ТА - 11 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 11
1. Представьте, что в рекламном ролике вам сначала показывают невероятные кадры роскошной жизни, затем рассказывают "уникальную историю создания" продукта с участием "секретных древних рецептов", после чего предлагают "купить прямо сейчас, пока действует эксклюзивная скидка!". Какой этап структуры воздействия здесь наиболее ярко выражен после привлечения внимания?
А. Незаметное возвращение уха в повседневный шум.
Б. Плавное погружение уха в миф с использованием историй и создания иллюзии эксклюзивности.
В. Только команда: что конкретно делать.
Г. Привлечение внимания громкой ложью.
Комментарии:
А: Этот этап (№5 в структуре) наступает в самом конце, чтобы "замести следы" воздействия и отвлечь от только что принятого решения. Плюс: важно знать о нем, чтобы отследить весь цикл манипуляции до конца. Минус: в описанной ситуации он явно преждевременен, как финал фильма в самом его начале. Как понимание всего цикла воздействия помогает вам сохранять критичность при принятии решений?
Б: Совершенно верно! "Уникальная история", "секретные рецепты" и "эксклюзивная скидка" – это классические элементы "плавного погружения уха в миф" (этап №2). Они создают дополнительную, часто иллюзорную, ценность и ощущение срочности. Плюс: это ключевой момент, где формируется желание. Вспомните примеры из рекламы или повседневной жизни, где искусно созданный "миф" оказывался убедительнее самого продукта или предложения?
В: Команда "купить прямо сейчас" (этап №3) здесь, безусловно, присутствует и является целью манипуляции. Плюс: ее наличие сигнализирует о попытке воздействия. Минус: в описанном фрагменте акцент сделан на процессе "подготовки" сознания к этой команде через миф, а не на самой команде как таковой. Как вы обычно отличаете полезный и своевременный призыв к действию от навязчивой манипулятивной команды?
Г: Привлечение внимания (этап №1) уже успешно состоялось с помощью "невероятных кадров". "Громкая ложь" может быть частью этого первого этапа, но сейчас речь идет о том, что происходит после захвата внимания. Плюс: важно уметь распознавать первичный "крючок", который цепляет внимание. Минус: это уже пройденный этап в данном конкретном сценарии. Какие еще способы привлечения внимания, помимо прямой лжи, вы замечали в современном маркетинге или СМИ?
2. В отношениях после крупной ссоры (акта насилия) наступает период, когда агрессор становится подчеркнуто заботливым, дарит подарки и обещает, что "такого больше никогда не повторится". Как называется эта стадия в классическом цикле насилия?
А. Нейтральная пауза.
Б. Примирение.
В. "Медовый месяц".
Г. Нарастание напряжения.
Комментарии:
А: Нейтральная пауза (этап №1 или №8) – это период кажущегося затишья, когда острый конфликт позади, но напряжение еще не начало нарастать вновь. Плюс: это время для передышки. Минус: это не активная фаза искупления вины, а скорее временное отсутствие явных проблем. Чем, по-вашему, отличается подлинное спокойствие в отношениях от "нейтральной паузы" в цикле насилия?
Б: Примирение (этап №6) – это формальное улаживание конфликта, когда стороны договариваются или одна сторона уступает. Плюс: это шаг к снижению остроты конфликта. Минус: "медовый месяц" – это более активная и демонстративная фаза, направленная на восстановление доверия через позитивное подкрепление. Может ли быть примирение без последующего "медового месяца", и что это говорит об отношениях?
В: Абсолютно точно! Период демонстративной заботы, щедрости и раскаяния после акта насилия, направленный на то, чтобы жертва простила и поверила в изменения, называется "медовый месяц" (этап №7). Плюс: он дает надежду на улучшение. Минус: к сожалению, он часто служит лишь для удержания жертвы в цикле. Как отличить искреннее раскаяние и желание измениться от манипуляций на стадии "медового месяца"?
