Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 12.09.2026 | Москва: 19.09.2026 | О курсе

ТА - 09 - Дополнительные материалы


 


Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов для глубокой проработки занятия


1. Вспомните, как мы учились ставить цели по конкретному результату (например, "дойти до фитнес-клуба"). А теперь представьте, что ценности — это то, как вы хотите себя чувствовать в пути (например, "заботиться о своем теле с удовольствием"). Как бы вы могли переформулировать одну из своих целей, чтобы в ней звучал не только пункт назначения, но и радость самого путешествия?

2. Раньше мы рассматривали наше Мышление как один элемент в цепочке "Событие-Мышление-Реакция". Теперь мы знаем, что оно состоит из 10 разных компонентов (от убеждений о себе до образа жизни). Как это новое, "объемное" видение мышления меняет ваш подход к самопомощи? На какой из этих 10 компонентов, помимо автоматических мыслей, вам теперь кажется важным обратить внимание в первую очередь?

3. Мы говорили о Внутреннем Родителе как о "сборнике правил" в нашей голове. Часто эти правила — устаревшие запреты из детства. Как осознание ваших личных, истинных ценностей может помочь вам "перевоспитать" этого Родителя, чтобы он стал не критикующим, а мудрым и поддерживающим наставником?

4. Возьмите любую свою повторяющуюся негативную реакцию (например, раздражение в пробке). Раньше мы анализировали в ней автоматическую мысль ("Я опоздаю!"). Теперь, зная о 10 компонентах мышления, посмотрите глубже: какие еще элементы — возможно, активные ожидания ("дороги должны быть свободными") или образ жизни (хронический недосып) — подливают масла в огонь этой реакции?

5. Жизненный сценарий — это неосознанный план жизни. Можно ли сказать, что сценарий, в котором человек не чувствует себя счастливым, — это история о том, как он раз за разом поступал вопреки своим истинным ценностям? Как честный разговор с собой о том, что для вас действительно важно, может стать первым шагом к написанию новой, счастливой главы вашей жизни?

6. Представьте, что ваша энергия — это батарейка телефона. Какие из 10 компонентов мышления (например, привычка к катастрофизации, глубокое убеждение "я недостаточно хорош" или плохой образ жизни) быстрее всего "сажают" вашу батарейку в течение дня? Что можно сделать, чтобы "закрыть" эти энергозатратные приложения?

7. Исследование своих ценностей похоже на разговор с самым близким человеком — с самим собой. Какие простые и открытые вопросы вы могли бы себе задать, чтобы лучше понять свою ценность? Например, если ваша ценность "Свобода", можно спросить: "А свобода — это как? На что это похоже? Что я делаю, когда чувствую себя по-настоящему свободным?"

8. Вспомните внутренние состояния, которые мы обсуждали. Как ваше состояние, например, Уставшего Ребенка, влияет на то, какие из 10 компонентов мышления "включаются"? Замечали ли вы, что в этом состоянии активируются определенные негативные воспоминания, а мир видится через фильтр когнитивных искажений?

9. Как понимание своих личных ценностей меняет ваш подход к любым договоренностям — от рабочих до семейных? Почему соглашение, которое кажется выгодным, но идет вразрез с вашими внутренними ориентирами (например, ценностью "честность"), в итоге приносит больше вреда, чем пользы?

10. Знание 10 компонентов мышления — это как схема устройства сигнализации. Вы начинаете лучше понимать, на какие "кнопки" давят манипуляторы, чтобы вас зацепить. На какой из этих компонентов (например, на ваши убеждения о себе или активные ожидания от других) чаще всего нацелены "крючки", которые выводят вас из равновесия?


Тест для проверки и закрепления знаний


1. Ваш близкий друг отменил встречу в последний момент. В какой точке цепочки "Событие → Мышление → Реакция → Результат" у вас больше всего власти, чтобы изменить ситуацию к лучшему для себя?

