Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 17 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 17


1. Представьте, что человек никак не может отказаться от привычки допоздна смотреть сериалы, хотя утром чувствует себя разбитым. С точки зрения скрытых мотивов, что может неосознанно удерживать его в этом поведении, несмотря на явные минусы?

А. Убежденность, что сериалы — единственный способ расслабиться после тяжелого дня.

Б. Неосознаваемое стремление получить дополнительное внимание и сочувствие от коллег из-за своей усталости.

В. Простой недостаток силы воли, чтобы вовремя выключить телевизор и лечь спать.

Г. Привычка как вторая натура, ставшая почти автоматической частью вечернего ритуала.

Комментарии:

А. Это объяснение лежит на поверхности, и плюс в том, что оно признает потребность в отдыхе. Минус – в его категоричности, сужающей поиск. Такое убеждение может быть ширмой. Какие еще три способа расслабления, кроме сериалов, вы могли бы исследовать для себя?

Б. Совершенно верно! Иногда дискомфорт дает «бонусы» вроде заботы или снисхождения – это и есть вторичная выгода. Плюс – выгода получена. Минус – ценой здоровья и продуктивности. Как думаете, какие еще «скрытые награды» может давать такое поведение и как их получить здоровым путем?

В. Обвинение силы воли – популярный, но часто поверхностный ответ. Плюс – это простое объяснение. Минус – оно снимает ответственность за более глубокий анализ. Какие еще факторы, помимо силы воли, как вам кажется, играют здесь ключевую роль в продолжении этого поведения?

Г. Автоматизм, конечно, важен – это «проторенная дорожка». Плюс – мозг экономит энергию. Минус – мы перестаем выбирать осознанно. Но почему именно этот автоматизм закрепился? Какие еще потребности, кроме простого «привык», он может незаметно для вас удовлетворять?


2. Ваш знакомый решил «раз и навсегда» отказаться от сладкого, но через пару дней сорвался на целый торт, после чего ругал себя и снова дал зарок «больше ни-ни!». Какой подход был бы более конструктивным для изменения пищевых привычек?

А. Установить еще более строгий запрет и попросить друзей контролировать каждый его шаг.

Б. Понять, что срывы — это катастрофа, и в следующий раз наказать себя более суровой диетой.

В. Вместо тотального запрета сфокусироваться на добавлении полезных альтернатив и разрешить себе небольшое количество сладкого по плану, без самобичевания при отклонениях.

Г. Полностью игнорировать тягу к сладкому, полагаясь исключительно на силу воли и позитивное мышление.

Комментарии:

А. Усиление запретов часто похоже на сжатие пружины – напряжение растет, и срыв становится мощнее. Плюс – иллюзия контроля. Минус – высокий риск срыва и вины. Как думаете, почему стратегия «кнута» без «пряника» редко работает вдолгую и к чему она может привести?

Б. Самонаказание усугубляет вину, замыкая порочный круг. Это не путь к здоровью. Плюс – попытка взять ответственность. Минус – деструктивный метод. Какие чувства, кроме вины, могли бы помочь конструктивно проанализировать срыв и продолжить путь к цели без саморазрушения?

В. Абсолютно точно! Мягкость, фокус на позитивных добавлениях и самопринятие – ключ к выходу из цикла «запрет-срыв-вина». Это марафон, а не спринт. Какие первые маленькие шаги вы могли бы сделать, чтобы внедрить такой бережный подход в свою жизнь прямо сейчас?

Г. Сила воли и позитив – отличные союзники. Плюс – опора на внутренние ресурсы. Минус – игнорирование биохимии и психологии тяги может быть самообманом. Какие еще стратегии, помимо силы воли, помогут управлять сильными желаниями более эффективно и бережно?


3. Вы заметили, что начали перенимать некоторые словечки и даже манеру поведения коллеги, с которым проводите много времени, хотя не ставили себе такой цели. Какое универсальное свойство нашей психики здесь проявляется, и как его можно использовать во благо?

А. Это случайное совпадение, не имеющее глубокого значения для личного развития.

Б. Вероятно, это признак слабой воли и неспособности отстоять свою индивидуальность.

В. Наша естественная склонность неосознанно «отзеркаливать» окружающих, которую можно направить на обучение у позитивных примеров.

Г. Проявление скрытой зависти к коллеге и его стилю поведения.

Комментарии:

А. Такие «совпадения» редко бывают случайны. Плюс – не хочется усложнять. Минус – упускается важный механизм адаптации и обучения. Какие закономерности в «случайном» перенимании чужих привычек или черт вы замечали в своей жизни или у других людей?

