ТА - 30 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 30
1. Один из «законов работы разума» гласит: «То, чего ожидает разум, скорее всего, произойдет». Каким образом наши ожидания влияют на реальность и почему важно это понимать?
А. Наши ожидания обладают магической силой и напрямую материализуют желаемое или нежелаемое.
Б. Ожидания влияют на наше восприятие (мы замечаем то, что их подтверждает) и поведение, часто неосознанно подталкивая нас к реализации ожидаемого сценария (самосбывающееся пророчество).
В. Этот закон работает только для негативных ожиданий; позитивные ожидания, к сожалению, редко сбываются.
Г. Ожидания – это просто мысли, которые никак не связаны с реальными событиями, поэтому на них не стоит обращать внимания.
Комментарии:
А. Магическая сила – это преувеличение, хотя эффект может казаться волшебным. Плюс – это подчеркивает силу ожиданий. Минус – механизм не в магии, а в психологии. Как вы думаете, в чем разница между «верой в чудо» и «осознанным формированием позитивных ожиданий»?
Б. Совершенно верно! Это как прожектор, который высвечивает определенные детали на сцене жизни, и как компас, который направляет наши шаги. Понимание этого дает ключ к управлению своей реальностью. Какое одно ваше давнее ожидание (позитивное или негативное) в итоге «сбылось»?
В. Закон работает в обе стороны, и для позитивных, и для негативных ожиданий. Плюс – это отражает частый пессимизм. Минус – это ограничивающее убеждение. Почему люди часто легче верят в «сбычу» негативных прогнозов, чем позитивных, и как это изменить?
Г. Мысли и ожидания очень даже связаны с событиями, хотя и не всегда напрямую. Плюс – это может быть попыткой избежать ответственности. Минус – это отрицание важного психологического механизма. Вспомните ситуацию, когда ваши ожидания явно повлияли на ваше поведение и, как следствие, на результат.
2. Почему попытка заставить себя не думать о чем-то (например, «не думай о белом слоне!») часто приводит к обратному эффекту, и какой подход более эффективен для работы с нежелательными мыслями?
А. Потому что наш мозг устроен так, что запреты только усиливают желание делать наоборот.
Б. Попытка прямого подавления мысли парадоксально усиливает ее, так как мозг должен сначала идентифицировать ее; эффективнее активно переключить внимание на другую мысль или занятие.
В. Это происходит только с очень навязчивыми мыслями, а обычные нежелательные мысли легко подавить силой воли.
Г. Единственный способ не думать о чем-то – это полностью отвлечься с помощью алкоголя или других изменяющих сознание веществ.
Комментарии:
А. «Запретный плод сладок» – это отчасти так, но механизм глубже. Плюс – это интуитивно понятное объяснение. Минус – дело не только в «духе противоречия». В каких еще ситуациях прямой запрет оказывается контрпродуктивным?
Б. Абсолютно точно! Это как пытаться не наступить на определенную плитку на полу – все внимание будет приковано именно к ней. Переключение – вот ключ! Какую одну приятную или нейтральную мысль/образ вы могли бы использовать для «вытеснения» нежелательной мысли?
В. Эффект «белого слона» работает с любыми мыслями, на которые мы пытаемся не обращать внимания. Плюс – это может показаться логичным. Минус – сила воли здесь плохой помощник. Почему даже «обычные» нежелательные мысли могут становиться навязчивыми при попытке их подавить?
Г. Это деструктивный и опасный способ, ведущий к зависимостям. Плюс – это может дать временное «облегчение». Минус – это не решает проблему, а усугубляет ее. Какие долгосрочные риски несет в себе такой «метод» борьбы с мыслями?
3. В контексте достижения внутреннего спокойствия используется метафора: человек в стрессе подобен «мухе, бьющейся о стекло», а техники «отлета назад» помогают найти «открытую форточку». Что символизирует «отлететь назад»?
А. Полностью игнорировать проблему («стекло») и делать вид, что ее не существует.
Б. Создать психологическую дистанцию, сделать паузу, выйти из автоматической панической реакции, чтобы расширить перспективу и увидеть альтернативные решения («форточку»).
В. Смириться с тем, что «стекло» непреодолимо, и прекратить любые попытки что-либо изменить.
