Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 37 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов для глубокого осмысления


1 - Представьте, что перед выступлением вы сильно волнуетесь («А что обо мне подумают?») и требуете от себя быть идеальным («Я не имею права на ошибку!»). Как искреннее желание принести пользу слушателям помогает справиться с этими двумя внутренними критиками и выступить спокойно и уверенно?

2 - Эффективная структура выступления часто строится так: сначала мы показываем проблему и ее неприятные последствия, а потом — предлагаем решение и рисуем привлекательную картину будущего. Почему такой подход можно назвать «коучингом для группы»? Как он помогает людям не просто услышать, но и захотеть изменений?

3 - Чтобы выбрать действительно «свою» тему для выступления, нужно ответить на вопросы: «Что интересно мне?», «Что важно и полезно для меня?» и «Что будет ценно для моих слушателей?». Как этот процесс помогает лучше понять собственные жизненные ценности и цели?

4 - Когда из зала задают сложный или неуместный вопрос, можно сказать: «Спасибо, это важный вопрос, но он немного в стороне от нашей темы. Давайте вернемся к нему после основной части». Каким образом такой ответ позволяет сохранить контроль над ситуацией, не вступая в конфликт и проявляя уважение к человеку?

5 - Иногда спикер говорит правильные и вдохновляющие вещи, но аудитория чувствует скрытое напряжение, неуверенность или желание самоутвердиться. Как личные «болевые точки» и глубинные убеждения лидера могут незаметно влиять на его речь и на атмосферу в команде в целом?

6 - Сравните два подхода к убеждению. Первый — четкая структура: вот проблема, вот ее причина, вот решение, вот выгоды. Второй — совместное исследование: что важно для вас, что важно для меня, и где наша общая ценность. В каких ситуациях лучше сработает первый, «режиссерский» подход, а в каких — второй, «партнерский»?

7 - Чтобы смело начать выступление перед сложной аудиторией с вопроса «Так, кто здесь меня недолюбливает?», нужна большая внутренняя сила. Опишите состояние, из которого такой прием прозвучит обезоруживающе и вызовет доверие, а не агрессию. Что это за смесь уверенности, самоиронии и открытости?

8 - Почему в конце выступления важнее не повторить свои главные мысли, а задать аудитории вопросы: «Что ценного вы уносите с собой?» и «Какой один шаг вы сделаете в ближайшее время?». Как это помогает превратить пассивных слушателей в активных деятелей?

9 - Идея, повторенная много раз, даже если не идеально, начинает казаться правдой и становится частью общей культуры. Почему регулярное повторение ключевых сообщений в команде или компании важнее, чем одно-единственное, но безупречное выступление? Приведите пример, как это работает в жизни.

10 - Настоящая уверенность спикера рождается из позиции «Я ценю себя, и я ценю вас». Почему человек, который в глубине души чувствует «со мной что-то не так», несмотря на все техники, будет либо заискивать перед аудиторией, либо нападать на нее?


Тест для закрепления новых навыков


1. Что важнее для влияния на большую группу людей: провести одно идеальное, безупречное выступление или регулярно доносить до них ключевые идеи, пусть и не всегда идеально?

А. Безупречное качество одного выступления, так как оно создает репутацию эксперта.

Б. Регулярность и частота повторения, так как именно постоянное воздействие формирует привычки и убеждения.

В. Только оригинальность и креативность, все остальное не имеет значения.

Г. Качество и частота абсолютно равнозначны.

Комментарии:

А. Стремление к идеалу похвально, но оно может парализовать страхом ошибки. Пока вы готовите одно гениальное выступление, другие сделают десять «достаточно хороших» и завоюют аудиторию. Как найти здоровый баланс между качеством и действием?

Б. Верно! Это работает как реклама: один гениальный ролик запомнится, но именно постоянное повторение простого слогана формирует привычку у покупателя. Какую одну важную мысль вы хотите сделать «привычной» для вашей аудитории?

В. Креативность — отличный инструмент, чтобы привлечь внимание. Но без регулярного повторения сути сообщения, в памяти останется только яркая форма, а не содержание. Как можно использовать креатив для усиления вашей ключевой идеи?

Г. Хотя оба аспекта важны, практика показывает, что последовательность и регулярность в долгосрочной перспективе побеждают перфекционизм. В каких редких случаях одно-единственное выступление может изменить все?


2. Вы выходите на сцену и чувствуете, как сильно бьется сердце. Какой подход будет психологически более мудрым?

А. Сделать вид, что вы абсолютно спокойны, и всеми силами подавлять волнение.

Б. Признать свое состояние, возможно, даже сказав аудитории что-то вроде: «Честно говоря, я немного волнуюсь, потому что для меня важна эта тема».

В. Попытаться вызвать у аудитории жалость, чтобы получить их поддержку.

Г. Считать волнение признаком слабости и ругать себя за него.

