ТА - 37 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 37
1. В контексте влияния на аудиторию через публичные выступления, какой аспект коммуникации подчеркивается как более важный: безупречное качество каждого отдельного выступления или частота и регулярность повторения ключевых идей?
А. Безупречное качество всегда важнее, так как одно плохое выступление может навсегда испортить репутацию.
Б. Частота повторения ключевых идей важнее, чем идеальное качество каждого отдельного сообщения, так как именно регулярное воздействие формирует устойчивое понимание и принятие.
В. Важен только креативный и нестандартный подход; ни частота, ни качество не имеют решающего значения.
Г. Эти два аспекта абсолютно равнозначны, и невозможно выделить более важный.
Комментарии:
А. Качество важно, но погоня за идеалом может парализовать. Плюс – это стремление к совершенству. Минус – страх ошибки может привести к редким выступлениям, что снизит общее влияние. Как найти баланс между «достаточно хорошо» и «идеально», чтобы не жертвовать регулярностью?
Б. Совершенно верно! Это как капля воды, которая точит камень – не силой, а частотой. Регулярное донесение идей, даже если не всегда идеально, формирует нужные установки в умах людей. Какую одну ключевую идею вы бы хотели регулярно доносить до своей аудитории или команды?
В. Креативность – это прекрасно, но без содержания и регулярности она не даст эффекта. Плюс – это делает выступление запоминающимся. Минус – креатив ради креатива не всегда достигает цели. Как можно использовать креативность для более эффективного донесения повторяющихся идей?
Г. Хотя оба аспекта важны, материал подчеркивает приоритет частоты. Плюс – это дипломатичный ответ. Минус – он не отражает основной акцент учебного текста. В каких ситуациях качество одного выступления может перевесить частоту многих, и наоборот?
2. Один из советов для комфортного самоощущения во время публичного выступления гласит: «Вы не боритесь с тем, что появляется внутри вас (волнуетесь – скажите об этом)». Почему признание своего волнения может быть более эффективным, чем попытка его подавить?
А. Потому что, признав волнение, можно официально попросить аудиторию о снисхождении и поддержке.
Б. Борьба с волнением парадоксально усиливает его; признание же нормализует это состояние для спикера и аудитории, снижая внутреннее напряжение и повышая искренность.
В. Это хитрый прием, чтобы вызвать у аудитории жалость и тем самым получить их симпатию.
Г. Признание волнения – это признак непрофессионализма; настоящий эксперт всегда должен выглядеть абсолютно спокойным.
Комментарии:
А. Просьба о снисхождении может выглядеть как слабость. Плюс – это может вызвать эмпатию. Минус – цель не в том, чтобы вызвать жалость, а в том, чтобы установить контакт. Как можно сообщить о волнении так, чтобы это прозвучало уверенно и человечно, а не как просьба о поблажке?
Б. Абсолютно точно! Это как перестать бороться с волной и позволить ей вынести себя на берег. Принятие снимает внутренний конфликт, который и является главным источником стресса. Какой еще способ, кроме вербального признания, помогает вам принять свое волнение перед выступлением?
В. Жалость – не лучшая основа для авторитета. Плюс – это может сработать с определенной аудиторией. Минус – искренность и уязвимость вызывают больше уважения, чем попытка манипулировать чувствами. В чем разница между «быть искренним в своем волнении» и «играть на жалости»?
Г. Это устаревший стереотип. Плюс – так могут думать некоторые перфекционисты. Минус – аудитория ценит «живых» людей, а не безупречных роботов. Искренность часто важнее показного спокойствия. Какие еще «неидеальности» спикера могут на самом деле расположить к нему аудиторию?
3. При выборе темы для выступления одним из ключевых критериев является «Польза для аудитории» («Даст ли моя презентация что-то полезное?»). Почему этот критерий так важен для успеха выступления?
А. Потому что полезная информация всегда хорошо оплачивается, и это главный мотив для спикера.
