ТА - 04 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 04
1. Ваш коллега в очередной раз просит вас "прикрыть" его перед начальством из-за небольшого срыва дедлайна, обещая "проставиться". Вы обычно стремитесь выполнять свои договоренности, исходя из внутренних принципов. Как вы поступите, чтобы сохранить и хорошие отношения, и свою репутацию надежного человека?
А) Соглашусь помочь, ведь команда – это поддержка, а небольшой обман ради коллеги не страшен. Главное – сохранить хорошие отношения, потом как-нибудь разберемся.
Б) Категорически откажусь, ведь это не моя ответственность, и сообщу начальству о просьбе коллеги, чтобы все было по-честному и пресечь такие просьбы в будущем.
В) Помогу в этот раз, но четко обозначу, что это исключение, и предложу коллеге вместе подумать, как ему лучше организовать свою работу, чтобы не допускать срывов.
Г) Вежливо откажу в "прикрытии", объясню, что для вас важна честность в работе, но предложу помочь коллеге разобраться с причинами срыва дедлайна и найти решение на будущее, не обманывая руководство.
Комментарии:
А: Дружеская поддержка – это ценно! Плюс: вы сохраняете теплоту отношений. Минус: регулярный "обман во благо" размывает границы ответственности и может навредить всем в итоге. Как думаете, где проходит грань между выручкой и поощрением неэффективности?
Б: Прямота иногда нужна, и это плюс, ведь вы честны с руководством. Минус: такой шаг может разрушить доверие с коллегой и создать репутацию "ябеды", не предлагая решения. Какие еще способы донести важность ответственности существуют, не прибегая к доносу?
В: Отлично, что вы готовы помочь коллеге и думаете о будущем! Плюс: это конструктивный шаг. Минус: соглашаясь "прикрыть" даже раз, вы идете на небольшой компромисс с принципом полной честности. В каких ситуациях такой компромисс для вас допустим, а в каких – нет?
Г: Верно! Вы сохраняете свои принципы, не идете на обман, но и не бросаете коллегу, предлагая реальную помощь. Это укрепляет доверие и способствует росту другого. Какие слова помогут вам донести отказ и предложение помощи максимально бережно и конструктивно?
2. На совещании руководитель произносит фразу: "Нам нужно срочно оптимизировать процессы, чтобы повысить эффективность!" Вы чувствуете, что за этой общей фразой могут скрываться очень разные ожидания. Какой ваш первый шаг для прояснения ситуации?
А) Сразу предложу несколько конкретных идей по оптимизации, которые мне кажутся наиболее очевидными, чтобы показать свою инициативность.
Б) Промолчу и подожду, пока другие выскажутся или появятся более конкретные указания, чтобы не показаться непонятливым.
В) Уточню у коллег после совещания, что они думают по этому поводу, чтобы сформировать общее мнение перед тем, как задавать вопросы руководителю.
Г) Обращусь к руководителю с уточняющим вопросом, например: "Правильно ли я понимаю, что под оптимизацией вы подразумеваете [конкретное предположение], или речь идет о чем-то другом?"
Комментарии:
А: Инициатива – это здорово! Плюс: вы демонстрируете проактивность. Минус: без уточнения вы рискуете направить усилия не туда, куда ожидает руководитель. В каких случаях ваша быстрая гипотеза может оказаться верной, а когда лучше сначала спросить?
Б: Осторожность бывает полезна. Плюс: вы избегаете риска задать "глупый" вопрос. Минус: бездействие или работа на основе догадок могут привести к ошибкам и потере времени. Как превратить страх показаться непонятливым в смелость прояснить ситуацию?
В: Обсуждение с коллегами – хороший способ собрать мнения. Плюс: вы не один в своих размышлениях. Минус: это может затянуть процесс и не дать прямого ответа от источника информации. Когда коллективное обсуждение полезнее прямого вопроса к лидеру?
Г: Отличный выбор! Вы стремитесь к ясности, используя прямой и уважительный вопрос. Это экономит время и ресурсы, предотвращая недопонимания. Какие еще формулировки помогут вам превращать подразумеваемое в явное в разных рабочих ситуациях?
3. Вы ведете переговоры о долгосрочном партнерстве. Предложение другой стороны кажется выгодным вам на данный момент, но вы замечаете, что для них оно несет определенные риски в будущем. Как вы поступите, стремясь к действительно прочным отношениям?
А) Соглашусь на их условиях, ведь это их ответственность – оценивать свои риски. Главное, чтобы мне было выгодно сейчас.
Б) Тактично укажу на возможные риски для них и предложу немного скорректировать условия, чтобы сделка была более сбалансированной, даже если это чуть уменьшит мою сиюминутную выгоду.