А. В самом событии (отмена встречи) — нужно сделать так, чтобы этого больше не повторялось.

Б. В вашей эмоциональной реакции (обида, разочарование) — нужно просто подавить ее.

В. В вашем мышлении (в том, как вы объясните себе эту отмену) — ведь именно оно определяет реакцию.

Г. В результате (испорченный вечер) — нужно срочно найти, чем его спасти.

Комментарии:

А: Событие уже произошло, и пытаться изменить прошлое — верный способ потратить энергию впустую. Это как пытаться остановить уже начавшийся дождь. Гораздо мудрее не сражаться с фактом, а решить, брать ли зонт. Как умение принимать то, что вы не можете контролировать, помогает вам сохранять силы?

Б: Эмоции — это важный сигнал, как дым от огня. Пытаться разогнать дым (подавить эмоцию), не обращая внимания на его источник (мысль), — неэффективно. Эмоция утихнет сама, как только вы разберетесь с мыслью, которая ее вызвала. Вспомните, когда вы в последний раз пытались скрыть чувство? Помогло ли это?

В: Совершенно верно! Это ваша точка свободы. Между событием и вашей реакцией есть пространство для выбора — выбора вашей интерпретации. Мысль "Он меня не уважает" ведет к обиде. Мысль "Наверное, у него что-то серьезное случилось" ведет к сочувствию. Как вы могли бы по-новому взглянуть на недавнюю неприятную ситуацию, чтобы изменить свое отношение к ней?

Г: Результат — это финал истории, а не ее начало. Пытаться повлиять на него, не изменив предыдущие шаги, — это как пытаться изменить счет в матче после финального свистка. Чтобы получить другой результат в будущем, нужно начать с изменения своего мышления в настоящем. Как это понимание меняет ваш подход к планированию важных дел?


2. Коллега прошел мимо и не поздоровался. У вас мгновенно промелькнула мысль: "Я ему чем-то не нравлюсь". Какая типичная мыслительная ловушка здесь сработала?

А. Катастрофизация (представлять себе самый ужасный исход).

Б. Чтение мыслей (решать за другого, что он думает или чувствует).

В. Навешивание ярлыков (давать человеку общую негативную оценку).

Г. Долженствование (считать, что все должны вести себя определенным образом).

Комментарии:

А: Катастрофизация — это если бы мысль была: "Он меня ненавидит, расскажет начальнику, и меня уволят!". Здесь же нет раздувания последствий, а есть лишь догадка о чужом отношении. Эта ошибка — как из мухи делать слона. В каких ситуациях вы склонны преувеличивать опасность?

Б: Именно! Мы делаем предположение о мыслях другого человека и верим в него как в факт, хотя на самом деле не можем знать, что у него в голове. Он мог просто задуматься, быть в наушниках или плохо себя чувствовать. Вспомните случай, когда вы были уверены в чем-то, а оказалось, что все было совсем не так. Чему это вас научило?

В: "Ярлык" — это если бы вы подумали: "Он — невежливый хам". То есть дали бы оценку всей его личности по одному поступку. Здесь же фокус на его предполагаемом отношении к вам. Ярлыки — это как грязное стекло, через которое мы смотрим на мир. Какие ярлыки мешают вам видеть людей и ситуации объективно?

Г: Долженствование прозвучало бы так: "Он должен был поздороваться, все обязаны здороваться!". Здесь же акцент не на нарушении правила, а на личной обиде. Ожидание, что мир должен соответствовать нашим правилам, — верный путь к разочарованию. От каких нереалистичных "должен" вам было бы полезно отказаться?


3. Вы замечаете, что стали слишком раздражительны по мелочам. Какой подход поможет найти настоящую причину этого, а не просто бороться с симптомами?

А. Сконцентрироваться только на автоматических мыслях в момент раздражения ("Как же это бесит!").