Б. Выступление, ориентированное на потребности и пользу слушателей, вызывает их интерес, вовлеченность и благодарность, делая коммуникацию по-настоящему ценной для обеих сторон.
В. Если тема полезна аудитории, то спикеру не нужно будет тратить много времени на подготовку.
Г. Главное – чтобы тема была интересна самому спикеру, а польза для аудитории – это второстепенный фактор.
Комментарии:
А. Оплата – это один из возможных результатов, но не единственный и не всегда главный. Плюс – это практический аспект. Минус – польза может быть и нематериальной (знания, вдохновение). В чем для вас заключается главная «оплата» за выступление, помимо денег?
Б. В самую точку! Когда аудитория чувствует, что выступление создано «для них», а не «для спикера», возникает магия контакта и глубокого усвоения. Это про служение. Какой один вопрос вы бы задали своей потенциальной аудитории, чтобы лучше понять ее потребности?
В. Наоборот, чтобы сделать тему действительно полезной, часто требуется глубокая подготовка. Плюс – это может быть ошибочным предположением. Минус – польза требует адаптации материала под аудиторию. Почему «легкомысленное» отношение к подготовке может обесценить даже самую полезную тему?
Г. Интерес спикера важен, но без пользы для аудитории это будет монолог «для себя». Плюс – интерес спикера заразителен. Минус – он должен быть направлен на создание ценности для других. Как найти тему, которая будет одновременно интересна вам и максимально полезна вашей аудитории?
4. Для начала выступления в «сложных случаях» (например, перед негативно настроенной аудиторией) предлагается провокационный вариант: «Кто из вас меня ненавидит? (поднимаете руку)». Какова психологическая цель такого нестандартного введения?
А. Немедленно выявить всех недоброжелателей и удалить их из зала, чтобы они не мешали.
Б. Обезоружить аудиторию неожиданностью, признать возможное напряжение и через самоиронию или честность попытаться разбить лед и установить контакт.
В. Спровоцировать конфликт и показать, что вы не боитесь открытой конфронтации.
Г. Продемонстрировать свою уязвимость и вызвать у аудитории чувство вины за их негативный настрой.
Комментарии:
А. Удаление из зала – это крайняя мера, а не цель такого начала. Плюс – это может быть фантазией. Минус – это усилит конфликт, а не разрешит его. Какие есть более конструктивные способы работы с «недоброжелателями» в аудитории?
Б. Совершенно верно! Это как войти в клетку со львом и вместо страха показать дружелюбие и уверенность. Неожиданность и честность могут растопить лед недоверия. Какой еще «нестандартный» вопрос или действие могло бы помочь разрядить напряженную атмосферу в начале?
В. Цель – не конфликт, а контакт. Плюс – это может выглядеть как вызов. Минус – провокация конфликта редко ведет к продуктивному взаимодействию. В чем разница между «смелым признанием проблемы» и «провокацией конфликта»?
Г. Вызвать вину – это манипуляция. Плюс – это может сработать на короткое время. Минус – это не строит уважительных отношений. Как можно признать напряжение, не обвиняя аудиторию и не выставляя себя жертвой?
5. Если во время выступления кто-то намеренно мешает, задавая провокационные вопросы, предлагается стратегия: поблагодарить за вопрос, спросить имя, уточнить цель вопроса, а затем обратиться к аудитории («Коллеги, вы хотите слушать Александра или то, что я для вас приготовил?»). В чем сила этого подхода?
А. В том, чтобы публично унизить «нарушителя» и показать, кто здесь главный.
Б. В том, чтобы переключить внимание с «нарушителя» на себя, игнорируя его дальнейшие попытки помешать.
В. В том, чтобы вежливо, но твердо остановить деструктивное поведение, апеллируя к интересам большинства и делая аудиторию своим союзником в восстановлении порядка.
Г. В том, чтобы спровоцировать «нарушителя» на еще более агрессивное поведение и иметь повод его удалить.