Г: Нарастание напряжения (этап №2) предшествует акту насилия, это период накопления обид и раздражения. Плюс: распознавание этой фазы может помочь предотвратить эскалацию. Минус: описанная ситуация с подарками и извинениями происходит уже после акта насилия, а не до него. Какие неочевидные признаки могут указывать на скрытое нарастание напряжения в отношениях?
3. Согласно модели "Звезда радости и результата", почему компонент "Ответственность" ("Я являюсь причиной того, что происходит") так важен для эффективной деятельности и психологического здоровья?
А. Он позволяет быстро найти виновных, если что-то пошло не так, тем самым сохраняя свою высокую самооценку.
Б. Он помогает человеку почувствовать себя абсолютно всемогущим и способным контролировать все события вокруг себя без исключения.
В. Он противостоит позиции "жертвы", давая человеку ощущение силы и понимание, что именно он может влиять на свою жизнь и достигаемые результаты.
Г. Он нужен в основном для того, чтобы формально отчитываться перед руководством или клиентами за качество и сроки проделанной работы.
Комментарии:
А: Позиция ответственности как раз предполагает фокус на своем вкладе, а не на поиске виновных вовне. Плюс: анализ ошибок важен. Минус: перекладывание вины – это признак позиции "жертвы", противоположной ответственности. Как конструктивно анализировать неудачи, не обвиняя других, но и не впадая в излишнее самобичевание?
Б: Ответственность не означает всемогущество. Она подразумевает признание своей роли в том, что подвластно нашему влиянию. Плюс: вера в свои силы – это хорошо. Минус: иллюзия полного контроля может привести к разочарованию, ведь не все в мире зависит от нас. Как найти баланс между принятием ответственности за свою зону влияния и признанием наличия неконтролируемых факторов?
В: Совершенно верно! Принятие ответственности – это ключ к активной жизненной позиции. Когда человек понимает, что он – причина происходящего с ним (в зоне его влияния), он обретает силу менять ситуацию к лучшему. Плюс: это основа личной силы. Это как стать капитаном своего корабля, а не щепкой в океане. Какие маленькие шаги вы можете сделать сегодня, чтобы укрепить свою "мышцу" ответственности?
Г: Формальная отчетность – это лишь одно из возможных внешних проявлений ответственности, но ее суть гораздо глубже. Плюс: это дисциплинирует. Минус: если ответственность только формальна, она не приводит к внутреннему росту и радости от результатов. В чем для вас разница между "быть ответственным" и "нести формальную ответственность"?
4. В структуре воздействия (манипуляции) после того, как дана команда (например, "купите наш курс!"), следует этап "продолжение плетения мифа". Какова главная цель этого этапа, согласно учебным материалам?
А. Чтобы окончательно запутать человека множеством противоречивых деталей и псевдонаучных фактов, парализуя его волю.
Б. Чтобы человек не заметил прямой команды или воспринял ее не как навязанную, а как собственное здравое и выгодное решение.
В. Чтобы немедленно переключить внимание человека на совершенно другую тему, пока он не успел опомниться и отказаться.
Г. Чтобы дать человеку дополнительное время на спокойное размышление и критическую оценку только что полученной команды.
Комментарии:
А: Хотя перегруз деталями может использоваться на этапе погружения в миф, на данном этапе цель иная – закрепить решение. Плюс: понимание тактики "перегруза" полезно. Минус: это скорее инструмент предыдущего этапа. Как вы думаете, почему именно перегрузка информацией может снижать критичность мышления?
Б: Абсолютно точно! "Продолжение плетения мифа" (этап №4) после команды нужно, чтобы человек не ощутил давления, а наоборот, убедился, что это его собственное, мудрое и даже необходимое решение. Плюс: это делает команду более " palatable". Это как дать горькую таблетку в сладкой оболочке. Вспомните ситуации, когда вы принимали решение, думая, что оно ваше, а потом понимали, что вас к нему подвели?
