ТА - 12 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
10 открытых вопросов к занятию 12
1 - Каким образом феномен переноса является, по сути, "топливом" для Драматического треугольника (из Занятия 02)? Как неосознанный перенос родительских фигур на партнера или начальника заставляет нас автоматически занимать роли Спасателя, Преследователя или Жертвы?
2 - Если "Насыщение" в психологических играх (из Занятия 02) и сценарная "расплата" (из Занятия 07) — это получение привычной эмоции, то можно ли сказать, что эта эмоция является искаженным, но единственно знакомым способом попытаться удовлетворить одну из 10 базовых эмоциональных потребностей?
3 - Процесс осознания и управления переносом ("этот человек — не моя мама") очень похож на внутреннюю защиту от манипуляций (A-B-C -> D-E-F) (из Занятия 04). В чем их сходство? Можно ли сказать, что при переносе "манипулятором" является не внешний человек, а наш собственный прошлый опыт, навязывающий нам искаженные Мысли (A) и Чувства (B)?
4 - Как хронически неудовлетворенные эмоциональные потребности (например, в безопасности или стабильности) влияют на наш уровень психобиологических резервов (ПБР) (из Занятия 06)? Почему жизнь с постоянным дефицитом этих "психологических витаминов" является одним из главных источников выгорания?
5 - Модель "3 сценария" (предутилизация переноса), по сути, является продвинутой техникой "превращения подразумеваемого в явное" (из Занятия 04). Каким образом проговаривание позитивного, негативного и реалистичного сценариев в начале сотрудничества создает сверхпрочные договоренности, которые защищают отношения от будущих искажений, вызванных переносом?
6 - В чем, на ваш взгляд, заключается разница и связь между эмоциональными потребностями (универсальными для всех, "то, без чего я не могу психологически выжить") и личными ценностями (из Занятия 09, "то, ради чего я живу")? Как неудовлетворенная потребность может мешать нам жить в соответствии со своими ценностями?
7 - Из какого эго-состояния — Ребенка или Родителя (из Занятия 02) — чаще всего исходит реакция переноса? И какова роль Взрослого в том, чтобы "заметить" этот перенос и вернуть коммуникацию в плоскость "здесь и сейчас"?
8 - Как идея о личной ответственности за удовлетворение своих эмоциональных потребностей помогает нам быстрее дойти до 5-й главы ("Я иду другой дорогой") в метафоре "Яма на тротуаре" (из Занятия 02)? Почему ожидание, что кто-то другой "засыплет нашу яму", обрекает нас на вечное падение в нее?
9 - Представьте, что вы столкнулись с негативным переносом со стороны другого человека (он необоснованно злится или критикует вас). Как вы могли бы использовать модель "Вода-Земля-Воздух" (из Занятия 04), чтобы, с одной стороны, не втягиваться в его "драму", а с другой — сохранить конструктивный диалог?
10 - Как осознание своих 2-3 ведущих, но часто неудовлетворенных эмоциональных потребностей может помочь вам скорректировать и сделать более осмысленными ваши цели, поставленные по 24-шаговой методике (из Занятия 08)? Может ли оказаться, что за вашей целью "заработать миллион" стоит потребность в безопасности или признании?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 12
1. Ваш новый коллега с первого дня проявляет к вам чрезмерное восхищение, постоянно ищет вашего одобрения и старается угодить во всем, даже в мелочах. Какой вид переноса по эмоциональной окраске, скорее всего, здесь проявляется?
А. Сиблинговый перенос, так как он видит в вас старшего брата/сестру.
Б. Позитивный перенос, выражающийся в идеализации и стремлении понравиться.
В. Негативный перенос, скрытый за маской дружелюбия.
Г. Эротический перенос, так как он ищет более близких отношений.
Комментарии:
А: Хотя стремление угодить может быть и в сиблинговых отношениях (например, младший перед старшим), здесь акцент на "восхищении" и "поиске одобрения", что более характерно для идеализирующей проекции. Плюс: это напоминает о разнообразии переносов по типу объекта. Минус: описание больше указывает на общую эмоциональную окраску, а не на конкретный тип объектных отношений. В каких ситуациях вы замечали проявления сиблингового переноса (например, конкуренцию или, наоборот, заботу) в рабочих или дружеских отношениях?
