ТА - 34 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
10 открытых вопросов для размышления о смысле и своей жизни
1 - Представьте, что ваши главные жизненные ценности (например, свобода, забота, развитие) — это внутренний компас. Как этот компас может помочь вам ориентироваться в трудных ситуациях и принимать решения, о которых вы не будете жалеть?
2 - Вспомните момент, когда вы чувствовали себя по-настоящему живым, увлеченным и полным энергии. Что вы тогда делали? Какие ваши скрытые таланты или глубинные интересы проявились в той ситуации?
3 - Если бы вам нужно было описать свою личную миссию или предназначение одной фразой, что бы это была за фраза? Какой один маленький, но конкретный шаг вы могли бы сделать на этой неделе, чтобы приблизиться к ее реализации?
4 - Забота о себе — это не эгоизм, а необходимое «топливо» для осмысленной жизни. Какие простые действия (в области отдыха, питания, общения с близкими) вы можете регулярно совершать, чтобы пополнять свои запасы энергии и двигаться к важным для вас целям?
5 - Подумайте о большом и пугающем деле, которое вы давно откладываете. Как можно разбить этого «слона» на маленькие, понятные «бифштексы» — конкретные шаги, которые можно сделать за 15-30 минут? Назовите первые три таких шага.
6 - Какие люди в вашем окружении помогают вам расти и верить в себя, а какие, наоборот, тянут вниз и заставляют сомневаться? Что вы можете сделать, чтобы проводить больше времени с первыми и защищать свои границы от вторых?
7 - Часто мы стремимся к целям, навязанным нам обществом (богатство, статус). В чем для вас разница между внешним «успехом» и внутренним чувством наполненности и удовлетворения от жизни? Что для вас по-настоящему важно?
8 - Смысл можно не только найти в великих свершениях, но и создавать в повседневных делах. Как можно привнести больше осознанности и ценности в ваши ежедневные ритуалы, будь то утренний кофе, дорога на работу или общение с семьей?
9 - Представьте, что вы рассказываете историю своей жизни. Какой главный урок или мудрость вы извлекли из самых трудных ее глав? Как этот опыт сделал вас сильнее и помог лучше понять себя?
10 - Если бы вы были абсолютно уверены, что вас никто не осудит и вы не потерпите неудачу, какое одно дело, идущее от самого сердца, вы бы начали делать прямо сейчас?
Тест для лучшего понимания себя и своей жизни
1. Человек просит вас о помощи, ссылаясь на вашу доброту и напирая на жалость («Кроме тебя, мне никто не поможет!»). В чем здесь может скрываться ловушка?
А. Добрый человек всегда должен помогать, игнорируя свои собственные потребности.
Б. Вас пытаются заставить чувствовать себя ответственным за чужие проблемы, играя на вашем сострадании и чувстве вины.
В. Искренняя просьба о помощи всегда сопровождается давлением и слезами.
Г. Лучший способ показать свою доброту — немедленно согласиться, не задавая лишних вопросов.
Комментарии:
А. Помощь другим важна, но не ценой собственного истощения. Плюс – отзывчивость это прекрасное качество. Минус – когда вы забываете о себе, вы теряете ресурсы, чтобы помогать другим в долгосрочной перспективе. Как найти баланс между помощью другим и заботой о себе?
Б. Совершенно верно! Это классический прием, чтобы переложить ответственность. Ваша доброта — это ваш выбор, а не обязанность решать все чужие проблемы. Какой ваш внутренний «сигнал», который говорит, что вас пытаются использовать, а не искренне просят о помощи?
В. Давление и слезы могут быть как искренними, так и нет. Плюс – важно быть чутким к эмоциям других. Минус – стоит отличать настоящую боль от попытки вызвать жалость для своей выгоды. На какие еще признаки, кроме эмоций, вы бы обратили внимание?
Г. Быстрое согласие без размышлений может привести к невыгодным для вас последствиям. Плюс – это кажется простым решением. Минус – вы рискуете взять на себя то, что не можете или не должны делать. Как научиться говорить вежливое, но твердое «нет»?
2. Собеседник говорит вам: «Ну вы же умный человек, вы должны понимать, что я прав». Как ваша сильная сторона — интеллект — может быть использована против вас?
А. Вас пытаются отвлечь сложной логической задачей, не имеющей отношения к делу.
Б. Вам льстят или, наоборот, тонко намекают на вашу некомпетентность, чтобы вы из желания подтвердить свой ум согласились с чужим мнением.
В. Вас игнорируют и приводят только эмоциональные аргументы, не обращаясь к логике.
Г. Признают вашу правоту и сразу же прекращают спор.
Комментарии:
А. Это другая тактика — увод в сторону. Плюс – интеллектуальные дебаты могут быть интересны. Минус – здесь манипуляция направлена не на отвлечение, а на вашу самооценку. Вспомните, бывало ли, что спор о деталях заставлял вас забыть о главной цели разговора?