В) Использую их неосмотрительность, чтобы получить максимально выгодные для себя условия, ведь в бизнесе каждый сам за себя.
Г) Откажусь от сделки, так как потенциальные проблемы партнера могут в итоге коснуться и меня, лучше поищу другой вариант.
Комментарии:
А: Забота о своих интересах важна. Плюс: вы фокусируетесь на своей выгоде. Минус: игнорирование рисков партнера может привести к его проблемам и разрыву отношений в будущем. Как краткосрочная выгода может обернуться долгосрочным проигрышем?
Б: Превосходно! Вы думаете о долгосрочной перспективе и взаимной выгоде. Это создает основу для крепкого и доверительного партнерства. Какие еще выгоды, помимо очевидных, может принести такой честный подход к сотрудничеству?
В: Такой подход может показаться прагматичным в очень конкурентной среде. Плюс: максимальная выгода здесь и сейчас. Минус: это путь к разрушению репутации и невозможности строить долгосрочные союзы. Какие ценности важнее сиюминутной прибыли?
Г: Осторожность – это разумно. Плюс: вы избегаете потенциальных сложностей. Минус: вы можете упустить ценное партнерство, если риски были управляемы или их можно было снизить совместными усилиями. Как отличить реальную угрозу от возможности для роста?
4. Вы осознали, что из-за непредвиденных обстоятельств не сможете выполнить важное обещание, данное клиенту, в срок. Какой ваш первый и самый важный шаг?
А) Постараюсь успеть во что бы то ни стало, даже если качество работы пострадает, главное – формально уложиться в дедлайн.
Б) Ничего не буду говорить клиенту, надеясь, что он не заметит или проблема как-то сама решится, чтобы не портить отношения раньше времени.
В) Как можно скорее свяжусь с клиентом, честно объясню ситуацию, принесу извинения и предложу варианты компенсации или новое реалистичное решение.
Г) Найду "крайнего" или внешние обстоятельства, на которые можно свалить вину, чтобы минимизировать свой репутационный ущерб.
Комментарии:
А: Упорство в достижении цели похвально! Плюс: вы стараетесь сдержать слово. Минус: потеря качества может оказаться для клиента большей проблемой, чем срыв срока. Как найти баланс между соблюдением сроков и качеством результата?
Б: Иногда хочется, чтобы проблемы исчезли сами. Плюс: вы избегаете неприятного разговора. Минус: молчание подрывает доверие гораздо сильнее, чем честное признание трудностей. Почему открытость в проблемах часто укрепляет отношения?
В: Именно так! Честность, извинения и проактивное предложение решения — лучший способ сохранить доверие и уважение клиента, даже в сложной ситуации. Какие формы компенсации, помимо денежной, могут быть ценны для клиента в вашем случае?
Г: Попытка сохранить лицо понятна. Плюс: вы стараетесь защитить свою репутацию. Минус: перекладывание ответственности редко работает вдолгую и разрушает доверие. Как умение признавать ошибки влияет на ваш авторитет в глазах других?
5. Ваш друг настойчиво убеждает вас вложить деньги в "суперприбыльный, но немного рискованный" проект, говоря: "Ну ты же умный человек, сразу видишь очевидную выгоду! Только дурак упустит такой шанс!" Какая мысль, скорее всего, является частью манипулятивного воздействия в этой ситуации?
А) "Мой друг действительно хочет мне помочь заработать, он плохого не посоветует."
Б) "Если я откажусь, я покажусь ему глупым или трусливым, и наши отношения испортятся."
В) "Нужно внимательно изучить все детали проекта, прежде чем принимать решение, ведь друг может ошибаться."
Г) "Возможно, у проекта действительно есть потенциал, стоит рассмотреть его объективно."
Комментарии:
А: Доверие друзьям – это прекрасно! Плюс: вы цените дружбу. Минус: даже близкие люди могут, не желая зла, вовлекать в рискованные авантюры, поддавшись эмоциям. Как отличить дружеский совет от попытки давления, пусть и неосознанной?
Б: Точно в цель! Манипуляция часто бьет по самооценке, вызывая страх показаться "не таким". Именно эта мысль о "глупости" или "трусости" активно подталкивает вас к нужному манипулятору решению. Какие еще "крючки" самолюбия вы замечали в подобных ситуациях?
В: Рациональный подход – ваш союзник! Плюс: вы стремитесь к объективности. Минус: это уже ваш внутренний здоровый ответ, а не сама манипулятивная "наживка". Почему важно сначала распознать "крючок", прежде чем анализировать предложение?
Г: Объективность – ключ к верным решениям! Плюс: вы не отвергаете идею с порога. Минус: это тоже шаг к анализу, а не сама суть манипулятивного давления, которое часто основано на эмоциях. Как эмоции "срочности" и "уникальности" мешают объективной оценке?
