ТА - 21 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Видео



Парадокс ценности


1/10: Еженедельные собрания: итоги, задачи, препятствия, пути их преодоления и первые шаги



Описание

Рабочая неделя подошла к своему завершению, и сотрудники вашей компании, отдела или команды готовы пересмотреть планы на следующую неделю. Важно проанализировать успехи рабочей недели. Важно дать возможность каждому сотруднику проговорить свои победы, свои задачи на будущую неделю, свои препятствия и свои варианты преодоления этих препятствий. Эта беседа должна продолжаться не более 40 минут. Важно внедрить эту беседу в регулярную практику.


Шаги

  • Ваши победы за эту неделю?
  • Ваши задачи на следующую неделю?
  • Назовите возможные препятствия, с которыми вы можете встретиться на пути решения этих задач?
  • Как вы можете преодолеть эти препятствия наилучшим образом?
  • Каков ваш первый шаг?

Теоретический материал


ТРЕУГОЛЬНИК ДРАМАТИЧЕСКИХ РОЛЕЙ


Треугольник драматических ролей Стивена Карпмана – важнейшая модель, органически интегрированная в трансактный анализ, без терминологии которой трудно обойтись.

Согласно представленной модели, игру начинает Жертва, демонстрирует свое виктимное поведение, которое либо провоцирует агрессию, либо жалость к себе. С Агрессором играется игра «Ударь меня», а со Спасателем – «Спаси меня». Спасатель обесценивает Жертву и играет в две игры: «Я только пытаюсь Вам помочь!» и «Почему бы вам не…». Жертва отвечает игрой в «Да, но…». Проблема лежит внутри треугольника, но никому не выгодно ее решать, поскольку тогда пропадут созависимые отношения. Спасатель – это особый человек, которому проще решать чужие проблемы, чем свои. Он осуществляет экспансию во внешний мир за счет помощи в проживании чужой жизни. Соответственно, он находится в роли Заботливого Родителя. Агрессор (которого называют также Преследователем или Тираном) выступает в роли Карающего Родителя, а Жертва – беспомощного Ребенка. Агрессор может решать проблемы Жертвы за нее, однако, у него есть потребность унижать и доминировать. Например, это ревнивый муж, который боится, что жена его бросит, а она, в свою очередь, время от времени осуществляет провокационные действия.


Инверсия – смена ролей в треугольнике. Я чаще отмечаю такую инверсию (исходя из моей наиболее частой роли Спасателя, в которую в которую я могу «свалиться», если проявлю излишнее рвение, либо буду возлагать определенные надежды на сознательность клиента. В этом случае я могу почувствовать свои усилия тщетными – тогда я могу перейти в позицию Жертвы. Если же я начну возмущаться чье‑либо безалаберностью – в позицию Преследователя.


Однако, возможен переход в любую из двух других ролей, хотя для конкретного человека или для конкретных отношений часто происходит одна и та же последовательность смены ролей, связанная с конкретными игровыми ходами или проигрыванием жизненного сценария в миниатюре.

Пример инверсии. Когда пьяный агрессивный муж приходит домой он – Агрессор, жена – Жертва. Утром она будит его на работу, стирает и гладит его вещи – она Спасатель. Во время завтрака, когда она «пилит» его за вчерашнее – становится Агрессором. Таким образом, треугольник для игры «Алкоголик» пройден, однако, очень часто люди блуждают по нему годами, меняются только партнеры, а игры остаются теми же, что и раньше.

Байка. У землепашца были конь и лошадь. Конь пахал, а лошадь паслась на лугах. Вечером землепашец приводил их в стойло, и однажды лошадь сказала коню: «Вот ты каждый день пашешь, а я пасусь на лугах. Я бы на твоем месте не стала пахать». На следующий день конь так и сделал. Землепашец увидел, что конь заартачился, запряг в соху кобылу и стал пахать на ней. Какая смена ролей здесь произошла?

Истинное положение вещей. Игра в Спасателя отличается от подлинного спасения в чрезвычайной ситуации, например, когда пожарный выводит человека из горящего здания или смельчак спасает тонущего человека. Как и в любой драматической роли, в попытках Спасателя есть что‑то нечестное или невысказанное, или, в лучшем случае, смешанный мотив – тяга к тому, чтобы быть Спасателем и иметь Жертву, которой можно помочь. На самом деле, игры в драматические роли тормозят реальное решение проблем, привносят путаницу и страдания, вместо решений. Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь – не имеет обоснованных претензий. Отыгрыш драматических ролей лишь укрепляет созависимые отношения, подтверждает базовые и экзистенциальные позиции и, в конечном итоге, приводят к сценарному выигрышу.