Б. Искать причину только в глубинных убеждениях о себе ("Может, я просто злой человек?").

В. Проверить ситуацию по всем 10 компонентам мышления: от убеждений и образа жизни до физического состояния.

Г. Просто начать пить успокоительный чай каждый раз, когда возникает раздражение.

Комментарии:

А: Автоматические мысли — это верхушка айсберга, видимая часть проблемы. Работа с ними важна, но без понимания того, что скрыто под водой (убеждения, образ жизни), вы не решите проблему целиком. Это как срывать верхушки сорняков, оставляя корни в земле. Какие "корни" могут питать ваши мимолетные негативные мысли?

Б: Убеждения о себе — очень важная часть, но не единственная. Возможно, ваше раздражение — это сигнал не о том, что вы "злой", а о том, что вы хронически не высыпаетесь (образ жизни) или ждете от мира идеальности (активные ожидания). Ограничившись одной причиной, можно упустить главное. Представьте, что вы детектив. Хороший детектив всегда рассматривает несколько версий, верно?

В: Абсолютно верно. Только комплексный взгляд на все 10 компонентов (как на приборную панель самолета) дает полную картину. Раздражение может быть следствием и усталости, и нереалистичных правил, и когнитивных искажений. Такой подход дает максимум возможностей для позитивных изменений. Какой из 10 компонентов вы бы проверили у себя первым и почему?

Г: Успокоительный чай — это хорошая поведенческая техника, чтобы справиться с реакцией в моменте. Но это как ставить ведро под протекающую крышу. Это временно помогает, но не устраняет саму течь (причину раздражения). Что эффективнее в долгосрочной перспективе: постоянно вытирать лужи или починить крышу?


4. Ваш знакомый заявляет: "Моя цель — заработать миллион. Мне все равно как, главное — цифра на счете!". Какой важный аспект жизни он упускает из виду, фокусируясь только на результате?

А. Он упускает удовольствие от процесса и соответствие пути своим внутренним ценностям.

Б. Он упускает возможность поставить еще более амбициозную цель, например, два миллиона.

В. Он упускает из виду правильное планирование и разбивку цели на мелкие шаги.

Г. Он ничего не упускает, так как четкая цель — это залог успеха.

Комментарии:

А: Точно! Жизнь — это не только пункт назначения, но и само путешествие. Когда цель достигается "любой ценой", есть риск, что по пути человек предаст свои ценности (например, честность, дружбу, здоровье) и в итоге, даже получив миллион, почувствует себя опустошенным. Какие ваши ценности делают путь к вашим целям осмысленным и радостным?

Б: Увеличение цифры не меняет сути подхода. Проблема не в размере цели, а в отношении к пути ее достижения. Можно стремиться и к двум миллионам, но делать это в гармонии с собой и своими принципами. Как вы думаете, что важнее: то, чего мы достигаем, или то, кем мы становимся в процессе?

В: Планирование — это важный инструмент, но он вторичен по отношению к смыслу. Можно идеально спланировать путь, который ведет к разочарованию. Сначала важно свериться с внутренним компасом (ценностями), а уже потом прокладывать маршрут (план). Вспомните, был ли у вас опыт, когда вы достигали цели, но не чувствовали радости?

Г: Четкая цель — это действительно важно, но это лишь одна часть уравнения. Вторая, не менее важная часть — это осмысленность процесса. Цель без ценности — как красивый корабль без компаса: он может быстро плыть, но куда он в итоге приплывет? Что для вас значит "успех" — это только результат или что-то большее?


5. Вы решили глубже разобраться в своей ценности "Развитие". Какой из этих шагов поможет вам не просто "знать" эту ценность, а по-настоящему ее "почувствовать"?

А. Просто записать слово "Развитие" в свой список ценностей.

Б. Подобрать к этой ценности яркий, личный образ или метафору (например, "Развитие — это как ухаживать за своим внутренним садом").

