Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 32 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 32


1. Когда вы слышите от собеседника фразу типа «В целом, все хорошо, НО...», какой прием рекомендуется использовать, чтобы конструктивно обработать такое высказывание и не дать позитивной части утонуть в критике?

А. Немедленно перебить собеседника и потребовать, чтобы он сначала высказал все свои претензии, а потом уже говорил о хорошем.

Б. Сразу же начать защищаться и оспаривать ту часть, которая идет после «НО», так как она является главной.

В. Сознательно «удлинить позитивные стрелки»: сначала активно расспросить и закрепить то, что было «хорошо», и только потом переходить к обсуждению того, что можно улучшить.

Г. Сделать вид, что вы не расслышали часть после «НО», и сфокусироваться только на позитиве, игнорируя критику.

Комментарии:

А. Перебивать и требовать – не лучший способ наладить контакт. Плюс – это может быть попыткой внести ясность. Минус – это усилит напряжение и защитную реакцию. Как можно управлять ходом беседы, не прибегая к агрессивным тактикам?

Б. Защита и оспаривание – это прямой путь к конфликту. Плюс – это естественная реакция на критику. Минус – это не позволяет услышать и понять собеседника, а также обесценивает ту часть, где он был «доволен». Как можно отреагировать на критику, не защищаясь, а стремясь к пониманию?

В. Совершенно верно! Союз «НО» часто действует как ластик для позитива. Ваша задача – сначала «закрепить» этот позитив, дать ему прозвучать. Это создает более сбалансированную и конструктивную основу для обсуждения зон роста. Какой вопрос вы бы задали, чтобы «удлинить позитивные стрелки»?

Г. Игнорирование критики – это избегание, а не решение. Плюс – это может временно сохранить хорошее настроение. Минус – проблема остается, и собеседник может почувствовать, что его не услышали. В каких ситуациях тактическое игнорирование может быть уместно, а когда оно вредит?


2. Интригующий прием «Разрешение на "Нет"» («Разрешите, я расскажу... а дальше вы сами решите, подходит ли это вам») эффективен для начала диалога. Почему предоставление собеседнику контроля и выбора снижает его сопротивление?

А. Потому что это усыпляет бдительность собеседника, и он не замечает, как ему навязывают чужое мнение.

Б. Это создает безопасное пространство, где человек не чувствует давления и принуждения, что повышает его доверие и открытость к восприятию информации.

В. Это демонстрация вашей неуверенности, которая вызывает у собеседника желание вас поддержать и согласиться.

Г. Это стандартная этикетная фраза, которая на самом деле не влияет на уровень сопротивления.

Комментарии:

А. «Усыпить бдительность» – это манипуляция, а не цель этого приема. Плюс – это может быть ошибочным представлением о его действии. Минус – искреннее предоставление выбора как раз повышает осознанность. Чем отличается «предоставление выбора» от «создания иллюзии выбора»?

Б. Абсолютно точно! Когда человек чувствует, что его не загоняют в угол, а уважают его право решать, он расслабляется и готов слушать. Это проявление уважения к автономии. Какой еще фразой, помимо предложенной, можно дать собеседнику «разрешение на нет»?

В. Неуверенность здесь ни при чем, наоборот, это признак уверенного в себе коммуникатора. Плюс – так может показаться человеку, привыкшему к давлению. Минус – этот прием демонстрирует уважение, а не слабость. В чем разница между «уверенностью, основанной на уважении» и «уверенностью, основанной на давлении»?

Г. Это не просто этикет, а работающий психологический инструмент. Плюс – это действительно звучит вежливо. Минус – за этой «вежливостью» стоит глубокое понимание психологии восприятия. Вспомните ситуацию, когда вам давали право выбора, и как это влияло на ваше отношение к предложению.


3. Что иллюстрирует метафора «эффект лампочки», описывающая ситуацию, когда что-то (проект, отношения), исчерпав ожидаемый срок службы, продолжает функционировать?

А. Неожиданное улучшение и второе дыхание у старого проекта или отношений.

