Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 34 - Дополнительные материалы


Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 34


1. Манипуляторы часто используют не только слабости, но и хорошие качества человека. Как именно «доброта» может стать уязвимостью, если человек демонстрирует слабость, плачет и говорит, что «кроме вас, помочь некому»?

А. Добрый человек не обратит внимания на такие просьбы, так как он слишком занят своими делами.

Б. Это прямой удар по состраданию и желанию доброго человека помочь ближнему, вызывая жалость и чувство ответственности за «несчастного».

В. Добрый человек немедленно распознает манипуляцию и прервет общение.

Г. Это вызовет у доброго человека раздражение и злость, так как он не любит, когда на него давят.

Комментарии:

А. Доброта как раз предполагает внимание к другим. Плюс – это может быть идеальным представлением. Минус – манипулятор рассчитывает именно на то, что добрый человек не пройдет мимо. Как найти баланс между отзывчивостью и защитой своих границ от манипуляций?

Б. Совершенно верно! Это классическая игра на чувстве вины и сострадании. Манипулятор как бы говорит: «Только ты можешь меня спасти», делая вас ответственным за его благополучие. Какой ваш личный «красный флажок», сигнализирующий о том, что ваша доброта может быть использована?

В. Распознать манипуляцию – это навык, который есть не у всех. Плюс – это желаемый уровень осознанности. Минус – доброта часто сочетается с доверчивостью. Какие признаки помогают отличить искреннюю просьбу о помощи от манипулятивного «вызова жалости»?

Г. Раздражение возможно, но доброта часто перевешивает. Плюс – это здоровая реакция на давление. Минус – манипулятор может подать свою «просьбу» так тонко, что это не вызовет явного раздражения, а скорее сочувствие. Как научиться говорить «нет» манипулятору, не испытывая при этом чувства вины?


2. Как манипулятор может использовать такое положительное качество, как «рациональность» или «ум» человека, чтобы заставить его принять свою точку зрения?

А. Предлагая решить сложную интеллектуальную задачу, чтобы отвлечь от сути вопроса.

Б. Льстя его интеллекту («Как умный человек, вы понимаете...») или, наоборот, ставя под сомнение его умственные способности, вызывая стыд («Неужели вы не видите очевидного?»).

В. Игнорируя любые логические аргументы и апеллируя исключительно к эмоциям.

Г. Признавая свое интеллектуальное поражение и полностью соглашаясь с рациональными доводами человека.

Комментарии:

А. Отвлечение – это одна из тактик, но здесь речь о другом. Плюс – это может сбить с толку. Минус – манипуляция умом целится в самооценку, связанную с интеллектом. В каких ситуациях вы замечали, что интеллектуальные споры уводят от реальной проблемы?

Б. Именно так! Манипулятор либо «гладит по шерстке» ваше эго («Вы же умный!»), либо бьет по нему («Вы что, глупый?»), чтобы вы из желания подтвердить свою рациональность или избежать стыда согласились с ним. Какой из этих двух подходов (лесть или пристыжение) кажется вам более коварным и почему?

В. Это тоже манипуляция, но другого типа. Плюс – это распространенный прием. Минус – здесь мы говорим об использовании именно рациональности человека против него самого. Как можно противостоять эмоциональному давлению, если вы привыкли опираться на логику?

Г. Это было бы идеальным исходом, но не целью манипулятора. Плюс – это желаемый результат честного спора. Минус – манипулятор хочет не признать вашу правоту, а навязать свою. Что может скрываться за внезапным и полным согласием оппонента в споре?


3. Какой тип привязанности часто формируется в результате взаимодействия с эмоционально холодным или отвергающим родителем, и как он проявляется во взрослых отношениях?

А. Надежный тип: человек легко доверяет и строит близкие отношения.

Б. Тревожно-избегающий тип: человек ценит независимость, избегает глубокой эмоциональной близости, может казаться отстраненным, так как усвоил, что потребности в близости не будут удовлетворены.

В. Тревожно-устойчивый тип: человек постоянно ищет подтверждения любви и боится отвержения.

