Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 38 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 38


1. Правило «Проактивное планирование дня» рекомендует заранее определять задачи по трем сферам: Забота о себе, Создание/поддержание системы, Укрепление ценностей. Какая основная польза такого подхода?

А. Гарантирует выполнение абсолютно всех запланированных дел без каких-либо сбоев.

Б. Снижает утреннюю неопределенность, задает вектор движения и обеспечивает сбалансированность жизни, не давая текучке вытеснить важные, но не срочные дела (забота о себе, ценности).

В. Позволяет максимально загрузить свой день задачами, чтобы не оставалось времени на отдых и развлечения.

Г. Это необходимо только для людей с очень плохой памятью, чтобы ничего не забыть.

Комментарии:

А. Гарантий в жизни мало, и планы могут меняться. Плюс – это идеальная цель. Минус – такой подход помогает скорее адаптироваться к сбоям, чем полностью их исключить. Как гибкость в планировании может сочетаться с проактивностью?

Б. Совершенно верно! Это как проложить маршрут перед поездкой – знаешь, куда едешь, и не забудешь заехать за «бензином» (забота о себе) и «повидаться с друзьями» (ценности). Какой один шаг по «укреплению ценностей» вы бы добавили в свой план на завтра?

В. Цель не в максимальной загрузке, а в сбалансированной. Плюс – это может быть ошибочным представлением о продуктивности. Минус – такой подход как раз помогает найти время на отдых, выделяя его как важную задачу. Почему «забота о себе» так же важна, как и рабочие задачи?

Г. Память здесь ни при чем, это про осознанность и управление. Плюс – это может быть полезно для забывчивых. Минус – даже с хорошей памятью легко упустить важное в суете дня, если нет фокуса. Как такой вид планирования может помочь улучшить не память, а именно качество жизни?


2. Что означает принцип «Синергия активностей» в контексте управления временем и ресурсами, и какой пример это иллюстрирует?

А. Выполнение только одной задачи за раз для максимальной концентрации.

Б. Поиск возможностей объединять несколько дел в рамках одного процесса или поездки, создавая дополнительную ценность (например, во время командировки записать интервью для статьи).

В. Отказ от всех второстепенных активностей, чтобы сосредоточиться на одной главной цели.

Г. Постоянное переключение между разными задачами, чтобы поддерживать высокий уровень энергии.

Комментарии:

А. Фокусировка на одной задаче – это другой принцип (работа блоками). Плюс – это тоже эффективно. Минус – синергия – это про совмещение, а не про изоляцию задач. В каких случаях однозадачность предпочтительнее синергии, и наоборот?

Б. Абсолютно точно! Это как «убить двух зайцев одним выстрелом», но не в смысле охоты, а в смысле умножения пользы. Это про креативный подход к использованию времени. Какую одну свою рутинную поездку или процесс вы могли бы «усилить» дополнительной полезной активностью?

В. Фокус на главном важен, но синергия не про отказ, а про умное совмещение. Плюс – это помогает не распыляться. Минус – можно совмещать и второстепенные дела, если это экономит ресурсы. Как отличить «синергию» от простого «делания нескольких дел одновременно»?

Г. Постоянное переключение как раз снижает энергию и продуктивность. Плюс – это может создавать иллюзию активности. Минус – синергия – это не хаотичное переключение, а продуманное объединение. Чем отличается «синергия активностей» от «многозадачности», которая часто вредна?


3. Правило «Итеративный подход к задачам» советует решать большие или сложные задачи «несколькими подходами, делая понемногу, но регулярно». Почему это эффективно?

А. Потому что так можно создать видимость работы над задачей, даже если реального прогресса нет.

Б. Это снижает прокрастинацию и страх перед большими проектами, позволяет подсознанию обрабатывать информацию между подходами и делает задачу выполнимой.

В. Это самый быстрый способ выполнить сложную задачу, так как не требует глубокого погружения.

Г. Этот подход подходит только для творческих задач, но не для технических или аналитических.

Комментарии:

А. Видимость работы – это самообман. Плюс – это может быть способом начать. Минус – итеративный подход нацелен на реальный, пусть и постепенный, прогресс. Как отслеживать реальный прогресс при итеративном подходе, чтобы не скатиться в имитацию?

Б. В самую точку! Это как восхождение на высокую гору: шаг за шагом, с остановками на отдых и осмысление. Подсознание в это время тоже «работает». Какую одну большую задачу вы могли бы начать решать итеративно, разбив ее на маленькие этапы?

В. Это не всегда самый быстрый, но часто самый надежный способ. Плюс – это снижает начальное сопротивление. Минус – каждый «подход» может требовать глубокого погружения на своем этапе. Почему попытка сделать все «одним махом» часто приводит к худшему качеству или провалу?