6. В рекламе нового онлайн-курса вам настойчиво твердят: "Все успешные специалисты уже прошли это обучение! Не оставайтесь за бортом прогресса, иначе вас ждет забвение в профессии!" Вы чувствуете тревогу и желание срочно записаться. Какой внутренний диалог поможет вам вернуть контроль над ситуацией?
А) "Они правы, конкуренция огромна, нужно срочно купить, пока есть скидка, а то действительно отстану."
Б) "Эта реклама вызывает у меня тревогу (B) и мысль, что я отстану (A), чтобы я купил курс (C). Я выбираю думать (D), что мой успех зависит от моих реальных навыков и взвешенных решений, чувствовать (E) спокойствие, и сначала изучить (F) отзывы и программу курса."
В) "Наверное, курс хороший, раз его так рекламируют. Но у меня сейчас нет денег, подожду лучших времен."
Г) "Все это ерунда и развод! Не буду даже вникать, чтобы не тратить время на этих маркетологов."
Комментарии:
А: Желание быть в тренде понятно! Плюс: вы видите важность развития. Минус: решение, принятое в спешке и тревоге, редко бывает оптимальным. Как отличить реальную необходимость в обучении от навязанного страха "опоздать на поезд"?
Б: Великолепно! Вы точно определили механизм воздействия и осознанно вернули себе право выбора мыслей, чувств и действий. Это и есть суть внутренней свободы. Какие еще сферы вашей жизни могут выиграть от такого осознанного подхода?
В: Финансовая осмотрительность – это плюс. Однако, откладывая решение, вы все еще можете подсознательно верить в "волшебную таблетку" курса. Плюс: не тратите деньги импульсивно. Минус: причина отложить – внешняя, а не результат анализа. Как перейти от "не могу" к "хочу/не хочу на основе анализа"?
Г: Быстрая защитная реакция! Плюс: вы экономите время, не вникая. Минус: тотальное недоверие может закрыть и полезные возможности, а реакция все еще эмоциональна. Как сохранять критичность, не впадая в цинизм и оставаясь открытым к новому?
7. Во время спора ваш оппонент вдруг резко повышает голос и заявляет: "Да что вы вообще в этом понимаете?! Я этим занимаюсь уже 20 лет!" Какую тактику ("крючок") он, скорее всего, использует, чтобы сбить вас с толку?
А) Пытается поделиться своим богатым опытом, чтобы помочь вам лучше разобраться в вопросе.
Б) Использует "огонь" – эмоциональное давление и атаку на вашу компетентность, чтобы вызвать у вас растерянность или стыд.
В) Предлагает вам более глубоко изучить вопрос, ссылаясь на свой авторитет как на источник знаний.
Г) Просто выражает свое сильное эмоциональное отношение к предмету спора, не имея цели вами манипулировать.
Комментарии:
А: Предполагать лучшее в людях – хорошее качество! Плюс: вы ищете позитивный мотив. Минус: форма подачи (повышенный тон, обесценивание) здесь явно говорит не об обучении. Как отличить экспертное мнение от попытки подавить авторитетом?
Б: Совершенно верно! Это типичный "огонь": попытка вызвать у вас сильные эмоции (растерянность, сомнение в себе, стыд), чтобы вы потеряли уверенность и уступили. Какие ваши внутренние "кнопки" чаще всего нажимают подобные "огненные" выпады?
В: Поиск знаний всегда полезен. Плюс: вы видите возможность узнать новое. Минус: истинное предложение знаний обычно звучит иначе, без агрессии и обесценивания вашего мнения. В чем разница между наставником и человеком, утверждающим свой доминантный статус?
Г: Эмоции – неотъемлемая часть общения. Плюс: вы признаете право человека на чувства. Минус: здесь эмоции используются как инструмент давления, а не просто как фон. Как отличить искреннее выражение чувств от эмоциональной атаки с целью подчинить?
8. В ответ на вашу просьбу коллега раздраженно бросает: "Вечно ты со своими глупыми идеями! Ничего из этого не выйдет!" Какая стратегия ответа будет наиболее конструктивной для "тушения огня" и перевода диалога в практическое русло?
А) Вспылить в ответ: "Сам ты глупый! Мои идеи гораздо лучше твоих!" – и отстоять свою правоту.
Б) Промолчать и обидеться, решив больше никогда не обращаться к этому коллеге с предложениями.
В) Спокойно сказать: "Услышал тебя. Понимаю, что у тебя может быть такое мнение. А какие конкретно моменты в идее вызывают у тебя сомнения, чтобы мы могли их обсудить?"
Г) Сразу начать подробно и эмоционально защищать свою идею, приводя все новые и новые аргументы в ее пользу.