Г. Дезорганизованный тип: поведение в отношениях хаотично и противоречиво.

Комментарии:

А. Надежный тип формируется при отзывчивом уходе. Плюс – это идеал. Минус – здесь описан другой сценарий. Какие ключевые элементы родительского поведения способствуют формированию надежной привязанности?

Б. Совершенно верно! Если ребенок чувствует, что его попытки сблизиться встречаются холодом, он учится «не хотеть» близости, чтобы избежать боли отвержения. Это защита, которая во взрослой жизни мешает. Какой маленький шаг к большей открытости мог бы сделать человек с таким типом привязанности?

В. Тревожно-устойчивый тип формируется при непоследовательном родителе. Плюс – это тоже ненадежная привязанность. Минус – здесь реакция другая: не избегание, а навязчивый поиск близости. Чем отличается страх близости у избегающего типа от страха отвержения у тревожно-устойчивого?

Г. Дезорганизованный тип связан с травмой и пугающим поведением родителя. Плюс – это самый сложный вариант. Минус – холодность и отвержение ведут скорее к избеганию, чем к дезорганизации. Почему для дезорганизованного типа характерно противоречивое поведение: и поиск, и избегание близости?


4. Каковы ключевые характеристики взрослого человека с «надежным типом привязанности» и благодаря какому родительскому поведению он обычно формируется?

А. Постоянная потребность в контроле партнера и страх одиночества; формируется из-за гиперопеки.

Б. Комфортное ощущение в близости, доверие партнеру, умение быть и зависимым, и автономным; формируется благодаря чуткому, отзывчивому и последовательному уходу.

В. Склонность к идеализации партнера с последующим разочарованием; формируется из-за непредсказуемости родителя.

Г. Полное избегание близких отношений и стремление к абсолютной независимости; формируется из-за строгости родителей.

Комментарии:

А. Контроль и страх одиночества – это признаки ненадежной привязанности. Плюс – гиперопека действительно влияет на привязанность. Минус – она ведет не к надежному типу. Как гиперопека может помешать развитию здоровой автономии и уверенности в отношениях?

Б. Абсолютно точно! Надежная привязанность – это «золотой стандарт», основа для здоровых, сбалансированных отношений. Это как иметь надежную гавань и одновременно смелость выходить в открытое море. Какое из этих качеств (комфорт в близости, доверие, баланс зависимости/автономии) вы считаете наиболее важным для себя?

В. Идеализация и разочарование – это скорее про тревожно-устойчивый тип. Плюс – непредсказуемость родителя действительно формирует ненадежную привязанность. Минус – надежный тип характеризуется реалистичным взглядом на партнера. Почему для людей с тревожной привязанностью так свойственны «эмоциональные качели» в отношениях?

Г. Полное избегание близости – это тревожно-избегающий тип. Плюс – строгость родителей может способствовать такому развитию. Минус – надежный тип как раз ценит близость. Как отличить здоровую независимость от контрзависимости, характерной для избегающего типа?


5. Почему человек, выросший в обстановке пренебрежения и лишенный качественной заботы в детстве, может во взрослой жизни испытывать трудности с заботой о себе и даже склонен к самонаказанию?

А. Потому что он становится слишком эгоистичным и не видит смысла заботиться о себе.

Б. Он впитывает такое отношение к себе как норму, чтобы выжить в детстве, и не обучается навыкам заботы о себе, а механизм «наказывать себя» становится привычным.

В. Это происходит из-за генетической предрасположенности к саморазрушительному поведению.

Г. Потому что он слишком занят заботой о других, чтобы тратить время и ресурсы на себя.

Комментарии:

А. Эгоизм здесь ни при чем, скорее наоборот. Плюс – это может быть внешним суждением. Минус – проблема глубже, в усвоенных паттернах самоотношения. Может ли внешне «эгоистичное» поведение на самом деле быть криком о неудовлетворенных потребностях и неумении заботиться о себе конструктивно?

