Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 12.09.2026 | Москва: 19.09.2026 | О курсе

ТА - 11 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов к занятию 11


1. Вспомните Цикл насилия. Как человек, применяющий насилие, меняет свою роль из Драматического треугольника? Кем он является в момент ссоры (Преследователем?), а кем становится на стадии «медового месяца», когда дарит подарки и просит прощения (Спасателем? Жертвой обстоятельств?)?

2. Техника манипуляции через создание «мифа» или красивой истории нацелена на то, чтобы обойти нашу логику. На какую часть нашей личности — на нашего внутреннего Ребенка (эмоции, желания, «хочу!») или Родителя (правила, установки, «надо!») — она воздействует в первую очередь? И почему только позиция Взрослого, который задает вопросы «Зачем мне это?» и «Каковы факты?», может ей противостоять?

3. Если жизненный сценарий «Неудачника» — это история о постоянных усилиях без радости и результата, то как модель «Звезда» может стать инструментом для его изменения? Как регулярная проверка своих дел по 5 лучам (Приносит ли это мне Радость? Есть ли Результат? Чувствую ли я свою Ответственность?) может помочь перейти в сценарий «Победителя»?

4. Разбираться в своих «жертвенных» паттернах поведения бывает нелегко. Как можно исследовать свои привычки, которые делают вас уязвимым (например, неумение говорить «нет» или постоянное ожидание одобрения), не скатываясь в самообвинение? Как посмотреть на себя с добрым любопытством ученого, который просто хочет понять, как все устроено?

5. На стадии «медового месяца» в Цикле насилия часто звучат клятвы «этого больше никогда не повторится». Почему эти обещания, данные на пике эмоций, нельзя считать надежными договоренностями? Каких ключевых элементов настоящего договора (например, четкого плана действий на случай повторения ситуации или обсуждения реальных последствий) в них не хватает?

6. Вспомните рекламу, политическую агитацию или историю, которая вас «зацепила». Как ее создатели использовали ваши личные ценности и опыт (ваш индивидуальный фильтр) или общепринятые культурные нормы (культурный фильтр), чтобы их «миф» показался вам близким и правдивым?

7. Давайте посмотрим на луч «Радость» в модели «Звезда». Какие из этих внутренних факторов, на ваш взгляд, сильнее всего влияют на вашу способность получать удовольствие от работы или хобби: ваши убеждения о себе («я молодец» или «у меня ничего не выйдет»), ваш образ жизни (сон, питание) или ваши телесные ощущения (усталость, бодрость)?

8. Применим модель СОМЭД для анализа стадии «Нарастание напряжения» в цикле насилия. Опишите типичные Ситуацию (что происходит?), Ощущения в теле, Мысли, Эмоции и Действия человека, который в этот момент старается «ходить на цыпочках», чтобы не спровоцировать конфликт.

9. Как манипулятор может использовать ваши же светлые и искренние цели против вас? Приведите пример, как созданный им «миф» может выглядеть как короткий путь к вашей мечте (например, «быстро разбогатеть» или «найти идеального партнера»), но на самом деле уводить вас в совершенно другую, выгодную только ему сторону.

10. Как вы думаете, 5 лучей «Звезды радости и результата» связаны с нашими внутренними эго-состояниями Ребенка, Взрослого и Родителя? Какой луч больше всего «радует» нашего внутреннего Ребенка? За какой луч отвечает наш внутренний Родитель? А какие лучи являются главной задачей нашего Взрослого?


Тест для закрепления изученного материала на занятии 11


1. В рекламном ролике вам показывают красивую жизнь, потом рассказывают трогательную «историю создания» продукта с «секретными ингредиентами», а затем призывают: «Покупайте прямо сейчас, скидка действует только час!». Какой этап манипуляции следует сразу за привлечением вашего внимания?

А. Незаметное отвлечение вашего внимания на что-то другое.

Б. Погружение в «миф» через красивую историю и создание иллюзии уникальности.

В. Прямая команда к действию.

Г. Привлечение внимания с помощью шокирующего заявления.

Комментарии:

А: Неверно. Отвлечение внимания — это финальный, пятый этап, когда нужно, чтобы вы не обдумывали только что принятое решение. Это как быстро переключить тему разговора после неудобной просьбы.

