Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 28 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов для размышления и самоанализа


1. Вспомните любое рабочее совещание. Как вы считаете, наличие четких правил (например: сначала собираем все вопросы, потом обсуждаем каждый, назначая ответственного) помогает участникам вести себя более конструктивно и по-взрослому, избегая взаимных упреков или пассивного саботажа?

2. Представьте, что вам нужно извиниться за допущенную ошибку. В продуманном извинении всегда есть две части: шаги для восстановления доверия (признание, сопереживание) и шаги для создания новой договоренности на будущее. Какие конкретные слова или действия, на ваш взгляд, относятся к первой части, а какие — ко второй?

3. Любую повторяющуюся задачу можно выполнять хаотично («каждый раз носить воду ведрами») или системно («один раз построить водопровод»). Как вы думаете, какие регулярные, даже самые простые, правила и ритуалы в командной работе превращают хаос в предсказуемую и эффективную систему?

4. Первый шаг в признании своей ошибки — фраза «Я беру полную ответственность на себя». Почему этот шаг дается многим так тяжело и требует настоящей внутренней зрелости? Как он противоречит нашему бессознательному желанию защититься, найти оправдание или обвинить обстоятельства?

5. Иногда на собраниях группа впадает в коллективную апатию («всё бесполезно») или бездумно соглашается со всем подряд. Как подход, при котором каждый участник может предложить свой вопрос и поучаствовать в его решении, защищает команду от таких непродуктивных состояний?

6. В напряженном разговоре критически важно уметь делать паузу перед ответом. Как вы думаете, что происходит в сознании вашего собеседника в этот момент? Каким образом ваша пауза помогает ему переключиться с мгновенной эмоциональной реакции на более спокойное и взвешенное размышление?

7. Эффективные совещания нужны не только для решения текущих задач, но и для сверки с главными принципами и ценностями команды. Какой один вопрос можно было бы регулярно задавать на планерках, чтобы понять, соответствуют ли ваши сегодняшние действия тому, что вы считаете по-настоящему важным?

8. Представьте, что вам нужно попросить коллегу помочь со срочной задачей во время его запланированного отпуска. Почему фраза «Я знаю, что у тебя отпуск, и я с полным уважением отнесусь к любому твоему решению» является мощным инструментом мотивации, а не просто вежливостью?

9. Часто хорошие идеи и предложения «повисают в воздухе», потому что за ними не закреплен конкретный исполнитель. Как простое действие — назначить ответственного и определить срок для следующего шага — помогает превратить абстрактное «надо бы сделать» в реальное действие и преодолеть сопротивление новому?

10. Представьте, что вам нужно указать сотруднику на ошибку. Можно начать с критики, а можно — с признания его сильных сторон («Я очень ценю твою вовлеченность...»). Как второй подход, фокусируясь на сильном, помогает решить проблему, не убивая при этом мотивацию и инициативу человека?


Тест для закрепления навыков эффективной коммуникации


1. Каковы наиболее вероятные последствия ситуации, когда человек ставит перед собой завышенные, нереалистичные цели, не имея для их достижения достаточных ресурсов (времени, сил, навыков)?

А. Состояние эйфории от постоянного преодоления себя и чувства «я все могу».

Б. Хроническое чувство неудовлетворенности, тревога и эмоциональное выгорание, в основе которых часто лежит перфекционизм.

В. Ощущение скуки и апатии, поскольку человек не видит перед собой достойных вызовов.

Г. Быстрое и гармоничное развитие всех необходимых навыков для соответствия высоким требованиям.

Комментарии:

А. Эйфория от подвига возможна, но лишь на короткой дистанции. В долгосрочной перспективе постоянная гонка за идеалом истощает. Минус – это описывает иллюзию, а не реальность. Сталкивались ли вы с «радостью» от работы на износ и чем это закончилось?

Б. Совершенно верно! Это как пытаться в одиночку построить небоскреб за неделю – идея красивая, но ведет к истощению и разочарованию. Перфекционизм шепчет: «Ты должен быть идеальным!», а реальность отвечает: «Ты просто человек». Какой один свой «должен» вы могли бы сегодня заменить на «я бы хотел, если будут ресурсы»?