Б. В самую точку! Ребенок учится относиться к себе так, как к нему относились значимые взрослые. Если заботы не было, то и навыка нет, а самокритика и самонаказание могут стать привычным способом «быть с собой». Какой один маленький акт заботы о себе вы могли бы совершить сегодня, чтобы начать менять этот паттерн?

В. Генетика может влиять на предрасположенности, но не определяет все. Плюс – это может показаться простым объяснением. Минус – навыки заботы о себе и самоотношение – это во многом продукт обучения и опыта. Как понимание этого помогает взять ответственность за изменение ситуации?

Г. Забота о других может быть способом избежать заботы о себе, это правда. Плюс – это частый сценарий. Минус – это следствие, а не первопричина трудностей с заботой о себе. Как отличить здоровую заботу о других от «спасательства», в основе которого лежит дефицит любви к себе?


6. В чем заключается основная польза метода «разделения на детали» при работе с большой, сложной или тревожащей проблемой, которая воспринимается как «непереваренный комок»?

А. Позволяет отложить решение проблемы на неопределенный срок, так как мелкие детали не так важны.

Б. Сам акт структурирования и возможность спокойно рассматривать каждый отдельный элемент снижают тревогу, делают задачу менее пугающей и более выполнимой.

В. Помогает найти виноватого в возникновении каждого отдельного компонента проблемы.

Г. Увеличивает общую сложность задачи, так как вместо одной большой проблемы появляется много маленьких.

Комментарии:

А. Откладывание – это не цель этого метода. Плюс – это может быть искушением. Минус – разделение на детали как раз помогает начать действовать, а не прокрастинировать. Как можно использовать этот метод, чтобы преодолеть желание отложить сложную задачу?

Б. Совершенно верно! Это как съесть слона по кусочкам – большая задача перестает казаться неподъемной. Снижается тревога, появляется ясность и ощущение контроля. Какую одну «большую» задачу в вашей жизни вы могли бы попробовать «разделить на детали» уже сегодня?

В. Поиск виноватых – это деструктивный путь. Плюс – это может быть первой реакцией. Минус – метод направлен на решение проблемы, а не на обвинения. Как можно анализировать компоненты проблемы, фокусируясь на решениях, а не на поиске виновных?

Г. Это ошибочное восприятие. Плюс – на первый взгляд может так показаться. Минус – на самом деле, множество маленьких, понятных задач решать гораздо легче, чем одну большую и туманную. Почему наш мозг лучше справляется с конкретными мелкими задачами, чем с абстрактными большими?


7. Чем «Индивидуальная программа жизни» принципиально отличается от «Биологической» и «Социальной» программ, и почему она потенциально более устойчива к кризисам?

А. Она полностью отрицает биологические потребности и социальные нормы, ведя к асоциальному образу жизни.

Б. Она основана на поиске и реализации личного смысла, миссии и жизни в соответствии с собственными глубинными ценностями, а не на внешних ожиданиях или инстинктах.

В. Она гарантирует быстрое достижение материального успеха и высокого социального статуса.

Г. Она предполагает полное подчинение воле авторитетного наставника или гуру, который указывает «правильный» индивидуальный путь.

Комментарии:

А. Отрицание реальности – это не про здоровую индивидуальную программу. Плюс – это может быть крайним проявлением. Минус – индивидуальная программа интегрирует, а не отрицает другие аспекты. Как можно следовать своей индивидуальной программе, оставаясь при этом частью общества и уважая свои биологические нужды?

Б. Абсолютно точно! Это путь «изнутри наружу», где компасом служат собственные ценности и смысл. Такая программа более гибкая и меньше зависит от внешних «фантиков». Какой один ваш глубинный ценностный ориентир мог бы стать основой вашей индивидуальной программы?

В. Материальный успех может быть результатом, но не самоцелью. Плюс – это привлекательная перспектива. Минус – индивидуальная программа может вести к успеху в разных сферах, не обязательно материальных. В чем, по-вашему, заключается истинный «успех» с точки зрения индивидуальной программы?

Г. Подчинение наставнику – это скорее про социальную программу или поиск внешних опор. Плюс – наставник может помочь. Минус – индивидуальная программа предполагает авторство своей жизни. Как отличить «следование за гуру» от «поиска своего уникального пути»?