Комментарии:

А. Борьба с волнением — это как попытка удержать пляжный мяч под водой: он все равно выскочит, и с еще большей силой. Это отнимает огромное количество энергии, которую лучше потратить на контакт с залом.

Б. Абсолютно точно! Признавая волнение, вы лишаете его власти над собой и показываете аудитории не слабость, а человечность. Это вызывает доверие. Какой фразой вы могли бы легко и уверенно сказать о своем волнении?

В. Жалость — очень хрупкая основа для авторитета. Искренность вызывает уважение, а попытка манипулировать чувствами — отторжение. В чем для вас разница между «быть честным» и «быть жалким»?

Г. Волнение — это нормальная реакция организма на важное событие. Это просто энергия. Настоящая сила не в том, чтобы не волноваться, а в том, чтобы действовать, несмотря на волнение. Как можно использовать энергию волнения себе на пользу?


3. При выборе темы для презентации, почему самый главный вопрос, который стоит себе задать, — это «Какую пользу получат слушатели?»

А. Потому что если тема полезна, спикеру не придется долго готовиться.

Б. Потому что выступление, созданное ради пользы для других, вызывает искренний интерес и благодарность, делая общение ценным для всех.

В. Главное, чтобы тема была интересна самому спикеру, а польза для других вторична.

Г. Потому что за полезную информацию обычно хорошо платят.

Комментарии:

А. Как раз наоборот. Чтобы сделать материал по-настоящему полезным для конкретных людей, часто требуется самая тщательная подготовка и адаптация. Почему поверхностное отношение к подготовке может обесценить даже самую гениальную идею?

Б. Вы абсолютно правы! Выступление — это не самолюбование, а служение. Когда люди чувствуют, что вы говорите об их проблемах и для их пользы, они открывают вам свое внимание и доверие. Какая самая большая «головная боль» вашей аудитории, которую вы могли бы помочь решить?

В. Ваш личный интерес — это топливо, которое дает энергию выступлению! Но без пользы для слушателей это топливо будет работать вхолостую. Как соединить вашу страсть с тем, что действительно нужно людям?

Г. Финансовая отдача — возможный и приятный результат. Но польза может быть и нематериальной: вдохновение, новые знания, поддержка. Что для вас, кроме денег, является главной «наградой» за выступление?


4. Вам предстоит выступать перед скептически настроенной аудиторией. Какова психологическая цель нестандартного начала вроде: «Давайте честно, кто из вас настроен критически? (и поднять руку первым)»?

А. Сразу выявить всех врагов и заставить их замолчать.

Б. Обезоружить людей своей честностью и неожиданностью, признать существующее напряжение и превратить барьер в точку контакта.

В. Спровоцировать открытый конфликт, чтобы показать, что вы его не боитесь.

Г. Показать себя жертвой, чтобы вызвать у людей чувство вины.

Комментарии:

А. Попытка «заставить замолчать» приведет лишь к эскалации конфликта. Цель лидера — не подавить несогласных, а вовлечь их в диалог. Как можно использовать энергию критики в конструктивное русло?

Б. Точно! Это ломает сценарий «спикер против аудитории». Вы не делаете вид, что все хорошо, а честно называете вещи своими именами. Это вызывает уважение и превращает потенциальных противников в заинтересованных наблюдателей. Какой еще смелый и честный ход мог бы сработать?

В. Цель — не начать войну, а предотвратить ее. Открытая конфронтация — это позиция силы, а здесь используется позиция мудрости: признать конфликт, чтобы им управлять, а не разжигать его. В чем разница между смелостью и агрессией?

Г. Вызывать вину — это манипуляция, которая не строит долгосрочного доверия. Люди могут подчиниться из чувства вины, но не станут вашими искренними союзниками. Как можно признать проблему, не обвиняя других и не выставляя себя жертвой?


5. Человек в зале постоянно перебивает вас провокационными вопросами. Вы обращаетесь к группе: «Друзья, что для нас сейчас важнее: продолжить по теме или уделить время частному вопросу коллеги?». В чем сила этого приема?

А. В том, чтобы публично унизить «нарушителя», показав его неуместность.

Б. В том, чтобы игнорировать его, переключив внимание на себя.

В. В том, чтобы вежливо передать управление ситуацией группе, сделав аудиторию своим союзником в поддержании порядка.

Г. В том, чтобы заставить «нарушителя» еще больше злиться.

Комментарии:

А. Унижение одного человека почти всегда настраивает группу против лидера. Люди могут не любить «нарушителя», но они испугаются такой жестокости. Сила — в спокойствии и справедливости, а не в публичной расправе. Как остановить человека, сохранив уважение?

Б. Игнорирование может сработать, если выпад был единичным. Но с настойчивым «нарушителем» эта тактика не поможет и покажет вашу слабость. В каких случаях игнорирование эффективно, а в каких — нет?

