ТА - 22 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
1. Какая основная философия лежит в основе подхода к продаже услуг через «обучение клиента», согласно модели «3 Круга», и почему она эффективна?
А. Главное – быстро убедить клиента в необходимости услуги, используя все доступные методы воздействия.
Б. Продажа – это демонстрация превосходства эксперта над клиентом, который должен полностью довериться и не задавать лишних вопросов.
В. Это совместное исследование и обучение, где специалист помогает клиенту глубоко понять суть услуги и ее ценность, что снижает сопротивление и строит доверие.
Г. Основная цель – запутать клиента сложной моделью, чтобы он почувствовал свою некомпетентность и согласился на любые условия.
Комментарии:
А. Быстрое убеждение может дать сиюминутный результат, это плюс. Минус – если клиент не понимает ценности, он может позже почувствовать себя обманутым. Как вы думаете, чем отличается долгосрочное партнерство от разовой «успешной» продажи?
Б. Демонстрация экспертизы важна, это плюс. Минус – позиция «сверху» часто вызывает сопротивление и не способствует открытому диалогу. Какой стиль общения эксперта, на ваш взгляд, вызывает больше доверия: директивный или партнерский?
В. Абсолютно верно! Когда клиент понимает «что, как и зачем», он становится вашим союзником, а не объектом «продажи». Это как вместе изучать карту перед путешествием. Какой первый шаг вы могли бы сделать, чтобы превратить вашу следующую «продажу» в «совместное исследование»?
Г. Сложность ради сложности – плохая стратегия. Плюс – это может сработать на очень неуверенных людях. Минус – это неэтично и разрушает репутацию. В чем, по-вашему, разница между «сложностью, отражающей глубину» и «сложностью, создающей туман»?
2. В модели «3 Круга», когда специалист объясняет: «Если есть компоненты А и Б, но нет С, то это создает проблему D», – какую важную идею он стремится донести до клиента?
А. Что его услуга настолько сложна, что без одного элемента все рухнет, и поэтому нужно заплатить за полный пакет.
Б. Что клиент сам виноват, если у него возникнет проблема D, так как он не уделил внимание всем трем компонентам.
В. Что для достижения наилучшего результата необходим целостный, комплексный подход, и каждый элемент системы вносит свой незаменимый вклад.
Г. Что существуют скрытые проблемы, о которых клиент не догадывается, и только специалист может их выявить и устранить.
Комментарии:
А. Подчеркнуть важность полного пакета – это коммерчески оправданно, это плюс. Минус – если это звучит как ультиматум, это может вызвать отторжение. Как донести ценность комплексного подхода, не создавая ощущения, что клиенту «выкручивают руки»?
Б. Перекладывание вины на клиента – деструктивно. Плюс – это может заставить его задуматься. Минус – это разрушает доверие и партнерские отношения. Как помочь клиенту осознать важность всех компонентов, не обвиняя его, а вовлекая в анализ?
В. В самую точку! Это как в рецепте блюда: если убрать один важный ингредиент, вкус будет уже не тот, или блюдо вовсе не получится. Это про синергию и целостность. Можете ли вы привести пример из другой области, где отсутствие одного элемента обесценивает всю систему?
Г. Выявление скрытых проблем – это часть экспертной работы, это плюс. Минус – если это подается как запугивание, это может быть воспринято как манипуляция. Как сообщить клиенту о потенциальных рисках так, чтобы это мотивировало его на правильные действия, а не вызывало страх?
3. На этапе модели «3 Круга», когда обсуждаются конкретные действия, сроки, стоимость и результаты для каждой «составляющей» (А, В, С), какой важный переход происходит в диалоге с клиентом?
А. Специалист демонстрирует, насколько он загружен работой, и намекает, что клиенту повезло получить его внимание.
Б. Разговор переходит от общего видения и ценностей к конкретным договорным параметрам, что позволяет клиенту оценить ресурсы и принять взвешенное решение.
