Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 12.09.2026 | Москва: 19.09.2026 | О курсе

ТА - 10 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов для размышления о карьере и общении


1. Вспомните момент, когда вы чувствовали себя на работе по-настоящему счастливым и энергичным. Что тогда было важнее: сама задача, которую вы выполняли (например, готовили отчет), или то, какое ощущение эта работа вам давала (чувство помощи людям, азарт от решения сложной задачи, творческая свобода)? Как можно изменить свою нынешнюю работу, чтобы таких ощущений было больше?

2. Представьте, что через 10 лет ваша профессиональная жизнь стала идеальной. Не торопитесь думать о должности или зарплате. Вместо этого опишите в деталях: как проходит ваш обычный рабочий день? Во сколько вы начинаете? Работаете в команде или в одиночестве? В какой атмосфере — спокойной и сосредоточенной или быстрой и динамичной? Что из этого описания вы можете начать воплощать в жизнь уже сейчас?

3. Подумайте о человеке, чьим профессионализмом вы искренне восхищаетесь. Какие три его качества или принципа работы вызывают у вас наибольшее уважение? Как вы могли бы развивать в себе эти качества в своей повседневной деятельности?

4. У каждого из нас есть внутренний критик, который говорит: «У тебя не получится», «Это слишком рискованно». Какой конкретный и простой шаг вы могли бы сделать на этой неделе, чтобы действовать вопреки этому голосу, даже если немного страшно?

5. Представьте, что вам нужно объяснить пятилетнему ребенку, в чем смысл и польза вашей работы. Какие простые слова вы бы использовали? Помогает ли этот «детский» ответ вам самим лучше понять, в чем главная ценность того, что вы делаете?

6. Вспомните недавний сложный разговор, после которого остался неприятный осадок. Если бы у вас была возможность его «переиграть», что бы вы сделали по-другому в самом начале диалога, чтобы снизить напряжение и направить беседу в конструктивное русло?

7. Часто мы оцениваем свой успех по внешним признакам (должность, зарплата). А какие внутренние критерии успеха важны лично для вас? (Например: «Я учусь новому каждый день», «Я ложусь спать с чувством удовлетворения», «Моя работа не вредит моему здоровью»).

8. Когда кто-то высказывает мнение, с которым вы категорически не согласны, какая ваша первая, автоматическая реакция — начать спорить, промолчать или что-то еще? Какой могла бы быть более осознанная реакция, которая помогла бы лучше понять позицию другого человека, даже не соглашаясь с ней?

9. Что приносит вам больше подлинной радости в работе: достижение блестящего результата (мастерство) или сам процесс, когда вы увлечены и вам интересно (удовольствие)? Как найти баланс между этими двумя источниками энергии?

10. Если бы вам не нужно было заботиться о деньгах, каким делом вы бы с радостью занимались? Что из этого «дела для души» можно небольшими порциями добавить в вашу текущую жизнь или работу?


Тест: проверьте свои навыки для успешной карьеры и общения


1. Ваш коллега говорит: «Я не верю, что этот новый проект взлетит. Это пустая трата времени». Какой ответ с большей вероятностью приведет к конструктивному диалогу?

А. «Ты ошибаешься. У проекта большой потенциал, просто ты этого пока не видишь».

Б. «Да, есть такое мнение. А что, по-твоему, нужно изменить, чтобы он все-таки сработал?»

В. «Почему ты всегда все критикуешь? Вечно ты чем-то недоволен».

Г. «Хорошо, тогда я сделаю все сам(а), раз ты не хочешь участвовать».

Комментарии:

А: Этот ответ провоцирует спор, так как напрямую обесценивает мнение коллеги. Маловероятно, что после этого он захочет сотрудничать.

Б: Отличный выбор. Вы не вступаете в спор, а частично соглашаетесь («Да, есть такое мнение») и сразу переводите разговор в плоскость решения проблемы. Это превращает критика в эксперта и вовлекает его в работу.

В: Это переход на личности, который гарантированно приведет к конфликту и обидам, но никак не к решению рабочей задачи.

Г: Такая реакция демонстрирует обиду и закрывает возможность для дальнейшего диалога и сотрудничества по этому вопросу.


2. Вы размышляете о своем карьерном пути. Какой из следующих вопросов поможет вам найти наиболее глубокую и долгосрочную мотивацию?