В. Сравнить себя с другими людьми, которые кажутся вам более развитыми.

Г. Найти в словаре точное определение слова "развитие".

Комментарии:

А: Список — это отличный старт, но это лишь заголовок. Слово "развитие" для каждого означает что-то свое. Без раскрытия личного смысла это остается просто формальностью. Это как иметь визитку с надписью "Интересный человек", но не знать, в чем именно ваша уникальность. Что лично для вас стоит за этим словом?

Б: Да! Именно метафора переводит ценность с уровня головы на уровень сердца. Она делает ее живой, объемной и вашей. Образ сада сразу подсказывает, что нужно делать: "поливать" новыми знаниями, "вырывать сорняки" вредных привычек, "сажать" новые навыки. Если бы одна из ваших главных ценностей была мелодией, то какой бы она была?

В: Сравнение себя с другими — это скользкая дорожка, которая часто ведет к зависти или унынию. Ценности — это ваш личный компас, а не линейка для измерения себя на фоне окружающих. Важно найти свой собственный путь развития, а не копировать чужой. В чем ваша уникальная сила, которую бесполезно сравнивать с другими?

Г: Словарное определение — это общее знание, а ценность — это глубоко личный смысл. Оно может быть полезно для старта, но не заменит вашего собственного, прожитого и прочувствованного понимания. Это как читать описание любви в энциклопедии вместо того, чтобы испытать это чувство самому. Как бы вы объяснили свою ценность маленькому ребенку простыми словами?


6. Вы осознали, что ваша работа противоречит вашей ценности "Помощь людям". Какое решение будет самым мудрым и бережным по отношению к себе в долгосрочной перспективе?

А. Немедленно уволиться, потому что нельзя предавать свои ценности.

Б. Смириться и продолжать работать, игнорируя внутренний дискомфорт, ведь всем нужна работа.

В. Начать искать способы реализовать эту ценность: найти новые задачи в текущей работе, стать волонтером или плавно искать другую сферу деятельности.

Г. Убедить себя, что "помощь людям" — это наивная и неважная ценность.

Комментарии:

А: Резкие шаги, принятые на эмоциях, могут создать больше проблем, чем решить. Прежде чем прыгать с корабля, стоит осмотреться: может, можно сменить курс или починить парус? Решительность — это хорошо, но мудрость — еще лучше. Вспомните ситуацию, когда вы не торопились с решением и это оказалось правильным.

Б: Игнорировать внутренний конфликт — это как ехать на машине с горящей лампочкой "проверь двигатель". Можно какое-то время делать вид, что все в порядке, но это прямой путь к серьезной "поломке" — выгоранию. Ваше внутреннее недовольство — это не каприз, а важный сигнал. Какие сигналы от своего тела или эмоций вы иногда игнорируете?

В: Безусловно. Это стратегия "гибкой силы". Вы не игнорируете проблему и не рубите с плеча, а начинаете действовать обдуманно и конструктивно, постепенно приводя свою жизнь в большее соответствие с собой. Это проявление настоящей заботы о себе. Какие три маленьких шага вы могли бы сделать, чтобы привнести больше важной для вас ценности в свою жизнь уже на этой неделе?

Г: Обесценивать свои ценности — это предавать самого себя. Это как убедить себя, что вам не нужен воздух, потому что вокруг душно. Это может дать временное облегчение, но в итоге приведет к потере смысла и радости жизни. Какие ваши ценности вы считаете своей главной опорой и никогда бы не предали?


7. Вы получили критику по важному для вас проекту (Событие), и ваша первая реакция — отчаяние и желание все бросить. Как опора на ценности (например, "Профессионализм", "Стремление к лучшему") может изменить ваше Мышление и Реакцию?

А. Ценности только усилят боль, ведь критика доказывает, что вы им не соответствуете.

Б. Ценности помогут проигнорировать критику, ведь вы и так знаете, что вы профессионал.