В. Именно! Вы не вступаете в личную дуэль, а апеллируете к интересам большинства. Это ставит «нарушителя» в оппозицию не к вам, а ко всей аудитории. Это мудрый ход лидера, который опирается на поддержку группы. Какой еще вопрос можно задать аудитории в такой ситуации?

Г. Провоцировать агрессию — значит терять контроль. Профессионал не разжигает огонь, а умело им управляет. Почему так важно сохранять хладнокровие, даже когда вас провоцируют?


6. В структуре убеждающего выступления, после описания проблемы и ее последствий, вы говорите: «А происходит это потому, что...». Почему так важно объяснить аудитории причину проблемы?

А. Чтобы показать всем, какой вы эрудированный и умный.

Б. Чтобы люди поняли корень проблемы. Тогда предлагаемое вами решение будет выглядеть не случайным, а единственно верным и логичным.

В. Чтобы найти виноватых и публично их осудить.

Г. Чтобы напугать всех сложностью проблемы, и на этом фоне ваше решение казалось еще более ценным.

Комментарии:

А. Эрудиция важна, но не как самоцель, а как инструмент для помощи аудитории. Главное — не блеснуть умом, а быть понятным. Как объяснить сложную причину простыми словами?

Б. В самую точку! Если вы просто предложите решение, не объяснив причину проблемы, оно будет выглядеть как «пластырь» на сломанной ноге. Когда люди понимают «почему», они готовы принять «что делать». Какую глубинную причину важной проблемы вы могли бы объяснить своей аудитории?

В. Поиск виноватых заводит в тупик и вызывает защитную реакцию. Задача — объединить людей против проблемы, а не друг против друга. Как говорить о причинах, фокусируясь на «что сломалось», а не на «кто сломал»?

Г. Мотивация через страх — краткосрочная и неэтичная. Она не создает осознанного выбора и преданности вашему решению. Как показать серьезность проблемы, не запугивая, а вдохновляя на действия?


7. Почему в конце тренинга эффективнее попросить участников обсудить в парах «что я возьму с собой и как применю», чем просто самому подвести итоги?

А. Чтобы собрать положительные отзывы для своей рекламы.

Б. Потому что активное проговаривание и обсуждение помогает человеку «присвоить» знание, превратить его в личный план действий и взять за него ответственность.

В. Чтобы проверить, кто слушал невнимательно.

Г. Чтобы просто заполнить время в конце.

Комментарии:

А. Отзывы — это приятный бонус, но не главная цель. Хороший учитель радуется не похвале, а тому, что ученик начал применять знания. Как этот прием помогает и участнику, и спикеру одновременно?

Б. Совершенно верно! Знания, которые не переведены в действие, — это просто информация. Этот шаг превращает пассивное слушание в личное обязательство. Какой один шаг вы бы записали для себя после изучения этих материалов?

В. Контроль и оценка создают атмосферу школы, а не партнерства. Задача — не поймать «двоечников», а помочь каждому найти свою пользу. Как можно мотивировать всех на активное осмысление, а не на контроль?

Г. Если это делать формально, это и будет пустой тратой времени. Но если подойти осознанно, это самый важный этап, где происходит настоящая трансформация — переход от «знаю» к «делаю».


8. В конце продающего выступления спикер говорит: «Кто уже чувствует, что это вам интересно, поднимите руку... Отлично! Для тех, кто примет решение сегодня, будет специальный бонус». Какие психологические принципы здесь работают?

А. Страх упустить выгоду, принцип социального доказательства («все поднимают, значит, это ценно») и привлекательность бонуса.

Б. Чувство вины: если не подниму руку, то обижу спикера.

В. Простое любопытство: люди хотят узнать, что за бонус.

Г. Желание получить что-то бесплатно, даже если основная услуга не нужна.

Комментарии:

А. Именно так! Этот прием бьет сразу по трем целям. «Поднимите руку» — это социальное доказательство. «Решение сегодня» — это дефицит и срочность. «Специальный бонус» — это очевидная выгода. Вместе они мягко подталкивают от размышлений к действию. Какой еще элемент мог бы усилить этот призыв?

Б. Мотивация через вину — слабая и недолговечная. Она может сработать раз, но оставит неприятный осадок и разрушит доверие. Сильное предложение строится на желании и выгоде, а не на страхе или долге.

В. Любопытство играет свою роль, но оно одно не приведет к покупке. Если за ним не стоит реальный интерес, это будут «пустые» заявки. Как отличить тех, кто поднял руку из любопытства, от тех, кто действительно заинтересован?

Г. «Бесплатное» привлекает внимание, но если бонус не связан с основной услугой или не представляет реальной ценности, это может даже снизить доверие. Каким должен быть бонус, чтобы он действительно мотивировал принять решение «здесь и сейчас»?


То, что Я ИМЕЮ — это следствие того, КЕМ Я ЯВЛЯЮСЬ



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.