ТА - 10 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 10
1. Ваш коллега скептически заявляет: "Эта новая система отчетности — полная ерунда, у нас это точно не приживется!" Какой из предложенных речевых приемов поможет конструктивно ответить, не вступая в прямую конфронтацию, а вовлекая в диалог?
А. "Ситуации бывают разные. Вероятно, ты думаешь, что это усложнит работу, хотя по факту она призвана ее упростить. Хочешь, покажу на примере?"
Б. "Понимаю твой скепсис. По нашим данным, эта система уже помогла N компаниям. Могу показать кейсы? Это может высвободить нам до 2 часов в неделю."
В. "Хорошо, что ты делишься своим мнением. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы нововведения вызывали отторжение, ведь для меня важна эффективность команды. Что именно тебя смущает?"
Г. "Я тебя услышал. А представь, что эта система действительно заработает идеально и снимет с нас рутину. О каких более интересных задачах мы бы тогда подумали?"
Комментарии:
А: Хороший вариант (А + Вероятно Х, хотя У + Захват). Он снижает сопротивление, тактично предполагая мысли коллеги, и предлагает альтернативный взгляд. Плюс: эмпатичен, показывает, что вы слышите опасения. Минус: может прозвучать чуть менее уверенно, чем подход с прямыми данными, если скепсис силен. В каких случаях важно сначала озвучить предполагаемые опасения собеседника, прежде чем предлагать решение?
Б: Отличный выбор! Прием (А + Ответ по существу + Захват + Усиление) позволяет признать чувства ("Понимаю скепсис"), предоставить факты ("по нашим данным") и показать выгоду ("высвободить время"), эффективно вовлекая в диалог. Плюс: факты и выгода наиболее убедительны для скептиков. Это как предложить попробовать блюдо, рассказав о его пользе, прежде чем от него отказываться. В каких еще рабочих ситуациях такой аргументированный подход был бы наиболее эффективен для вас?
В: Тоже сильный ход (А + Меньше всего Х, важно У + Захват). Он открывает ваши ценности ("важна эффективность команды") и приглашает к диалогу о конкретных причинах беспокойства. Плюс: строит доверие и показывает вашу открытость. Минус: может увести дискуссию в сторону общих рассуждений, если не вернуть ее к конкретике системы. Как разговор о ценностях и истинных потребностях помогает разрешать даже сложные разногласия в команде?
Г: Креативный подход (А + Представьте Х + Захват), который смещает фокус на позитивное будущее и возможности. Плюс: может вдохновить и снять часть напряжения. Минус: закоренелый скептик может не сразу "включиться" в игру воображения без предварительной работы с его текущими опасениями и фактами. Когда, по-вашему, уместно использовать силу воображения и позитивного видения в деловом общении для преодоления сопротивления?
2. Речевой прием "А + Меньше всего мне бы хотелось Х, так как для меня важно У + Захват?" особенно эффективен, когда нужно...
А. Быстро опровергнуть неверное утверждение собеседника, предоставив убедительные факты и статистику.
Б. Перевести разговор на более глубокий экзистенциальный уровень, используя воображение и гипотетические сценарии.
В. Мягко обозначить свои границы и ценности, снижая при этом возможное напряжение и приглашая к диалогу о взаимных потребностях.
Г. Найти позитивное зерно даже в самом критическом замечании, чтобы быстро расположить к себе собеседника и поблагодарить его.
Комментарии:
А: Для быстрого опровержения с фактами лучше подойдет прием "А + Ответ по существу + Захват?". Плюс: данный прием действительно может содержать факты через ценность "У". Минус: его основная сила не в опровержении, а в прояснении намерений и ценностей. В каких ситуациях простое предоставление фактов может быть недостаточным без объяснения своих мотивов?
Б: Для перевода на гипотетический уровень и воображения предназначен прием "А + Представьте Х / А что если Х + Захват?". Плюс: Прием с "меньше всего хотелось бы" действительно углубляет диалог. Минус: он делает это через призму личных ценностей и границ, а не абстрактных сценариев. Когда важно говорить о своих чувствах и ценностях, а когда лучше использовать гипотетические примеры?
В: Совершенно верно! Эта формула помогает корректно донести свою позицию, не обвиняя собеседника, а апеллируя к своим важным принципам ("для меня важно У") и нежелательным исходам ("меньше всего Х"). Плюс: это снижает оборону и способствует открытости. Это как сказать: "Я не хочу наступать на ваши цветы, потому что ценю красоту". Какие ваши личные ценности вы могли бы использовать в этом приеме для улучшения коммуникации?
