ТА - 21 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 21
1. Психологические «кнопки уязвимости» (такие как апелляция к выгоде, тщеславию или страху) часто используются для влияния на людей. Какой ключевой аспект определяет этичность применения этих приемов?
А. Эффективность приема: если он работает и приносит результат, значит, его использование оправдано.
Б. Популярность приема: если так делают все, значит, это общепринятая норма и нет причин для беспокойства.
В. Изначальное намерение использующего и конечный результат для всех вовлеченных сторон: ведет ли это к взаимной выгоде и росту или к ущербу и манипуляции.
Г. Степень скрытности приема: если человек не осознает, что на него влияют, значит, прием неэтичен.
Комментарии:
А. Эффективность – важный, но не единственный критерий, в этом плюс. Минус – результат любой ценой может привести к разрушительным последствиям. Представь, что нож эффективен для нарезки хлеба и для нападения. Что определяет этичность его использования в каждом случае?
Б. Общепринятость может успокаить, это плюс. Минус – «все побежали, и я побежал» не всегда ведет к добру, история знает много примеров. Какие «общепринятые нормы» прошлого сегодня кажутся нам совершенно неэтичными, и чему это нас учит?
В. Совершенно верно! Как скальпель в руках хирурга может спасти жизнь, а в руках преступника – отнять, так и эти приемы нейтральны. Все решает намерение и результат. В какой ситуации из вашей жизни использование «кнопки» привело к позитивному итогу для всех?
Г. Осознанность важна, но не всегда определяет этику. Плюс – прозрачность лучше скрытности. Минус – даже если человек осознает влияние, но оно вредоносно, этичным оно не становится. Может ли открытое, но вредное влияние быть этичным, на ваш взгляд?
2. Когда вам предлагают ценный бесплатный подарок или услугу (например, «скачайте наш бесплатный гайд, и мы подарим вам скидку»), на какую психологическую «кнопку» чаще всего рассчитан этот прием, и какой внутренний механизм он запускает?
А. На любопытство: человек хочет узнать, что же там в бесплатном гайде, и это главная мотивация.
Б. На желание сэкономить: бесплатное всегда привлекательно, и это просто рациональный выбор.
В. На принцип взаимности: получение чего-то ценного безвозмездно создает подсознательное чувство долга и желание «отплатить» ответной любезностью или покупкой.
Г. На потребность в контроле: получив что-то бесплатно, человек чувствует, что он «обыграл систему» и контролирует ситуацию.
Комментарии:
А. Любопытство играет роль, это плюс. Минус – оно не всегда является ведущим мотивом, особенно если подарок предваряет более крупное предложение. Вспомните, когда любопытство вело вас к одному, а в итоге вы получали нечто иное или дополнительное?
Б. Экономия – сильный мотив, это плюс. Минус – часто за «бесплатным» скрывается более высокая цена в будущем или другие условия. Как вы отличаете действительно выгодное бесплатное предложение от того, что является лишь приманкой?
В. Абсолютно точно! Этот древний механизм «ты – мне, я – тебе» глубоко укоренен в нашей психологии. Подарок создает легкое напряжение, которое хочется снять ответным жестом. Какие еще примеры действия принципа взаимности вы замечаете в повседневной жизни?
Г. Ощущение контроля может присутствовать, это плюс. Минус – оно может быть иллюзорным, если «бесплатное» является частью продуманной стратегии влияния. В каких ситуациях кажущийся контроль на самом деле является результатом тонкого управления вашим выбором?
3. Если человек систематически избегает прямых ответов на конкретные вопросы о своей работе, уходит от ответственности и предпочитает «подразумеваемые» соглашения, о каких его возможных внутренних особенностях это может сигнализировать?
А. О высокой креативности и нежелании загонять себя в рамки четких формулировок.
Б. О стремлении к максимальной эффективности, так как он не тратит время на пустые разговоры и формальности.
В. О возможном страхе ответственности, некомпетентности, попытке что-то скрыть или даже о манипулятивном стиле поведения.
Г. О природной скромности и нежелании хвастаться своими достижениями или загружать других деталями.
Комментарии:
А. Креативность ценит свободу, это плюс. Минус – избегание ясности в рабочих вопросах часто ведет к хаосу и ошибкам, а не к творческим прорывам. Как можно сочетать креативность с необходимостью четких договоренностей и ответственности?
Б. Эффективность – это хорошо, это плюс. Минус – уход от прямых ответов и четких соглашений обычно снижает эффективность, порождая недопонимание и конфликты. Какие «формальности» в общении на самом деле экономят время и ресурсы в долгосрочной перспективе?
В. Именно так. Такое поведение часто является «дымовой завесой», за которой скрываются более глубокие проблемы или расчет. Это как пытаться поймать угря голыми руками. С какими еще проявлениями такого «ускользающего» поведения вы сталкивались, и что за этим стояло?
Г. Скромность – украшение, это плюс. Минус – если она мешает ясному обсуждению рабочих задач и результатов, это становится проблемой. Как скромному человеку научиться четко и уверенно говорить о своей работе, не изменяя при этом себе?