В: Переключение внимания на другую тему – это скорее финальный этап (№5) "возвращение в повседневный шум", чтобы отвлечь от факта воздействия. Плюс: это важный элемент закрепления манипуляции. Минус: сразу после команды важнее убедить в ее правильности, а не отвлекать. Какие приемы отвлечения внимания вы замечали после того, как вам что-то настойчиво предложили?
Г: Манипуляция как раз стремится снизить критическую оценку, а не дать на нее время. Плюс: призыв к размышлению был бы честным ходом. Минус: это противоречит самой сути манипулятивного воздействия. Какие условия, на ваш взгляд, необходимы для действительно спокойного и критического обдумывания важного решения?
5. Человек постоянно жалуется на своего партнера, рассказывая, как тот его обижает, но при этом сам часто провоцирует конфликты едкими замечаниями и пассивной агрессией, а после ответной реакции снова ощущает себя несчастной жертвой. Какой тип виктимного поведения здесь наиболее вероятен?
А. Случайная жертва.
Б. Пассивная жертва ("Бей меня").
В. Активная жертва (подстрекатель).
Г. Агрессивная жертва.
Комментарии:
А: Случайные жертвы не склонны к постоянному виктимному поведению и активно ищут выход из ситуации. Описанный паттерн явно повторяющийся. Плюс: важно помнить, что каждый может случайно оказаться в роли жертвы. Минус: это не объясняет хронический характер поведения. Как отличить единичный случай от системного паттерна виктимного поведения?
Б: Пассивные жертвы провоцируют насилие своей беспомощностью и самоуничижением. Здесь же речь идет об активных действиях – "едких замечаниях" и "пассивной агрессии". Плюс: элемент беспомощности может присутствовать. Минус: ведущим является не пассивность, а активная провокация через агрессию. В чем, по-вашему, главное отличие пассивной провокации от активной?
В: Активные жертвы провоцируют насилие, часто через рискованное поведение или "подстрекательство". Описанное поведение (едкие замечания, пассивная агрессия) можно считать формой провокации. Плюс: это очень близко к истине. Минус: "агрессивная жертва" еще точнее описывает сценарий, где человек сам проявляет агрессию (пусть и вербальную/пассивную), а потом страдает от ответной. Как бы вы разграничили "подстрекательство" активной жертвы от "инициирования агрессии" агрессивной жертвы?
Г: Это наиболее точное описание. Агрессивные жертвы сами "творят насилие" (в данном случае, психологическое, через замечания и пассивную агрессию), пока не получат насилие в ответ, после чего переходят в позицию страдающей жертвы. Плюс: это объясняет обе стороны поведения – и "агрессора", и "жертву" в одном лице. Часто именно такие люди задаются вопросом "Как мне его/ее изменить?". Какие внутренние потребности могут скрываться за таким сложным паттерном поведения?
6. Если ребенка постоянно гиперопекают, не давая ему самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями, какой компонент "Звезды радости и результата" у него, скорее всего, будет развиваться слабо, мешая формированию здоровой самооценки?
А. Только Радость, так как все делают за него, и ему нечему радоваться от собственных достижений.
Б. Информированность, так как ему могут предоставлять всю необходимую информацию в готовом виде, не уча искать ее самому.
В. Влияние и, как следствие, Ответственность, так как он не чувствует, что может реально на что-то воздействовать и быть причиной своих успехов.
Г. Результаты, так как гиперопека обычно нацелена на достижение наилучших (по мнению взрослых) результатов для ребенка, но не его собственных.
Комментарии:
А: Радость, безусловно, пострадает, так как нет удовольствия от собственных усилий и побед. Плюс: это верное наблюдение. Минус: это лишь одно из следствий, а первопричина глубже – в отсутствии влияния и ответственности. Какая радость для вас более ценна: от подарка или от того, что вы сделали сами, пусть и с трудом?
