ТА - 28 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 28
1. Каковы типичные последствие дисбаланса, когда человек предъявляет к себе завышенные требования при ограниченных в данный момент возможностях, и что часто лежит в основе такого самовосприятия?
А. Состояние эйфории от постоянного преодоления себя и достижения невероятных высот.
Б. Хроническая неудовлетворенность, фрустрация, тревога и выгорание; в основе часто лежит перфекционизм или иррациональные убеждения о долженствовании.
В. Ощущение скуки, апатии и нереализованности потенциала, так как человек не ставит перед собой достойных задач.
Г. Быстрое развитие всех необходимых навыков и ресурсов для соответствия высоким требованиям.
Комментарии:
А. Эйфория от преодоления возможна, но при хроническом дисбалансе она сменяется истощением. Плюс – это описывает начальный этап «героизма». Минус – это не учитывает цену такой гонки. Какой ваш опыт «погони за идеалом» и к чему он приводил?
Б. Совершенно верно! Это как пытаться допрыгнуть до луны – красиво, но энергозатратно и безрезультатно в итоге. Перфекционизм шепчет: «Ты должен!», а реальность отвечает: «Пока не могу». Какой один свой «должен» вы могли бы сегодня пересмотреть на предмет его реалистичности?
В. Это описание другого типа дисбаланса: низкие требования при больших возможностях. Плюс – это тоже форма нарушения равновесия. Минус – он не соответствует описанной ситуации. Как вы думаете, что опаснее: завышенные требования к себе или заниженные?
Г. Развитие возможно, но не всегда «быстрое» и часто ценой огромного напряжения. Плюс – это оптимистичный взгляд. Минус – если разрыв слишком велик, то вместо развития наступает срыв. Какие условия, помимо высоких требований, необходимы для гармоничного развития?
2. В ответ на «крючок» или напряженное высказывание собеседника предлагается прием «Волшебство»: «А что если Х (юмористическое или неожиданное предположение)? + Захват». Какую основную цель преследует этот прием?
А. Высмеять собеседника и показать нелепость его «крючка», поставив его в неловкое положение.
Б. Перевести напряженный разговор в более легкое, игровое русло, снизить эмоциональное напряжение и стимулировать креативность для поиска нестандартных решений.
В. Продемонстрировать свое остроумие и находчивость, чтобы завоевать симпатию аудитории.
Г. Уйти от ответа на «крючок» по существу, переключив внимание на что-то совершенно другое.
Комментарии:
А. Высмеивание – это агрессия, а не «волшебство». Плюс – это может показаться способом защиты. Минус – это разрушает контакт и усугубляет конфликт. Чем отличается добрый юмор, снимающий напряжение, от сарказма, который ранит?
Б. Абсолютно точно! Юмор и неожиданный поворот – это как глоток свежего воздуха в душной комнате. Они помогают посмотреть на ситуацию под другим углом и найти выход там, где его не было видно. Какой «волшебный» вопрос или предположение вы могли бы использовать в недавней напряженной ситуации?
В. Остроумие – приятный бонус, но не главная цель. Плюс – это может расположить к вам. Минус – если юмор используется только для самопрезентации, он может не сработать на снятие напряжения. Когда юмор становится инструментом, а когда – самоцелью?
Г. Уход от ответа – это избегание. Плюс – это может дать временную передышку. Минус – «волшебство» здесь направлено на трансформацию ситуации, а не на бегство от нее. Как можно использовать юмор, чтобы не уйти от проблемы, а взглянуть на нее по-новому?
3. Прием утилизации «крючков» «Позитивное намерение» предполагает ответ: «А (амортизация) + Ценю ваше желание Х (например, чтобы все было сделано качественно) + Захват?». Как признание предполагаемого позитивного намерения собеседника влияет на диалог?
А. Показывает собеседнику, что вы раскусили его истинные, возможно, негативные мотивы, и он становится осторожнее.
