ТА - 31 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 31
1. Какова основная польза от правила «Создание "острова тишины"», которое предполагает заблаговременную организацию пространства без внешних раздражителей для работы?
А. Позволяет продемонстрировать коллегам и близким свою занятость и важность.
Б. Обеспечивает глубокую концентрацию (состояние потока), минимизирует когнитивную нагрузку от переключений и повышает качество выполняемой работы.
В. Дает возможность официально ничего не делать, ссылаясь на необходимость «побыть в тишине».
Г. Это необходимо только для людей творческих профессий, а для остальных – излишняя мера.
Комментарии:
А. Демонстрация занятости – это побочный эффект, а не цель. Плюс – это может помочь отстоять границы. Минус – если это самоцель, то это про внешнее, а не про внутреннюю эффективность. Как можно договориться об «острове тишины» так, чтобы это не выглядело как высокомерие?
Б. Совершенно верно! Это как создать идеальные условия для роста редкого цветка – убрать сорняки (отвлечения) и обеспечить питательную среду (концентрацию). Это инвестиция в результат. Какой ваш первый шаг к созданию своего «острова тишины» на регулярной основе?
В. «Ничегонеделание» под прикрытием – это не про продуктивность. Плюс – это может быть соблазнительной мыслью. Минус – «остров тишины» – это пространство для активной, сфокусированной работы, а не для прокрастинации. Как отличить необходимую паузу для концентрации от избегания задач?
Г. Глубокая концентрация полезна всем, кто хочет качественно выполнять свою работу. Плюс – творческим людям это может быть особенно важно. Минус – это универсальный принцип эффективности. В каких еще профессиях, помимо творческих, «остров тишины» мог бы кардинально повысить результаты?
2. Умение уверенно отказывать («говорить "нет"» предложениям, не соответствующим вашим приоритетам) является важным навыком самоуправления. Какую основную выгоду это приносит?
А. Помогает испортить отношения с максимальным количеством людей, чтобы вас больше не беспокоили.
Б. Защищает ваши границы, время и энергию, позволяет сосредоточиться на действительно важном и учит ассертивному поведению, сохраняя самоуважение.
В. Демонстрирует вашу негибкость и нежелание идти на компромиссы, что отпугивает манипуляторов.
Г. Это способ показать свою принципиальность и бескомпромиссность по любому, даже самому незначительному поводу.
Комментарии:
А. Портить отношения – это не цель уверенного отказа. Плюс – это может быть страхом тех, кто боится говорить «нет». Минус – ассертивный отказ как раз помогает сохранить уважительные отношения. Как отказать так, чтобы не обидеть человека, но при этом отстоять свои интересы?
Б. Абсолютно точно! Каждое «нет» неважному – это «да» по-настоящему ценному для вас. Это как садовник, который обрезает лишние ветки, чтобы дерево лучше плодоносило. Какому одному предложению или просьбе вы бы хотели научиться говорить уверенное «нет»?
В. Ассертивность – это не негибкость, а четкость. Плюс – это действительно может отпугнуть некоторых манипуляторов. Минус – здоровые люди уважают четкие границы. В чем разница между «уверенным отказом» и «упрямой негибкостью»?
Г. Принципиальность по мелочам – это скорее признак ригидности. Плюс – это может казаться проявлением силы. Минус – важно уметь выбирать, когда говорить «нет», исходя из своих истинных приоритетов. Как определить, когда отказ действительно важен, а когда можно проявить гибкость?
3. Принцип «Принятие ответственности (локус контроля)» предлагает считать себя основной причиной происходящего с вами, а не жертвой обстоятельств. Какое ключевое преимущество дает такая жизненная позиция?
А. Гарантирует, что вы никогда не будете совершать ошибок и всегда будете достигать успеха.
Б. Перенос локуса контроля внутрь себя дает чувство силы, контроля над своей жизнью и мотивацию к действию, в отличие от позиции жертвы, которая лишает сил.
В. Позволяет обвинять себя во всех неудачах, что помогает быстрее извлекать уроки.