Б. Именно так! Это удар по эго. Вам предлагают либо согласиться и почувствовать себя умным, либо спорить и рисковать показаться «непонятливым». Ваша правота не зависит от чужого одобрения. Какой из этих подходов — лесть или укол в самолюбие — вы считаете более действенным?
В. Апелляция к эмоциям — тоже манипуляция, но другого рода. Плюс – эмоции часто бывают сильнее логики. Минус – в данном случае используется именно ваша приверженность логике. Как сохранить ясность ума, когда собеседник давит на эмоции?
Г. Это цель здоровой дискуссии, а не манипуляции. Плюс – приятно, когда твою правоту признают. Минус – цель манипулятора не найти истину, а продавить свою позицию. Что может заставить вас усомниться в искренности внезапного согласия оппонента?
3. Человек избегает эмоциональной близости, ценит независимость и кажется отстраненным в отношениях. Какое детское переживание чаще всего формирует такой стиль поведения?
А. Родители были очень отзывчивы и всегда поддерживали.
Б. Родители были эмоционально холодны, недоступны или отвергали попытки ребенка сблизиться.
В. Родители были непредсказуемы: то ласковы, то безразличны.
Г. Родители чрезмерно опекали и контролировали каждый шаг.
Комментарии:
А. Такое воспитание формирует надежный тип привязанности, когда человек не боится близости. Плюс – это здоровый фундамент для отношений. Минус – это противоположность описанному сценарию. Какие действия родителей, по-вашему, лучше всего показывают ребенку, что его любят?
Б. Совершенно верно. Ребенок усваивает: «Проявлять потребности и чувства — больно и бесполезно». Во взрослом возрасте он защищает себя от возможного отвержения, просто не подпуская никого близко. Какой маленький шаг к доверию мог бы сделать такой человек?
В. Непредсказуемость рождает другой тип поведения — тревожный, когда человек, наоборот, отчаянно ищет подтверждения любви. Плюс – это тоже результат проблем в детстве. Минус – стратегия здесь не «избежать», а «догнать и заслужить». Чем страх быть поглощенным отличается от страха быть покинутым?
Г. Гиперопека часто формирует неуверенность в себе и зависимость, а не отстраненность. Плюс – это тоже нарушает здоровое развитие. Минус – реакция будет иной. Как чрезмерная забота может помешать человеку научиться стоять на своих ногах?
4. Взрослый человек легко доверяет партнеру, чувствует себя комфортно в близких отношениях, но при этом сохраняет и свою самостоятельность. Какое родительское поведение закладывает такую здоровую основу?
А. Постоянный контроль и стремление уберечь от всех трудностей.
Б. Чуткое и последовательное реагирование на потребности ребенка, эмоциональная поддержка и принятие.
В. Предоставление полной свободы и самостоятельности с раннего детства.
Г. Строгость и требовательность, нацеленные на воспитание сильного характера.
Комментарии:
А. Контроль и гиперопека мешают развитию автономии. Плюс – родители действуют из лучших побуждений. Минус – это формирует скорее тревожность и неуверенность. Почему важно, чтобы ребенок учился на своих ошибках?
Б. Абсолютно точно! Это «золотой стандарт» воспитания. Ребенок усваивает, что мир безопасен, близость — это хорошо, а он сам ценен и важен. Это дает ему и «надежную гавань», и «крылья для полета». Какое из этих качеств — доверие, комфорт в близости, автономия — вы считаете своей сильной стороной?
В. Полная свобода без поддержки может восприниматься как безразличие. Плюс – самостоятельность это важно. Минус – ребенку нужна не только свобода, но и ощущение надежного тыла. Где проходит грань между здоровой свободой и заброшенностью?
Г. Чрезмерная строгость может научить подавлять свои чувства и потребности. Плюс – дисциплина полезна. Минус – без тепла и принятия она может привести к формированию избегающего стиля отношений. Как можно сочетать требовательность с любовью и поддержкой?
5. Почему человеку, которым в детстве пренебрегали, часто бывает трудно заботиться о себе во взрослой жизни?
А. Он вырастает эгоистом и считает заботу о себе излишней.
Б. Он не научился этому навыку и бессознательно продолжает относиться к себе так же, как к нему относились раньше, — без должного внимания и тепла.
В. У него есть генетическая склонность к пренебрежению своими потребностями.
Г. Он слишком поглощен заботой о других людях, чтобы думать о себе.
Комментарии:
А. Чаще всего ситуация обратная — человек не чувствует своего права на заботу. Плюс – внешне это может выглядеть как безразличие. Минус – внутри скрывается глубокая неудовлетворенная потребность. Может ли показной эгоизм быть на самом деле криком о помощи?
Б. В самую точку. Мы учимся относиться к себе, копируя отношение значимых взрослых. Если в детстве потребности игнорировались, то во взрослой жизни человек просто не знает, как их замечать и удовлетворять. Какой один маленький, но добрый поступок вы могли бы совершить для себя сегодня?
В. Опыт и обучение играют здесь гораздо большую роль, чем гены. Плюс – это кажется простым объяснением. Минус – это снимает с человека ответственность за изменения. Понимание, что это — выученное поведение, дает надежду, что можно научиться и новому.
