Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 35 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 35


1. Согласно представленной теории конфликтов, что чаще всего является истинным источником конфликтного поведения человека, в отличие от внешних причин (действий других, событий)?

А. Исключительно злой умысел или агрессивный характер другого человека, участвующего в конфликте.

Б. Внутреннее напряжение – накопленные фрустрации, неудовлетворенные потребности, неразрешенные дилеммы, которые ищут выхода через внешний конфликт.

В. Случайное стечение неблагоприятных обстоятельств, которые невозможно было предвидеть или предотвратить.

Г. Недостаток интеллекта или образования у одной из сторон, что мешает понять друг друга.

Комментарии:

А. Злой умысел бывает, но это не единственная и не самая частая причина. Плюс – это простое объяснение. Минус – оно снимает с нас ответственность за свою реакцию. Как можно отличить осознанную агрессию от реакции человека, находящегося под внутренним давлением?

Б. Совершенно верно! Внешний повод – это часто лишь «последняя капля» или удобный «громоотвод» для уже существующего внутреннего напряжения. Это как вулкан, который ищет выход. Какое ваше типичное внутреннее напряжение (например, усталость, неудовлетворенность) может делать вас более уязвимым для конфликтов?

В. Случайности играют роль, но не определяют все. Плюс – это снимает вину со всех. Минус – это лишает возможности влиять на ситуацию, работая с внутренними причинами. Как понимание своих внутренних «триггеров» помогает снизить влияние «случайных» внешних факторов?

Г. Интеллект и образование важны, но не всегда являются причиной конфликтов. Плюс – это может быть фактором. Минус – даже очень умные и образованные люди конфликтуют, если ими движут неудовлетворенные потребности или жесткие убеждения. Может ли конфликт быть, наоборот, стимулом к развитию и пониманию?


2. Какое иррациональное убеждение-требование («долженствование») чаще всего лежит в основе такого чувства, как обида на близкого человека?

А. «Я реальный должен быть таким же совершенным, как мой идеальный образ».

Б. «Поведение значимого для меня человека должно всегда соответствовать моим ожиданиям и потребностям».

В. «Я должен всегда соответствовать ожиданиям и потребностям других людей, чтобы быть хорошим».

Г. «Нечто плохое должно непременно случиться, и я должен быть всегда начеку».

Комментарии:

А. Это убеждение скорее ведет к стыду или самокритике, чем к обиде на другого. Плюс – это тоже иррациональное требование. Минус – обида направлена вовне. Как связаны перфекционизм по отношению к себе и ожидания от других?

Б. Абсолютно точно! Обида – это сигнал о том, что наши ожидания от близкого человека не оправдались, и мы считаем, что он «должен был» поступить иначе. Это как невысказанный контракт. Какое одно ваше типичное ожидание от близких, несовпадение с которым вызывает у вас обиду?

В. Это убеждение скорее порождает чувство вины или стремление угождать. Плюс – это тоже про ожидания. Минус – обида возникает, когда МЫ не получаем ожидаемого от ДРУГИХ. Как можно научиться выражать свои потребности и ожидания, не превращая их в жесткие требования?

Г. Это убеждение ведет к тревоге и страху. Плюс – это тоже иррациональное долженствование. Минус – обида связана с конкретным человеком и его «неправильным» поведением. Как связаны тревога о будущем и наши ожидания от поведения других людей в настоящем?


3. В переговорной стратегии «ТРОГАТЕЛЬНАЯ, НО НЕИЗБЕЖНАЯ», применяемой при конфликте из-за разного восприятия, почему так важно «глубоко исследовать интересы, которые стоят за позицией собеседника»?

А. Чтобы найти слабые места в его аргументации и использовать их для своей победы.

Б. Это позволяет перейти от заявленных требований (позиций) к глубинным потребностям и мотивам (интересам), что открывает путь к поиску неочевидных, взаимовыгодных решений.

В. Чтобы показать свое интеллектуальное превосходство, задавая много сложных вопросов.

Г. Чтобы затянуть переговоры и измотать собеседника, заставив его пойти на уступки.

Комментарии:

А. Поиск слабых мест – это про борьбу, а не про сотрудничество. Плюс – это может быть частью тактики. Минус – эта стратегия нацелена на «выиграл-выиграл». Как можно использовать знание «слабых мест» оппонента не для атаки, а для поиска взаимопонимания?

Б. В самую точку! Позиции – это верхушка айсберга, а интересы – его подводная часть. Поняв «почему» человек чего-то хочет, мы можем найти способ удовлетворить его потребность иначе. Какой ваш интерес обычно скрывается за вашей жесткой позицией в споре?

В. Интеллектуальное превосходство не помогает в разрешении конфликтов. Плюс – это может тешить самолюбие. Минус – это создает дистанцию и сопротивление. Какие качества, помимо интеллекта, важны для успешного исследования интересов собеседника?

Г. Затягивание и изматывание – это деструктивные тактики. Плюс – они могут принести временный результат. Минус – это разрушает отношения и не ведет к устойчивым решениям. Почему поиск быстрого, но поверхностного решения часто оказывается хуже, чем более длительное, но глубокое исследование?