Г. Найти кого-то, кто «разобьет стекло» или «откроет форточку» за вас, так как самостоятельно это сделать невозможно.
Комментарии:
А. Игнорирование – это не «отлет назад», а скорее «зажмуриться перед стеклом». Плюс – это может быть временной защитой. Минус – проблема остается, и «муха» не находит выхода. В чем разница между «отлететь, чтобы осмотреться» и «отлететь, чтобы спрятаться»?
Б. В самую точку! «Отлететь назад» – это метафора осознанной паузы, позволяющей сменить ракурс и увидеть то, что было незаметно в состоянии паники или фиксации на проблеме. Это про гибкость мышления. Какая из 33 предложенных техник вам кажется наиболее подходящей для вашего «отлета назад»?
В. Смирение с непреодолимым – это иногда мудрость, но не всегда. Плюс – это может быть принятием реальности. Минус – «отлет назад» предполагает поиск выхода, а не капитуляцию. Как отличить «непреодолимое стекло» от «стекла, рядом с которым есть форточка»?
Г. Помощь важна, но «отлет назад» – это про внутреннюю работу. Плюс – это признание ценности поддержки. Минус – задача техник – научить «муху» саму находить «форточки». Как умение «отлетать назад» может помочь вам более эффективно использовать помощь других, если она понадобится?
4. Техника «Время моей уникальности! В чем моя уникальность?» предлагается как инструмент для обретения внутреннего спокойствия. Каким образом осознание своей уникальности и конкретный шаг в этом направлении помогают справиться со стрессом?
А. Позволяет почувствовать свое превосходство над другими людьми, что повышает самооценку.
Б. Смещает фокус с проблемной ситуации на внутренние ресурсы, таланты и ценности, давая опору внутри себя и побуждая к самореализации, что снижает ощущение беспомощности.
В. Дает повод пожалеть себя, так как уникальным людям всегда труднее в этом мире.
Г. Это просто способ отвлечься от проблемы, не имеющий глубокого психологического эффекта.
Комментарии:
А. Превосходство – это не про уникальность, а про сравнение. Плюс – это может временно поднять настроение. Минус – здоровая самооценка строится не на сравнении, а на принятии своей ценности. В чем разница между «осознанием своей уникальности» и «чувством превосходства»?
Б. Абсолютно верно! Когда «муха» вспоминает, что у нее есть свои, особые крылья и свой путь, «стекло» перестает казаться таким уж страшным. Это про опору на себя. Какие три уникальных качества или таланта вы могли бы сейчас в себе признать и как они могут помочь вам в текущей ситуации?
В. Жалость к себе – это путь в никуда. Плюс – это может быть криком о помощи. Минус – уникальность – это дар, а не проклятие. Как можно использовать свою уникальность как источник силы, а не как повод для самосожаления?
Г. Это не просто отвлечение, а глубокая работа с самовосприятием и смыслом. Плюс – отвлечение может быть частью процесса. Минус – эффект здесь гораздо глубже. Как, по-вашему, связаны осознание своей уникальности и чувство осмысленности жизни?
5. Утверждение «Я разрешаю себе отказываться от того, что я не хочу, и я разрешаю себе озвучивать то, что я хочу!» является инструментом для достижения внутреннего спокойствия. Как развитие ассертивности связано со снижением стресса?
А. Позволяет всегда добиваться своего, даже если это идет вразрез с интересами других, что устраняет фрустрацию.
Б. Умение отстаивать свои границы и выражать потребности уважительным образом снижает внутреннее напряжение от неудовлетворенности, страха конфликта или осуждения, укрепляя чувство контроля.
В. Делает человека более агрессивным и конфликтным, что помогает «выпустить пар» и снять стресс.
Г. Это приводит к одиночеству, так как люди не любят тех, кто постоянно говорит «нет» или заявляет о своих желаниях, но в одиночестве спокойнее.
Комментарии:
А. Ассертивность – не про эгоизм и продавливание. Плюс – это про достижение своих целей. Минус – здоровая ассертивность учитывает и права других. Как найти баланс между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам окружающих?