В. Это описание обратной ситуации: низкие требования при больших возможностях, что тоже является дисбалансом. Минус – не соответствует условиям вопроса. Как вы думаете, что для человека разрушительнее: ставить планку слишком высоко или слишком низко?

Г. Развитие через вызов – это правильно, но только если вызов реалистичен. Минус – если разрыв между «хочу» и «могу» слишком велик, вместо развития происходит срыв и потеря веры в себя. Какие условия, кроме амбициозной цели, необходимы для здорового роста?


2. В ответ на напряженное или провокационное высказывание собеседника можно использовать юмор или неожиданное, абсурдное предположение, чтобы разрядить обстановку. Какую главную цель преследует этот прием?

А. Высмеять собеседника, показать абсурдность его претензий и поставить его в неловкое положение.

Б. Снизить градус напряжения, переключить диалог из режима конфликта в режим творческого поиска решений.

В. Продемонстрировать свое остроумие, чтобы завоевать симпатию окружающих.

Г. Уйти от ответа по существу, переключив внимание на что-то постороннее.

Комментарии:

А. Высмеивание – это агрессия, а не способ наладить контакт. Минус – это только усугубит конфликт. Чем добрый юмор, который объединяет, отличается от сарказма, который ранит и унижает?

Б. Абсолютно точно! Неожиданный и добрый юмор – это как открыть окно в душной комнате. Он помогает обоим собеседникам посмотреть на ситуацию под новым углом и выйти из эмоционального тупика. Можете вспомнить ситуацию, где шутка помогла вам избежать ссоры?

В. Остроумие – приятный бонус, но не самоцель. Минус – если вы шутите только ради самопрезентации, это чувствуется и не помогает снять напряжение. Когда юмор становится инструментом для сближения, а когда – способом возвыситься?

Г. Это бегство от проблемы, а не ее решение. Минус – напряжение никуда не денется, а лишь будет отложено. Цель юмора здесь – не убежать от ситуации, а трансформировать ее. Как можно пошутить, чтобы не уйти от проблемы, а наоборот, найти к ней новый подход?


3. Как на ход диалога влияет прием, когда в ответ на критику вы сначала соглашаетесь с правом человека на его мнение, а затем предполагаете позитивное намерение, стоящее за его словами (например: «Я понимаю ваше беспокойство. Ценю ваше желание, чтобы все было сделано максимально качественно...»)?

А. Показывает собеседнику, что вы разгадали его скрытые мотивы, и заставляет его быть осторожнее.

Б. Снижает уровень агрессии и защиты у собеседника, так как он чувствует себя понятым, и открывает возможность для конструктивного диалога.

В. Дает вам моральное превосходство, так как вы выглядите более мудрым и понимающим.

Г. Это просто вежливый оборот, который никак не влияет на дальнейший ход разговора.

Комментарии:

А. Цель – не «разгадать» или уличить, а найти точку соприкосновения. Минус – такой подход основан на подозрительности, а не на желании договориться. Как отличить искренний поиск позитивного намерения от попытки приписать человеку свои мысли?

Б. В самую точку! Когда человек вместо контрудара слышит, что за его резкими словами видят хорошее стремление (к качеству, безопасности, справедливости), его «защитные стены» рушатся. Какое позитивное намерение вы могли бы найти в последней критике, которую слышали в свой адрес?

В. Позиция «сверху» и моральное превосходство только разъединяют людей. Минус – это не способствует равноправному диалогу. Почему искреннее желание понять важнее, чем желание оказаться «правым»?

Г. Если это говорится формально, то и эффект будет нулевым. Сила этого приема именно в искреннем желании найти и признать что-то ценное в словах другого. Вспомните ситуацию, когда признание ваших добрых намерений помогло разрешить недопонимание.