Что же внутри треугольника? В центре треугольника лежат психические проблема Жертвы и других участников игры, чаще всего связанные с комплексом вины, страхом близких отношений, одиночества или быть отверженным, неуверенностью, чувством долга, стыдом, неоговоренными, но подразумевающимися обязательствами, выполнение которых позже обесценивается.


Приглашения в треугольник


Каким может быть вход в треугольник? Чтобы игра состоялась, нужно получить приглашение в него и принять это приглашения.


Приглашения Жертвы:

– Я такая дура!.. Я заслужила такое твое отношение ко мне… (к Преследователю, «Ударь меня»)

– Я совсем ничего не могу сама… (к Спасателю, «Помоги мне», «Дурочка»)

– У нас с тобой никогда не получалось и не получится… (к Жертве, «Мы ни на что не годны, поэтому „почему бы нам не…“ развлечься наркотиками, совершить самоубиство и т.п.». В целом описывает ситуацию безысходности)


Приглашения Спасателя:

– Ты сам не сможешь, давай я сделаю (к Жертве)

– Успокойся, я просто хочу помочь (к Преследователю)

– Я угадаю, что тебе нужно, потому что я знаю, что ты не попросишь сам (к Спасателю)


Приглашения Преследователя:

– У тебя не получится мне помочь! (к Спасателю)

– Я не сдамся и буду бороться с тобой! (к Преследователю)

– Я так и знал, что у тебя ничего не выйдет! (к Жертве)

Это небольшие примеры того, как можно пригласить поиграть. Приглашение принимается, как правило тем, что Жертва соглашается с утверждениями других игроков, Спасатель принимает решение во что бы то ни стало помочь, а Преследователь начинает готовиться к поединку.


Осознание себя в драматической роли

Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, что разрушают собственную жизнь. И это по‑настоящему трагично.


Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, необходимо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто.


Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся полезны.


Преследователь


1) Прежде чем предъявлять претензии, что‑то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.

5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

6) Если хотите чего‑то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.


Спасатель


1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.

3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.

4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

7) Если испытываете острое желание кого‑то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?


Жертва


1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.

2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.

3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что‑то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.


Выход из треугольника драматических ролей сложен и долог. На пути саморазвития стоят и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус‑кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения, если это возможно. Главное не повторять прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.


Триединство драматических ролей. Находясь в драматической роли, можно почувствовать одновременно уязвимость и страх, желание наказать обидчика и благородный «спасательский» порыв. Это означает, что, попав в такую ситуацию мы чувствуем себя расколото, в некотором замешательстве. Поэтому нельзя быть только в одной роли единовременно, правильно говорить о долях каждой из них. Согласно этой идее Стивена Карпмана, находясь, например, в позиции Преследователя мы отчасти чувствуем себя немного Спасателем, выражая гнев для некого блага Жертвы, и в то же время, защищая какие‑то свои идеи и ценности, без которых мы сами были бы уязвимы.


Выход из игры. Чтобы достойно выйти из игры (без осадочка), иногда придется дать шанс и другому эту игру достойно завершить. Это не просто, потому что, осознав и приняв решение бежать, хочется бежать без оглядки и реверансов. И тем не менее, достойно выйти из игры можно с помощью извинения (например, побывав в позиции Преследователя), сочувствия (например, побывав в позиции Спасателя), признания собственной силы и проявив благодарность (побывав в позиции Жертвы).


Монопродукты в вашем рационе



Монопродукт - это продукт, состав которого можно описать одним словом и который минимально рафинирован/измельчен/переработан. То есть монопродукт – это не порошок и не может состоять из порошков. Как вы понимаете, продукты, созданные на производстве, обычно многосоставные, да еще и из рафинированных порошков.

Читать статью


Лучшее предложение: разбор фильма, ч. 6/6. Смысл, анализ



Маневр мудрого руководителя №21




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.


QCIC - авторский проект Альберта Сафина по развитию стратегического мышления на базе транзактного анализа, этологии человека и речевого воздействия.

Договор оферты | Политика конфиденциальности

ИП Сафин Альберт Рауисович | ИНН 781020808790 | ОГРН 318784700323540