Комментарии:
А: Защищать свои идеи – важно! Плюс: вы не даете себя в обиду. Минус: ответная агрессия лишь усилит конфликт и не приблизит к решению. Какие есть способы отстоять свою точку зрения, не разжигая "пожар" еще сильнее?
Б: Избегание конфликта иногда кажется выходом. Плюс: вы не тратите нервы на спор. Минус: проблема остается нерешенной, а отношения могут испортиться из-за замалчивания. Что вы теряете, выбирая молчание вместо конструктивного диалога?
В: Отличный ход! Вы "гасите огонь" спокойствием и принятием права на чужое мнение, а затем мягко перехватываете инициативу, предлагая диалог. Это и есть путь к сотрудничеству. Как еще можно использовать открытые вопросы для прояснения критики?
Г: Аргументы – это сила! Плюс: вы демонстрируете проработанность идеи. Минус: если оппонент "в огне", он может просто не услышать вас. Сначала "вода", потом "земля". Почему важна последовательность шагов в трудных переговорах?
Открытые вопросы
- Какие мои самые сильные стороны?
- Насколько они задействованы?
- Каким я представляю себя в будущем?
- Какие качества мне следует в себе развить, чтобы быть таким?
- Чему мне важнее всего научиться в ближайшее время?
- Если бы я мог изменить в себе только одно качество, что бы я изменил?
- Как это изменение повлечет за собой другие?
- Какие свои таланты я еще не раскрыл?
МАНИПУЛЯЦИИ! КАК реагировать? 4 позиции
Как реагировать на манипуляции? 4 позиции. 1 - загнанный Ребенок, 2 - оправдывающийся Ребенок, 3 - бунтующий Ребенок и 4 - Взрослый. Какой из этих вариантов вам ближе? Какой из них вы выбираете тренировать? Интересная гипотеза: люди относятся ко мне так, как я прошу их по отношению ко мне себя вести. В позициях загнанного/оправдывающегося/бунтующего Ребенка я приглашаю в свою жизнь людей в Критическом и Задабривающем Родителям. В позиции Взрослого я приглашаю в свою жизнь взрослые отношения. Что выбираете вы?
Крючки для тренировок
- Ты даже этого нормально сделать не можешь!
- Ты одна сможешь справиться с этой задачей! На тебя вся надежда!
- Хватит уже отдыхать, занялась бы делом. Все твои проблемы от того, что ты ничего не делаешь, чтобы их решить.
- Приготовь нам ужин, не видишь, мы устали?
- Посмотри на себя, тебе давно пора худеть, ты же в дверь скоро пролезать не будешь!
- Врач мне сказал, что кожное мое заболевание вызвано сильными переживаниями из-за конфликтов в семье. Посмотри, до чего ты меня довела!
- Твой муж – тот еще ловелас. Мой тебе совет – держи его на коротком поводке, иначе потеряешь.
- Я сказала, ты наденешь эти туфли!
- Да кому ты нужна!
- Я просто восхищаюсь твоим талантом! Это гениально! Поможешь мне найти участников для курса по вокалу? Только ты справишься!
- Тебе нужно больше думать головой и меньше доверять своей интуиции, сама же видишь.
- Хочешь помочь? Взяла в руки лопату – и вперед!
- Ну почему вы такой агрессивный?
- Вы всегда такой придирчивый?
- Ну зачем так официально! Расслабьтесь...
- А вас, видимо, вообще не сочли нужным проинформировать.
- Вы уже все проверили? Так быстро? Вы уверены?
- Похоже, ваш стиль работы не очень эффективен…
- Похоже, вы считать не умеете...
- Я уже в третий раз вам повторяю одно и то же!
- Вы абсолютно неконструктивны!
- Вы у нас никому не доверяете, я знаю...
- Ну наверно, мне не стоит вдаваться в подробности. Вы вряд ли сможете их понять...
- Вы судите со своей субъективной точки зрения, а я вам говорю, как обстоят дела в действительности...
- Это ты для премии так стараешься?
- Хотите, я вас научу, как с шефом нужно разговаривать? А то, похоже, у вас не очень получается...
- Вы забывчивый! Наше дополнительное условие не включили в договор…
- Вы, дорогой, быстрее всех соображаете. Вот и сообразите, как выйти из этой ситуации!
- Если подчиненные не сообщают своему руководителю о звонке делового партнера, то о такой организации можно сделать определенные выводы....
- Вы что, не понимаете всей серьезности своего положения?
- Вы у нас никого не уважаете, я знаю...
- Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей?
Алгоритм ответа на провокации/манипуляции: практикум (АСК)
Практическое занятие, посвященное алгоритму сбалансированной коммуникации (АСК) с большим количеством примеров превращения сопротивления в сотрудничество.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ: РАЗБОР ФИЛЬМА
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.