Г. Итерации полезны в любой сложной деятельности. Плюс – для творческих задач это особенно органично. Минус – и в программировании, и в научных исследованиях итеративный подход очень распространен. В каких еще, на ваш взгляд, нетворческих сферах этот принцип был бы полезен?


4. В чем заключается главная цель техники «Перепросмотр жизни», которая анализирует связь между событиями прошлого, сделанными тогда выводами и их влиянием на настоящее?

А. Чтобы заново пережить все травмы детства и найти виновных в своих нынешних проблемах.

Б. Не в «копании» в прошлом ради процесса, а в выявлении влияния прошлого на решения сейчас, чтобы сместить фокус с беспомощности на активное изменение настоящего.

В. Чтобы доказать, что все проблемы взрослого человека закладываются исключительно в детстве, и он не несет за них ответственности.

Г. Чтобы составить подробную автобиографию для потомков, зафиксировав все важные события.

Комментарии:

А. Поиск виновных и ретравматизация – это не цель. Плюс – эмоции могут подняться. Минус – задача – не застрять в прошлом, а извлечь из него уроки для настоящего. Как можно работать с болезненными воспоминаниями, не погружаясь в них с головой, а сохраняя позицию наблюдателя?

Б. Совершенно верно! Это как найти «код» старой программы, чтобы переписать его и запустить новую, более эффективную версию себя «здесь и сейчас». Прошлое – это ключ, а не приговор. Какой один свой повторяющийся паттерн в настоящем вы бы хотели исследовать через призму прошлого?

В. Ответственность за прошлое и за настоящее – это разные вещи. Плюс – это может снять часть вины. Минус – важно взять ответственность за изменение своей жизни сейчас, несмотря на прошлое. Как понимание влияния детства может помочь взять на себя ответственность за свою взрослую жизнь?

Г. Автобиография может быть побочным продуктом, но не главной целью. Плюс – это полезное упражнение. Минус – «Перепросмотр» – это терапевтический инструмент для изменения, а не просто для фиксации событий. Чем «перепросмотр жизни» отличается от простого ведения дневника воспоминаний?


5. При «Перепросмотре жизни» анализ события с условной позиции «Родитель» предполагает описание того, «как следовало родителям поступить, чтобы не нанести урон». Какую практическую пользу это несет для человека, выполняющего упражнение?

А. Позволяет осудить своих реальных родителей за их ошибки и высказать им все претензии.

Б. Помогает воспитать в себе Заботливую, а не Критикующую внутреннюю «родительскую» часть, учась тому, как более конструктивно и поддерживающе относиться к самому себе.

В. Формирует идеализированный образ «идеальных родителей», что только усиливает разочарование в реальных.

Г. Это чисто теоретическое упражнение, не имеющее прямого влияния на самоощущение человека.

Комментарии:

А. Осуждение и претензии – это неконструктивно. Плюс – это может быть первым эмоциональным выплеском. Минус – цель – не обвинить, а научиться заботиться о себе по-новому. Как можно отделить оценку поступков родителей от осуждения их личности?

Б. Абсолютно точно! Мы как бы «переучиваем» своего Внутреннего Родителя, делая его более мудрым, добрым и поддерживающим по отношению к своему Внутреннему Ребенку. Это про самосострадание. Какой один поддерживающий совет вы бы дали себе из позиции такого «идеального» Заботливого Родителя?

В. Идеализация может быть ловушкой. Плюс – это помогает увидеть альтернативу. Минус – важно не создать новый недостижимый идеал, а найти конкретные способы самоподдержки. Как избежать идеализации при формулировании «как следовало бы поступить»?

Г. Это очень даже практическое упражнение с глубоким влиянием. Плюс – так может показаться на первый взгляд. Минус – изменение внутреннего диалога с собой (голоса Внутреннего Родителя) напрямую влияет на самооценку и эмоциональное состояние. Замечали ли вы, как ваш внутренний критик или, наоборот, поддерживающий голос влияет на вас?


6. Для чего в технике «Перепросмотр жизни» необходимо анализировать событие с условной позиции «Ребенок», описывая, «что хотел ребенок» в той ситуации?

А. Чтобы вновь почувствовать себя маленьким и беспомощным, оправдывая свои нынешние неудачи детскими травмами.

Б. Это помогает развить осознание своих истинных (часто подавленных в детстве) потребностей, желаний, чувств и научиться их признавать, называть и предъявлять себе и другим во взрослой жизни.

В. Чтобы обвинить родителей в том, что они не удовлетворяли все желания ребенка.

Г. Чтобы вернуться в детство и «доиграть» в те игры, в которые не удалось поиграть тогда.

Комментарии:

А. Оправдание неудачами – это не цель. Плюс – это может быть риском. Минус – задача – не застрять в роли жертвы, а услышать голос своих истинных потребностей. Как можно использовать понимание детских нужд для усиления себя взрослого, а не для самооправдания?

