить самооценку. Минус: такой подход блокирует возможность извлечь уроки и взять ответственность за свой вклад в ситуацию. Ценности чаще призывают смотреть внутрь себя и на свои действия, а не искать виноватых вовне. Как умение брать на себя адекватную долю ответственности помогает в построении здоровых отношений?
В: Совершенно верно! Ценности дают конструктивное направление для мыслей и последующих действий, помогая превратить кажущуюся "неудачу" в ценный опыт и точку роста. Плюс: это позволяет сфокусироваться на развитии и будущих возможностях. Это как маяк, который в тумане неопределенности указывает путь к самосовершенствованию и построению тех отношений, которые вам действительно важны. Какие еще ваши личные ценности могут помочь вам превращать жизненные трудности в уникальные возможности для роста и обучения?
Г: "Забывание" или вытеснение негативного опыта без его анализа – это упущенный урок и возможность стать мудрее. Ценности, напротив, предполагают осознанность и рефлексию, а не бегство от опыта. Плюс: это отражает стремление к позитивным эмоциям и движению вперед. Минус: избегание рефлексии может привести к повторению одних и тех же ошибок. Представьте, что каждый жизненный опыт – это ваш учитель. Что произойдет, если вы будете постоянно "прогуливать" его уроки, особенно те, которые кажутся трудными?
Видео
Модель стратегического мышления для личной проработки. «Убеждения - Проявления - Подкрепления - Действие». Модель может быть полезной и для самоанализа и для формирования решения и первых шагов.
Работа над ценностями
- Ценность;
- Что она значит для меня;
- Как я узнаю, что это есть в моей жизни;
- Метафора;
- Правило.
То, что Я ИМЕЮ — это следствие того, КЕМ Я ЯВЛЯЮСЬ
Урок о модели «Я — ВЕРЮ — УМЕЮ — ДЕЛАЮ — ИМЕЮ по 4 сферам жизни». То, что человек имеет в своей жизни — это следствие того, кем он себя считает. Или кем он привык себя считать под давлением извне. Необходимая теория и практические рекомендации для самостоятельной работы.
Когнитивные искажения
1 — Чтение мыслей: Когда Н. предлагает, что знает, о чем думают или что чувствуют другие. Ситуация: Н. замечает, что коллега молчит и избегает встречи взглядом после совещания. Мысль: «Он явно думает, что я некомпетентен.»
2 — Негативная фильтрация: Т. игнорирует позитивные аспекты и видит только отрицательные. Ситуация: Т. выступил с презентацией, и большинство оценили ее положительно, но один человек сделал замечание. Мысль: «Вся моя презентация была ужасной из-за этого замечания.»
3 — Катастрофизация: Когда К. ожидает, что с ним произойдёт самых плохой сценарий. Ситуация: К. отправил отчет с небольшой ошибкой. Мысль: «Теперь начальник сочтет меня непрофессионалом, и меня уволят.»
4 — Навешивание ярлыков: Когда Я. навешивает на себя или на других ярлыки. Ситуация: Я. забыла ответить на важное письмо. Мысль: «Я такая безответственная.»
5 — Долженствования: Когда у Р. есть четкий план того, как должно быть, который он ни в коем случае не нарушает. Ситуация: Р. планировал начать заниматься спортом с понедельника, но пропустил тренировку. Мысль: «Я должен был пойти, нет оправданий. Теперь всё бесполезно.»
6 — Сверхобобщение: Когда происходит одно негативное событие, и А. считает, что это закономерность. Ситуация: А. не взяли на работу после собеседования. Мысль: «У меня никогда не получится найти работу. Всегда все идет не так.»
7 — Эмоциональное обоснование: Когда Е. считает, что её чувства являются доказательством чего-либо. Ситуация: Е. чувствует беспокойство перед новым заданием. Мысль: «Если мне так страшно, значит, я точно не справлюсь.»
8 — Персонализация: И. чувствует личную ответственность за то, что не может контролировать. Ситуация: Команда И. не выполнила план продаж. Мысль: «Это из-за меня мы не достигли цели.»
Открытые вопросы
- Сколько времени я провожу с близкими людьми?
- Достаточно ли внимания я им уделяю?
- Кого я люблю?
- Кто любит меня?
- Что я хочу изменить?
- Что я хочу изменить в своем образе жизни?
- Насколько по 10-балльной шкале я доволен своей работой?
- Что я хотел бы изменить?
- Насколько то, чем я занимаюсь, приближает меня к моим самым важным целям?
- Какие занятия меня больше всего вдохновляют и заряжают меня энергией?
- Что я готов сделать для того, чтобы заниматься тем, чем мне нравится?
- Чем я мог бы заниматься бесконечно?
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (ЛЮБОВНАЯ) ЗАВИСИМОСТЬ: практикум (6 шагов)
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.