Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 20 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов для самопознания


1. Вспомните момент, когда вы хотели что-то изменить в жизни, но внутренний голос говорил: "Не сейчас", "Это слишком сложно" или "А что, если не получится?". Как эти сомнения и страхи (например, боязнь неизвестности или потери комфорта) мешали вам сделать первый шаг и удерживали в привычной, но уже не устраивающей вас рутине?

2. Представьте, что вы хотите поддержать друга, который добился успеха. Чтобы ваша похвала звучала искренне и мотивирующе, а не как лесть, из какой внутренней роли вы бы действовали? Описали бы вы его успех с позиции заботы и тепла (как Заботливый Родитель), с позиции признания его достижений и структуры (как Мудрый Наставник) или с позиции объективного анализа фактов (как Взрослый)?

3. Самый сложный жизненный вызов часто заставляет нас полностью пересмотреть свои взгляды и привычки. Можно ли сказать, что проходя через такое "главное испытание", мы символически "умираем" в старой версии себя, чтобы "родиться" заново — более сильными, мудрыми и свободными от прежних ограничивающих убеждений?

4. Посмотрите на эти принципы роста: заботиться о своем теле, завершать начатые дела, концентрироваться на хорошем. Как каждый из этих простых, на первый взгляд, шагов на самом деле является практическим способом "подзарядить свою батарейку" — то есть, восстановить физические и душевные силы для движения вперед?

5. Когда герой в сказке находит сокровище, это не всегда золото. Часто главное сокровище — это обретение мудрости или любви. Как вы думаете, может ли главным "сокровищем" на нашем жизненном пути стать способность жить в полной гармонии с тем, что для нас по-настоящему важно и ценно?

6. Как искренняя и своевременная похвала за выполненное обещание (будь то в работе или личных отношениях) может укрепить доверие? Почему, когда мы замечаем и ценим надежность других, они с большей вероятностью будут поступать так же и в будущем?

7. Иногда повторяющаяся проблема или постоянное чувство неудовлетворенности — это сигнал, что пора что-то менять. Как можно использовать модель "Событие → Мысль → Эмоция → Реакция", чтобы проанализировать такую ситуацию и понять, какой именно привычный сценарий в вашей жизни сигнализирует о необходимости перемен?

8. Наш мозг устроен так, что легче замечает негатив и подтверждает уже существующие плохие ожидания. Как сознательная привычка замечать и отмечать хорошее (в себе, в других, в мире) может помочь "перенастроить" наш фокус внимания и создать новую, позитивную установку?

9. В конце своего пути герой возвращается, чтобы поделиться обретенной мудростью с другими. Как это связано с нашим желанием быть полезными и вносить свой вклад в мир? Является ли способность делать жизнь других лучше конечной целью нашего собственного развития и трансформации?

10. Подумайте о 12 принципах роста. Какие из них помогают вам работать "с головой" — то есть, формировать свое видение будущего и управлять своим состоянием? А какие больше помогают в конкретных делах и задачах — при планировании, организации и непосредственном выполнении работы?


Тест для закрепления новых идей


1. Почему лидеру команды полезно уделять больше внимания не тем, кто постоянно создает проблемы, а тем, кто стабильно работает хорошо и вносит позитивный вклад?

А. Чтобы "проблемные" сотрудники почувствовали себя ненужными и сами ушли.

Б. Чтобы создать в коллективе жесткую конкуренцию, где каждый захочет стать "любимчиком".

В. Чтобы усилить сильные стороны команды и показать всем пример успешного поведения, создавая атмосферу роста и поддержки.

Г. Потому что с успешными сотрудниками работать проще, и это позволяет руководителю меньше напрягаться.

Обратная связь:

А. Это проигрышная стратегия. Она создает токсичную атмосферу и демотивирует всю команду, а не только "проблемных" сотрудников.

Б. Фокус на "любимчиках" порождает не здоровую конкуренцию, а зависть и интриги, что разрушает командный дух.

В. Верно! Поддерживая лучших, лидер задает стандарт качества и позитива для всех. Это как в оркестре: когда дирижер выделяет сильных музыкантов, весь коллектив начинает звучать гармоничнее. Это создает культуру, в которой хочется развиваться.

Г. Задача лидера — не избегать напряжения, а развивать всю команду. Фокус на сильных — это не легкий путь, а мудрая стратегия, требующая внимания и навыков.


2. Когда вы говорите коллеге: "Спасибо за твою работу! Благодаря твоему вкладу мы смогли помочь большему числу людей", — какую цель вы преследуете?