Г: Для нахождения позитивного зерна в критике идеально подходит "А + Хорошо, что (позитивное в словах) + Захват?". Плюс: прием "меньше всего хотелось бы" тоже начинается с признания слов собеседника ("А"). Минус: его цель – не столько найти позитив, сколько прояснить свои мотивы и предотвратить недопонимание. Как умение находить позитивное даже в критике меняет атмосферу разговора?
3. При работе над "Картой профессиональной деятельности" особое внимание уделяется описанию вашего идеального рабочего места (п.1). Зачем, согласно материалам, так подробно визуализировать это пространство, включая цвета и предметы?
А. Чтобы точно рассчитать бюджет на обустройство офиса или домашнего кабинета для последующего ремонта.
Б. Чтобы создать привлекательную картинку для социальных сетей и произвести хорошее впечатление на подписчиков.
В. Чтобы задать тон желаемой профессиональной жизни и лучше понять, какая среда способствует вашему комфорту и продуктивности.
Г. Чтобы убедиться, что ваше текущее место работы полностью соответствует идеалу, и если нет – немедленно расстроиться и начать искать новое.
Комментарии:
А: Расчет бюджета – это практический шаг, который может последовать, но это не основная цель визуализации на данном этапе. Плюс: это переводит мечты в конкретный план. Минус: фокус на деньгах может ограничить полет фантазии о действительно идеальном пространстве. Как финансовые ограничения влияют на ваше видение идеального рабочего места, и как можно найти баланс?
Б: Внешнее впечатление вторично по отношению к внутреннему ощущению и эффективности. Плюс: красивое место действительно может радовать. Минус: цель здесь – внутренняя гармония, а не внешняя показуха. Если бы вы создавали рабочее место только для себя, без оглядки на мнение других, каким бы оно было?
В: Абсолютно точно! Детальная визуализация помогает настроиться на нужную волну, осознать свои истинные потребности и понять, какие элементы среды действительно важны для вашего вдохновения и эффективной работы. Плюс: это создает внутренний эталон. Это как художник, создающий эскиз будущей картины. Какие три элемента вашего идеального рабочего места кажутся вам сейчас наиболее важными для вашего состояния?
Г: Сравнение с идеалом полезно, но цель не в том, чтобы расстроиться, а в том, чтобы увидеть направление для улучшений. Плюс: это может стать толчком к позитивным изменениям. Минус: немедленное расстройство непродуктивно. Вместо этого лучше подумать: "Какой один маленький шаг я могу сделать, чтобы приблизить свое текущее место к идеалу?".
4. В материалах о "Карте профессиональной деятельности" подчеркивается: "Внимание к формам. Содержание - вторично." Что это означает на практике при описании, например, пункта "Какими делами заполнен ваш день?" (п.6)?
А. Важно перечислить как можно больше дел и задач, чтобы показать свою чрезвычайную занятость и профессиональную значимость.
Б. Следует сосредоточиться на том, как вы выполняете дела (например, атмосфера, подход, ритм, с кем), а не только на их формальном списке.
В. Нужно описывать только те дела, которые приносят максимальный доход или карьерный рост, так как остальное содержание не так уж и важно.
Г. Необходимо формально отчитаться о выполненных задачах, не углубляясь в детали процесса и свои ощущения от них.
Комментарии:
А: Количество дел не всегда отражает качество или удовлетворенность. Фокус на "форме" подразумевает другое. Плюс: это может помочь структурировать задачи. Минус: погоня за количеством может привести к выгоранию и потере смысла. Что для вас важнее: количество выполненных задач или качество процесса и результата?
Б: Именно так! "Форма" – это про качество проживания процесса: в какой атмосфере вы работаете, с каким настроем, в каком темпе, в сотрудничестве или уединении. Содержание (список дел) может меняться, а вот желаемая форма работы – это про ваши ценности. Плюс: это помогает создавать работу мечты. Как бы вы описали идеальную "форму" вашего рабочего дня, независимо от конкретных задач?
В: Хотя доход и карьера важны, принцип "форма важнее содержания" говорит о более глубоких аспектах – о качестве процесса и соответствии его вашим ценностям. Плюс: это практичный взгляд. Минус: сужение фокуса только до денег может обеднить профессиональную жизнь. Можете ли вы представить себе работу с меньшим доходом, но идеально подходящую вам по "форме"?