Б. Ярлык «слабой воли» часто упрощает сложные процессы. Плюс – быстрое объяснение. Минус – оно может подрывать уверенность в себе без оснований. Как вы думаете, в каких ситуациях гибкость и адаптивность важнее жесткого отстаивания «индивидуальности»?

В. Совершенно верно! Мы социальные существа, и «отзеркаливание» – основа обучения и эмпатии. Плюс – это мощный инструмент саморазвития. Минус – можно неосознанно перенять и нежелательное. Как бы вы могли более осознанно выбирать тех, чьи качества и привычки вы хотели бы «отзеркалить»?

Г. Зависть – сильная эмоция, но здесь речь о более тонком механизме. Плюс – это объяснение учитывает эмоции. Минус – оно может быть неточным и излишне негативным. Если бы это было не зависть, а что-то другое, что бы это могло быть за чувство или потребность?


4. Человек хочет начать бегать по утрам для здоровья, но каждое утро находит причины остаться в постели. Он корит себя за лень, но ситуация повторяется. Какое понимание этого внутреннего конфликта будет наиболее продуктивным?

А. Ему просто не хватает настоящей мотивации, и нужно найти более вескую причину для бега.

Б. Это явный признак того, что бег ему не подходит, и стоит отказаться от этой затеи.

В. Одновременное желание перемен и стремление сохранить комфорт – это нормально. Признание этой двойственности снижает самокритику и открывает путь к поиску компромиссов.

Г. Сила привычки спать сильнее любых других желаний, и ее почти невозможно переломить.

Комментарии:

А. Поиск «супермотивации» может быть бесконечным. Плюс – это стимулирует поиск смысла. Минус – это может откладывать реальные действия. А что если начать с малого, не дожидаясь идеальной мотивации, и позволить ей вырасти из самого процесса?

Б. Слишком быстрый вывод! Плюс – это позволяет избежать дискомфорта. Минус – это может быть бегством от возможности роста. Прежде чем отказываться, какие маленькие эксперименты с бегом (или альтернативной активностью) можно было бы провести, чтобы решение было более взвешенным?

В. Именно так! Признание амбивалентности – первый шаг к ее преодолению. Это снимает внутреннее напряжение и позволяет договариваться с собой. Какие компромиссы или маленькие шаги помогли бы этому человеку начать движение, уважая обе части его личности?

Г. Привычки сильны, но не всемогущи. Плюс – это признает силу привычки. Минус – это звучит как приговор и демотивирует. Какие стратегии, кроме простого «переламывания», могут помочь мягко и постепенно сформировать новую привычку, конкурирующую со старой?


5. После нескольких неудачных попыток выучить новый навык, человек думает: «Видимо, это не для меня, сколько ни пробуй – толку не будет». Какая стратегия поможет ему выйти из этого состояния и поверить в свои силы?

А. Взять длительный перерыв, чтобы полностью забыть о неудачах и потом начать с чистого листа.

Б. Найти совершенно другую, максимально простую область для деятельности, чтобы гарантированно добиться успеха.

В. Сосредоточиться на поиске и достижении даже самых маленьких, но реальных успехов в этом навыке, постепенно усложняя задачи.

Г. Попросить кого-то другого выполнить эту задачу за него, чтобы увидеть, что это возможно.

Комментарии:

А. Перерыв может быть полезен, но «чистого листа» не будет, опыт остается. Плюс – отдых и снижение фрустрации. Минус – избегание может закрепить страх неудачи. Как использовать перерыв не для забвения, а для анализа и поиска новых подходов к обучению?

Б. Успех в другой сфере может поднять самооценку. Плюс – получение позитивного опыта. Минус – это не решает проблему с конкретным навыком. Как этот «гарантированный успех» можно было бы использовать как трамплин для возвращения к изначальной, более сложной задаче?

В. Совершенно верно! Маленькие победы разрушают паттерн «выученной беспомощности» и строят уверенность кирпичик за кирпичиком. Это топливо для дальнейшего движения. Какой самый первый, крошечный шаг к успеху в этом навыке человек мог бы сделать уже сегодня?

Г. Наблюдение за чужим успехом может вдохновить, но не заменит собственный опыт. Плюс – демонстрация возможности. Минус – это может усилить чувство собственной некомпетентности. Что именно в наблюдении за другим человеком могло бы помочь найти ключ к собственным действиям?


6. Почему перед началом серьезных изменений в жизни, например, сменой профессии, так важно детально представить себе желаемый образ будущего, вплоть до ощущений и повседневных мелочей?

А. Чтобы заранее разочароваться в возможных трудностях и отказаться от затеи, если она слишком сложна.

Б. Это просто приятное мечтание, которое напрямую не влияет на результат, но может поднять настроение.