В. Клиент окончательно понимает, что он ничего не смыслит в этой теме, и полностью передает инициативу специалисту.
Г. Это удобный момент, чтобы незаметно увеличить стоимость услуг, пока внимание клиента сосредоточено на деталях процесса.
Комментарии:
А. Намек на свою занятость может создать ощущение эксклюзивности, это сомнительный плюс. Минус – это может быть воспринято как высокомерие и не способствовать партнерству. Как показать свою востребованность, не принижая при этом клиента?
Б. Совершенно верно! Это как от эскиза перейти к детализированному чертежу – все становится ясно, измеримо и понятно. Это момент истины, где абстрактные идеи обретают конкретную форму. Какие еще преимущества дает клиенту такая детализация на этапе обсуждения?
В. Ощущение некомпетентности у клиента – это провал для эксперта, обучающего клиента. Плюс – клиент может быстрее согласиться. Минус – это не создает осознанного выбора и партнерства. Как эксперту объяснить сложные вещи просто, чтобы клиент чувствовал себя уверенно?
Г. Увеличение стоимости «под шумок» – это манипуляция. Плюс – это может принести сиюминутную выгоду. Минус – это прямой путь к потере доверия и разрушению репутации. Почему прозрачность в вопросах ценообразования так важна для долгосрочных отношений?
4. Концепция «ловушки ЕСЛИ» описывает ситуацию, когда человек связывает свое счастье с изменениями в другом человеке или внешних обстоятельствах («Когда он изменится...», «Если бы не...»). Почему такой образ мыслей считается ловушкой?
А. Потому что он заставляет человека слишком много мечтать и отрываться от реальности.
Б. Он лишает человека внутренней силы и ответственности за собственную жизнь, делая его заложником ожиданий и внешних факторов.
В. Это признак эгоизма, так как человек думает только о своих желаниях и не учитывает интересы других.
Г. Такая позиция помогает сохранять надежду на лучшее и не отчаиваться в трудных ситуациях.
Комментарии:
А. Мечты важны, но здесь другое. Плюс – мечты могут давать силы. Минус – если они полностью зависят от других, то это путь к разочарованию. В чем разница между здоровой мечтой, которая вдохновляет на действия, и «ловушкой ЕСЛИ»?
Б. Абсолютно точно! Это как передать штурвал своего корабля кому-то другому и ждать, что он приведет тебя в гавань счастья. Теряется контроль над собственной жизнью. В какой сфере своей жизни вы замечали подобные «ловушки ожиданий» от других?
В. Эгоизм – это фокус на себе, но здесь скорее фокус на другом как условии своего счастья. Плюс – это может быть попыткой понять, чего не хватает. Минус – это перекладывание ответственности. Как отличить здоровое желание перемен от эгоистичного требования к другим?
Г. Надежда – это прекрасно, это плюс. Минус – если надежда пассивна и связана только с изменениями вовне, она становится иллюзией, мешающей действовать самому. Какая надежда является конструктивной, а какая – частью «ловушки ЕСЛИ»?
5. Человек постоянно думает: «Если я смогу помочь этому человеку решить все его проблемы, то и моя жизнь наладится, и я почувствую себя нужным». Какой тип «ловушки ЕСЛИ» здесь проявляется и в чем его особенность?
А. «Преследовательское ЕСЛИ», так как человек активно вмешивается в чужую жизнь, пытаясь ее «исправить».
Б. «Спасательское ЕСЛИ», где фокус смещен на помощь другим, часто в ущерб собственным потребностям и границам.
В. «Жертвенное ЕСЛИ», поскольку человек приносит себя в жертву ради благополучия другого.
Г. Это не ловушка, а проявление альтруизма и высокой эмпатии, которые всегда полезны.