Г. Освобождает от необходимости учитывать внешние обстоятельства, так как все зависит только от вас.
Комментарии:
А. Гарантий успеха не существует, и ошибки неизбежны. Плюс – это может быть идеализированным представлением. Минус – ответственность – это не про безошибочность, а про способность влиять. Как принятие ответственности помогает справляться с ошибками и неудачами конструктивно?
Б. В самую точку! Это как взять штурвал своего корабля в свои руки. Позиция автора своей жизни дает энергию и свободу выбора. В какой одной небольшой сфере своей жизни вы могли бы сегодня проявить больше «авторства»?
В. Самообвинение – это деструктивно. Плюс – это может быть искаженным пониманием ответственности. Минус – ответственность – это про анализ и выводы, а не про самобичевание. Как отличить здоровую ответственность от токсичного чувства вины?
Г. Внешние обстоятельства существуют, но наша реакция на них – наш выбор. Плюс – это может показаться способом упростить. Минус – внутренний локус контроля как раз помогает более эффективно взаимодействовать с внешним миром. Как позиция автора помогает лучше справляться с неблагоприятными внешними условиями?
4. В процессе самоанализа предлагается исследовать свои «слабые стороны» и ответить на вопросы: «Какие задачи вызывают трудности? В чем не хватает знаний?». Какова конструктивная цель такой работы над собой?
А. Чтобы постоянно чувствовать себя неполноценным и мотивировать себя через самокритику.
Б. Честно увидеть свои ограничения, чтобы либо наметить план их развития (если это критично), либо найти способы их компенсировать, либо принять их и не браться за непосильные задачи.
В. Собрать список своих недостатков, чтобы было чем поделиться с психологом или коучем.
Г. Убедиться, что слабых сторон так много, что нет смысла пытаться что-то изменить.
Комментарии:
А. Самокритика – плохой мотиватор. Плюс – это может быть привычным способом «подстегнуть» себя. Минус – это ведет к снижению самооценки и страху ошибки. Как можно мотивировать себя на развитие, опираясь на самоподдержку, а не на самобичевание?
Б. Абсолютно точно! Это как провести инвентаризацию своих инструментов: что-то нужно заточить, что-то докупить, а чем-то вы просто не будете пользоваться. Это про осознанный выбор. Какую одну свою «слабую сторону» вы бы хотели проанализировать с точки зрения этих трех опций (развивать, компенсировать, принять)?
В. Список для специалиста – это хорошо, но самоанализ ценен сам по себе. Плюс – это может быть подготовкой к работе. Минус – главная польза в том, чтобы самому лучше понять себя и свои зоны роста. Какие выводы вы можете сделать для себя еще до обращения к специалисту?
Г. Такая убежденность – это проявление выученной беспомощности. Плюс – это может быть криком отчаяния. Минус – даже маленькие изменения в слабых сторонах могут дать большой эффект. Как принцип «маленьких шагов» применим к работе над слабыми сторонами?
5. «Замаскированные крючки», особенно «спасательские пассивно-агрессивные», часто используются для манипуляции. Какова их общая тактика и цель по отношению к «жертве»?
А. Прямо и открыто заставить «жертву» выполнить конкретное требование манипулятора.
Б. Внушить «жертве» чувство беспомощности, зависимости от манипулятора, неполноценности («Ты не в порядке, а я +»), часто через двойные послания и позицию «сверху».
В. Искренне помочь «жертве» разобраться в ее проблемах и найти наилучшее решение.
Г. Развлечь «жертву» сложными психологическими играми, чтобы проверить ее интеллект.
Комментарии:
А. Прямое требование – это не «замаскированный крючок». Плюс – это один из способов влияния. Минус – эти крючки действуют более тонко и исподволь. В чем отличие «замаскированного крючка» от открытого давления или просьбы?
Б. Именно так! Манипулятор, как паук, плетет паутину из сомнений и чувства неполноценности, чтобы «жертва» сама пришла к нему за «спасением» или подчинилась. Какое из перечисленных в материалах «общих черт» этих манипуляций вам кажется наиболее коварным?