Комментарии:
А. Унижение – это неэффективно и неэтично. Плюс – это может быть первой эмоциональной реакцией. Минус – это только усилит конфликт. Как можно остановить «нарушителя», сохранив при этом собственное достоинство и уважение к аудитории?
Б. Игнорирование не всегда работает с настойчивыми «нарушителями». Плюс – это может быть одним из этапов. Минус – данный прием предлагает более активное и системное решение. В каких случаях простое игнорирование может быть эффективным, а в каких – нет?
В. Абсолютно точно! Это как в демократическом обществе: вы апеллируете к воле большинства и правилам группы, чтобы нейтрализовать деструктивное меньшинство. Это про лидерство и управление групповой динамикой. Какой еще вопрос можно было бы задать аудитории в такой ситуации?
Г. Провоцировать агрессию – опасно и непрофессионально. Плюс – это может быть ошибочным представлением о «силовом» решении. Минус – это может привести к неконтролируемой ситуации. Почему важно сохранять спокойствие и контроль даже при столкновении с агрессивным поведением?
6. В структуре «Ткани выступления» после описания наблюдения («Есть наблюдение...») и его негативных последствий («В итоге мы получаем...») следует шаг «В основе этого: причиной этого является...». Почему так важно указать аудитории на причину проблемы?
А. Чтобы показать свою эрудицию и глубокое знание предмета, даже если причина сложна для понимания.
Б. Это помогает аудитории перейти от простого признания проблемы к пониманию ее корней, что является необходимым условием для принятия предлагаемого решения как логичного и эффективного.
В. Чтобы найти виноватых в возникновении проблемы и возложить на них ответственность.
Г. Чтобы напугать аудиторию сложностью проблемы и тем самым повысить ценность предлагаемого решения.
Комментарии:
А. Эрудиция – это хорошо, но цель – не самопрезентация. Плюс – это может повысить доверие. Минус – причина должна быть изложена понятно и доступно для аудитории. Как объяснить сложную причину простыми словами, не теряя при этом глубины?
Б. В самую точку! Без понимания причины любое решение будет «пальцем в небо». Это как врач, который ставит диагноз, прежде чем назначить лечение. Какую одну «причину» неэффективности в вашей сфере вы бы хотели донести до своей аудитории?
В. Поиск виноватых – это неконструктивно. Плюс – это может быть простым объяснением. Минус – задача – не обвинить, а предложить решение. Как можно говорить о причинах проблемы, не скатываясь в поиск «козлов отпущения»?
Г. Запугивание – это манипуляция. Плюс – это может сработать на короткой дистанции. Минус – это не создает осознанного принятия решения. Как можно показать актуальность и важность проблемы, не прибегая к запугиванию?
7. В заключительной части выступления рекомендуется попросить участников написать, что ценного они получили и как могут это применить, а затем поделиться этим с партнером или группой. Какую пользу это приносит для усвоения материала?
А. Это способ собрать положительные отзывы о выступлении для дальнейшего использования спикером.
Б. Активное проговаривание и обсуждение полученных знаний и инсайтов помогает участникам лучше их осмыслить, закрепить в памяти и увидеть конкретные пути применения, превращая пассивное слушание в активное обучение.
В. Это позволяет выявить тех, кто невнимательно слушал, и сделать им замечание.
Г. Это просто формальная активность для заполнения времени, пока спикер готовится к завершающим словам.
Комментарии:
А. Отзывы – это полезно, но это побочный эффект. Плюс – это дает обратную связь. Минус – главная цель – польза для участников. Как можно использовать этот этап и для сбора обратной связи, и для закрепления материала у слушателей?
Б. Совершенно верно! Это как превратить теорию в практику, а знания – в навыки. Обсуждение помогает «присвоить» материал и увидеть его ценность для себя. Какой один инсайт из недавнего обучения вы смогли бы сформулировать и обсудить прямо сейчас?