Б: Совершенно верно! Чрезмерное восхищение, явное желание угодить и постоянный поиск одобрения – это яркие маркеры позитивного переноса. Вероятно, коллега неосознанно проецирует на вас некий идеализированный образ из своего прошлого опыта. Плюс: вы точно определили эмоциональную суть этого явления. Это немного похоже на то, как человек смотрит на кого-то через очень розовые очки, которые остались с прошлой удачной вечеринки. Как бы вы тактично и профессионально выстраивали границы, если бы заметили такой интенсивный позитивный перенос на себя от коллеги или клиента?
В: Негативный перенос обычно проявляется через критику, раздражительность, обесценивание или даже скрытую враждебность, а не через восхищение и стремление угодить. Плюс: важно помнить, что за внешним позитивом иногда могут скрываться и другие, более сложные чувства (хотя это уже не чистый перенос). Минус: в данном описании нет прямых признаков негатива. Представьте, что кто-то постоянно вас необоснованно критикует – какие чувства это у вас вызвало бы и как это могло бы быть связано с его/ее переносом?
Г: Эротический перенос включает в себя сексуальное влечение, романтические фантазии или страсть. Простое стремление угодить и выраженное восхищение не обязательно имеют эротическую подоплеку, хотя могут быть ее предвестником. Плюс: это напоминает, что и такие виды переноса существуют и важны для распознавания. Минус: для однозначного вывода об эротическом переносе в описании недостаточно специфических данных. Как, по-вашему, можно отличить сильный дружеский позитивный перенос от начинающегося эротического переноса, особенно в профессиональном контексте?
2. Согласно учебным материалам, одна из основных причин, почему у человека возникает перенос (например, когда он начинает относиться к новому начальнику так же, как к своему строгому отцу), заключается в том, что...
А. Новый начальник сознательно изучил биографию сотрудника и копирует поведение его отца, чтобы манипулировать им.
Б. Это чисто случайное совпадение в поведении и восприятии, не имеющее под собой глубоких психологических корней или закономерностей.
В. Человек стремится сделать новую, неизвестную ситуацию более предсказуемой и понятной, неосознанно копируя старые, знакомые паттерны поведения и восприятия.
Г. У этого человека недостаточно развита интуиция и эмпатия, поэтому он склонен неверно "считывать" и интерпретировать поведение других людей.
Комментарии:
А: Хотя сознательная манипуляция возможна в принципе, перенос – это прежде всего неосознаваемый механизм со стороны того, кто его испытывает. Плюс: это заставляет задуматься о возможных манипуляциях. Минус: это не объясняет суть именно переноса как психологического феномена самого человека. В каких случаях поведение другого человека может намеренно вызывать у нас определенные реакции, а когда это наши собственные проекции?
Б: Психология как раз и изучает закономерности, стоящие за кажущимися случайностями в поведении и восприятии. Перенос – это вполне закономерный процесс. Плюс: не все реакции являются переносом, иногда "банан – это просто банан". Минус: отрицание психологических механизмов мешает пониманию. Как вы думаете, почему некоторым людям проще считать сложные реакции случайностью, чем признать наличие внутренних механизмов?
В: Абсолютно точно! Когда мы сталкиваемся с чем-то новым и неопределенным (новый начальник, новая ситуация), наше бессознательное ищет в прошлом опыте похожие "шаблоны", чтобы быстрее сориентироваться и почувствовать себя увереннее. Плюс: это объясняет адаптивную функцию переноса. Это как пытаться открыть новую дверь старым, знакомым ключом – иногда подходит! Какие еще способы, кроме переноса, помогают вам справляться с неопределенностью?
Г: Интуиция и эмпатия – важные качества, но перенос может возникать и у очень эмпатичных людей, так как это глубинный, неосознаваемый процесс. Плюс: развитая эмпатия может помочь быстрее осознать свой перенос. Минус: это не первопричина его возникновения. Может ли высокий уровень эмпатии иногда, наоборот, усиливать склонность к "вчувствованию" в чужие роли, предложенные через перенос?