Б. Ложное чувство безопасности и пренебрежение рисками, так как кажется, что система будет работать вечно, хотя вероятность «перегорания» резко возрастает.

В. Необходимость срочно заменить «старую лампочку» на новую, более современную.

Г. Чудесное самовосстановление системы, которая преодолела все трудности.

Комментарии:

А. «Второе дыхание» – это скорее исключение, а не суть эффекта. Плюс – такое иногда случается. Минус – «эффект лампочки» как раз предупреждает об обратном. Какие признаки могут указывать на то, что система работает «на износе», несмотря на внешнее функционирование?

Б. В самую точку! Это как старая лампочка, которая светит все тусклее, но мы привыкаем и не замечаем, что она вот-вот перегорит. Это про иллюзию стабильности. В какой сфере вашей жизни вы замечали подобный «эффект лампочки» и к чему это привело?

В. Необходимость замены – это возможное следствие, но не сама иллюстрация. Плюс – это логичный вывод. Минус – метафора описывает именно состояние ложной безопасности до осознания необходимости замены. Какие факторы мешают нам вовремя заметить, что «лампочка» скоро перегорит?

Г. Чудесное самовосстановление – это редкое явление. Плюс – это оптимистичный взгляд. Минус – «эффект лампочки» подчеркивает уязвимость, а не неуязвимость системы. Почему важно регулярно проводить «диагностику» своих проектов и отношений, даже если кажется, что все работает?


4. В чем заключается суть приема «Предутилизация сопротивления» при необходимости сообщить потенциально неприятную новость или начать сложный разговор?

А. В том, чтобы максимально быстро и жестко подавить любое возможное сопротивление собеседника.

Б. В том, чтобы опередить возможное сопротивление, озвучив его первым и показав понимание точки зрения собеседника, тем самым снижая его потребность активно возражать.

В. В том, чтобы полностью избежать упоминания о возможных негативных реакциях, надеясь, что их не будет.

Г. В том, чтобы собрать как можно больше «компромата» на собеседника, чтобы он не посмел сопротивляться.

Комментарии:

А. Подавление сопротивления обычно приводит к его усилению. Плюс – это может показаться силовой тактикой. Минус – это неэффективно и разрушительно для отношений. Какие более конструктивные способы работы с сопротивлением вы знаете, кроме подавления?

Б. Абсолютно верно! Это как выпустить пар из котла до того, как он взорвется. Вы показываете, что понимаете возможные чувства и возражения, и это обезоруживает. Какой один пример «предутилизации сопротивления» вы могли бы использовать в предстоящем сложном разговоре?

В. Избегание – это страусиная тактика, которая не работает. Плюс – это может быть попыткой сохранить позитив. Минус – непроговоренные негативные реакции все равно «прорвутся», но уже в неконтролируемой форме. Почему честное признание возможных сложностей лучше, чем их замалчивание?

Г. «Компромат» – это не про конструктивную коммуникацию. Плюс – это может дать временное преимущество. Минус – это разрушает доверие и не решает проблему по существу. Как можно подготовиться к сложному разговору, опираясь на аргументы и уважение, а не на «компромат»?


5. Почему так важно уметь «распаковывать слои допущений» в высказываниях собеседника (или в своих собственных мыслях), особенно в вопросах или жалобах?

А. Чтобы уличить собеседника в нелогичности или скрытых мотивах и выиграть спор.

Б. Чтобы глубже понять истинные убеждения, потребности, эмоции и намерения, стоящие за поверхностным высказыванием, и адресовать корень проблемы, а не ее симптом.

В. Чтобы доказать собеседнику, что он сам не понимает, о чем говорит, и тем самым утвердить свой авторитет.

Г. Это слишком сложный анализ, который только запутывает коммуникацию и не приносит практической пользы.

Комментарии:

А. Выиграть спор – не всегда значит решить проблему. Плюс – это может быть тактикой в дискуссии. Минус – «распаковка слоев» направлена на понимание, а не на победу. Как умение видеть «слои» может помочь перейти от спора к сотрудничеству?