Б. Именно так! Это про честность с собой и другими, про умение сказать «да» своим потребностям. Это как «муха», которая разрешает себе лететь туда, куда ей действительно нужно. Какое одно «нет» вы давно хотели бы сказать, или какое одно «да» своим желаниям озвучить?
В. Ассертивность – это не агрессия. Плюс – это может быть ошибочным представлением. Минус – агрессия разрушает, ассертивность строит здоровые отношения. В чем ключевое отличие ассертивного поведения от агрессивного и от пассивного?
Г. Здоровая ассертивность не ведет к одиночеству, а наоборот, к более качественным отношениям. Плюс – это может быть страхом перед ассертивностью. Минус – люди уважают тех, кто уважает себя. Как умение говорить «нет» может на самом деле улучшить ваши отношения с другими?
6. Использование телесных практик (отжимания, душ, тренировка) рекомендуется как способ переключения внимания и достижения внутреннего спокойствия. Каков основной механизм их действия в стрессовой ситуации?
А. Физическая усталость помогает забыть о проблемах и быстрее уснуть.
Б. Физическая активность изменяет биохимию мозга (выброс эндорфинов), переключает внимание с внутренних переживаний на телесные ощущения и помогает «сбросить» напряжение.
В. Это способ наказать себя за то, что вы не справляетесь со стрессом, и через боль прийти к успокоению.
Г. Телесные практики неэффективны при сильном стрессе, лучше помогают когнитивные техники или медикаменты.
Комментарии:
А. Усталость может помочь уснуть, но это не главный механизм. Плюс – это реальный эффект. Минус – цель не просто «забыть», а изменить состояние. Какие еще, помимо снятия стресса, позитивные эффекты дает регулярная физическая активность?
Б. Совершенно верно! Это как «перезагрузить» компьютер, который завис. Тело и психика неразрывно связаны. Это способ «мухи» буквально «встряхнуться». Какой вид физической активности помогает лично вам наиболее эффективно справляться со стрессом?
В. Наказание себя – это деструктивный путь. Плюс – это может быть неосознанным мотивом. Минус – физическая активность должна быть заботой о себе, а не самоистязанием. Как отличить здоровую физическую нагрузку от той, что продиктована самокритикой или желанием себя наказать?
Г. Телесные практики очень эффективны, особенно когда «голова не слушается». Плюс – это может быть мнением человека, которому они не помогли. Минус – часто они работают быстрее когнитивных техник в остром стрессе. Почему, на ваш взгляд, при сильных эмоциях бывает трудно применять чисто мыслительные техники?
7. Утверждение «Я имею смелость отказаться, даже если я за это заплатил! Я могу уйти с плохого фильма, даже заплатив за билет!» помогает справиться с «жалко отпустить». Какой психологический феномен оно помогает преодолеть?
А. Страх перед неизвестностью и нежелание пробовать что-то новое.
Б. Ловушку невозвратных затрат – склонность продолжать что-то убыточное или неприятное только потому, что в это уже вложены ресурсы (время, деньги, эмоции).
В. Перфекционизм и стремление всегда доводить начатое до идеального конца.
Г. Привычку экономить на всем и нежелание «терять» даже то, что уже оплачено.
Комментарии:
А. Страх неизвестности – это другое. Плюс – это тоже важное ограничение. Минус – здесь речь о привязанности к уже сделанным вложениям. В каких ситуациях страх перед новым может помешать вам отказаться от старого, даже если оно уже не радует?
Б. В самую точку! Это как продолжать есть невкусное блюдо только потому, что за него заплачено. Мы боимся «потерять» то, что уже вложили, и теряем еще больше. В какой ситуации вы недавно ловили себя на «ловушке невозвратных затрат» и как поступили?
В. Перфекционизм может играть роль, но это не основной феномен. Плюс – это связано с нежеланием признавать «неудачу». Минус – здесь ключевое – «жалко уже потраченного». Как перфекционизм может усиливать действие «ловушки невозвратных затрат»?
Г. Экономия – это хорошо, но не любой ценой. Плюс – это разумный подход. Минус – если экономия заставляет нас терпеть дискомфорт или убытки, она становится вредной. Где для вас проходит грань между здоровой экономией и «скупостью, которая платит дважды»?