Комментарии:
А. Активное вмешательство есть, это плюс к этому варианту. Минус – «Преследователь» обычно наказывает или контролирует, а здесь мотив – «помочь». Чем отличается мотивация «Спасателя» от мотивации «Преследователя» в «ловушке ЕСЛИ»?
Б. Совершенно верно! «Спасатель» часто забывает о себе, растворяясь в проблемах других, и его «ЕСЛИ» связано с тем, что его самооценка и счастье зависят от «успешного спасения». Какие собственные потребности может игнорировать человек в роли «Спасателя»?
В. Элементы жертвенности присутствуют, это плюс. Минус – ключевой фокус «Спасателя» на активной помощи и решении чужих проблем, а «Жертва» скорее ожидает помощи себе. В чем принципиальное различие между «Спасательским» и «Жертвенным ЕСЛИ»?
Г. Альтруизм и эмпатия – ценные качества, это плюс. Минус – если они становятся основой «ловушки ЕСЛИ», то ведут к созависимости и выгоранию. Как отличить здоровый альтруизм от «спасательства», которое вредит самому «спасателю»?
6. Чтобы выбраться из «ловушки ЕСЛИ», предлагается переключить внимание с ожиданий от других на удовлетворение собственных потребностей (физических, психологических, социальных, духовных). Как это помогает изменить ситуацию?
А. Позволяет игнорировать проблемы в отношениях и сосредоточиться только на себе, что ведет к эгоизму.
Б. Дает человеку ощущение контроля и возвращает ему авторство своей жизни, позволяя действовать и улучшать свое состояние независимо от поведения других.
В. Это способ показать другому человеку, что вы в нем больше не нуждаетесь, и тем самым заставить его измениться.
Г. Удовлетворение собственных потребностей автоматически решает проблемы другого человека, так как вы становитесь для него лучшим примером.
Комментарии:
А. Фокус на себе не всегда эгоизм. Плюс – это помогает восстановить ресурсы. Минус – если это полный отказ от взаимодействия, то да, это может быть крайностью. Как найти баланс между заботой о себе и здоровыми отношениями с другими?
Б. В самую точку! Это как взять весла в свои руки и начать грести к своим целям, а не ждать попутного ветра от чужих парусов. Возвращается энергия и радость жизни. Какие три свои важные потребности вы могли бы начать удовлетворять более осознанно уже сегодня?
В. Такая мотивация – это манипуляция, хотя и может сработать, это плюс. Минус – изменения «из-под палки» обычно недолговечны и неискренни. Почему подлинные изменения в другом человеке не могут быть основаны на вашем давлении или демонстрациях?
Г. Пример заразителен, это плюс. Минус – мы не можем гарантировать, что другой человек изменится, даже глядя на наш успех. Ответственность за его изменения все равно остается на нем. В чем главная ценность вашего личного примера для окружающих, даже если они не меняются так, как вам хотелось бы?
7. Практика «Я разрешаю себе...» (например, «видеть реальность», «выражать истинные чувства», «просить то, что нужно») является важным шагом в преодолении «ловушки ЕСЛИ». Какую внутреннюю трансформацию запускают эти разрешения?
А. Делают человека более требовательным и капризным, так как он начинает думать только о своих «хочу».
Б. Укрепляют внутреннюю опору, возвращают право на аутентичность и авторство своей жизни, снижая зависимость от внешних оценок и ожиданий.
В. Помогают найти виноватых в своих проблемах, так как, разрешая себе «видеть реальность», человек наконец-то понимает, кто ему мешал.
Г. Это просто красивые слова, которые не имеют реальной силы изменить глубоко укоренившиеся паттерны поведения.
Комментарии:
А. Фокус на «хочу» может быть здоровым, это плюс. Минус – если это не уравновешено уважением к другим, то да, есть риск скатиться в эгоцентризм. Как «разрешения себе» могут сочетаться с ответственностью и уважением к границам других людей?