Б. Снижает защиту собеседника, помогает ему почувствовать себя понятым и услышанным, даже если его слова были критичны, и открывает путь к конструктивному обсуждению.
В. Дает вам моральное превосходство, так как вы демонстрируете великодушие и понимание.
Г. Это вежливая формальность, которая не оказывает существенного влияния на дальнейший ход напряженного разговора.
Комментарии:
А. «Раскусить» – не самая конструктивная задача. Плюс – это может отражать вашу проницательность. Минус – цель не в том, чтобы уличить, а в том, чтобы найти общую почву для диалога. Как отличить поиск позитивного намерения от попытки приписать свои мысли собеседнику?
Б. В самую точку! Когда человек слышит, что за его, возможно, резкими словами видят хорошее стремление (например, к качеству, справедливости), его «оборонительные стены» начинают рушиться. Какое позитивное намерение вы могли бы предположить за недавней критикой в ваш адрес?
В. Моральное превосходство разъединяет. Плюс – это может поднять вашу самооценку. Минус – это не способствует равноправному диалогу. Почему искреннее желание понять, а не оценить, важнее для построения контакта?
Г. Если это формальность, то эффект будет минимальным. Плюс – вежливость всегда уместна. Минус – сила этого приема именно в искреннем поиске и признании позитивного в словах другого. Вспомните ситуацию, когда признание ваших добрых намерений помогло разрешить недопонимание.
4. В предложенной модели сложного разговора с сотрудником руководитель начинает с фразы: «Я беру полную ответственность на себя... это именно мое поражение». Какой эффект на сотрудника и дальнейший диалог оказывает такое начало?
А. Демонстрирует некомпетентность руководителя, подрывая его авторитет в глазах сотрудника.
Б. Снимает потенциальное обвинение с сотрудника, снижает его защитные реакции и создает основу для доверительного и честного разговора о возможном решении проблемы.
В. Заставляет сотрудника почувствовать себя виноватым за то, что он не заметил ошибку руководителя раньше.
Г. Это стандартный прием, который используется, чтобы сотрудник расслабился, после чего на него можно будет возложить основную часть работы по исправлению.
Комментарии:
А. Это ошибочное суждение. Плюс – такая мысль может возникнуть, если руководитель постоянно так делает. Минус – в данном контексте это признак силы и ответственности. Какие качества, на ваш взгляд, демонстрирует руководитель, способный открыто признать свою ошибку?
Б. Абсолютно верно! Это как сказать: «Враг не ты, враг – проблема, и я признаю свою роль в ней». Это обезоруживает и приглашает к сотрудничеству. Какую еще фразу мог бы добавить руководитель, чтобы усилить этот эффект доверия?
В. Перекладывание вины – не цель. Плюс – сотрудник может задуматься о своей внимательности. Минус – фокус здесь на снятии вины с сотрудника, а не на ее косвенном внушении. Как руководителю избежать ситуации, когда его признание ошибки воспринимается как упрек другим?
Г. Использование этого как уловки – неэтично. Плюс – сотрудник может расслабиться. Минус – если это неискренне, то в долгосрочной перспективе разрушит доверие. Почему искренность и прозрачность намерений так важны в сложных разговорах?
5. Почему в конце сложного разговора с сотрудником (обсуждение срочной работы во время его запланированного отпуска) так важно подчеркнуть: «Если мое предложение покажется тебе неинтересным... для тебя никаких последствий не будет. Это я проект провалил»?
А. Чтобы проверить, действительно ли сотрудник лоялен компании, или он воспользуется возможностью отказаться.
Б. Это снимает давление, обеспечивает добровольность решения сотрудника, уважает его автономию и сохраняет доверие, даже если он откажется помочь в этот раз.
В. Это формальность, на самом деле руководитель все равно будет недоволен отказом и найдет способ это припомнить.
Г. Чтобы переложить на сотрудника моральную ответственность за провал проекта, если он откажется.