В. Ценности помогут сместить фокус с "Я — неудачник" на "Это шанс стать лучше и усовершенствовать проект", что изменит реакцию на конструктивную.

Г. Ценности — это что-то абстрактное, они никак не связаны с реакцией на конкретную критику.

Комментарии:

А: Это возможно, если воспринимать критику как приговор, а не как обратную связь. Но ценности — это не хрупкая корона, которая падает от любого толчка, а прочный фундамент. Они помогают выстоять. Критика бросает вызов не вашим ценностям, а лишь текущему результату. Как можно использовать вызов для того, чтобы еще крепче опереться на свои принципы?

Б: Игнорировать обратную связь — значит лишать себя возможности для роста. Настоящий профессионализм заключается не в том, чтобы никогда не ошибаться, а в том, чтобы уметь использовать ошибки и критику для развития. Это как капитан корабля, который игнорирует показания приборов. Куда он приплывет? Когда критика, даже неприятная, помогала вам стать лучше?

В: Абсолютно! Ценности становятся фильтром, который помогает отделить зерна (полезную информацию) от плевел (возможной некорректной подачи). Они превращают удар в точку опоры, помогая переосмыслить ситуацию и найти в ней ресурс для движения вперед. Какие еще ваши ценности могут помочь вам конструктивно воспринимать обратную связь?

Г: Наоборот, ценности — это самое конкретное, что у нас есть. Это наш внутренний стержень, который определяет наше мировоззрение и реакции на все события, особенно на стрессовые. Это как корни дерева: их не видно, но именно они помогают ему устоять в бурю. Как ваши главные ценности проявляются в вашей работе каждый день?


8. После неудачного свидания человек думает: "Со мной что-то не так, я никогда не смогу построить отношения" (сверхобобщение). Как опора на ценности, например, "Искренность" или "Личностный рост", может помочь ему выбраться из этой мыслительной ямы?

А. Ценности заставят его еще глубже копаться в своих недостатках, усиливая самокритику.

Б. Ценности подскажут, что виноват был другой человек, который просто не оценил его по достоинству.

В. Ценности помогут переключить внимание с глобального "провала" на конкретные действия: "Чему меня научил этот опыт?" или "Как я могу быть еще искреннее в следующий раз?".

Г. Ценности посоветуют немедленно пойти на другое свидание, чтобы поскорее забыть эту неудачу.

Комментарии:

А: Есть большая разница между самокопанием и самоанализом. Самокопание — это поиск недостатков, который ведет в тупик. Самоанализ с опорой на ценности — это поиск возможностей для роста. Ценности — это ваш добрый наставник, а не строгий прокурор. Как вы отличаете конструктивный самоанализ от разрушительной самокритики?

Б: Перекладывание ответственности на другого — это временное обезболивающее, которое мешает извлечь урок. Ценностный подход предполагает ответственность за свой вклад в ситуацию. Вместо "Он виноват" можно спросить себя: "Что я могу сделать по-другому в следующий раз, чтобы быть верным себе?". Как умение брать на себя свою часть ответственности помогает вам в жизни?

В: Именно так. Ценности служат маяком, который в тумане разочарования указывает путь вперед. Они помогают превратить болезненный опыт в ценный урок, смещая фокус с самобичевания на саморазвитие. Вместо вопроса "Что со мной не так?" появляется вопрос "Что я могу сделать, чтобы стать лучше?". Какие ваши ценности помогают вам превращать трудности в возможности?

Г: Бегство от опыта — это упущенная возможность для обучения. "Забыть" — значит, скорее всего, повторить ту же ошибку снова. Ценности призывают к осознанности, к тому, чтобы прожить и осмыслить опыт, а не заметать его под ковер. Представьте, что жизнь — это школа. Что будет, если вы будете постоянно прогуливать самые сложные, но и самые важные уроки?


16 ТИПОВ НЕГАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ: понять и преобразовать



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.