Г: Формальный отчет – это как раз пример приоритета содержания (списка) над формой (качеством процесса и ощущений). Плюс: это необходимо для отчетности. Минус: это не помогает глубже понять себя и свои предпочтения в работе. Если бы вы писали дневник о своем рабочем дне, на каких "формальных" аспектах (ощущениях, атмосфере) вы бы сделали акцент?
5. Размышляя над пунктом "Каковы ваши ценности?" (п.10) в "Карте профессиональной деятельности", почему так важно четко их сформулировать для себя?
А. Чтобы потом использовать их как весомый аргумент в спорах с коллегами или руководством, доказывая свою правоту.
Б. Чтобы понять, насколько ваши личные ценности совпадают с общепринятыми корпоративными ценностями в вашей профессии или компании.
В. Потому что ценности являются "краеугольными камнями" для принятия решений и существенно упрощают выбор карьерного пути.
Г. Чтобы составить исчерпывающий список требований к будущему работодателю и не соглашаться на меньшее ни при каких условиях.
Комментарии:
А: Использование ценностей как "дубинки" в спорах может привести к конфликтам, а не к пониманию. Плюс: знание ценностей действительно придает уверенности. Минус: их цель – внутренний компас, а не оружие. Как можно донести свои ценности в диалоге так, чтобы это вызвало уважение, а не сопротивление?
Б: Сравнение с корпоративными ценностями полезно, но первичная цель – понять свои истинные ориентиры. Плюс: это помогает оценить совместимость с компанией. Минус: есть риск подменить свои ценности внешними или стремиться соответствовать, теряя себя. Насколько для вас важно полное совпадение личных и корпоративных ценностей?
В: Абсолютно верно! Когда вы знаете свои ценности (например, "свобода", "творчество", "помощь людям"), вам гораздо легче принимать решения о работе, проектах и даже о том, как реагировать на вызовы. Плюс: это дает ясность и внутреннюю опору. Это как иметь надежный компас в густом лесу. Какое недавнее решение было бы проще принять, если бы вы четко опирались на свои ценности?
Г: Список требований – это хорошо, но ценности – это нечто большее, чем просто чек-лист. Они определяют качество вашей вовлеченности и удовлетворенности. Плюс: это помогает отсеять неподходящие варианты. Минус: слишком жесткий список может сузить горизонт возможностей. Какие из ваших ценностей являются незыблемыми "must-have" в работе, а какие – желательными "nice-to-have"?
6. Представьте, что близкий человек с упреком говорит: "Ты вечно занят(а) своей работой, на меня совсем времени нет!" Какая общая стратегия, основанная на изученных речевых приемах, будет наиболее продуктивной для ответа?
А. Сфокусироваться на немедленном "захвате": предложить прямо сейчас посмотреть вместе фильм или выпить чаю, чтобы сгладить момент.
Б. Признать чувства собеседника, возможно, прояснить свои намерения/ценности (например, "Для меня важны и работа, и ты"), и предложить конструктивный диалог о том, как найти баланс.
В. Использовать прием "А что если...?": "Я слышу тебя. А что если мы прямо сейчас запланируем что-то особенное на выходные, только для нас двоих, чтобы по-настоящему побыть вместе?"
Г. Мягко обозначить свои границы и потребности, объяснив важность работы, но и готовность услышать: "Меньше всего мне бы хотелось, чтобы ты так чувствовал(а). Для меня очень важны наши отношения. Расскажи, как ты это видишь, что для тебя важно?"
Комментарии:
А: Немедленное действие – это хороший тактический ход, чтобы снизить напряжение. Плюс: это показывает вашу готовность откликнуться. Минус: это может быть временным "латанием дыр", если не обсудить проблему глубже и не найти системное решение. Какие маленькие знаки внимания помогают вам поддерживать отношения, но когда важно переходить к более серьезному разговору?
Б: Превосходная стратегия! Она сочетает признание чувств (ключевой элемент всех приемов), прояснение своих ценностей (как в приеме 3) и приглашение к совместному поиску решения ("захват"). Плюс: это самый глубокий и партнерский подход. Это как строить мост между двумя берегами. Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы такой диалог состоялся максимально конструктивно?
В: Отличный пример использования техники "А что если...?" (техника 5). Он переключает с проблемы на решение и предлагает конкретный позитивный сценарий. Плюс: это конструктивно и ориентировано на будущее. Минус: важно, чтобы предложение было искренним и выполнимым, а не просто способом уйти от упрека. В каких еще бытовых или личных ситуациях этот прием мог бы помочь найти неожиданное решение?