Г. Это часто бывает следствием, а не причиной. Плюс – «спасательство» других является распространенной стратегией. Минус – человек заботится о других, чтобы получить то тепло и признание, которого ему не хватало, но при этом продолжает игнорировать себя. Как отличить здоровую помощь от «спасательства»?
6. В чем главная польза метода «съесть слона по частям», когда вы сталкиваетесь с огромной и непонятной задачей?
А. Этот метод позволяет найти виновных в каждом отдельном этапе проблемы.
Б. Сам процесс разделения большой задачи на маленькие, конкретные шаги снижает тревогу и делает ее выполнимой.
В. Он помогает отложить решение проблемы, так как каждый отдельный шаг кажется незначительным.
Г. Он увеличивает общую сложность, так как теперь нужно думать не об одной, а о множестве задач.
Комментарии:
А. Поиск виновных уводит от решения. Плюс – это может быть первой эмоциональной реакцией. Минус – конструктивный подход сосредоточен на вопросе «Что делать?», а не «Кто виноват?». Как переключить фокус с обвинений на поиск решений?
Б. Совершенно верно! Непонятная громада превращается в четкий план действий. Это дает ощущение контроля и ясности, что само по себе снижает стресс и мотивирует начать. Какую большую задачу в вашей жизни вы могли бы «разделить на части» прямо сейчас?
В. Цель метода прямо противоположная — начать действовать, а не откладывать. Плюс – прокрастинация — частое явление. Минус – именно маленькие и понятные шаги помогают ее побороть. Как можно использовать этот метод для борьбы с желанием отложить что-то на потом?
Г. Это обманчивое впечатление. Плюс – на первый взгляд кажется, что дел стало больше. Минус – на самом деле, решать десять маленьких и понятных задач гораздо проще, чем одну большую и туманную. Почему наш мозг так любит конкретику и ясность?
7. Что является ключевой характеристикой жизни, наполненной личным смыслом?
А. Она всегда радостна и полностью свободна от трудностей и негативных эмоций.
Б. Она сфокусирована на достижении внешних атрибутов успеха: денег, статуса, признания.
В. Она строится вокруг деятельности, отношений и целей, которые соответствуют глубинным ценностям человека.
Г. Она предполагает точное следование пути, который выбрали для вас родители или общество.
Комментарии:
А. Осмысленная жизнь не означает вечное счастье. Плюс – мы все стремимся к радости. Минус – смысл помогает выдерживать трудности, а не избегать их. Может ли преодоление трудностей само по себе стать источником смысла?
Б. Внешний успех может быть приятным бонусом, но не основой. Плюс – общество часто приравнивает успех к смыслу. Минус – когда эти цели достигнуты, может наступить опустошение, если за ними не стояло ничего личного. В чем для вас разница между «быть успешным» и «жить осмысленно»?
В. Абсолютно точно! Это жизнь «изнутри наружу», где ваш внутренний компас (ценности) указывает направление. Это дает ощущение подлинности и целостности. Какую одну свою ценность вы могли бы ярче проявлять в своей повседневной жизни?
Г. Это жизнь по чужому сценарию, которая часто и приводит к потере смысла. Плюс – следовать готовому пути кажется безопаснее. Минус – это лишает вас авторства собственной жизни. В какой момент жизни вы поняли, что хотите писать свой собственный сценарий?
8. Если человек чувствует, что его жизнь пуста и лишена цели, какой практический шаг будет лучшим началом для создания смысла?
А. Ждать, пока на него снизойдет великое озарение или найдется его «истинное предназначение».
Б. Перестать что-либо делать, чтобы сэкономить энергию для будущего великого дела.
В. Попробовать сделать что-то новое и небольшое, что вызывает любопытство, или бескорыстно помочь кому-то.
Г. Найти успешного человека и попытаться в точности скопировать его жизненный путь и цели.
Комментарии:
А. Ожидание — это пассивная позиция. Плюс – идея озарения очень романтична. Минус – смысл редко приходит сам, он рождается в действии и исследовании. Почему действие важнее размышлений, когда речь идет о поиске смысла?
Б. Бездействие только усугубляет чувство апатии. Плюс – кажется логичным экономить силы. Минус – энергия и смысл появляются как раз в процессе деятельности, а не в ее ожидании. Как работает принцип «аппетит приходит во время еды» в поиске своего пути?
В. Именно так! Маленькие шаги и эксперименты — лучший способ нащупать то, что находит отклик в душе. Любопытство и помощь другим — два мощнейших источника смысла. Какое одно маленькое дело, основанное на любопытстве или желании помочь, вы могли бы попробовать на этой неделе?
Г. Копирование чужого пути — это отказ от собственного. Плюс – чужой успех может вдохновлять. Минус – то, что сработало для одного, не обязательно принесет удовлетворение другому. Как можно учиться у других, но при этом оставаться верным себе?
Травма утраты, потеря близкого человека, тяжёлый разрыв, предательство. Поддерживающий урок
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.