4. Когда вы слышите от кого-то частые обобщения с негативным оттенком, вроде «все всегда обманывают» или «никто никогда не помогает», какой признак «создателя проблем» и особенность мышления здесь проявляются?
А. Проявление здорового скептицизма и реалистичного взгляда на несовершенство мира.
Б. Использование негативных когнитивных искажений, таких как чрезмерное обобщение и черно-белое мышление, указывающее на ригидность восприятия.
В. Особая интуиция, позволяющая предвидеть негативное развитие событий и предупреждать об этом.
Г. Просто неудачный выбор слов, за которым не стоит никаких глубинных особенностей мышления.
Комментарии:
А. Реализм важен, это плюс. Минус – тотальный негативизм и обобщения – это уже не реализм, а пессимистическая призма, искажающая действительность. Как отличить здоровый скептицизм от цинизма и необоснованного негативизма?
Б. В точку! Такие фразы – маркеры искаженного мышления, которое «окрашивает» весь мир в темные тона и не допускает полутонов. Это как смотреть на мир через очень грязные очки. Какие еще примеры подобных «глобальных» негативных утверждений вам встречались?
В. Интуиция – ценный дар, это плюс. Минус – если она постоянно «видит» только плохое, это может быть сигналом не столько предвидения, сколько внутренней тревоги или прошлого негативного опыта. Как проверить, говорит ли это ваша интуиция или ваш страх?
Г. Слова имеют значение, но иногда это действительно просто слова, в этом плюс. Минус – если такие формулировки повторяются регулярно, это уже не случайность, а отражение устойчивых паттернов мышления. Насколько, по-вашему, наши слова формируют нашу реальность?
5. Применяя правила «психогигиены» в общении, почему важно исходить из предположения, что слова собеседника – это «мнение отдельно взятого человека, это о нём и о его восприятии», а не абсолютная истина?
А. Чтобы сразу обесценить слова собеседника и показать свое интеллектуальное превосходство.
Б. Это позволяет не обижаться на критику и не принимать близко к сердцу чужие негативные оценки, сохраняя внутреннее равновесие.
В. Чтобы иметь повод не слушать собеседника и не вникать в суть его высказываний, экономя свое время.
Г. Потому что большинство людей некомпетентны, и их мнение по определению не заслуживает внимания.
Комментарии:
А. Обесценивание – это агрессия, а не психогигиена. Плюс – это может создать иллюзию контроля. Минус – это разрушает контакт и не способствует пониманию. Как можно отнестись к чужому мнению с уважением, даже если вы с ним не согласны?
Б. Совершенно верно! Это как надеть психологический «дождевик» – чужие слова могут коснуться вас, но не «промочат» насквозь и не испортят настроение. Это про здоровую дистанцию. Какой «ментальный щит» или прием помогает вам сохранять спокойствие при столкновении с критикой?
В. Экономия времени – это хорошо, это плюс. Минус – психогигиена не про игнорирование, а про осознанное восприятие. Не слушая, мы рискуем упустить и ценную информацию. Как найти баланс между внимательным слушанием и фильтрацией «шума»?
Г. Такое обобщение само по себе является искажением. Плюс – это может защитить от чужого влияния. Минус – это лишает нас возможности учиться у других и видеть разные точки зрения. В чем, на ваш взгляд, ценность умения слушать даже тех, чье мнение кажется вам некомпетентным?
6. В рамках «психогигиены» рекомендуется «работать над извлечением из собеседника фактов: кто, что, когда, как и при каких обстоятельствах делал». Какую основную цель преследует этот подход?
А. Завалить собеседника вопросами, чтобы он растерялся и признал вашу правоту или свою некомпетентность.
Б. Максимально затянуть разговор, чтобы продемонстрировать свою дотошность и основательность.
В. Перейти от эмоциональных оценок и туманных обобщений к конкретной, проверяемой информации, что позволяет лучше понять ситуацию и принять взвешенное решение.
Г. Собрать «компромат» на собеседника, чтобы потом использовать эту информацию в своих интересах.
Комментарии:
А. Такой подход похож на допрос, а не на конструктивный диалог. Плюс – он может дать вам тактическое преимущество. Минус – он разрушает доверие и сотрудничество. Как задавать вопросы, чтобы прояснить ситуацию, а не загнать собеседника в угол?
Б. Основательность – это хорошо, это плюс. Минус – если это самоцель, то разговор становится утомительным и непродуктивным. Как определить, когда детализация уместна, а когда она избыточна и лишь тормозит процесс?
В. Абсолютно точно! Факты – это фундамент для ясного мышления и адекватных действий. Это как очистить мутную воду, чтобы увидеть дно. В какой недавней ситуации переход от эмоций к фактам помог вам лучше разобраться в происходящем?
Г. Сбор «компромата» – это манипуляция. Плюс – это может дать власть. Минус – это неэтично и ведет к деструктивным отношениям. Как можно использовать информацию для созидания и развития, а не для интриг и давления?