Б: Информированность тоже может страдать, если ребенок привыкает получать все в готовом виде и не учится самостоятельно искать и анализировать информацию. Плюс: это важный аспект. Минус: ключевая проблема гиперопеки – лишение опыта самостоятельного действия и влияния на результат. Как помочь ребенку развить навык самостоятельного поиска информации, не подавляя его любознательность?
В: Совершенно верно! Гиперопека лишает ребенка возможности пробовать, ошибаться, влиять на ситуацию и, как следствие, брать на себя ответственность за свои действия и их результаты. Это подрывает веру в собственные силы. Плюс: это ключевой удар по самостоятельности. Это как учиться плавать, не заходя в воду. Какие сферы жизни ребенка особенно важно оставлять под его влиянием и ответственностью?
Г: Результаты могут быть даже очень хорошими с точки зрения взрослых, но если ребенок не чувствует своего вклада в их достижение, они не становятся его "звездным" результатом. Плюс: это подчеркивает важность чьи это результаты. Минус: проблема не в отсутствии результатов как таковых, а в отсутствии личного влияния на них. Как помочь ребенку ценить не только сам результат, но и свой путь к нему?
7. Какая общая тактика лежит в основе успешного манипулятивного воздействия, превращающая "обычный кусок металла" в нечто, за что люди готовы платить большие деньги?
А. Предоставление максимально честной, полной и подробной информации о реальных физических свойствах и себестоимости предмета.
Б. Приписывание предмету громких магических, целебных или эксклюзивных свойств, подкрепленное историями, "авторитетами" и созданием ажиотажа, то есть формирование "мифа".
В. Установление самой низкой возможной цены на рынке, чтобы привлечь максимальное количество покупателей за счет доступности.
Г. Полное игнорирование эмоциональной составляющей покупательского решения и упор исключительно на строгие логические доводы и расчеты.
Комментарии:
А: Честная информация о реальной себестоимости, наоборот, разрушила бы манипуляцию, если цена сильно завышена. Плюс: честность – это этично. Минус: это не путь манипулятора, стремящегося продать "кусок металла" по цене золота. В каких ситуациях вы готовы платить больше за "историю", а не за сам продукт?
Б: Именно так! Создание "мифа" – будь то истории о чудодейственных свойствах, связи с известными личностями, дефиците или эксклюзивности – это ядро манипуляции, которое позволяет многократно завысить воспринимаемую ценность. Плюс: это объясняет феномен иррациональных покупок. Это как продавать не дрель, а "радость от идеально повешенной картины". Вспомните самый яркий "миф", который убедил вас или ваших знакомых что-то купить?
В: Низкая цена – это одна из маркетинговых стратегий, но она не объясняет, почему за "обычный кусок металла" платят большие деньги. Плюс: демпинг может быть тактикой входа на рынок. Минус: манипуляция часто направлена на создание сверхценности, а не на экономию. Когда низкая цена вызывает у вас подозрение, а когда – желание купить?
Г: Манипуляция как раз активно использует эмоции: страх (упустить выгоду, остаться больным), жадность (эксклюзив), любопытство, желание принадлежать к "избранным". Плюс: логика важна в принятии решений. Минус: манипуляторы знают, что эмоции часто сильнее логики. Какие ваши эмоции чаще всего влияют на ваши решения о покупках или участии в чем-либо?
8. Почему, согласно материалам, каждый новый виток в цикле насилия зачастую становится более интенсивным и жестким?
А. Потому что агрессор с каждым разом все лучше понимает, какие именно извинения и подарки наиболее эффективно действуют на жертву для быстрого примирения.
Б. Потому что "нейтральная пауза" между актами насилия становится длиннее, давая агрессору больше времени на обдумывание новых, более изощренных форм воздействия.
В. Потому что снижается "порог чувствительности" к насилию у обеих сторон, а "медовый месяц" закрепляет деструктивную модель поведения агрессора и зависимость жертвы.
Г. Потому что жертва с каждым новым циклом становится все более агрессивной и сознательно провоцирует более сильный и жесткий ответ со стороны агрессора.