Б. В самую точку! Это как дать слово той части себя, которую долго заставляли молчать. Услышать и признать свои детские желания и чувства – это шаг к исцелению и целостности. Какое одно ваше «детское» желание или чувство вы бы хотели признать и легализовать для себя сейчас?

В. Обвинение родителей не поможет. Плюс – это может быть первым импульсом. Минус – цель – не обвинить, а понять свои неудовлетворенные потребности и научиться заботиться о них сейчас. Как можно говорить о своих детских потребностях без обвинения тех, кто не смог их удовлетворить?

Г. «Доиграть» можно, но это скорее метафора. Плюс – это может быть частью терапии. Минус – главный фокус на осознании и вербализации того, что было важно тогда, чтобы это не мешало жить сейчас. Какие «недоигранные» детские сценарии могут влиять на ваши взрослые отношения или выборы?


7. Условная позиция «Взрослый» в технике «Перепросмотр жизни» считается самой важной, так как она «полностью переписывает негативную установку». Что характеризует эту позицию?

А. Способность критически оценивать поведение своих родителей и выносить им строгий вердикт.

Б. Активная жизненная позиция, позитивный взгляд на себя, людей и мир, самостоятельность, ответственность и формулировка новых, рациональных убеждений.

В. Умение полностью забыть о прошлом негативном опыте и начать жизнь «с чистого листа».

Г. Принятие роли жертвы обстоятельств, но с пониманием того, как это произошло.

Комментарии:

А. «Строгий вердикт» – это не про Взрослого, а скорее про Критикующего Родителя. Плюс – анализ важен. Минус – Взрослый стремится к пониманию и конструктивным выводам. Как отличить «взрослый анализ» от «родительской критики» при оценке прошлого?

Б. Абсолютно верно! Позиция Взрослого – это наш внутренний «капитан», который берет штурвал своей жизни, опираясь на реальность, здравый смысл и свои ценности. Это про авторство. Какое одно новое, более здоровое убеждение о себе вы бы сформулировали из позиции своего Взрослого?

В. Забыть прошлое невозможно, да и не нужно. Плюс – это может быть желанием. Минус – Взрослый интегрирует опыт, а не амнезирует его. Как можно использовать прошлый негативный опыт как ресурс для роста, а не как бремя?

Г. Принятие роли жертвы – это противоположность Взрослой позиции. Плюс – понимание важно. Минус – Взрослый не принимает роль жертвы, а ищет способы влиять на ситуацию. В чем разница между «пониманием, как я оказался в роли жертвы» и «оставанием в роли жертвы»?


8. В примере с несправедливым замечанием от учителя и реакцией родителей, один из иррациональных выводов ребенка был: «Лучше молчать и не спорить, даже если прав(а), чтобы избежать наказания». Какая формулировка из позиции «Взрослый» наиболее конструктивно оспаривает этот вывод?

А. «Я всегда буду доказывать свою правоту, чего бы мне это ни стоило, потому что справедливость превыше всего».

Б. «Я учусь отличать ситуации, где стоит отстаивать свою правду, от тех, где это бессмысленно, и стремлюсь выражать свое несогласие спокойно, уважительно, но твердо».

В. «Я никогда больше не буду обращать внимания на мнение взрослых, так как им нельзя доверять».

Г. «Я буду молчать еще усерднее, чтобы точно никто и никогда меня не наказал».

Комментарии:

А. «Всегда доказывать» – это тоже крайность, которая может быть неэффективной. Плюс – это про стремление к справедливости. Минус – это не учитывает контекст и возможные риски. Когда «борьба за правду» может принести больше вреда, чем пользы?

Б. Именно так! Это гибкая, адаптивная и ассертивная позиция. Она сочетает уважение к себе и своей правде с мудрым выбором стратегии поведения. Это про внутреннюю силу и гибкость. Какой первый шаг вы могли бы сделать, чтобы научиться более ассертивно выражать свое мнение?

В. «Никогда не обращать внимания» – это обобщение и тоже неконструктивно. Плюс – это может быть реакцией на боль. Минус – это лишает возможности учиться у других и строить доверительные отношения. Как найти баланс между здоровым скептицизмом и способностью доверять?

Г. «Молчать еще усерднее» – это усиление старого, неэффективного паттерна. Плюс – это понятное желание избежать боли. Минус – это не решает проблему, а лишь консервирует ее. К каким долгосрочным последствиям может привести привычка «молчать и терпеть»?


Смысл и ценности в вашей жизни: сессия с Альбертом



Сессия в открытых вопросах, посвященная поиску и нахождению смысла в жизни человека на основе его ценностей. Человек целостный в данном уроке — человек, слова и поступки которого созвучны с его ценностями и мыслями. Урок адаптирован под формат сессии в открытых вопросах с Альбертом: зритель ставит урок на паузу и отвечает на предложенные вопросы.


Не говори никому НЕТ: последствия БЕЗОТКАЗНОСТИ




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.