3. Представьте, что влиятельный знакомый ваших родителей просит вас оказать услугу, которая вам неудобна и не входит в ваши текущие интересы. Вы чувствуете себя "ребенком", которому сложно отказать. Какой подход, описанный в "Приёме 2: папа друга", будет наиболее конструктивным?
А. Немедленно согласиться из вежливости и чувства долга, чтобы не портить отношения и не расстраивать "старших", а потом тихо страдать.
Б. Четко обозначить свою текущую реальную роль и профессиональные возможности ("Я сейчас с вами говорю как X, а не как Y...") и сфокусироваться на сути его задачи и своей действительной способности помочь.
В. Попытаться мягко уклониться от прямого ответа, пообещав "подумать", в надежде, что о просьбе со временем забудут или она отпадет сама собой.
Г. Предложить выполнить просьбу, но только частично или перепоручить ее кому-то другому, чтобы и угодить формально, и не сильно себя утруждать.
Комментарии:
А: Согласие из чувства долга или страха часто приводит к внутреннему напряжению и некачественному результату, о котором потом могут жалеть обе стороны. Плюс: это кажется самым "безопасным" способом избежать неловкости в моменте. Минус: это закрепляет "детскую" позицию и может привести к накоплению обид. Вспомните ситуацию, когда вы согласились на что-то против своей воли. Какие были последствия?
Б: Это суть приёма "папа друга"! Осознать свою "детскую" реакцию, но ответить из взрослой, компетентной роли, фокусируясь на реальной задаче и своих возможностях. Плюс: это устанавливает ясные границы и взрослый контакт. Это как вежливо, но твердо сказать: "Уважаемый Иван Иванович, я уже не играю в песочнице, а строю ракеты". Как такой подход может изменить динамику ваших отношений с авторитетными фигурами?
В: Уклонение от ответа может затянуть неопределенность и не решает проблему по существу, оставляя обе стороны в подвешенном состоянии. Плюс: это дает временную отсрочку. Минус: это не способствует открытым и честным отношениям, и просьба может "догнать" позже. Какие чувства у вас обычно вызывает уклончивость собеседника в важном вопросе?
Г: Частичное выполнение или перепоручение может быть компромиссом, но важно, чтобы это было сделано из реальной оценки своих возможностей, а не из желания "и рыбку съесть, и косточкой не подавиться". Плюс: это попытка найти решение. Минус: если это неискренне, это все равно уступка из "детской" роли. Когда компромисс является силой, а когда – слабостью?
4. Руководитель говорит подчиненному, который является его давним другом: "Как твой друг, я очень хочу пойти тебе навстречу в этой просьбе, но как руководитель отдела, я должен действовать в интересах всей команды и по установленным правилам, поэтому вынужден отказать". Какова главная цель такого высказывания (Приём 3)?
А. Тонко намекнуть другу, что его просьба неуместна и ставит руководителя в крайне неловкое, почти безвыходное положение.
Б. Продемонстрировать свою власть и значимость, подчеркнув, что даже дружба не может повлиять на его принципиальные решения.
В. Четко разделить личные симпатии (роль друга) и профессиональные обязанности (роль руководителя), объяснив мотивы решения и стараясь сохранить уважение и отношения.
Г. Заставить друга почувствовать себя виноватым за то, что он использовал дружбу в корыстных целях, обратившись с рабочей просьбой.
Комментарии:
А: Хотя такой эффект возможен, основная цель приема – не вызвать неловкость, а внести ясность в сложную ситуацию смешения ролей. Плюс: это действительно может заставить друга задуматься. Минус: акцент не на обвинении, а на объяснении своей позиции. Как вы считаете, всегда ли прямота лучше намеков в деликатных ситуациях?
Б: Хотя разделение ролей подчеркивает ответственность руководителя, главная цель – не демонстрация власти, а сохранение баланса и справедливости. Плюс: это показывает принципиальность. Минус: если это сказано с позиции власти, это может повредить дружбе. В чем разница между проявлением авторитета и авторитаризмом?