А. «Какая работа принесет мне больше всего денег и престижа?»

Б. «На какой должности я смогу получить больше власти и влияния?»

В. «Какая деятельность позволит мне максимально использовать мои сильные стороны и будет приносить пользу другим?»

Г. «Где я смогу найти самую стабильную и наименее стрессовую работу?»

Комментарии:

А: Деньги и престиж — сильные, но часто внешние и не самые стабильные мотиваторы. Погоня за ними может привести к выгоранию, если сама работа не приносит радости.

Б: Власть, как и деньги, является внешним атрибутом. Фокус только на ней может увести от подлинного удовлетворения своей деятельностью.

В: Верно. Когда работа строится на ваших талантах (то, что вы делаете хорошо) и ценностях (ощущение смысла и пользы), мотивация становится внутренней и практически неиссякаемой. Это ключ к долгосрочному удовлетворению карьерой.

Г: Стабильность важна, но фокус только на избегании стресса может привести к скучной работе, которая не дает развития и ощущения самореализации.


3. Руководитель раскритиковал вашу работу над задачей, в которую вы вложили много сил. Вы чувствуете обиду и несправедливость. Какой первый шаг будет самым мудрым?

А. Начать спорить и доказывать, что на самом деле работа сделана хорошо, перечисляя все свои аргументы.

Б. Молча согласиться, но затаить обиду и потерять всякую мотивацию к работе.

В. Сделать глубокий вдох и сказать: «Я вас услышал(а). Меньше всего мне бы хотелось, чтобы результат разочаровывал, ведь для меня важен наш общий успех. Могли бы мы уточнить, какие именно моменты нужно исправить?»

Г. Пойти и пожаловаться коллегам на несправедливость начальника.

Комментарии:

А: Защитная реакция и спор в момент, когда вы на эмоциях, скорее всего, только усугубят ситуацию и выставят вас в невыгодном свете.

Б: Пассивная позиция вредит и вам (выгорание), и делу (проблема не решается). Обида — плохой советчик в профессиональных вопросах.

В: Это самый зрелый и конструктивный подход. Вы даете себе паузу, показываете, что слышите критику, и переводите диалог с эмоций на конкретные действия. Фраза о «общем успехе» напоминает руководителю, что вы в одной лодке.

Г: Жалобы коллегам могут временно облегчить душу, но они подрывают ваш профессиональный имидж и не решают проблему по существу.


4. Принцип «форма важнее содержания» при планировании карьеры означает, что нужно в первую очередь сфокусироваться на...

А. ...количестве задач, которые вы хотите выполнять, чтобы показать свою продуктивность.

Б. ...том, КАК вы хотите работать: в какой атмосфере, в каком ритме, с какими людьми.

В. ...названии вашей будущей должности и статусе компании.

Г. ...исключительно на тех задачах, которые напрямую ведут к увеличению дохода.

Комментарии:

А: Погоня за количеством дел — прямой путь к выгоранию. Качество вашего рабочего дня важнее, чем число пунктов в списке задач.

Б: Именно так. «Форма» — это качество вашей профессиональной жизни. Можно выполнять одни и те же задачи (содержание), но чувствовать себя совершенно по-разному, работая в спокойной обстановке или в постоянном стрессе. Определив идеальную «форму», вы сможете найти работу по душе.

В: Название должности и статус — это «содержание». Они важны, но не гарантируют ежедневного удовлетворения от процесса работы.

Г: Фокус только на деньгах сужает взгляд и может заставить вас заниматься тем, что вам совершенно не по душе, лишая работу радости.


5. Близкий человек говорит вам с упреком: «Ты постоянно в своей работе, на меня у тебя совсем нет времени!». Какой ответ лучше всего поможет сохранить отношения?

А. «А что мне еще делать? Кто-то же должен зарабатывать деньги!»

Б. «Я слышу, что ты чувствуешь себя одиноко. Это правда, я был(а) очень занят(а). Давай подумаем, как мы можем проводить больше качественного времени вместе. Что для тебя важнее всего?»

В. «Давай не будем сейчас об этом, я очень устал(а)».

Г. «Посмотри на себя, ты ведь тоже постоянно сидишь в телефоне!»

Комментарии:

А: Это защитная и агрессивная реакция, которая только усилит конфликт и заставит вашего близкого почувствовать вину.