Б. Именно так! Это как археолог, который снимает слой за слоем, чтобы добраться до истинных сокровищ – глубинных причин и мотивов. Это ключ к эмпатии и эффективному решению. Какой вопрос или жалоба (ваша или чужая) при более глубоком рассмотрении оказалась совсем не о том, о чем говорилось на поверхности?

В. Утверждение авторитета через унижение другого – плохая стратегия. Плюс – это может создать иллюзию превосходства. Минус – это разрушает контакт и вызывает сопротивление. Как можно использовать свое понимание «слоев» для поддержки собеседника, а не для его обесценивания?

Г. Анализ может быть сложным, но он очень практичен. Плюс – это может быть защитой от усилий. Минус – без такого анализа мы часто «лечим симптомы», не затрагивая болезнь. В каких ситуациях поверхностное понимание приводило вас к неверным решениям или выводам?


6. Анализируя высказывание «Почему мои клиенты меня раздражают?» через «слои допущений», что мы пытаемся понять, исследуя Слой 4: «Намерения говорящего (Цели, потребности)»?

А. Какие конкретные действия клиентов вызывают раздражение у говорящего.

Б. Насколько говорящий компетентен в работе с клиентами и управлении своими эмоциями.

В. Чего на самом деле хочет человек, задавая этот вопрос: понять причину, найти способ снизить раздражение, лучше понять себя или изменить взаимодействие.

Г. Является ли раздражение говорящего его типичной реакцией на любые жизненные трудности.

Комментарии:

А. Конкретные действия клиентов – это скорее Слой 1 (факты) или Слой 3 (трудности). Плюс – это важная информация. Минус – намерения лежат глубже. Как понимание намерений говорящего может изменить ваш подход к ответу на его вопрос?

Б. Оценка компетентности – это не цель анализа намерений. Плюс – это может быть сопутствующим наблюдением. Минус – мы исследуем, чего человек хочет достичь своим вопросом. Какие еще вопросы, кроме «почему клиенты раздражают», могут скрывать схожие намерения?

В. Совершенно верно! За вопросом часто стоит неудовлетворенная потребность или желание что-то изменить. Понимание этого «скрытого запроса» позволяет дать более адекватный и полезный ответ. Какая ваша самая частая «скрытая потребность», когда вы задаете вопросы или жалуетесь?

Г. Типичность реакции – это скорее про Слой 2 (убеждения) или Слой 5 (эмоциональное состояние). Плюс – это тоже важный аспект. Минус – намерения – это про то, «куда» человек стремится своим вопросом. Как анализ всех шести слоев помогает составить целостную картину ситуации?


7. Чем характеризуется 3-й уровень обработки информации – «Исследование картины мира», в отличие от более поверхностных уровней (поглощение или инструментальное использование)?

А. Быстрым запоминанием фактов и умением их точно воспроизвести.

Б. Поиском немедленной практической выгоды и способов применения информации для своих текущих задач.

В. Глубоким анализом предпосылок, контекста, целей и оснований информации, вопросами «Почему это так? Кто сказал и зачем? Какая модель мира за этим стоит?».

Г. Полным принятием любой информации на веру, без какой-либо критики или анализа.

Комментарии:

А. Точное воспроизведение фактов – это скорее про 1-й уровень (поглощение). Плюс – это базовая грамотность. Минус – это не предполагает глубокого понимания. В чем разница между «знать» и «понимать»?

Б. Поиск практической пользы – это 2-й, инструментальный уровень. Плюс – это очень прагматично. Минус – это может быть ограничено текущими задачами и не давать широкого видения. Когда инструментальный подход может быть недостаточным или даже вредным?

В. Абсолютно точно! Это уровень критического мышления, когда мы не просто потребляем информацию, а исследуем ее корни, мотивы и скрытые смыслы. Это про глубину. Какой вопрос из серии «Почему? Кто? Зачем? На чем основано?» вы бы задали к какой-либо недавно полученной вами важной информации?