7. Перед тем как задать уточняющий вопрос, рекомендуется «продать» его собеседнику, объяснив цель: «Я спрашиваю, потому что хочу лучше понять...» или «Этот вопрос позволит нам...». Какое двойное влияние оказывает такое «усиление вопроса»?
А. Заставляет собеседника почувствовать себя как на допросе и насторожиться.
Б. Снижает вероятность защитной реакции у собеседника, показывая вашу заинтересованность, и одновременно помогает вам самому сфокусироваться на цели вопроса.
В. Демонстрирует ваше превосходство и умение вести диалог по своим правилам.
Г. Это просто форма вежливости, которая на самом деле не влияет на ход беседы.
Комментарии:
А. Если переусердствовать, то да, это возможно, это минус. Плюс же в том, что в норме это как раз снимает напряжение, если сделано искренне. Как найти ту интонацию и формулировку, чтобы объяснение цели вопроса звучало как приглашение к сотрудничеству, а не как подготовка к атаке?
Б. Именно так! Это создает атмосферу открытости и сотрудничества, превращая потенциальное «почему?» в «давайте разберемся вместе». И для вас это как компас – помогает не сбиться с курса. В каких еще ситуациях объяснение своих намерений может улучшить коммуникацию?
В. Умение вести диалог – это ценно, это плюс. Минус – если это воспринимается как демонстрация превосходства, то вызывает сопротивление. Как показать свою компетентность в диалоге, не подавляя при этом собеседника, а вовлекая его?
Г. Вежливость важна, это плюс. Минус – здесь не просто формальность, а эффективный коммуникативный инструмент, который действительно меняет динамику разговора. Замечали ли вы, как меняется реакция человека, если вы объясняете, зачем задаете тот или иной, возможно, неудобный вопрос?
8. Обязательный прием для нейтрализации мифов и необоснованных утверждений – вопрос: «Если Х (произошло/верно), то значит ли это автоматически, что Y (должно произойти/верно)? Есть ли другие объяснения?». Как этот прием способствует конструктивному диалогу?
А. Позволяет быстро уличить собеседника во лжи или нелогичности, поставив его в тупик.
Б. Демонстрирует вашу эрудицию в области логики и критического мышления.
В. Стимулирует совместный поиск истины, отделяя факты от поспешных выводов, и помогает обоим собеседникам прийти к более взвешенным суждениям.
Г. Это способ мягко уйти от ответа или перевести разговор на другую тему, если вы не согласны с собеседником.
Комментарии:
А. Поставить в тупик – не всегда конструктивно. Плюс – это может остановить поток дезинформации. Минус – это может вызвать агрессию или обиду. Как использовать этот прием так, чтобы он приглашал к размышлению, а не ощущался как обвинение?
Б. Эрудиция – это хорошо, это плюс. Минус – если это самоцель, то диалог превращается в интеллектуальную дуэль, а не в поиск решения. Как поделиться своими знаниями так, чтобы это обогатило диалог, а не создало дистанцию?
В. Совершенно верно! Этот вопрос вскрывает ложные причинно-следственные связи и «серые зоны» в аргументации, приглашая к более глубокому анализу. Это как фонарик, освещающий темные углы. Приведите пример мифа или убеждения, к которому вы могли бы применить этот вопрос.
Г. Уход от ответа – это иногда тактика, это плюс. Минус – если это делать постоянно, то проблемы не решаются, а доверие теряется. В каких ситуациях такой вопрос действительно может помочь «сменить пластинку» конструктивно, а не просто избежать неудобной темы?
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ МНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ
Чем опасна зависимость от мнения окружающих? Как с ней работать? Как работать над своим отношением и к себе и к другому? Об этом этот материал в том числе.
Приглашения в драматический треугольник
Приглашения Жертвы:
– Я такая дура!.. Я заслужила такое твое отношение ко мне… (к Преследователю, «Ударь меня»)
– Я совсем ничего не могу сама… (к Спасателю, «Помоги мне», «Дурочка»)
– У нас с тобой никогда не получалось и не получится… (к Жертве, «Мы ни на что не годны, поэтому „почему бы нам не…“ развлечься наркотиками, совершить самоубиство и т.п.». В целом описывает ситуацию безысходности)
Приглашения Спасателя:
– Ты сам не сможешь, давай я сделаю (к Жертве)
– Успокойся, я просто хочу помочь (к Преследователю)
– Я угадаю, что тебе нужно, потому что я знаю, что ты не попросишь сам (к Спасателю)
Приглашения Преследователя:
– У тебя не получится мне помочь! (к Спасателю)
– Я не сдамся и буду бороться с тобой! (к Преследователю)
– Я так и знал, что у тебя ничего не выйдет! (к Жертве)
Осознание себя в драматической роли
Преследователь
1) Прежде чем предъявлять претензии, что‑то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.
2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.
3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.
4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.
5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.
6) Если хотите чего‑то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.
Спасатель
1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.
2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.
3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.
4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.
5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.
6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.
7) Если испытываете острое желание кого‑то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?
Жертва
1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.
2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.
3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.
4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.
5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.
6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что‑то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.
Унывающий, паразитирующий или думающий? КТО Я СЕЙЧАС?
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.