А. Намекнуть, что его личный успех — это, в первую очередь, заслуга всей компании.

Б. Произвести впечатление умного и красноречивого руководителя.

В. Показать человеку, что его конкретные действия являются частью большой и важной миссии, придавая его работе глубокий смысл.

Г. Формально выполнить свою обязанность по предоставлению обратной связи.

Обратная связь:

А. Такой подход может обесценить личные усилия человека и снизить его мотивацию.

Б. Красивые слова без искренности и конкретики воспринимаются как лесть или манипуляция, а не как поддержка.

В. Именно так! Когда человек понимает, что его труд — это не просто выполнение задач, а значимый вклад в общее дело, его мотивация и удовлетворенность работой многократно возрастают. Он видит смысл в том, что делает.

Г. Формальная обратная связь "для галочки" не работает. Она пуста и не несет ни мотивирующей, ни развивающей функции.


3. В метафоре "Пути Героя", что чаще всего представляет собой "Зов к переменам" в жизни человека?

А. Четкий и подробный план действий, который дал мудрый наставник.

Б. Внешние обстоятельства, которые не оставляют выбора, кроме как начать меняться.

В. Внутреннее ощущение — чувство, что "что-то не так", мечта или смутное желание большего, которое зовет выйти из зоны комфорта.

Г. Логичное и взвешенное решение, принятое после долгого анализа всех "за" и "против".

Обратная связь:

А. План и наставник обычно появляются позже, как ответ на уже возникший внутренний импульс. Без этого импульса даже лучший план не даст энергии для пути.

Б. Внешние события могут быть толчком, но если они не находят отклика внутри, изменения будут восприниматься как насилие, а не как собственный путь.

В. Совершенно верно! "Зов" — это часто тихий голос интуиции, который говорит, что пора двигаться дальше. Это внутренний компас, стрелка которого начинает указывать новое, еще неизведанное направление.

Г. "Зов" редко бывает полностью рациональным. Он идет скорее от сердца, чем от ума. Логика подключается позже, чтобы помочь проложить маршрут, но первый импульс почти всегда эмоциональный.


4. Что является главной задачей на этапе "Порога Сомнений", когда мы сталкиваемся со страхами и внутренним саботажем на пути к цели?

А. Подавить все страхи силой воли и двигаться вперед, несмотря ни на что.

Б. Найти внешних "виноватых" (людей или обстоятельства), которые мешают нам.

В. Признать свои страхи и сомнения, понять их причину и научиться с ними договариваться, чтобы они не управляли нашими действиями.

Г. Отказаться от цели, если сопротивление кажется слишком сильным, и вернуться в безопасную привычную жизнь.

Обратная связь:

А. Подавленные страхи не исчезают, а продолжают влиять на нас из тени, забирая энергию. Это все равно что пытаться удержать надувной мяч под водой — рано или поздно он вырвется.

Б. Поиск виноватых — это позиция жертвы, которая лишает нас силы и ответственности за свою жизнь.

В. Точно! Наши страхи — это не враги, а сигналы, которые указывают на наши уязвимые места или зоны роста. Встретиться с ними лицом к лицу, понять их и проработать — это ключ к осознанному движению вперед.

Г. Возвращение в зону комфорта может показаться заманчивым, но отказ от "Зова" часто приводит к застою и сожалению о нереализованных возможностях.


5. Почему прохождение "Самого Большого Испытания" в жизни так важно для глубоких личных изменений?

А. Чтобы доказать окружающим свою силу и крутизну, заслужив их восхищение.

Б. Чтобы получить ценный опыт, который потом можно будет выгодно использовать.

В. Потому что в этом кризисе происходит символическая "смерть" старых убеждений и рождается новая, более сильная и осознанная версия себя.

Г. Главное — просто как-нибудь пережить этот сложный период, чтобы потом рассказывать, через что ты прошел.

Обратная связь:

А. Если главная цель — внешнее признание, трансформация будет поверхностной. Истинная сила не в том, чтобы произвести впечатление, а в том, чтобы измениться изнутри.

Б. Опыт, безусловно, ценен. Но если видеть в нем только ресурс для будущей выгоды, теряется его глубокий, преобразующий смысл.

В. Именно в этом суть! Это как превращение гусеницы в бабочку. Старая форма должна быть разрушена, чтобы могло появиться нечто совершенно новое и прекрасное. Это качественный скачок в личном развитии.