8. Техника «Я не есть мои мысли, я не есть мои эмоции... Я тот, кто выбирает... И что я разрешаю себе выбрать сейчас?» направлена на работу с избытком эмоций. Какую ключевую возможность она дает человеку?
А. Полностью избавиться от негативных мыслей и эмоций, достигнув состояния абсолютного безразличия.
Б. Осознать, что «Я» – это нечто большее, чем мимолетные мысли и чувства, занять позицию наблюдателя и вернуть себе чувство выбора и агентности (способности действовать).
В. Переложить ответственность за свои мысли и эмоции на внешние обстоятельства или других людей.
Г. Убедить себя в том, что все мысли и эмоции иллюзорны и не имеют никакого значения.
Комментарии:
А. Цель не в безразличии, а в управлении. Плюс – это может показаться привлекательным. Минус – эмоции – это часть жизни, важно не избавляться от них, а правильно с ними обходиться. В чем ценность даже «негативных» эмоций, если научиться их понимать?
Б. Абсолютно точно! Это как подняться на капитанский мостик своего корабля и понять, что ты можешь выбирать курс, а не быть игрушкой волн (мыслей и эмоций). Это про внутреннюю свободу. Какую одну мысль или эмоцию вы бы хотели «понаблюдать» со стороны прямо сейчас, и какой выбор сделать?
В. Это уход от ответственности. Плюс – это может временно облегчить состояние. Минус – сила как раз в том, чтобы признать свои мысли и эмоции, но не отождествляться с ними. Как эта техника помогает взять ответственность за свои реакции, а не перекладывать ее?
Г. Мысли и эмоции имеют значение как сигналы, но они не есть вся наша суть. Плюс – это может помочь снизить их власть. Минус – обесценивание своего внутреннего мира не ведет к гармонии. Как найти баланс между признанием важности своих чувств и нерастворением в них?
КАК НЕ ДАТЬ СЕБЯ В ОБИДУ? История про Глеба Капустина
Глеб Капустин всегда найдет повод докопаться до другого человека. Глеб не может не обесценивать людей вокруг себя. Глеб заражает своим недугом свое окружение. Даже Константин Иванович клюнул на уловку Глеба Капустина. Об этом этот материал в том числе.
Мудрости
- Уступай дорогу дуракам и сумасшедшим.
- Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего.
- Быстро — это медленно, но без перерывов.
- Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.
- И далёкий путь начинается с близкого.
- Никто не спотыкается, лёжа в постели.
- Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.
- Сделай всё, что сможешь, а в остальном положись на судьбу.
- Бывает, что лист тонет, а камень плывёт.
- В улыбающееся лицо стрелу не пускают.
- Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.
- Глубокие реки неслышно текут.
- Победу следует обеспечить.
Вопросы для исследования себя
Сильные стороны
- В чем наши преимущества?
- Что идет хорошо?
- Что другие видят в качестве нашей сильной стороны?
Слабые стороны
- Что может быть улучшено?
- Что идет плохо?
- Что другие люди видят в качестве наших слабостей?
- Чего следует избегать?
Возможности
- Где есть хорошие возможности?
- Какие есть интересные тренды?
Угрозы
- Что мешает улучшению ситуации?
- Есть ли давление со стороны изменяющейся среды?
41 ТЕХНИКА антистресса: ХВАТИТ быть бессмысленно БЬЮЩЕЙСЯ о стекло МУХОЙ!
Человек в стрессе подобен мухе, которая отчаянно бьётся о стекло, разбивая себя в пыль, вместо того чтобы спокойно отлететь назад, увидеть открытую форточку и вылететь. Я буду показывать вам техники отлета назад.
Введение:
1 - человек бессознательно создает такие события и взаимоотношения, чтобы проживать привычные эмоции и подтверждать привычные убеждения о себе, о других и о мире - какие эмоции я выбираю тренировать в себе и подтверждения каким убеждения о себе, о других и о мире я выбираю искать и находить?
2 - мысль - эмоция - событие - мысль… Эмоция — это проживаемая телом мысль. Событие — это проживаемая временем и пространством эмоция. Мысль — это проживаемое восприятием событие. Как я выбираю извлекать себя из этого цикла? Как я могу воздействовать на свои мысли, которые создают эмоции, которые создают события?
Перечень инструментов (41) я раскрываю в уроке с примерами.