8. Почему, согласно представленным материалам, в «Биологической» и «Социальной» программах жизни часто возникают кризисы, особенно когда внешние цели достигнуты или перестают приносить удовлетворение?

А. Потому что эти программы изначально ошибочны и не могут принести счастья.

Б. Кризисы возникают, когда внутренние потребности и возможности человека оказываются шире навязанных или достигнутых внешних рамок (возраст, статус, материальные блага), а смысл теряется.

В. Из-за того, что общество постоянно меняет свои требования, и угнаться за ними невозможно.

Г. Потому что человек ленив по своей природе и не хочет прилагать усилия для поддержания этих программ.

Комментарии:

А. Они не ошибочны, а ограничены. Плюс – это простое объяснение. Минус – эти программы выполняют важные функции на определенных этапах. Какую важную роль играют биологическая и социальная программы в жизни человека, несмотря на их потенциальные кризисы?

Б. В самую точку! Это как костюм, который стал тесен. Душа требует большего, чем предписано «по возрасту» или «по статусу». Начинается поиск более глубокого смысла. Какой «внешний» успех или достижение в вашей жизни перестал приносить прежнее удовлетворение, сигнализируя о возможном кризисе?

В. Изменчивость общества – это фактор, но не единственная причина. Плюс – это реальный вызов. Минус – кризис часто возникает изнутри, из-за расхождения внешнего и внутреннего. Как можно адаптироваться к меняющимся социальным требованиям, не теряя при этом себя?

Г. Лень здесь ни при чем. Плюс – это может быть самооправданием. Минус – кризис часто возникает как раз у тех, кто многого достиг в рамках этих программ, но почувствовал их исчерпанность. Может ли кризис быть признаком не лени, а наоборот, интенсивного внутреннего роста?


МАНИПУЛИРУЮТ ЛИ МНОЙ? 30 ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛЯТОРА



Кем можно манипулировать? Тем, кто сам является манипулятором. Зачастую человек, который не научился говорить «Нет», свою слабость называет добротой, прикрываясь великодушием. Таким образом он сам обманывает и себя и другого. Об этом этот материал в том числе.


Программы жизни человека

Биологическая: Руководствуется природными циклами и инстинктами – рост, размножение, старение. Часто проявляется в ожиданиях общества (женитьба, рождение детей, внуки к определенному возрасту).

Социальная: Определяется общественными нормами, ожиданиями, статусами – образование, карьера, материальные блага ("фантики"), следование общепринятым моделям успеха ("конвейер").

Индивидуальная: Основана на поиске и реализации личного смысла, миссии, жизни в соответствии с собственными глубинными ценностями. Это путь самоактуализации и аутентичности.

Кризисы в биологической и социальной программах часто возникают, когда внешние цели достигнуты или перестают приносить удовлетворение, а внутренние потребности и возможности оказываются шире навязанных рамок. Индивидуальная программа, будучи основанной на внутренних ценностях, потенциально более устойчива к таким кризисам. Вопрос "Что выбираете вы?" стимулирует рефлексию и осознанный выбор своего пути.


ЗАКОН ЗДОРОВОЙ САМООЦЕНКИ: я не хуже и не лучше тебя



Внутренняя работа (настрой): я не хуже тебя и поэтому я не буду перед тобой оправдываться (играть в твою игру). И я не лучше тебя и поэтому я не буду тебя давить (заставлять тебя играть в мою игру). Я нормальный и ты нормальный. Данный смысл может быть адресован как и реальному другому, так и образу в голове.

Важно: пребывать лицом к лицу, ровное дыхание, спокойствие.

Внешняя работа (слова): открытый уточняющий вопрос с крепкой защитой личных границ. Если собеседник настаивает на необходимости продолжать вас подавлять, то вы можете завершить общение. (Радость от отношений — зависит и от тебя, а то, что мне не будет плохо — зависит исключительно от меня).


45 нот для прекрасной музыки жизни



ИСКУССТВО открытых вопросов для ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ в жизни




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.