В. Четкое видение цели и понимание её ценности создают мощную внутреннюю мотивацию и помогают не сбиться с пути, когда становится трудно.

Г. Для того чтобы похвастаться своими амбициозными планами перед друзьями и получить их одобрение.

Комментарии:

А. Предвидение трудностей полезно для планирования, а не для отказа. Плюс – реалистичная оценка. Минус – фокус на негативе может убить мотивацию. Как можно использовать предвидение сложностей для подготовки, а не для преждевременного отступления?

Б. Мечты могут быть не просто приятными, но и очень функциональными! Плюс – поднятие настроения. Минус – недооценка силы визуализации как инструмента. Каким образом «приятное мечтание» можно превратить в конкретный ориентир для действий и решений?

В. Абсолютно! Яркий образ будущего – это ваш внутренний компас и источник энергии. Он отвечает на вопрос «Зачем все это?». Если бы вам нужно было создать «мудборд» вашего желаемого будущего через год, какие три ключевых образа или ощущения вы бы на него поместили?

Г. Внешнее одобрение приятно, но не должно быть главной опорой. Плюс – возможная поддержка. Минус – зависимость от чужого мнения делает цель уязвимой. Как создать внутреннюю уверенность в своих планах, которая не будет зависеть от реакции окружающих?


7. Человек постоянно твердит себе: «Я не хочу больше нервничать по пустякам!». Однако уровень его тревожности не снижается. Почему такой подход часто оказывается неэффективным, и как его улучшить?

А. Ему не хватает самоконтроля; нужно просто приказать себе не нервничать и держать эмоции в кулаке.

Б. Сознание концентрируется на слове «нервничать», невольно усиливая это состояние. Эффективнее сформулировать цель позитивно: «Я хочу быть спокойным и собранным».

В. Нервозность – это черта характера, которую практически невозможно изменить, сколько ни старайся.

Г. Он слишком много думает об этом; лучше вообще не обращать внимания на свои эмоции и просто делать дела.

Комментарии:

А. «Приказ» себе часто вызывает внутреннее сопротивление, как попытка запереть пар в котле. Плюс – стремление к самообладанию. Минус – подавление эмоций не решает их причину. Какие более экологичные способы управления эмоциями вы знаете, кроме простого «держания в кулаке»?

Б. Именно так! Наш мозг плохо обрабатывает частицу «не», фокусируясь на сути слова. Переформулирование в позитивном ключе задает верное направление. Какую еще негативную установку вы могли бы попробовать перевести в позитивное устремление прямо сейчас?

В. Ярлык «черта характера» звучит как приговор и лишает надежды. Плюс – это объясняет сложность. Минус – это формирует установку на неизменность. Какие небольшие изменения в поведении или мышлении могли бы постепенно влиять на состояние, даже если «черта» кажется устойчивой?

Г. Игнорирование эмоций – как езда с выключенными датчиками: опасно. Плюс – попытка не зацикливаться. Минус – потеря важной информации от самого себя. Как можно научиться прислушиваться к своим эмоциям, не утопая в них, а используя их как сигналы?


8. Завершая важный этап в жизни или просто подводя итоги года, почему так ценно не только анализировать ошибки, но и вспоминать свои достижения, благодарить себя и отмечать проявленные сильные качества?

А. Чтобы было о чем рассказать другим, демонстрируя свою успешность и вызывая восхищение.

Б. Это помогает немного подсластить пилюлю от неудач, но в целом не оказывает существенного влияния на будущее.

В. Признание своих успехов и сильных сторон укрепляет самооценку, повышает веру в свои силы и создает ресурсную основу для новых свершений.

Г. Так принято в обществе, это просто формальность, не несущая глубокого психологического смысла.

Комментарии:

А. Демонстрация успеха может быть приятным бонусом, но не сутью практики. Плюс – возможность поделиться радостью. Минус – фокус на внешнем вместо внутреннего. Какая внутренняя польза от признания своих достижений для вас была бы важнее, чем реакция окружающих?

Б. Это гораздо больше, чем «подсластить пилюлю»! Плюс – признание сложности пути. Минус – недооценка мощного влияния позитивного самоподкрепления. Как именно осознание прошлых успехов может помочь вам смелее браться за будущие вызовы?

В. В самую точку! Это как пополнять свой внутренний «банк ресурсов». Каждое признанное достижение – это вклад в вашу уверенность и устойчивость. За какие три небольших, но важных достижения или проявленных качества вы могли бы поблагодарить себя прямо сейчас?

Г. Формальности часто имеют глубокие корни. Плюс – следование традиции. Минус – обесценивание важного ритуала самоподдержки. Если бы это не было «принято», какую личную ценность вы бы нашли в практике благодарности себе и признания своих сильных сторон?