СОСТОЯНИЕ = ВОСПРИЯТИЕ = РЕАЛЬНОСТЬ
Открытые вопросы для работы над целями
Расстановка целей
- Чего вы хотите достичь?
- В какой временной промежуток вы хотите добиться желаемого?
- Как вы узнаете о том, что получили желаемое?
- Каким будет результат будущей работы?
- Каковы промежуточные шаги на пути к этой цели?
- Достаточно ли вы контролируете свою цель, умеете ли влиять на нее?
- Можете ли вы определить этапы пути к своей цели?
- Чего бы вы хотели добиться в ближайшем будущем?
- Когда бы вы хотели достичь своей цели?
- Ваша цель достижима, позитивна?
- Она бросает вам вызов?
- Каким образом вы будете добиваться этой цели?
Осознание реальности
- Что происходит сейчас?
- Если вашу цель считать за 100%, в какой точке от 0 до 100 находитесь вы сейчас?
- Что нужно добавить к существующей ситуации, чтобы на 20% приблизиться к 100?
- От чего в данный момент зависит дальнейшее развитие событий?
- На что именно, как и в какой степени влияете лично вы?
- Кто еще влияет на ситуацию?
- Кто еще знает о вашем желании достичь данной цели?
- Какие действия вы уже предпринимали?
- Какие опасения вы испытываете в связи с данной ситуацией?
- Какие причины не позволили сделать больше?
- Какие препятствия вы видите на пути к намеченному?
- Есть ли какие-то внутренние препятствия?
- Какие ресурсы могут вам понадобиться?
- Если у вас что-то не получается, как вы себя чувствуете?
- Что происходит с теми людьми, которых это тоже касается?
- Как это отражается на остальных?
- Что вы делали раньше, чтобы улучшить ситуацию?
- Каких результатов вы достигли?
- Чего вам не хватало в этой ситуации?
- Какими возможностями вы обладаете и при этом не пользуетесь ими?
- Что мешает вам двигаться вперед?
- Что происходит на самом деле (используйте интуицию)?
Создание и поиск ресурсов
- Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия?
- Какие условия для получения желаемого были бы идеальными, какие — совершенно неприемлемыми?
- Что из этих перечней можно обеспечить, появление чего предупредить, что усилить или ослабить?
- Что и почему здесь главное, а что — второстепенное?
- От кого и почему зависит решение каждой из обозначенных вами задач?
- Какими ресурсами должен располагать тот, кто будет в состоянии реально осуществить этот замысел?
- К каким затратам, ограничениям, испытаниям должен быть готов тот, кто берется довести эту работу до конца в сложившихся условиях?
- Составьте список всех альтернатив, ведущих к полному или частичному решению задачи.
- Какая из возможностей даст лучший результат?
- Какую из возможностей вы могли бы испробовать прямо сейчас?
- Какое из рассматриваемых действий наиболее приятно для вас?
- Каковы достоинства и недостатки внесенных в список альтернатив?
- Вы бы хотели предложить какие то другие варианты?
То, что нужно сделать
- И что конкретно следует сделать?
- Какие действия вы выбираете?
- Что, кому, когда и в какой последовательности надо делать для реализации намеченного?
- В какой степени выбранное обеспечивает достижение намеченного?
- Для достижения ваших целей, что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего вполне можно обойтись?
- Имеются ли какие то внутренние или внешние факторы, противодействующие выполнению намеченного?
- Какие шаги можно предпринять для их устранения?
- Кто еще должен знать о ваших планах?
- Какая вам необходима поддержка?
- Как вы можете оценить вашу уверенность в выполнении намеченного (от 1 до 10)?
- Что препятствует оценке 10?
- Что можно предпринять, чтобы приблизиться к оценке 10?
- Насколько это соответствует вашим стремлениям?
- По каким критериям вы оцениваете ваш успех?
- Когда примерно вы хотите начать и закончить каждый из этапов вашего действия?
- Что может помешать двигаться дальше?
- Что вы предпримете, чтобы преодолеть эти внутренние и внешние помехи?
- В какой поддержке вы нуждаетесь и от кого?
- Какие шаги вы предпримете в ближайшее время?
Кредиты - это классно! (НЕТ) | 14 выводов
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.