В. Искренняя помощь не нуждается в маскировке и пассивной агрессии. Плюс – манипулятор часто прикрывается «добрыми намерениями». Минус – его реальная цель – не помощь, а контроль или самоутверждение. Как отличить подлинное желание помочь от «спасательства» с двойным дном?
Г. Это не развлечение, а серьезное психологическое воздействие. Плюс – это может выглядеть как сложная игра. Минус – «жертва» в этой игре всегда проигрывает, теряя свою автономию и ресурсы. Какие чувства обычно возникают у «жертвы» такой «игры»?
6. Манипулятивный прием «Недоверие чувствам» («Не важно, что ты чувствуешь, главное как есть на самом деле...») является формой психологического воздействия. Какой разрушительный эффект он оказывает на «жертву»?
А. Помогает «жертве» стать более рациональной и меньше полагаться на эмоции.
Б. Заставляет «жертву» сомневаться в собственном восприятии, эмоциях, интуиции и даже здравомыслии, лишая ее внутренней опоры и делая зависимой от интерпретаций манипулятора.
В. Учит «жертву» лучше аргументировать свои чувства и отстаивать свою точку зрения.
Г. Укрепляет уверенность «жертвы» в своих чувствах, так как она начинает их защищать.
Комментарии:
А. Рациональность важна, но не ценой обесценивания чувств. Плюс – это может казаться логичным. Минус – чувства – это важные сигналы, игнорировать которые опасно. Как найти баланс между разумом и чувствами, не обесценивая ни то, ни другое?
Б. Совершенно верно! Это классический газлайтинг, когда человеку внушают, что его восприятие реальности неверно. Это как пытаться идти с неисправным компасом. Какой первый шаг можно сделать, чтобы начать больше доверять своим чувствам и восприятию, если их долго обесценивали?
В. В такой ситуации аргументировать чувства очень сложно, так как их объявляют «неважными». Плюс – это может быть отчаянной попыткой. Минус – манипулятор обычно не заинтересован в аргументах. Почему спорить с газлайтером часто бесполезно?
Г. Защита чувств может привести к еще большему конфликту, а не к уверенности. Плюс – это естественная реакция. Минус – манипулятор может использовать эту защиту как подтверждение «неадекватности» жертвы. Какой внутренний ресурс помогает сохранить веру в свои чувства, несмотря на внешнее обесценивание?
7. Манипулятор использует вопрос-утверждение: «Почему ты не доверяешь себе?». Какова скрытая цель этого «крючка» и его вероятное воздействие на человека?
А. Искренне помочь человеку разобраться в причинах его неуверенности и поддержать его.
Б. Разрушить внутреннюю опору человека, его уверенность в собственных суждениях и решениях, чтобы он начал искать авторитетную фигуру (манипулятора), которой можно довериться.
В. Проверить, насколько человек открыт к самокритике и готов работать над собой.
Г. Подтолкнуть человека к тому, чтобы он начал больше доверять именно своим чувствам и интуиции.
Комментарии:
А. Искренняя помощь обычно выглядит иначе. Плюс – это то, как манипулятор может это преподнести. Минус – вопрос задан так, что уже содержит обвинение и внушение. Как бы звучал искренний вопрос, направленный на поддержку самодоверия человека?
Б. В самую точку! Это прямая атака на самооценку, после которой человек становится более уязвимым и управляемым. Это как выбить почву из-под ног. Какие еще фразы или вопросы могут иметь схожий эффект подрыва самодоверия?
В. Самокритика важна, но не под таким давлением. Плюс – это может заставить задуматься. Минус – этот вопрос скорее парализует, чем мотивирует на конструктивную работу над собой. В чем разница между здоровой саморефлексией и самокопанием, вызванным манипуляцией?