4. На одном из этапов стратегии «ТРОГАТЕЛЬНАЯ, НО НЕИЗБЕЖНАЯ» вы спрашиваете: «Можете ли вы допустить, что с моей перспективы ситуация действительно могла выглядеть так?». Какова главная цель этого шага – проверки понимания?

А. Заставить собеседника полностью согласиться с вашей точкой зрения и признать свою неправоту.

Б. Убедиться, что ваше видение ситуации услышано и понято (не обязательно принято), создавая основу для признания легитимности обеих точек зрения и дальнейшего диалога.

В. Продемонстрировать, что ваша позиция более логична и обоснована, чем позиция собеседника.

Г. Вызвать у собеседника чувство вины за то, что он изначально неправильно вас понял.

Комментарии:

А. Заставить согласиться – это не про понимание. Плюс – это может быть желаемым исходом. Минус – цель – не «продавить» свою правду, а создать общее поле для диалога. В чем разница между «быть понятым» и «быть правым» в конфликте?

Б. Абсолютно верно! Это про создание «мостика» между двумя разными «картинами мира». Когда каждая сторона признает, что у другой может быть своя логика и свое видение, появляется шанс найти общее. Какой еще вопрос можно задать, чтобы проверить, насколько точно собеседник понял вашу позицию?

В. Демонстрация логичности важна, но не через принижение другого. Плюс – это усиливает вашу позицию. Минус – если это делается для самоутверждения, это вызовет сопротивление. Как можно показать обоснованность своей точки зрения, не обесценивая при этом видение оппонента?

Г. Вызывать вину – это манипуляция. Плюс – это может временно сработать. Минус – это не способствует открытому и честному диалогу. Какие чувства, кроме вины, могут помешать собеседнику признать, что он вас понял?


5. Переговорная стратегия «ЛЮТАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ» (при нарушении договоренностей) начинается с четкой констатации факта нарушения, после чего рекомендуется сделать паузу. Какую роль играет эта пауза?

А. Дает вам время собраться с мыслями и подготовить следующий обвинительный аргумент.

Б. Передает ответственность за первую реакцию на нарушение собеседнику, давая ему возможность осмыслить сказанное и, возможно, сразу предложить объяснение или решение.

В. Усиливает напряжение и показывает вашу непреклонность, заставляя собеседника нервничать.

Г. Это просто тактический прием, чтобы сбить собеседника с толку и показать, кто здесь главный.

Комментарии:

А. Подготовка обвинений – это не цель конструктивной стратегии. Плюс – это может быть естественным импульсом. Минус – пауза здесь больше для собеседника, чем для вас. Какие мысли и чувства могут возникнуть у вас во время этой паузы, если вы настроены на решение, а не на обвинение?

Б. Именно так! Пауза – это как передача мяча на поле собеседника. Она дает ему пространство для ответа и показывает, что вы ожидаете от него реакции, а не собираетесь читать монолог. Как вы думаете, почему многим людям так трудно выдерживать паузы в напряженном разговоре?

В. Напряжение может усилиться, но это не главная цель. Плюс – это может подчеркнуть серьезность. Минус – если пауза используется для давления, это может вызвать защитную реакцию. Как использовать паузу для создания пространства для размышления, а не для нагнетания страха?

Г. «Главный» здесь не тот, кто молчит, а тот, кто управляет процессом конструктивно. Плюс – это может быть ошибочным восприятием. Минус – пауза – это мощный инструмент диалога, а не просто тактика. В каких еще ситуациях молчание может быть более «красноречивым», чем слова?


6. В стратегии «ЛЮТАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ», после обсуждения нарушения, вы спрашиваете собеседника: «Что вы предлагаете сделать, чтобы исправить ситуацию?». Какова основная задача этого шага?

А. Показать свою некомпетентность в решении подобных проблем и полностью положиться на оппонента.

Б. Стимулировать собеседника взять на себя ответственность за исправление ситуации, которую он создал, и предложить конкретные шаги, вместо того чтобы просто оправдываться или защищаться.

В. Дать собеседнику ложную надежду на то, что его предложения будут приняты, хотя у вас уже есть свой план.

Г. Проверить, насколько собеседник готов идти на уступки и чем он готов пожертвовать.

Комментарии:

А. Это не про некомпетентность, а про передачу ответственности. Плюс – это может быть страхом некоторых. Минус – вы остаетесь в сильной позиции, предлагая нарушителю исправить свою ошибку. Как можно задать этот вопрос так, чтобы он подчеркивал вашу готовность к сотрудничеству, но и требование ответственности?

Б. Совершенно точно! Это как сказать: «Вы разбили вазу, вам и склеивать, или предлагать, как компенсировать ущерб». Это активизирует собеседника и переводит его из пассивной обороны в активный поиск решения. Какой еще вопрос можно задать, чтобы усилить этот эффект?

В. Ложная надежда – это манипуляция. Плюс – это может быть тактическим ходом. Минус – эта стратегия направлена на достижение реальных договоренностей, а не на обман. Почему честность и прозрачность намерений важнее в долгосрочной перспективе, чем сиюминутные тактические выгоды?