В. Выявление «двоечников» – это непедагогично. Плюс – это может быть скрытым желанием. Минус – это создает атмосферу контроля, а не поддержки. Как можно мотивировать всех участников на активное осмысление материала, независимо от их первоначальной вовлеченности?
Г. Если это формальность, то это пустая трата времени. Плюс – это может быть так воспринято. Минус – этот этап – один из самых важных для реального обучения и трансформации. Почему, на ваш взгляд, так важно перевести полученную информацию в план конкретных действий?
8. При завершении выступления с целью продажи или записи на услугу используется прием: «Есть ли среди вас те, кто уже решил, что это может быть вам интересным...? (поднимаете руку) ...Для тех, кто примет решение сегодня, у меня есть специальный приз». На каком психологическом принципе основана эффективность этого шага?
А. На чувстве страха упустить выгоду (FOMO) и принципе социального доказательства (если другие поднимают руку, значит, это ценно), усиленном привлекательностью «специального приза».
Б. На чувстве вины: если человек не поднимет руку, он почувствует себя неблагодарным за выступление.
В. На любопытстве: люди поднимают руку, чтобы узнать, что за специальный приз, даже если не заинтересованы в услуге.
Г. На желании получить что-то бесплатно, даже если основное предложение не очень нужно.
Комментарии:
А. Абсолютно точно! Это комбинация мощных психологических триггеров: никто не хочет упустить выгоду, все смотрят на других, а подарок всегда приятен. Это мягкое, но эффективное «подталкивание». Какой еще элемент можно было бы добавить в этот призыв к действию, чтобы усилить его?
Б. Вызывать вину – это манипуляция. Плюс – это может сработать на некоторых. Минус – это не создает искреннего желания и может вызвать отторжение в будущем. Как можно мотивировать на действие, не апеллируя к чувству вины?
В. Любопытство может сыграть роль, но это не основной мотив. Плюс – это может увеличить количество «поднятых рук». Минус – если за этим не последует реальный интерес, то это будут «пустые» заявки. Как отличить тех, кто поднял руку из любопытства, от тех, кто действительно заинтересован?
Г. Желание бесплатного естественно, но оно не гарантирует покупку. Плюс – это привлекает внимание. Минус – если приз не связан с основной услугой или не очень ценен, это не сработает. Каким должен быть «специальный приз», чтобы он действительно мотивировал на принятие решения «здесь и сейчас»?
КАК ПЕРЕСТАТЬ ОБИЖАТЬСЯ? История о Сашке Ермолаеве
Сашку Ермолаева обидели. Или он сам сделал все для того, чтобы быть обиженным? Кто ответственный за обиду? Обидчик или обиженный? Об этом в том числе этот материал.
ДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ как главное качество ЛИЧНОСТИ
Договороспособность как качество личности – способность явно формировать (превращая подразумеваемое в явное), уверенно выполнять (с выгодой для каждой из сторон) и при необходимости перезаключать договоренности (не надеясь, что все сами всё поймут или что ситуация сама себя решит). Личность начинается с её договороспособности.
ДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ — предпосылка и спутник порядка и гармонии. / НЕДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ — предпосылка и спутник беспорядка и хаоса.
Д. как способность может быть развитой в большей или меньшей степени. Человек осваивает и укрепляет эту способность из семьи / окружения. Д. не является врожденной и требует усилий для обучения и выполнения. Быть Д. — это создавать такие условия в жизни, когда нет ни у кого никаких оснований мне что-либо предъявить (бросить крючок). Д. приглашает бессознательно в свою жизнь Д. И наоборот.
НД. как явление в семье (у мужа / у жены) — приговор семье. НД. как явление в коллективе (у руководителя / у сотрудника) — приговор компании. (Если с ней не работать). Д. не строит себя сама. Она не растет, как ногти. Д. следует конструировать, продолжать, усиливать и не допускать НД. Все беды в жизни человека — это побочный эффект его НД. Значение: следить за собой и видеть в других.
ГЛОТАЙ: разбор фильма | Как НЕ ГЛОТАТЬ унижения?
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.