4. Руководитель начинает сложный разговор с сотрудником после серьезной ошибки со слов: «Это моя полная ответственность. Произошедшее — это в первую очередь мое упущение». Какой эффект такое начало разговора оказывает на сотрудника?

А. Подрывает авторитет руководителя, демонстрируя его некомпетентность.

Б. Снимает с сотрудника оборонительную позицию, создает атмосферу доверия и позволяет честно обсудить пути решения проблемы, а не искать виноватых.

В. Вызывает у сотрудника чувство вины за то, что он подвел такого хорошего руководителя.

Г. Это манипуляция, чтобы усыпить бдительность сотрудника, а затем возложить на него всю работу по исправлению ситуации.

Комментарии:

А. Как ни парадоксально, это ошибочное мнение. Минус – на самом деле, способность брать на себя ответственность – признак настоящего лидера и силы. Какие еще качества, на ваш взгляд, демонстрирует руководитель, способный открыто признать свою ошибку?

Б. Абсолютно верно! Это мощный сигнал: «Мы в одной команде, и наша общая цель — решить проблему, а не наказать кого-то». Это обезоруживает и приглашает к сотрудничеству. Как бы вы себя почувствовали на месте сотрудника после таких слов?

В. Цель зрелого руководителя – не вызывать чувство вины, а мотивировать на решение. Минус – такой эффект возможен, но он является побочным и неконструктивным. Как руководителю избежать ситуации, когда его признание ошибки воспринимается как скрытый упрек?

Г. Если это уловка, она сработает один раз, но навсегда разрушит доверие. Минус – в долгосрочной перспективе искренность всегда выигрывает у манипуляций. Почему прозрачность намерений так важна в любых сложных разговорах?


5. Почему в конце сложной просьбы (например, выйти на работу во время отпуска) важно добавить: «Если ты откажешься, я пойму. Для тебя не будет никаких негативных последствий, это полностью мое упущение»?

А. Чтобы проверить сотрудника на лояльность и посмотреть, воспользуется ли он возможностью отказать.

Б. Чтобы дать человеку реальную свободу выбора, показать уважение к его личным границам и сохранить доверие, даже в случае отказа.

В. Это пустая формальность; на самом деле руководитель обидится и припомнит отказ при удобном случае.

Г. Чтобы переложить на сотрудника моральную ответственность за возможный провал, если тот откажется.

Комментарии:

А. Проверка на лояльность через манипуляцию – разрушительный подход. Минус – это подрывает основу здоровых рабочих отношений. Какими более этичными способами можно оценить вовлеченность и лояльность сотрудника?

Б. Именно так! Эта фраза превращает просьбу из приказа в реальный выбор. Она показывает, что вы цените человека, а не только его функцию. Это инвестиция в долгосрочные и доверительные отношения. Что бы вы почувствовали, услышав такие слова от своего руководителя?

В. Если слова расходятся с делом, руководитель быстро теряет доверие команды. Минус – это поведение неэффективного лидера. Что, на ваш взгляд, теряет руководитель, который говорит одно, а делает другое?

Г. Это незрелая позиция и попытка переложить свою ответственность. Минус – это несправедливо и крайне демотивирует. Как такой подход повлиял бы на ваше личное отношение к руководителю и компании?


6. В чем основная польза подхода к проведению совещаний, когда повестка дня формируется прямо на месте из актуальных вопросов всех участников?

А. Чтобы наглядно показать, как много нерешенных проблем накопилось в команде.

Б. Чтобы сделать повестку максимально релевантной для всех, повысить вовлеченность и сфокусировать обсуждение на том, что действительно волнует команду «здесь и сейчас».

В. Чтобы определить, кто из сотрудников самый активный (задает много вопросов), а кто — пассивный.

Г. Чтобы создать видимость демократии, хотя на самом деле руководитель будет продвигать только те вопросы, которые считает важными он сам.

Комментарии:

А. Это может быть побочным эффектом, но не главной целью. Минус – фокус должен быть не на количестве проблем, а на поиске решений. Как можно использовать список вопросов для определения приоритетов, а не для того, чтобы впасть в уныние?