Г. Принятие на веру – это антипод 3-го уровня, это скорее про 1-й уровень в его пассивной форме. Плюс – это экономит усилия. Минус – это делает нас уязвимыми для манипуляций и дезинформации. Почему важно развивать в себе способность к критическому анализу информации в современном мире?


8. Предложенные «семь способов познать человеческую натуру» (через расспросы о добре и зле, споры, обсуждение стратегий, объявление опасности и т.д.) служат общей цели. Какой?

А. Быстрому выявлению всех недостатков и слабых мест человека, чтобы использовать это против него.

Б. Оценке надежности, смелости, мудрости, скромности и усердия человека через наблюдение за его поведением в различных, часто стрессовых или провокационных ситуациях.

В. Развлечению и созданию интересных тем для светской беседы.

Г. Подбору идеальных друзей или партнеров, которые никогда не разочаруют.

Комментарии:

А. Использование информации против человека – это не про познание натуры, а про манипуляцию. Плюс – это может быть одной из целей неэтичного человека. Минус – эти способы направлены на более глубокое и объективное понимание. Как можно использовать знание о «слабых местах» человека для его поддержки, а не для вреда?

Б. В самую точку! Это своего рода «стресс-тесты» или ситуационные задачи, которые позволяют увидеть не декларируемые, а реальные качества человека. Это про мудрость наблюдателя. Какой из семи предложенных способов вам кажется наиболее показательным или интересным для применения?

В. Развлечение может быть побочным эффектом, но не главной целью. Плюс – это может быть любопытно. Минус – познание натуры требует вдумчивости и наблюдательности, а не только светской болтовни. Почему глубокое понимание людей часто интереснее поверхностных разговоров?

Г. Идеальных людей не бывает, и разочарования возможны всегда. Плюс – это может помочь сделать более осознанный выбор. Минус – эти способы дают информацию для размышления, а не гарантию «идеальности». Как понимание человеческой натуры помогает строить более реалистичные и здоровые отношения?


КАК НЕ ВЫГОРАТЬ НА РАБОТЕ? 84 идеи об эмоциональном выгорании



Как не выгорать на работе? Как организовать пространство своей деятельности так, чтобы не заставлять себя изнашивать свой организм? И почему это важно? Об этом этот материал в том числе.


28 правил управления собой, временем и работой

Введение: Обыватель устает, ненавидит себя и всё вокруг не потому, что он много работает, а потому, что он работает плохо, бестолково, продолжая врать себе и окружающим. И именно для того, чтобы иметь возможность работать плохо, бестолково и продолжать врать, он не выполняет 27 пунктов, о которых пойдет речь далее!


https://www.youtube.com/watch?v=kSV6CQzQBfE


Существует семь способов познать человеческую натуру:

  • Во-первых, расспрашивать людей о добре и зле и вникать в их суждения.
  • Во-вторых, оспаривать их доводы и смотреть, как они ведут себя в споре.
  • В-третьих, обсуждать с ними дела стратегии и смотреть, насколько они прозорливы.
  • В-четвертых, объявить собеседнику, что нам обоим угрожает опасность и смотреть, насколько он смел.
  • В-пятых, напоить его и смотреть, как он ведет себя.
  • В-шестых, обещать ему большую выгоду и смотреть, насколько он скромен.
  • В-седьмых, дать ему трудное задание и смотреть, насколько усердно он его выполняет.