В: Абсолютно точно! Приём "Как А, я хочу Б, но как В, я должен Г" помогает распутать клубок ролей, признать внутренний конфликт и объяснить свое решение, исходя из приоритетной в данной ситуации роли и связанных с ней ценностей. Плюс: это способствует пониманию и сохранению отношений. Это как иметь два разных "костюма" и выбирать тот, который уместен здесь и сейчас. В каких еще жизненных ситуациях вам приходилось "жонглировать" разными ролями?
Г: Цель – не вызвать вину, а объяснить объективные ограничения, связанные с ролью руководителя. Обвинение разрушительно для любых отношений. Плюс: друг действительно может задуматься о границах. Минус: перекладывание ответственности на друга через вину неконструктивно. Как корректно отказать, не вызывая у просящего чувства вины?
5. В модели предутилизации переноса "3 сценария" после предложения клиенту трех вариантов работы с их плюсами и минусами, ему задают вопрос: "Какой вариант вам ближе?". Какова основная цель этого шага?
А. Быстро проверить, насколько внимательно клиент слушал и хорошо ли он запомнил детали всех трех предложенных сценариев.
Б. Ненавязчиво подтолкнуть клиента к выбору самого сложного, длительного и, возможно, дорогого сценария сотрудничества.
В. Поощрить клиента к совершению осознанного выбора и принятию на себя активной роли в процессе, уважая его автономию и субъектность.
Г. Определить уровень истинной мотивации клиента и его готовности к изменениям по скорости и уверенности его ответа.
Комментарии:
А: Хотя внимание клиента важно, это не экзамен на запоминание. Главное – его внутренний отклик и готовность к определенному уровню вовлеченности. Плюс: это действительно может показать степень внимания. Минус: формальная проверка памяти не является целью. Что для вас важнее в диалоге: чтобы собеседник запомнил все детали или понял суть и сделал свой выбор?
Б: Цель модели – честное партнерство и осознанный выбор клиента, а не скрытое навязывание наиболее выгодного для специалиста варианта. Плюс: специалист может иметь свое мнение о лучшем сценарии. Минус: давление или манипуляция здесь неуместны. Как вы относитесь к ситуациям, когда чувствуете, что вас к чему-то подталкивают, не давая полной свободы выбора?
В: Именно так! Этот вопрос передает ответственность за выбор клиенту, подчеркивая, что он – активный участник процесса, а не пассивный получатель услуг. Плюс: это укрепляет альянс и мотивацию. Это как предложить путнику на распутье три дороги, описав каждую, и спросить: "Какую выбираешь ты?". Какие еще вопросы помогают человеку почувствовать себя хозяином ситуации?
Г: Скорость и уверенность ответа могут быть информативны, но это не главная цель. Человек может долго и вдумчиво выбирать, и это нормально. Плюс: это может дать дополнительную информацию. Минус: спешка в таком выборе нежелательна. Всегда ли быстрая реакция означает глубокую убежденность, или иногда это признак импульсивности?
6. Какова одна из ключевых задач модели "3 сценария" в контексте предутилизации переноса в работе с клиентом или в любом другом помогающем взаимодействии?
А. Полностью исключить любые сильные эмоциональные реакции со стороны клиента, сделав взаимодействие сугубо рациональным и деловым.
Б. Установить с клиентом максимально неформальные, почти дружеские отношения, чтобы он чувствовал себя расслабленно, как дома с близкими.
В. Снизить вероятность искажений восприятия и нереалистичных ожиданий (например, когда клиент видит в специалисте "мага" или "идеального родителя"), возвращая клиенту ответственность за его выбор и активное участие в процессе.
Г. Гарантировать клиенту достижение 100% желаемого результата по любому выбранному сценарию, независимо от его собственных усилий и вклада.
Комментарии:
А: Эмоции – естественная часть любого взаимодействия. Цель не исключить их, а сделать так, чтобы они не искажали процесс из-за неосознанных переносов. Плюс: рациональность важна в постановке целей. Минус: полное подавление эмоций вредно и невозможно. Как найти баланс между эмоциональной вовлеченностью и профессиональной объективностью в помогающей практике?
Б: Хотя доверительная атмосфера важна, модель "3 сценария" как раз помогает выстроить четкие профессиональные границы и роли, а не дружеские. Плюс: дружеская поддержка ценна. Минус: смешение ролей терапевта/коуча и друга чревато потерей объективности и эффективности. Почему так важно соблюдать профессиональные границы в помогающих отношениях?