Б. Совершенно верно! Это превращает совещание из формального отчета в живой и полезный инструмент для команды. Повестка становится общей собственностью и ответственностью. Какой еще прием можно использовать, чтобы повысить вовлеченность участников совещания?

В. Оценка активности – второстепенная задача. Минус – важно содержание вопросов, а не их количество от одного человека. Как можно помочь более скромным или молчаливым участникам команды озвучить свои важные вопросы?

Г. Это манипуляция, которая быстро раскрывается и подрывает доверие к руководителю и смысл всех собраний. Минус – долгосрочные отношения строятся на честности. Почему прозрачность в формировании повестки дня так важна для здоровья команды?


7. На совещании, после того как участник озвучил свой вопрос, руководитель предлагает ему взять ответственность за его подготовку к следующей встрече. Какую главную цель преследует этот шаг?

А. Отложить решение сложного вопроса, чтобы не тратить на него время сейчас.

Б. Повысить личную ответственность автора вопроса, мотивировать его глубоко проанализировать ситуацию и подготовить конкретные предложения.

В. Проверить, насколько автор вопроса компетентен и способен самостоятельно решать проблемы.

Г. Наказать инициативного сотрудника за то, что он поднимает «неудобные» темы.

Комментарии:

А. Это может быть следствием, но не целью. Минус – важно, чтобы это не превратилось в способ «забыть» о проблеме. Как проконтролировать, чтобы такой «отложенный» вопрос действительно был решен, а не заброшен?

Б. Абсолютно точно! Это принцип «проблема — твоя возможность». Он учит людей не просто жаловаться, а быть частью решения. Это развивает в команде проактивность и экспертность. Какие еще преимущества дает такой подход для профессионального роста сотрудников?

В. Оценка компетентности – не главная цель. Минус – задача не устроить экзамен, а совместно найти решение, максимально используя знания автора вопроса. Как можно поддержать сотрудника, если ему не хватает знаний для глубокой проработки вопроса?

Г. Наказание за инициативу – верный способ построить пассивную и безразличную команду. Минус – мудрый руководитель ценит сложные вопросы. Как создать в команде атмосферу, где поднимать неудобные темы безопасно и даже поощряется?


8. Если в разговоре вы почувствовали напряжение или поняли, что собеседник вас не так понял, эффективным шагом будет сказать: «Кажется, между нами возникло какое-то недопонимание. Можете, пожалуйста, пояснить, что вас задело или смутило?». Какую возможность это создает?

А. Дает повод обвинить собеседника в том, что он неправильно вас понял и создал напряжение.

Б. Позволяет остановить назревающий конфликт, взять паузу для прояснения ситуации и показать, что для вас важнее отношения, чем собственная правота.

В. Позволяет быстро закончить неприятный разговор, переложив ответственность за его «ремонт» на собеседника.

Г. Демонстрирует ваше знание психологических приемов, что ставит вас в более сильную позицию.

Комментарии:

А. Обвинение – это бензин в огонь конфликта. Минус – фраза «возникло недопонимание» является безличной и не ищет виноватых. Как можно выразить свой дискомфорт в диалоге, не переходя на личности?

Б. В самую точку! Это как нажать на «паузу» в споре и предложить обоим посмотреть на ситуацию со стороны. Это проявление заботы об отношениях и коммуникативной зрелости. Какой еще вопрос можно задать после этой фразы, чтобы лучше понять собеседника?

В. Перекладывание ответственности не решает проблему, а лишь откладывает ее. Минус – это оставляет неприятный осадок у обоих. Почему так важно брать на себя свою часть ответственности за «починку» диалога?

Г. Знание техник – это инструмент, а не самоцель. Минус – если собеседник почувствует неискренность или манипуляцию, прием не сработает. Что, на ваш взгляд, важнее в таких ситуациях: идеальная техника или искреннее желание понять другого?


ЭНЕРГИЯ ВАШЕГО УТРА: искусство осознанного старта для полноценной жизни



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.