Открытые вопросы


  • Чего вы хотите достичь?
  • Какие результаты вы хотите в следующем году?
  • Как вы узнаете о том, что получили желаемое?
  • Каким будет результат будущей работы?
  • Каковы промежуточные шаги на пути к этой цели?
  • Как вы видите свой успех?
  • Достаточно ли вы контролируете свою цель, умеете ли влиять на нее?
  • Можете ли вы определить этапы пути к своей цели?
  • Чего бы вы хотели добиться в ближайшем будущем?
  • Когда бы вы хотели достичь своей цели?
  • Ваша цель достижима, позитивна?
  • Она бросает вам вызов?
  • Каким образом вы будете добиваться этой цели?

6 шагов подготовки к выступлению



6 шагов подготовки к выступлению: реактивная позиция, мои выгоды, выгоды другого, использование потенциала территории, превращение активности в актив, внутренняя настройка. Этот алгоритм может быть полезным для подготовки к любому важному для вас событию.


НЫТЬ или ЖИТЬ? Вот в чем вопрос!



НЫТЬ или ЖИТЬ? Вот в чем вопрос! Встреча с трудностями: что делать? Разбор приёма речевого воздействия, который можно использовать в работе с собой, с другим, с группой. Нытье продолжается до тех пор, пока есть внешний донор, который это нытье поощряет. (И нытик и донор являются преступниками).


Работа с собой (пять примеров)


(1) — (Нытье) Где я найду клиентов? Английский язык никому не нужен! — (УС) Да, трудности могут быть. И именно в том, чтобы (3 - научиться создавать поток заинтересованных клиентов) и (4 - заниматься с ними на высочайшем уровне) так, чтобы (5 - они возвращались ко мне снова и снова, рекомендуя меня своим друзьям) и заключается моя задача как (1 - профессионального, высочайшего уровня) (2 - педагога по английскому языку). ЗАХВАТ: Какое я вижу решение, как профессиональный педагог? И что я буду делать в ближайшее время для этого?

(2) — (Нытье) Записывать уроки для публикации на YouTube — это слишком сложно для меня! — (УС) Это нормально. Такие мысли могут быть. И ведь именно в том, чтобы (3 - научиться записывать их) и (4 - организовать своё время так, чтобы мне нравилось это делать, их записывая), чтобы (5 - у меня их была целая коллекция, которой я дорожу) и заключается моя задача, как (1 - целостного) (2 - автора). И как целостный автор, занимающийся любимым делом, какое решение я вижу? Что я могу сделать в ближайшее время?

(3) — (Нытье) Я ничтожество и ничего не могу! — (УС) Это нормально, что у меня такая мысль возникла. И именно в том, чтобы научиться справляться с этими мыслями наилучшим образом и создавать другие мысли, которые со мной созвучны и заключается моя задача, как счастливого человека, который исследует свои возможности и тренирует желаемые навыки. И как счастливый человек, какое я вижу решение? Что я выбираю делать в качестве первого шага?

(4) — (Нытье) Она бесит меня! — (УС) Это нормально, что у меня есть такие эмоции по отношению к этому человеку. И именно в том, чтобы научиться выстраивать гармоничное взаимодействие с этим человеком так, чтобы оно меня устраивало и заключается моя задача, как мыслящей красотки! И как мыслящая красотка, что я сделаю в ближайшее время? Какой первый шаг?

(5) — (Нытье) Так денег не хватает! — (УС) Трудности могут быть. И именно в том, чтобы научиться их зарабатывать и сохранять и организовать своё время так, чтобы денег хватало и заключается моя задача, как благополучного человека. И как благополучный человек, какое я вижу решение? Что я сделаю в ближайшее время?

Работа с другим: — у меня точно не получится! — трудности могут быть. Было бы странно, если бы их не было. Может быть, именно в том, чтобы научиться с ними справляться и создавать желаемый результат и заключается твоя задача, как успешного и востребованного художника. И как успешный и востребованный художник, какое ты видишь решение?

Работа с группой: — мы с этим не справимся. Эта задача слишком сложна для нас! И именно в том, что научиться с такими задачами справляться и организовать наше взаимодействие так, чтобы создать результат у нас был и заключается наша задача, как профессионалов в продажах. И как профессионалы в продажах, какое вы видите решение? С чего начнем?


Волшебный кубик


Любое действие верное. Остановись тогда, когда тебе хочется.

Созерцай свой успех в решении головоломки в любой момент.

Наилучшим образом.


Что сказать ребенку, чтобы у него не потекла крыша из-за школы?




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.