В: Совершенно верно! Предутилизация переноса с помощью этой модели означает, что мы заранее обговариваем ожидания, роли и ответственность, тем самым минимизируя риск того, что клиент "навесит" на специалиста неадекватные проекции и будет ждать от него чуда. Плюс: это создает реалистичную и рабочую атмосферу. Это как заранее договориться о правилах игры, чтобы потом не было недоразумений. Какие еще способы управления ожиданиями вы знаете?
Г: Ни один специалист не может гарантировать 100% результат, особенно если он зависит от усилий самого клиента. Модель "3 сценария" как раз подчеркивает совместную ответственность. Плюс: вера в успех важна. Минус: ложные гарантии – это непрофессионально. Что для вас значит "партнерство" в отношениях со специалистом, который помогает вам достигать целей?
7. В материале об эмоциональных потребностях подчеркивается, что "организация жизни таким образом, чтобы эти потребности удовлетворялись - это ответственность отдельно взятого человека". Что это означает на практике?
А. Человек должен настойчиво требовать от всех окружающих (партнера, друзей, коллег, начальника) полного и немедленного удовлетворения всех его эмоциональных нужд.
Б. Если какие-то важные эмоциональные потребности человека долгое время не удовлетворяются, то виноваты в этом исключительно внешние обстоятельства или другие люди.
В. Человек призван научиться осознавать свои актуальные потребности и самостоятельно (или обращаясь за адекватной помощью) выстраивать свою жизнь, отношения и деятельность так, чтобы эти потребности находили здоровое и своевременное удовлетворение.
Г. Для достижения внутренней силы и независимости лучше вообще стараться подавлять свои эмоциональные потребности, чтобы не зависеть от них и не быть уязвимым перед другими.
Комментарии:
А: Требования к окружающим часто приводят к конфликтам и разочарованиям, так как другие люди не обязаны и не всегда могут удовлетворять все наши нужды. Плюс: важно уметь говорить о своих потребностях. Минус: форма требований контрпродуктивна. Как можно донести свои потребности до близких так, чтобы это было просьбой, а не требованием?
Б: Хотя внешние обстоятельства и другие люди влияют на нас, позиция "вечно виноваты другие" – это позиция жертвы, снимающая с нас ответственность за свою жизнь. Плюс: важно учитывать контекст. Минус: это лишает нас силы что-либо изменить. В какой степени, по-вашему, наше внутреннее состояние зависит от внешних событий, а в какой – от нашей реакции на них?
В: Именно так! Это зрелая позиция, предполагающая самопознание, саморегуляцию и активное конструирование своей жизни в соответствии со своими глубинными нуждами. Плюс: это путь к автономии и подлинному удовлетворению. Это как стать садовником собственного сада, который знает, какие цветы и когда поливать. Какую свою эмоциональную потребность вы бы хотели научиться удовлетворять более эффективно?
Г: Подавление потребностей ведет к внутреннему напряжению, фрустрации и различным психологическим проблемам. Потребности все равно будут искать выход, но уже неконструктивными путями. Плюс: идея независимости привлекательна. Минус: это ложный путь к силе, ведущий к истощению. Почему искреннее признание своих потребностей – это признак силы, а не слабости?
8. Принцип "Как вы можете быть Поддерживающим Родителем по отношению к своему Внутреннему Ребёнку, удовлетворяя эти потребности?" призывает к...
А. Активному поиску идеального партнера или друга, который возьмет на себя роль заботливого и всепонимающего родителя по отношению к вам.
Б. Целенаправленному развитию навыков самосострадания, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и осознанной заботы о своем внутреннем психологическом благополучии.
В. Попыткам вернуться в свои детские модели поведения и эмоциональные состояния, чтобы вновь ярко пережить ранее неудовлетворенные потребности и "дополучить" недоданное.
Г. Максимальному игнорированию "взрослых" обязанностей и проблем в пользу постоянного и немедленного удовлетворения всех сиюминутных "детских" капризов и желаний.