Г. Проверка готовности к уступкам – это часть процесса, но не главная задача. Плюс – это важная информация. Минус – основной фокус на том, чтобы собеседник сам предложил решение, а не на том, чтобы «выторговать» у него уступки. Как этот вопрос помогает оценить степень осознания собеседником своей ответственности?


7. Прием «Удар ценностями» («...я считаю своим долгом это сделать, так как для меня важно опираться на объективные факты...») эффективен в конфликтах. Каков его основной механизм действия?

А. Обвинение собеседника в отсутствии у него важных ценностей, таких как честность или объективность.

Б. Апелляция к общим или высоким ценностям (правда, факты, справедливость) для обоснования своей позиции и мягкого указания на неконструктивность подхода собеседника.

В. Демонстрация своего морального превосходства и непоколебимости собственных принципов.

Г. Попытка навязать собеседнику свои личные ценности как единственно правильные.

Комментарии:

А. Обвинение в отсутствии ценностей – это агрессия. Плюс – это может быть так воспринято. Минус – прием направлен на апелляцию к тому, что потенциально важно для обеих сторон. Как можно использовать этот прием, не переходя на личности и не обвиняя?

Б. Абсолютно верно! Это как поднять флаг общих идеалов, перед которыми меркнут мелкие разногласия. Это призыв к более высокому уровню дискуссии. Какую общую ценность вы могли бы использовать в недавнем споре, чтобы сделать его более конструктивным?

В. Моральное превосходство не способствует решению конфликта. Плюс – это может быть подсознательным желанием. Минус – это создает дистанцию и вызывает сопротивление. В чем разница между «опорой на ценности» и «демонстрацией морального превосходства»?

Г. Навязывание ценностей – это насилие. Плюс – это может быть неосознанным намерением. Минус – прием эффективен, когда апеллирует к тому, что уже признается ценным обеими сторонами, или к универсальным ценностям. Как найти те ценности, которые будут действительно «общими» для вас и вашего оппонента?


8. Вопросы типа «Простите, с какой целью вы задаете этот вопрос сейчас?» или «Мы сейчас обсуждаем решение проблемы X. Ваш вопрос помогает нам приблизиться к решению?» относятся к приему «Управление прожектором внимания». Какую пользу они приносят в напряженном обсуждении?

А. Позволяют уклониться от ответа на неудобный вопрос, переведя стрелки на собеседника.

Б. Возвращают фокус обсуждения к основной теме, пресекают попытки увести разговор в сторону, обесценить проблему или перейти на личности, сохраняя конструктивность диалога.

В. Демонстрируют вашу нетерпимость к любым отклонениям от темы и желание жестко контролировать беседу.

Г. Оскорбляют собеседника, ставя под сомнение релевантность его высказываний и его умение вести диалог.

Комментарии:

А. Уклонение от ответа – это не цель этого приема. Плюс – это может быть тактическим ходом. Минус – «управление прожектором» направлено на сохранение продуктивности, а не на избегание. Как можно использовать этот прием, чтобы мягко вернуть разговор в русло, не обидев собеседника?

Б. В самую точку! Это как работа регулировщика на оживленном перекрестке – помогает направить поток мыслей и слов в нужное русло. Это про ясность и целенаправленность. Какой еще вопрос или фраза могли бы помочь вам вернуть «прожектор внимания» на главную тему обсуждения?

В. Контроль важен, но не через нетерпимость. Плюс – это может показаться проявлением жесткости. Минус – этот прием можно использовать очень уважительно, апеллируя к общей цели. Как показать важность соблюдения темы, не превращаясь в «надзирателя»?

Г. Оскорбление – это провал коммуникации. Плюс – так может воспринять чувствительный собеседник. Минус – если вопрос задан корректно и с целью прояснить, он не должен оскорблять. От чего зависит, будет ли такой вопрос воспринят как конструктивный или как нападка?


КАК ПЕРЕСТАТЬ СТРАДАТЬ? 68 пунктов внутренней силы



Зачастую человек сам заставляет себе страдать. И в этом есть широкий ассортимент выгод, которые благодаря своим страданиям человек получает. А что если он разрешит себе перестать создавать события для страданий? Какой тогда станет его жизнь? И может ли ему в этом помочь хоть кто-нибудь, кроме него самого? Об этом этот материал в том числе.


БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ) В ШКОЛЕ: что делать? | Пошаговое руководство



Дети никогда не смогут сами разрешить проблему целенаправленной травли (буллинг). Они не идут к взрослым, не ищут у них помощи, потому что не верят, что им могут помочь. Травля — это умышленное агрессивное поведение детей по отношению к сверстникам, что сопровождается физическими или чаще психологическими издевательствами. Травля отличается от обычной детской ссоры преднамеренными, целенаправленными и систематическими издевательствами над ребенком.


Обесценивание друг друга: 11 причин с примерами



ЖЕСТОКИЕ ОТНОШЕНИЯ (АБЬЮЗ): признаки, цикл, последствия




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.