Б: Совершенно верно! «Трогательная история» и «секретные ингредиенты» — это классическое создание мифа (второй этап). Его задача — вызвать эмоции и отключить критическое мышление, чтобы предложение показалось вам особенным.

В: Не совсем. Команда «Покупайте!» (третий этап), безусловно, есть, но вопрос о том, что идет до нее. Сначала вас нужно «подготовить» и разогреть с помощью истории, чтобы команда сработала.

Г: Неверно. Привлечение внимания (первый этап) уже произошло с помощью кадров «красивой жизни». Сейчас мы анализируем следующий шаг.


2. В отношениях после сильной ссоры один из партнеров становится невероятно заботливым, дарит подарки и клянется, что «такого больше никогда не будет». Как называется эта стадия в цикле насилия?

А. Затишье.

Б. Примирение.

В. «Медовый месяц».

Г. Нарастание напряжения.

Комментарии:

А: Неверно. «Затишье» — это просто период отсутствия конфликта, но без активных действий по заглаживанию вины. Это скорее передышка перед новым витком.

Б: Близко, но не совсем точно. Примирение — это сам факт улаживания ссоры. А «медовый месяц» — это более активная и демонстративная фаза, направленная на то, чтобы удержать партнера и получить прощение.

В: Абсолютно точно! Период демонстративного раскаяния, подарков и обещаний после акта насилия называется «медовый месяц». К сожалению, он часто служит не для реальных изменений, а для того, чтобы удержать жертву в цикле, дав ей надежду.

Г: Неверно. «Нарастание напряжения» — это период, который предшествует ссоре, когда в воздухе накапливается раздражение и недовольство.


3. Для чего в модели «Звезда радости и результата» так важен луч «Ответственность», то есть позиция «Я — причина того, что происходит в моей жизни»?

А. Чтобы быстро находить виноватых, если что-то пошло не так.

Б. Чтобы чувствовать себя всемогущим и контролировать абсолютно всё.

В. Чтобы выйти из позиции «жертвы» и почувствовать в себе силы влиять на свою жизнь.

Г. Чтобы отчитываться перед начальством или клиентами.

Комментарии:

А: Наоборот. Позиция ответственности — это фокус на своем вкладе («Что я могу сделать?»), а не поиск виноватых («Кто мне помешал?»).

Б: Не совсем. Ответственность — это не про всемогущество, а про честное признание своей зоны влияния. Мы не можем контролировать погоду, но можем взять зонт. Это и есть ответственность.

В: Совершенно верно! Это ключ к личной силе. Когда вы перестаете быть «щепкой в океане» и становитесь «капитаном своего корабля», вы обретаете возможность выбирать курс и влиять на результат. Это противоядие от чувства беспомощности.

Г: Это лишь внешнее проявление. Настоящая ответственность — это внутренний стержень, а не формальность для отчета. Можно нести формальную ответственность, но внутри чувствовать себя жертвой обстоятельств.


4. В структуре манипуляции сразу после того, как вам дали команду (например, «Подпишитесь на курс!»), вам продолжают что-то рассказывать, приводя еще аргументы. Какова главная цель этого этапа?

А. Окончательно вас запутать, чтобы парализовать волю.

Б. Подкрепить ваше решение, чтобы оно показалось вашим собственным, а не навязанным.

В. Быстро переключить ваше внимание на другую тему, пока вы не передумали.

Г. Дать вам время подумать и все взвесить.

Комментарии:

А: Не совсем. Запутывание и перегрузка информацией используются раньше, на этапе погружения в «миф». Сейчас цель другая.

Б: Именно так! Этот, четвертый, этап нужен, чтобы вы не почувствовали себя марионеткой. Вам как бы говорят: «Смотрите, какой вы молодец, что приняли такое умное и выгодное решение!». Это помогает заглушить внутренние сомнения.

В: Это цель следующего, финального этапа — отвлечь внимание, чтобы вы не анализировали произошедшее. А здесь важно именно закрепить решение.

Г: Точно нет. Цель манипуляции — снизить критичность мышления, а не дать время на спокойные размышления. Честная коммуникация, наоборот, всегда предполагает паузу на «подумать».