Комментарии:
А: Ожидание, что кто-то другой станет для нас "идеальным родителем", часто приводит к зависимости и разочарованиям в отношениях. Плюс: поддержка близких очень важна. Минус: никто не сможет заменить нашу собственную внутреннюю заботу о себе. В чем разница между здоровой поддержкой от партнера и перекладыванием на него родительской функции?
Б: Совершенно верно! Стать "Поддерживающим Родителем" для своего "Внутреннего Ребенка" – значит научиться относиться к себе с той же любовью, принятием, пониманием и заботой, в которых нуждается каждый ребенок. Плюс: это ключ к внутренней гармонии и зрелости. Это как стать самому себе лучшим другом и наставником. Какой первый шаг вы могли бы сделать сегодня, чтобы проявить больше заботы о своем "Внутреннем Ребенке"?
В: Хотя работа с детскими травмами и потребностями важна (часто со специалистом), простое "возвращение в детство" без осознания и трансформации может закрепить старые проблемы. Плюс: понимание детского опыта ценно. Минус: цель – не застрять в прошлом, а исцелить его влияние на настоящее. Как можно использовать воспоминания о детских потребностях для лучшего понимания себя взрослого?
Г: Здоровая забота о "Внутреннем Ребенке" не означает отказ от взрослой ответственности. Наоборот, именно наш "Внутренний Взрослый" организует удовлетворение потребностей "Ребенка" адекватным способом. Плюс: важность игры и спонтанности неоспорима. Минус: инфантилизм – это не забота, а избегание взросления. Как найти баланс между ответственностью взрослой жизни и потребностями "Внутреннего Ребенка" в радости и игре?
КЛЯТВА ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТОРА: 20 пунктов
Как защитить себя от манипулятора? Что важно учитывать, чтобы самому манипулятором не стать? Об этом этот материал в том числе.
Открытые вопросы
- Что плохого может произойти, если у меня будет много денег?
- Насколько я осознаю свои ограничивающие убеждения?
- Насколько я достоин желаемого уровня доходов?
- Насколько я готов к нему?
- Какие убеждения о деньгах помогут мне достичь финансового благополучия?
- Какие источники дополнительного дохода я не замечаю?
- Какие ежедневные действия и какие новые привычки будут способствовать росту моих доходов?
- Какими мыслями, словами и действиями я саботирую свой успех?
- Что я хочу перестать делать?
- Что я хочу начать делать?
- Что я пока не готов изменить в своей жизни?
- С чем это связано?
- Какой мой любимый способ саботировать мои намерения?
- Если бы я мог выполнять в день только 2 мои задачи, что это были бы за задачи?
Что делать человека уязвимым перед крючками?
Чтобы вам легче было выявить эти слабые места, ответьте на следующие вопросы:
- Часто ли вы чувствуете себя обиженным и сторонитесь людей?
- Считаете ли вы, что всегда правы?
- Можете ли вы сказать, что недовольны собой?
- Зависите ли вы от чужого мнения?
- Часто ли вы чувствуете себя неправым, ошибающимся?
- Считаете ли вы, что другие люди лучше, талантливее, умнее, чем вы?
- Чувствуете ли вы себя беспомощным и растерянным, когда нужно принять какое‑то решение, предпринять какое‑то действие?
- Чувствуете ли вы себя скованно и напряженно рядом с людьми?
- Хочется ли вам всегда быть в центре внимания, чтобы смотрели только на вас и слушали только вас?
- Часто ли вам не удается сдержать гнев, раздражение, ярость?
- Приходится ли вам извиняться, даже если вы ни в чем не виноваты?
- Нравится ли вам поучать, воспитывать других?
- Считаете ли вы, что вас должны слушаться те, кто младше, слабее или менее опытен, чем вы?
- Часто ли вам кажется, что кто‑то награжден не по заслугам, несправедливо получил какие‑то блага?
- Часто ли вы критикуете, осуждаете других людей?
- Нравится ли вам спорить и стремиться всегда выйти победителем?
Каждый ответ «да» означает какое‑то слабое место, которое легко использовать, чтобы втянуть вас в игру.
АФОНЯ: разбор | ВЗРОСЛЕНИЕ ГЕРОЯ
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.