Б. Абсолютно точно! Эти разрешения – как ключи, отпирающие двери к самому себе, к своей правде и силе. Это декларация о собственной ценности и праве быть собой. Какое одно «разрешение» из списка вам кажется наиболее актуальным и освобождающим для себя прямо сейчас?
В. Видение реальности помогает понять причины, это плюс. Минус – если это превращается в поиск виноватых, то это уводит от собственной ответственности. Как «видение реальности» может помочь не обвинять, а понимать и принимать более мудрые решения?
Г. Слова могут быть очень сильными, если за ними стоит намерение и действие. Плюс – скептицизм может защитить от пустых обещаний. Минус – обесценивание этого инструмента лишает возможности им воспользоваться. Как вы думаете, что нужно, чтобы «красивые слова» превратились в реальную трансформацию?
8. Завершая работу с «ловушкой ЕСЛИ», человеку предлагается ответить на ряд открытых вопросов, направленных на будущее (например, «Что выбираешь пригласить в свою жизнь сегодня?», «Какие твои действия к этому тебя привели?»). Какова главная цель этих вопросов?
А. Заставить человека почувствовать вину за прошлое бездействие и упущенные возможности.
Б. Собрать информацию для психолога, чтобы он мог дать точные рекомендации и составить план действий.
В. Стимулировать проактивность, визуализировать желаемый результат, связать его с чувствами, убеждениями и собственными шагами, укрепляя мотивацию и веру в свои силы.
Г. Проверить, насколько хорошо человек усвоил теорию и готов ли он к новым, еще более сложным упражнениям.
Комментарии:
А. Чувство вины редко бывает конструктивным. Плюс – это может подтолкнуть к изменениям. Минус – вопросы направлены на будущее, а не на копание в прошлом. Как можно использовать осознание прошлых ошибок для создания лучшего будущего, не застревая в чувстве вины?
Б. Информация для специалиста важна, это плюс. Минус – главная цель этих вопросов – активизировать внутренние ресурсы самого человека, а не получить данные для внешнего «рецепта». В чем ценность самостоятельного поиска ответов на такие вопросы по сравнению с готовыми советами?
В. В самую точку! Эти вопросы – как семена, посаженные в плодородную почву осознанности. Они помогают «прорастить» желаемое будущее, опираясь на собственные ресурсы и активные действия. Какой из этих вопросов вызвал у вас самый сильный внутренний отклик и почему?
Г. Проверка знаний – это полезно, это плюс. Минус – здесь акцент не на контроле, а на запуске внутреннего процесса позитивных изменений и саморазвития. Как такие вопросы могут помочь перейти от теоретического понимания к практическим действиям в своей жизни?
КАК ПЕРЕСТАТЬ ИГРАТЬ? Об азартных играх
Почему азартные игры притягивают к себе детей во взрослых телах? Как отказаться от соблазна растрачивать себя напрасно? Об этом этот материал в том числе.
Открытые вопросы
- Какие сферы вашей жизни могли бы быть улучшены?
- Что есть сейчас в вашей жизни, что ограничивает вас от вашего роста?
- Какие 3 вещи, которые вы делаете регулярно, не удовлетворяют или не устраивают вас?
- Что бы вы сделали сейчас, если бы вы знали, что вы не можете потерпеть неудачу?
- Чего вы действительно очень сильно хотите?
Упражнение: намерение на день
- Намерение - Что я хочу/выбираю создать сегодня? Что мне важно по-настоящему?
- Бытие - Что я чувствую, когда это уже стало реальным?
- Убеждения - Во что я верю, чтобы это стало реальным?
- Обстоятельства - Какое это событие? Что я вижу/слышу/чувствую, когда это происходит здесь и сейчас?
- Отношения - Кто и как со мной рядом в этом событии? (С позиции Я Ок, Ты Ок)
- Действия - Какие мои действия привели меня к этому результату/событию?
Система тренировок для развития речи (10 минут в день)
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.