Б: Превосходный ответ. Вы признаете чувства другого человека («Я слышу тебя»), подтверждаете факты без оправданий и сразу же предлагаете вместе искать решение. Это показывает, что отношения для вас важны.

В: Избегание разговора — временная мера. Проблема останется нерешенной и, скорее всего, вернется в виде еще большего упрека позже.

Г: Встречное обвинение — это классический способ эскалации конфликта. Он уводит от решения первоначальной проблемы и превращает диалог в ссору.


6. Вы осознали, что одна из ваших главных ценностей — «творчество». Как это знание может помочь вам в принятии карьерных решений?

А. Вы будете искать только профессии, связанные с искусством, например, художник или музыкант.

Б. Вы будете стараться избегать любой рутинной работы, считая ее недостойной себя.

В. Вы начнете искать способы добавить творческий подход в любую, даже самую обычную задачу, и будете выбирать те проекты, где есть пространство для новых идей.

Г. Вы будете использовать слово «творчество» как аргумент в спорах, чтобы не делать ту работу, которая вам не нравится.

Комментарии:

А: Это слишком узкий взгляд. Творчество можно проявлять в любой профессии: от бухгалтерии (поиск элегантных решений) до программирования (создание красивого кода).

Б: Рутина есть в любой работе. Зрелый подход — не избегать ее, а находить баланс и интегрировать свои ценности в реальные условия.

В: Совершенно верно. Понимание своих ценностей работает как компас. Оно помогает не столько сменить профессию, сколько изменить свой подход к ней и делать выбор в пользу тех возможностей, которые позволяют вам быть собой.

Г: Использование ценностей как оружия или оправдания для уклонения от обязанностей — это манипуляция, которая вредит и отношениям в коллективе, и вашей репутации.


7. Коммуникативный прием «Представьте, что…» или «А что, если…» наиболее полезен в ситуации, когда…

А. ...нужно строго указать собеседнику на его ошибку и неправоту.

Б. ...разговор зашел в тупик, и нужно помочь собеседнику посмотреть на проблему под новым углом и найти нестандартное решение.

В. ...вы хотите доказать свою точку зрения, используя неопровержимые факты и статистику.

Г. ...вы хотите быстро закончить неприятный разговор.

Комментарии:

А: Для указания на ошибки нужны факты и деликатность, а не гипотетические сценарии, которые могут быть восприняты как насмешка.

Б: Именно для этого. Когда стандартные аргументы исчерпаны, предложение «А что, если мы попробуем вот так?» снимает рамки, включает воображение и помогает выйти из ступора, превращая оппонентов в партнеров по поиску решения.

В: Если у вас есть факты и статистика, лучше использовать их напрямую, а не уводить разговор в область фантазий.

Г: Этот прием, наоборот, углубляет и развивает диалог, а не завершает его. Он требует времени и вовлеченности обеих сторон.


8. Зачем при планировании карьеры задавать себе «большие» вопросы о смысле и вкладе в жизнь других людей?

А. Чтобы подготовить красивую и пафосную речь для собеседования.

Б. Чтобы сравнить себя с другими успешными людьми и понять, в чем вы им уступаете.

В. Чтобы найти неиссякаемый источник внутренней энергии и мотивации, который поддержит в трудные времена и при рутинных задачах.

Г. Чтобы понять, что ваша текущая работа совершенно бессмысленна, и немедленно уволиться.

Комментарии:

А: Красивая самопрезентация — это лишь приятный бонус. Главная цель этих размышлений — найти опору для самого себя, а не для других.

Б: Сравнение себя с другими часто ведет к зависти и унынию. Цель — найти свой уникальный путь, а не копировать чужой.

В: Абсолютно точно. Понимание своего «зачем» — это как мощный двигатель. Когда вы знаете, ради чего большего вы выполняете даже скучные задачи, у вас появляются силы и терпение, а работа наполняется значимостью.

Г: Цель не в том, чтобы обесценить свой нынешний труд, а в том, чтобы найти направление для роста. Возможно, вы увидите, как даже на текущем месте можете приносить больше пользы и видеть больше смысла.


ТВОИ ЭМОЦИИ ТЕБЕ НЕ ВРАГИ: ЭМОЦИИ как СИГНАЛЫ - 9 правил



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.