Г. Просто "выжить" — это уже достижение. Но если не извлечь из кризиса уроки и не осознать произошедшие изменения, есть риск, что он не приведет к росту, а оставит лишь шрамы.


6. Какой практический смысл в том, чтобы в сложной ситуации смещать фокус с проблемы на желаемый результат, задавая себе вопросы: "А как я хочу, чтобы было?" и "Что для меня действительно важно?"

А. Это позволяет игнорировать реальные проблемы и жить в мире фантазий, что временно успокаивает.

Б. Это помогает четче сформулировать свои претензии к миру и окружающим.

В. Это перенаправляет нашу энергию с переживания о том, чего мы не хотим, на созидание того, чего мы хотим, и дает ясное направление для действий.

Г. Это помогает быстро найти виноватых, ведь сразу становится понятно, кто или что мешает достичь желаемого.

Обратная связь:

А. Игнорирование проблем — это самообман. Важно найти баланс между видением желаемого будущего и реалистичным взглядом на текущие трудности.

Б. Застревание на претензиях оставляет нас в пассивной и беспомощной позиции. Конструктивный подход — превратить жалобу в задачу для себя.

В. Совершенно верно! Куда направлено наше внимание, туда течет наша энергия. Фокусируясь на решении и желаемом будущем, мы активируем свои внутренние ресурсы и творческий потенциал для достижения цели.

Г. Перекладывание ответственности на "виноватых" лишает нас силы что-либо изменить. Важно использовать понимание препятствий не для обвинений, а для разработки стратегии их преодоления.


7. Говорят, есть три уровня счастья: удовольствие (например, вкусная еда), увлеченность (полное погружение в интересное дело) и смысл (ощущение своего предназначения). Почему для гармоничной жизни важно уделять внимание всем трем?

А. Чтобы постоянно находиться в состоянии эйфории и никогда не грустить.

Б. Потому что только служение великой цели (смысл) имеет значение, а все остальное — пустая трата времени.

В. Чтобы обеспечить сбалансированное и устойчивое ощущение благополучия, в котором краткосрочная радость, глубокая вовлеченность и долгосрочный смысл дополняют и поддерживают друг друга.

Г. Чтобы произвести на людей впечатление гармонично развитой личности.

Обратная связь:

А. Стремление к постоянной эйфории нереалистично. Жизнь многогранна, и негативные эмоции — ее неотъемлемая часть. Счастье не в отсутствии грусти, а в умении проживать весь спектр чувств.

Б. Смысл — это фундамент. Но без маленьких радостей (удовольствий) и интересных занятий (увлеченности) путь к великой цели может стать слишком суровым и безрадостным.

В. Абсолютно точно! Это как сбалансированное питание для души. Нам нужны и "десерты" удовольствий, и "основные блюда" увлеченности, и "здоровая основа" из смысла и предназначения. Все вместе это создает полноценную и счастливую жизнь.

Г. Если наша гармония — лишь маска для других, мы живем не своей жизнью. Истинное благополучие мы ощущаем внутри, независимо от того, что думают окружающие.


8. Какую стратегию предлагает идея "быть лучшим не в одном навыке, а в их уникальном сочетании"?

А. Создать видимость экспертности во многих областях, даже если знания везде поверхностны.

Б. Считать, что несколько средних навыков всегда лучше одного, отточенного до совершенства.

В. Развить до хорошего уровня 2-3 взаимодополняющих навыка, создав таким образом свою уникальную суперсилу, которую сложно скопировать.

Г. Выбрать более легкий путь, так как развить несколько навыков "по чуть-чуть" проще, чем стать мастером в одном деле.

Обратная связь:

А. Иллюзия экспертности быстро развеивается при столкновении с реальными задачами. Отсутствие глубины не позволяет добиться настоящего успеха.

Б. Важна не просто сумма навыков, а их синергия — то, как они усиливают друг друга. Три средних, но не связанных навыка могут быть менее ценны, чем один сильный.

В. Именно так! Это путь к созданию своей уникальной ниши, где вы вне конкуренции. Например, психолог, который хорошо разбирается в IT и умеет писать тексты, становится незаменимым специалистом для технологических компаний. Сочетание навыков рождает вашу уникальную ценность.

Г. Это не легкий путь. Развитие даже нескольких навыков до хорошего, профессионального уровня требует времени, усилий и дисциплины. Но результат того стоит.


Социальная тревожность, застенчивость, стеснительность: что делать? Руководство



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.