Комментарии:
А: Улучшение навыков "примирения" со стороны агрессора – это часть механизма удержания жертвы, но не главная причина усиления самого насилия. Плюс: это объясняет, почему жертве сложнее выйти из цикла. Минус: это не объясняет рост интенсивности самого насилия. Может ли "идеальное" извинение когда-либо оправдать предшествующее насилие?
Б: Длительность пауз может варьироваться, но сама по себе она не является прямой причиной ужесточения насилия. Напряжение может нарастать и быстро. Плюс: время действительно может быть использовано для обдумывания. Минус: эскалация связана с внутренними механизмами цикла, а не только с длительностью пауз. Как вы думаете, что происходит с неразрешенными конфликтами во время "нейтральной паузы"?
В: Совершенно верно. Снижение порога чувствительности (привыкание к определенному уровню насилия) и позитивное подкрепление для агрессора во время "медового месяца" (он добился своего и был прощен) способствуют эскалации насилия. Плюс: это объясняет нисходящую спираль. Это как повышение дозы наркотика для достижения прежнего эффекта. Какие факторы, помимо "медового месяца", могут закреплять зависимость жертвы?
Г: Хотя поведение жертвы (особенно если это агрессивная или активная жертва) влияет на динамику, первопричина эскалации лежит в механизмах самого цикла и поведении агрессора. Плюс: это учитывает роль жертвы. Минус: это может несправедливо перекладывать основную ответственность за эскалацию на жертву. Почему важно разделять ответственность за вступление в цикл и ответственность за совершение актов насилия?
ЭГО - состояния
ПОЧЕМУ и ДЛЯ ЧЕГО человек страдает и что с этим ДЕЛАТЬ? Модель СОМЭД
В этом видео я подробнейшим образом показываю практическое применение модели "СОМЭД": события, ощущения, мысли, эмоции и действия. Линейная и циркулярная логика. Внутренняя система наказаний и поощрений как регулятор привычных СОМЭДов. Родительские предписания, запреты и разрешения. Юмор по теме. И многое другое — в этом видео.
Открытые вопросы
- Сколько стоит 1 минута моего времени?
- Сколько минут в день я занимаюсь чем-то бесполезным?
- Какие 20% моих действий приносят мне 80% результата?
- Что я все время откладываю на потом?
- Что будет, если я так и не сделаю это?
- Что из того, что я постоянно откладываю, я могу сделать на этой неделе?
- Какие мои привычки способствуют неэффективному использованию времени?
- Если бы я использовал время максимально эффективно, как бы это было?
- Какие мои новые привычки помогут мне быть эффективнее?
- Как я взаимодействую с деньгами?
- Что я хочу от денег?
СТРУКТУРА ДРЕССИРОВКИ: РАЗБОР 3 СЛОЕВ
1 - воспоминания о рекламе: овладеть вниманием (звук, интрига) + легенда (пух) + внушение что-то делать или не делать (воздействие);
2 - воспоминание о картридже, который я «заполучил», используя легенду (чем больше деталей в этой легенде и чем с более серьезным лицом её рассказывать, тем сложнее в неё не верить) + внушение/команда = дай мне картридж;
3 - воспоминание о браслете = как продать дорого дешевый кусок даже не металла? Овладеть вниманием, используя всеми любимого актера + легенда — волшебный металл, который «исцеляет» + внушение (купить его);
4 - молекулярный состав пуха: страх, дети, жадность, здоровье, вина, стыд, любопытство, зависть;
5 - воспоминания о последних страницах газет с программой передач с астрологическими прогнозами: овладеть вниманием интригой, что это — конкретно про тебя + пух (что есть какие-то звезды на небе, которые о чем-то говорят людям) + команда — купи меня быстро!
6 - пух завершается смещением фокуса внимания на что-то другое (позитивное, например — пример с трогательными отношениями с собакой);
7 - пример истории с тремя слоями: замечать!
Дорогая Елена Сергеевна: разбор | Простота и воровство
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.