5. Человек постоянно жалуется на партнера, но при этом сам часто провоцирует ссоры едкими замечаниями, а после ответной реакции ощущает себя несчастной жертвой. Какой тип поведения здесь описан?

А. Случайная жертва.

Б. Пассивная жертва.

В. Агрессивная жертва.

Г. Профессиональная жертва.

Комментарии:

А: Неверно. Случайная жертва — это тот, кто попал в беду непреднамеренно и не ищет повторения ситуации. Здесь же описан повторяющийся паттерн.

Б: Не совсем. Пассивная жертва провоцирует своей беспомощностью и покорностью. А в этом примере человек сам активно действует — нападает с помощью слов.

В: Наиболее точное описание. «Агрессивная жертва» — это человек, который сам инициирует насилие (часто психологическое), а когда получает ответную реакцию, немедленно переключается в роль пострадавшего. Он как бы «бьет» первым, но так, чтобы потом можно было обвинить другого в агрессии.

Г: Такого термина в классификации нет, хотя он и описывает суть явления.


6. Если ребенка постоянно опекают, решая всё за него, какой луч «Звезды радости и результата» у него будет развит слабее всего, мешая ему стать самостоятельным?

А. Радость.

Б. Информированность.

В. Влияние и Ответственность.

Г. Результаты.

Комментарии:

А: Радость, безусловно, пострадает, ведь нет ничего радостнее собственных достижений. Но это следствие, а не причина.

Б: Информированность тоже может пострадать, так как ребенок не учится сам искать информацию. Но это не главное.

В: В точку! Гиперопека лишает ребенка самого главного — опыта самостоятельных действий. Он не чувствует, что может на что-то влиять, а значит, не учится брать на себя ответственность. Это как учить человека водить машину, но никогда не пускать его за руль.

Г: Результаты у ребенка могут быть прекрасными (например, отличные оценки), но если он не чувствует своего вклада, они не приносят ему ни удовлетворения, ни веры в себя.


7. Какая главная тактика позволяет продать «обычный камень» по цене бриллианта?

А. Предоставить честную информацию о его химическом составе и себестоимости.

Б. Создать вокруг него «миф»: красивую историю, приписать ему целебные свойства, объявить эксклюзивом.

В. Установить на него самую низкую цену, чтобы привлечь много покупателей.

Г. Использовать только строгие логические доводы.

Комментарии:

А: Нет, это разрушит всю магию. Манипуляция работает, когда реальная ценность скрыта или искажена.

Б: Именно! Люди покупают не предмет, а историю, эмоцию, чувство принадлежности к чему-то особенному. Это ядро любой успешной манипуляции — продавать не дрель, а «радость от идеально повешенной картины».

В: Неверно. Низкая цена — это другая стратегия. Манипуляция часто направлена на то, чтобы заставить человека заплатить неоправданно много.

Г: Нет. Манипуляторы знают, что эмоции (страх, жадность, надежда) — это гораздо более мощный рычаг воздействия, чем логика.


8. Почему каждый новый виток в цикле насилия часто становится более жестоким?

А. Потому что агрессор находит все более эффективные способы вымолить прощение.

Б. Потому что перерывы между ссорами становятся длиннее, позволяя лучше подготовиться.

В. Потому что у обеих сторон снижается порог чувствительности к насилию, и то, что раньше казалось недопустимым, становится нормой.

Г. Потому что жертва с каждым разом провоцирует все сильнее.

Комментарии:

А: Это часть механизма, который удерживает жертву, но не причина усиления жестокости.

Б: Длительность пауз может быть разной и не является прямой причиной эскалации.

В: К сожалению, это верный ответ. Происходит привыкание. Границы допустимого постоянно сдвигаются. Агрессор видит, что ему все сходит с рук, а жертва привыкает к определенному уровню насилия. Для достижения прежнего «эффекта» с каждым разом требуется все большая «доза» агрессии.

Г: Хотя поведение жертвы влияет на динамику, перекладывать ответственность за эскалацию насилия на нее — опасно и неверно. Ответственность за совершение акта насилия всегда лежит на том, кто его совершает.


Спокойный родитель, счастливый ребенок: эмоциональное равновесие в семье



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.