Г: Это прекрасное применение техники 3 ("Меньше всего мне бы хотелось Х, так как для меня важно У + Захват?"). Вы обозначаете свою позицию и ценность отношений, приглашая к открытому диалогу. Плюс: это очень эмпатично и располагает к откровенности. Минус: важно быть готовым действительно услышать и принять чувства другого. Какие слова помогают вам выразить свою заботу и одновременно отстоять то, что важно для вас?
7. Вопросы "Каким будет ваш неповторимый вклад в жизнь других людей?" (п.15) и "Какой вы видите смысл в вашей деятельности?" (п.16) в "Карте профессиональной деятельности" направлены на то, чтобы...
А. Определить, насколько ваша работа может сделать вас знаменитым и популярным в широких кругах.
Б. Найти более глубокие "двигатели" мотивации, связанные с пользой обществу или конкретным людям, и ощущением значимости своего труда.
В. Сравнить свой потенциальный вклад и смысл с деятельностью других успешных профессионалов в вашей области.
Г. Подготовить эффектную и вдохновляющую самопрезентацию для будущего собеседования или публичного выступления.
Комментарии:
А: Слава и популярность могут быть побочным эффектом, но это не цель данных вопросов. Плюс: амбиции – это неплохо. Минус: фокус на внешней атрибутике может увести от истинного смысла. В чем для вас разница между "быть полезным" и "быть популярным"?
Б: Именно! Эти вопросы помогают заглянуть за пределы повседневных задач и финансовых результатов, чтобы найти то, что действительно вдохновляет и придает силы – ощущение цели и пользы. Плюс: это источник неиссякаемой мотивации. Это как найти свое "почему". Какой небольшой, но значимый вклад в жизнь других вы могли бы сделать уже на этой неделе через свою работу?
В: Сравнение себя с другими может быть ловушкой. Цель – найти свой уникальный смысл. Плюс: примеры других могут вдохновлять. Минус: есть риск почувствовать себя неполноценным или скопировать чужой путь. Как вы можете использовать опыт других, не теряя при этом своей индивидуальности и уникального пути?
Г: Глубокое понимание своего вклада и смысла, безусловно, сделает вашу самопрезентацию более убедительной. Плюс: это практическое применение. Минус: это скорее следствие, а не первоначальная цель. Первично – найти это для себя. Если бы вам нужно было в одном предложении описать смысл вашей работы для себя, что бы вы сказали?
8. Как осознание своих профессиональных ценностей (из "Карты деятельности") может усилить эффективность применения речевых приемов в сложных рабочих диалогах (например, при обсуждении спорного проекта)?
А. Ценности подскажут, на какие "болевые точки" оппонента можно надавить, чтобы он быстрее принял вашу точку зрения.
Б. Осознание ценностей поможет выбирать те формулировки и "захваты", которые не только эффективны, но и соответствуют вашим глубинным принципам (например, уважению, честности или сотрудничеству).
В. Зная свои ценности, можно вообще стараться избегать сложных диалогов, чтобы не подвергать свои принципы испытанию.
Г. Ценности – это про то, "что" для вас важно, а речевые приемы – это про то, "как" говорить; эти сферы почти не пересекаются на практике.
Комментарии:
А: Использование ценностей для манипуляции противоречит самой сути ценностно-ориентированного подхода. Плюс: это показывает понимание рычагов влияния. Минус: такой подход разрушает доверие и отношения. Как можно влиять на мнение других, оставаясь при этом этичным и верным своим ценностям?
Б: Великолепно! Когда вы говорите из своих ценностей, ваши слова обретают большую силу и искренность. Речевые приемы становятся не просто техниками, а естественным продолжением ваших убеждений. Плюс: это создает конгруэнтность и вызывает доверие. Это как говорить от сердца, но со знанием дела. Какая ваша ценность могла бы стать основой для более убедительной аргументации в недавнем споре?
В: Избегание сложных диалогов – это не решение, а уход от реальности. Ценности должны помогать проходить через трудности, а не избегать их. Плюс: это может быть временной тактикой для сохранения ресурсов. Минус: это не способствует росту и решению проблем. Какие ваши ценности, наоборот, помогают вам смело вступать в сложные, но важные разговоры?
Г: Это распространенное заблуждение. На самом деле, "что" (ценности) и "как" (приемы) глубоко взаимосвязаны. То, как мы говорим, часто отражает то, что для нас важно. Плюс: это разделение упрощает анализ. Минус: оно упускает из виду синергию. Представьте, что ценности – это душа вашей речи, а приемы – ее тело. Могут ли они существовать полноценно друг без друга?