Комментарии:
А. Проверка лояльности таким способом – это манипуляция. Плюс – это может дать какую-то информацию. Минус – это подрывает основу уважительных отношений. Какими более здоровыми способами можно оценить лояльность сотрудника?
Б. В самую точку! Это демонстрация уважения к человеку и его выбору. Это укрепляет доверие и показывает, что руководитель ценит сотрудника как личность, а не только как ресурс. Какую альтернативу мог бы предложить руководитель, если сотрудник все же решит идти в отпуск?
В. Если это формальность, то это обесценивает все предыдущие шаги. Плюс – так думают некоторые сотрудники. Минус – руководитель, который так поступает, быстро теряет доверие команды. Что теряет руководитель, если его слова расходятся с делами в таких ситуациях?
Г. Перекладывание ответственности – это незрелая позиция. Плюс – это может быть подсознательным желанием руководителя. Минус – это несправедливо и разрушительно для мотивации сотрудника. Как такой подход повлиял бы на ваше отношение к руководителю и компании?
6. В модели проведения собраний «ПАУК КОНТРОЛЯ» предлагается нарисовать круг (время) и к нему «ноги паука» – вопросы участников. Какова основная функция этого шага в организации эффективного собрания?
А. Визуально продемонстрировать, как много нерешенных проблем накопилось в команде.
Б. Собрать все актуальные вопросы от участников, сформировать повестку дня «здесь и сейчас», обеспечив ее релевантность и вовлеченность команды в обсуждение.
В. Определить самых активных и самых пассивных участников собрания по количеству предложенных вопросов.
Г. Создать видимость демократичного процесса, хотя на самом деле руководитель уже имеет свою повестку и будет продвигать именно ее.
Комментарии:
А. Визуализация проблем может быть побочным эффектом, но не главной целью. Плюс – это помогает увидеть масштаб. Минус – фокус на сборе вопросов для их решения, а не на констатации «все плохо». Как можно использовать эту визуализацию для приоритизации вопросов, а не для уныния?
Б. Именно так! Это делает повестку «живой» и принадлежащей команде, а не спущенной сверху. Это как спросить у гостей, какие блюда они хотели бы видеть на столе. Какой еще прием можно использовать для повышения вовлеченности участников в формирование повестки собрания?
В. Оценка активности – это возможно, но это вторично. Плюс – это дает информацию руководителю. Минус – главная цель – собрать содержательные вопросы, а не посчитать их количество. Как стимулировать «пассивных» участников предлагать свои вопросы, если они важны?
Г. Если это только видимость, то это манипуляция. Плюс – это может временно успокоить команду. Минус – это быстро вскрывается и подрывает доверие к руководителю и смысл собраний. Почему прозрачность и честность в формировании повестки дня так важны для эффективности команды?
7. В модели «ПАУК КОНТРОЛЯ», при обсуждении вопроса участника, ему предлагается: «Эта тема твоя. Сколько тебе нужно времени, чтобы детально подготовиться, описав на бумаге ситуацию с плюсами и минусами?». Какую цель преследует этот подход?
А. Отложить решение сложного вопроса на неопределенный срок, сняв его с текущей повестки.
Б. Повысить ответственность автора вопроса за его проработку, стимулировать его к глубокому анализу и подготовке конкретных предложений, экономя время остальных участников.
В. Проверить компетентность автора вопроса и его способность самостоятельно решать проблемы.
Г. Наказать автора за то, что он поднял «неудобный» или сложный вопрос.
Комментарии:
А. Откладывание может быть следствием, но не целью. Плюс – это дает время на подготовку. Минус – важно, чтобы это не превратилось в «замыливание» проблемы. Как обеспечить, чтобы такой «отложенный» вопрос действительно был проработан и решен?
Б. Абсолютно точно! Это принцип «кто поднял вопрос, тот и готовит почву для его решения». Это развивает ответственность и экспертность. Это как дать ученику не рыбу, а удочку. Какие еще преимущества дает такой подход для развития команды?