Открытые вопросы - итоги недели


  1. Что нового я узнал и что из этого я внедрил?
  2. Мое самое большое достижение за неделю?
  3. Где я тормозил — тратил время впустую или бездействовал?
  4. Что из того, что я откладываю, нужно сделать на следующей неделе?
  5. Какую цель я хочу достигнуть на следующей неделе и что нужно для этого сделать?
  6. Есть ли кто-то кого я хочу поблагодарить?
  7. Самое сильное впечатление на этой неделе?
  8. Что мешает мне двигаться вперед и как убрать эти помехи?
  9. Каковы мои 3 главных цели на 3 года?
  10. Есть ли кто-то, кому я могу помочь?
  11. Какие возможности есть в моем распоряжении?
  12. Что я сделал для поддержания себя в форме и отличного здоровья?
  13. Какие шаги продвинут меня вперед к целям и что я могу сделать уже сейчас?
  14. Чего я боюсь — мои страхи — и что сделать для их уменьшения?
  15. Решение какого 1 дела продвинет меня максимально вперед?
  16. Кто может мне помочь — с кем я хочу встретиться?
  17. Развитие какого 1 навыка продвинет меня максимально вперед?
  18. Сколько времени я провел со своими близкими?
  19. Что из того, что я делаю, тянет меня назад?
  20. Что из того, что я делаю, абсолютно бесполезно для моей жизни?
  21. Если бы следующая неделя была последней в моей жизни, какое бы 1 дело я сделал уже завтра?
  22. Что является моим наилучшим результатом этой недели?
  23. Что будет наилучшим результатов предстоящей недели?

СЛОИ УСЛОВИЙ ЗА ФРАЗОЙ: ПРАКТИКА



О человеке по одной его фразе можно сказать многое. Если «это» происходит сейчас, «это» происходит обычно. В данной ситуации отражается то, какой человек есть — не бойтесь этого утверждения. Опасаясь этого утверждения, человек добровольно отрезает себе кусок мозга (который всё-таки не будет лишним). Если «это» происходит сейчас, «это» происходит обычно. Человек не может категорически отличаться от того, каким он проявляется сейчас. 

Вскрыть крючок — это поднять на поверхность гипотезы касательно условий, в которых крючок сформирован. То есть крючок — это лишь кончик острия иглы/верхушка айсберга. Мы будем с вами тренироваться видеть всю иглу полностью/весь айсберг полностью. 


— Насколько я понимаю, мы с вами договаривались встретиться в 10.00. Вы приехали на встречу в 10.20. 

— Как мне надоели эти пробки! (Говорит вам сотрудник, чтобы таким образом заставить вас закрывать глаза на опоздания, словно ответственность за опоздания на пробках — как пример).


1 - Факты за крючком: говорящий использует дорогу и ПДД, чтобы добраться до места работы;

2 - Убеждения о себе за крючком: говорящий считает себя неспособным организовать свое время так, чтобы быть вовремя;

3 - Убеждения о других за крючком: говорящий считает, что другие должны закрывать глаза на его опоздания и вовлекаться в разговор, что пробки несут ответственность за них;

4 - Убеждения о мире за крючком: говорящий считает, что мир — это неудобное место, в котором нормальной жизни мешают пробки и не только. 

5 - Сложности за крючком: говорящий имеет сложность в организации своего времени так, чтобы быть вовремя, выполняя выраженные договоренности с другими;

6 - Намерение за крючком: говорящий хочет вовлечь собеседника в обсуждение того, какие пробки плохие / говорящий хочет сместить фокус внимания с того, что ответственность опозданий на нем на пробки;

7 - Проживаемая эмоция за крючком: говорящий чувствует гнев;

8 - Состояние за крючком: говорящий находится в состоянии замешательства / необходимость оправдываться / обвинять внешние силы в своих промахах;

9 - Картина мира за крючком: говорящий считает нормальным не выполнять договоренности / обвинять внешние силы / вовлекать собеседников в бессмысленные разговоры / снимать с себя ответственность / считать себя всегда «ни при чем».

Фразы для самостоятельной работы:

1 - Как меня достала эта работа! — говорит вам ваш друг на вашем дне рождении.

2 - Никому нельзя доверять. — говорит вам подруга, проверяя телефон своего парня.

3 - Это слишком дорого для нас. — говорят родители своей дочери на её просьбу купить платье.

4 - Почему сразу я виноват? — сказал вам ваш сотрудник, когда вы спросили его о причинах срыва сроков.

5 - Сиди тихо и не высовывайся. — говорит бабушка внуку, который хочет выступить на соревнованиях.


НО или БЫТЬ? Жизненно важный урок о манипуляциях




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.