ГДЕ Я ЗАСТРЯЛ? 8 стадий развития
Как развивается личность? Какие стадии развития являются ключевыми? Что необходимо учитывать в работе над собой? Об этом этот материал в том числе.
10 правил воспитания детей от Клода Штайнера
- Не заводите ребенка, если вы не уверены, что сможете дать ему восемнадцатилетнюю гарантию заботы и защиты. Делайте все возможное, чтобы сократить время, в течение которого ребенок будет зависеть от вас, помогая ему стать самостоятельным как можно раньше.
- Главная цель воспитания — дать ребенку возможность полностью проявить свои способности к близости, познанию и спонтанности. Никакая другая цель (дисциплина, хорошие манеры, самоконтроль и т.д.) не может быть поставлена впереди самостоятельности. К ней допустимо стремиться, но только в том случае, если она не противоречит главной цели — автономности.
- Способность к близости подавляется экономией поглаживаний. Не мешайте ребенку выражать свою любовь или нехватку любви. Поощряйте его давать, просить, принимать и отвергать поглаживания и давать поглаживания самому себе.
- Способность к познанию подавляется игнорированием. Не игнорируйте логику, интуицию или чувства вашего ребенка. Учите его требовать, чтобы его мнение принималось во внимание. Учите его принимать во внимание мнение других. Уважайте мнение своего ребенка.
- Никогда не лгите детям. Ни прямо, ни путем умолчания. Если вы хотите скрыть от него правду, так и скажите и честно объясните почему.
- Спонтанность подавляется «правилами пользования своим телом». Не регулируйте ни то, как ваш ребенок двигается, ни то, как он пользуется зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом, если, конечно, его действия не нарушают ваших прав или не создают риск для него самого, — но даже в этом случае вы должны вести себя в духе сотрудничества. Помните, что вы сильнее. Не давите. Не слушайте «экспертов» (учителей и врачей): они ошибались раньше, и будут ошибаться всегда. Тело вашего ребенка — это святое. Никогда не покушайтесь на него. Если так случилось, немедленно извинитесь, но не ударяйтесь в спасение, чтобы избавиться от чувства вины. Примите на себя ответственность за свои действия и не повторяйте своих ошибок.
- Не спасайте своего ребенка и не преследуйте его. Не делайте для вашего отпрыска того, чего вам не хочется делать. Если это все-таки произошло, потом не преследуйте его за это. Дайте ребенку возможность позаботиться о себе самому, прежде чем «помогать».
- Не учите ребенка конкурентному поведению. Этому достаточно учит телевидение. Лучше научите его сотрудничать.
- Не позволяйте детям нарушать ваши права. Вы имеете право на ваше собственное время, пространство, личную жизнь. Требуйте, чтобы ребенок соблюдал эти права, и он сделает это из любви к вам.
- Верьте в человеческую природу. Верьте в своих детей. Когда они вырастут, они вознаградят вас за это своей любовью.
Открытые вопросы
- Если бы у меня было достаточно денег на все и совсем не нужно было работать, чем бы я занимался?
- Чем бы я занимался, если бы у меня были неограниченные возможности и 100% это получилось бы?
- Чем я хочу заниматься через 1 год, через 5 лет, 10 лет, 20 лет?
- Что мне нужно сделать сейчас, чтобы прийти к этому?
- Если я продолжу заниматься тем же, чем занимаюсь сейчас, какой будет моя жизнь через 5, 10, 20 лет?
- Улучшение какого профессионального навыка продвинет меня максимально вперед?
- Каким образом я могу улучшать этот навык ежедневно?
- Какая моя самая слабая сторона как профессионала?
- Как я могу превратить ее в сильную?
- Где самое слабое звено в моей работе / в бизнесе?
- Что я могу изменить?
- Если бы я мог изменить что угодно в своей работе / бизнесе – что я изменил бы в первую очередь?
- К каким еще изменениям это привело бы?
- Что действительно я могу изменить?
- Кем из профессионалов в моей сфере я восхищаюсь?
- Если бы я был им, что бы я посоветовал такому человеку как я сейчас?
- Что из того, что я делаю на работе / в бизнесе, наиболее эффективно?
- Что менее эффективно?
- Что абсолютно бесполезно?
- Насколько моя зарплата / доход соответствует тем усилиям, которые я прикладываю?
- Сколько я бы себе заплатил?
- Сколько времени в день я уделяю задачам, приближающим меня к моей основной цели?
- Сколько времени в день я трачу на неважные дела?
Тамара Глоба и Надежда Стрелец: разбор интервью
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.