В. Проверка компетентности может быть элементом, но не главным. Плюс – это позволяет оценить навыки. Минус – задача не «экзаменовать», а совместно найти решение, используя ресурсы автора вопроса. Как поддержать автора вопроса, если ему не хватает компетентности для глубокой проработки?
Г. Наказание за инициативу – это путь к пассивности команды. Плюс – так может подумать сотрудник. Минус – здоровый руководитель ценит инициативу и сложные вопросы. Как создать в команде атмосферу, где поднимать «неудобные» вопросы безопасно и поощряется?
8. Если в общении возникло явное напряжение или недопонимание, прием «Шаг назад» предлагает сказать: «А (амортизация) + Видимо, в нашем общении что-то пошло не так + Захват? (Расскажите, пожалуйста, в чем дело?)». Какую возможность это открывает?
А. Обвинить собеседника в том, что он создал напряжение и неправильно вас понял.
Б. Остановить эскалацию конфликта, создать пространство для прояснения ситуации, показать свою готовность слушать и понять точку зрения другого человека, не теряя инициативы.
В. Быстро завершить неприятный разговор, переложив ответственность за его «починку» на собеседника.
Г. Продемонстрировать свою психологическую осведомленность и умение использовать специальные техники.
Комментарии:
А. Обвинение только усилит напряжение. Плюс – это может быть первой импульсивной реакцией. Минус – фраза «что-то пошло не так» является безличной и не обвиняющей. Как можно выразить свое замешательство или дискомфорт, не переходя на личности?
Б. В самую точку! Это как нажать на «паузу» в разгорающемся споре и предложить посмотреть, что происходит, с позиции наблюдателя. Это проявление мудрости и заботы об отношениях. Какой «захват» (вопрос) после этой фразы был бы наиболее эффективен для прояснения ситуации?
В. Перекладывание ответственности – это не решение. Плюс – это может показаться легким выходом. Минус – это не устраняет причину напряжения и оставляет неприятный осадок. Почему важно брать на себя свою часть ответственности за «починку» коммуникации?
Г. Демонстрация техник – это не цель. Плюс – это может произвести впечатление. Минус – если прием используется неискренне, как уловка, он не сработает. Что важнее в таких ситуациях: знание техник или искреннее желание понять и наладить контакт?
КАК РАЗРУШАТЬ/УКРЕПЛЯТЬ ОТНОШЕНИЯ?
Как создавать отношения? А как их разрушать? Бывает ли так, что пара разрушает свои отношения, пребывая в иллюзии, что она их создает? В чем заключаются потребности мужчин и женщин? Об этом этот материал в том числе.
Открытые вопросы
Если бы Ваша жизнь могла бы быть в точности такой, какой бы Вы хотели ее видеть – какой именно (конкретно) она была бы?
- Где Вы хотели бы жить?
- Как в точности выглядел бы Ваш дом?
- Кто был бы Вашими друзьями?
- Как бы Вы проводили свое время, если могли бы заниматься всем, что пожелает Ваша душа?
- Что Вы хотели бы есть?
- Как бы Вы хотели одеваться?
- Что бы Вы хотели слышать?
- Стали бы Вы работать? Если да – в чем бы заключалась Ваша работа? Если нет – чем бы Вы стали заниматься?
- Чему бы Вы хотели научиться?
- Что бы Вы хотели знать?
- Какими бы еще умениями и навыками Вы бы хотели обладать?
- Как и где бы Вы проводили свои выходные и отпуска? Чем бы занимались?
- Что еще обязательно вошло бы в Вашу идеальную жизнь, что бы еще в ней было? (Запишите абсолютно все, что придет в голову!)
ТЕЛО УПРАВЛЯЕТ МЫСЛЬЮ | Разум обслуживает инстинкты
КАК НАЙТИ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО И ЗАРАБАТЫВАТЬ НА НЁМ?
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.