Г. Этот вопрос, наоборот, внушает недоверие к себе. Плюс – это было бы хорошей целью. Минус – формулировка работает в противоположном направлении. Как можно было бы переформулировать этот вопрос, чтобы он действительно поддержал доверие человека к себе?
8. Концепция «брать ответственность за свои решения, а не за чувства других людей» помогает выстраивать здоровые границы. Какой ключевой принцип лежит в ее основе?
А. Что мы не должны обращать никакого внимания на чувства других людей, так как это их личное дело.
Б. Мои решения и действия – это моя ответственность; чувства других людей – это их реакция на мои действия, основанная на их восприятии, и за их чувства отвечают они сами.
В. Если мои решения вызывают у кого-то негативные чувства, я должен немедленно изменить свое решение, чтобы всем было комфортно.
Г. Ответственность за чувства всегда лежит на том, кто их испытывает, поэтому можно не задумываться о последствиях своих слов и поступков для других.
Комментарии:
А. Игнорирование чувств других – это крайность, ведущая к черствости. Плюс – это может быть защитой от манипуляций. Минус – важно учитывать чувства других, но не быть за них ответственным. Как найти баланс между эмпатией и сохранением своих границ?
Б. Абсолютно точно! Это про ясное разделение зон ответственности. Я отвечаю за то, ЧТО я делаю, а другой человек – за то, КАК он на это реагирует. Это основа психологической зрелости. В какой ситуации вам было бы полезно применить этот принцип прямо сейчас?
В. Постоянно менять свои решения в угоду другим – это потеря себя. Плюс – это может показаться проявлением доброты. Минус – это ведет к неудовлетворенным собственным потребностям и обидам. Почему стремление «всем угодить» часто приводит к обратному результату?
Г. Не задумываться о последствиях – это безответственно. Плюс – это может быть проявлением свободы. Минус – наши действия влияют на других, и важно это учитывать, даже если мы не несем ответственности за их итоговые чувства. В чем разница между «учитывать чувства других» и «нести за них ответственность»?
КАК РАЗВИВАТЬ ОСОЗНАННОСТЬ? 70 идей о тренировке осознанности
Как развивать осознанность? Что значит отслеживать текущие переживания? И почему это важно? Об этом этот материал в том числе.
14 МЕТОДОВ ГАЗЛАЙТИНГА и ГЛАВНЫЙ НАВЫК ЗАЩИТЫ
Газлайтинг — форма психологического насилия (паразитизма), главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности, чтобы сделать его послушной марионеткой. Паразитизм не имеет пола.
- Ты должен уже понять, что на самом деле больше так нельзя...
- Ты же потом пожалеешь, что не прислушался тогда ко мне…
- Ты сейчас так говоришь, как будто извиняешься за что-то...
- Мне теперь все понятно и ты можешь не оправдываться...
- Да ты на самом деле не виноват, это жизнь такая…
- Все могло бы быть иначе, если бы ты раньше мне об этом сказал…
- Ты так говоришь, потому что не знаешь как поступить и тебе нужна помощь…
- Тебя как будто что-то беспокоит в душе, но ты сам это не замечаешь…
- Не важно, что ты чувствуешь, главное как всё есть на самом деле...
- Почему ты не доверяешь своим настоящим ощущениям?
- Я же помочь тебе хочу, чтобы все наконец стало хорошо, а ты...
- Почему ты сам себя не уважаешь и позволяешь такое отношение к себе?
- Ты же сам создаешь себе проблемы!
- Почему ты сам себя постоянно обманываешь?
ГЛАВНЫЙ НАВЫК ЗАЩИТЫ: я слышу манипуляцию, которой меня пытаются заставить думать 1, чувствовать 2 и делать 3. Я свободный человек и я выбираю думать 4, чувствовать 5 и делать 6.
ОПАСНЕЙШИЕ СПАСАТЕЛЬСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ
ОПАСНЕЙШИЕ СПАСАТЕЛЬСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ: ядовитые крючки с сахарной посыпкой. Подробный урок, в котором я показываю спасательские манипуляции.
ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ: разбор фильма
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.