Годы юности тянутся так медленно потому, что они полны событий;
годы старости бегут так стремительно от того,
что заранее предопределены. (Альбер Камю)

Выход из манипуляций треугольника Карпмана


 Я не могу управлять направлением ветра, но всегда смогу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уальд)


Раздаточный материал



Будущее — это зеркало без стекла.


Часть 1. Треугольник отношений - Треугольник Карпмана


Треугольник отношений - Треугольник Карпмана, состоящий из трёх вершин:

Жертва: Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь непредсказуема и зла. Она все время делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страдание». Эмоции: страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность. «Как я от всего этого устала!»

Преследователь: находится в страхе, раздражении, гневе. Он живет в прошлом (вспоминает прошлые беды) и в будущем (придумывает новые). Мир для него – мир страданий, так же как и для Жертвы. Его основной посыл: «как бы чего не вышло!» Панически боится изменений. Несет на плечах Эверест, страшно устает от этого, и винит в своей усталости тех, кого контролирует. И обижается: «Не ценят, мол, заботы!» «Как я устал заботиться о вас всех!» - вопиет Преследователь.

Спасатель: жалеет и спасает Жертву, сочувствует Преследователю. Фоновые чувства Спасателя – жалость, обида (не оценили стараний по спасению), вина (не смог спасти), гнев на Преследователя. Очередная акция спасения заканчивается ростом ЭГО Спасателя: «Без меня вы все погибните!». Он гордится и смотрит свысока на Жертву, Преследователя и весь мир. «Как мне вас жалко!» - фоновая мысль и эмоция Спасателя.


Игры, манипуляции


«Ты хочешь помыть посуду или вынести мусор?» Ложный выбор как средство управления

Ложные выборы бывают двух видов: «вилка» (две возможности) и выбор, охватывающий все возможности класса, когда предлагается несколько выборов, а в конце — некая иллюзия свободы «на заданную тему». Например: ты можешь вынести мусор, помыть пол, починить полку или сделать что-нибудь другое, чтобы наш дом стал уютнее и чище.


«Боже, как у меня болит голова!..»: манипуляция состоянием

Эта манипуляция эффективна, как авиационная бомба, и настолько же деструктивна. Манипулятор всем своим видом демонстрирует усталость, страдание, болезнь и «физическую невозможность» что-то доказывать и выслушивать какие-либо возражения. При помощи метасообщения манипулятор показывает, что объект манипуляции—мучитель и палач, вызывает у того чувство вины и привлекает на свою сторону окружающих.


«Сами-то мы не местные - манипуляция обстоятельствами

«Погорельцы мы, из соседнего села», «Брат пьет, муж бьет», «У меня сын двоечник», «А у меня вообще с отклонениями, это и врач сказал!», «Меня ж в армию забирают!», «Машину-то угнали, да... А кредит выплачивать надо» — ну, и так далее. Если покопаться, то сколько их найдется, обстоятельств в настоящем, в прошлом или в возможном будущем, из-за которых кто-то имеет право на особое отношение, всяческие моральные «скидки», сочувствие, помощь и вообще получение от вас того, что вы, в принципе-то, давать не планировали? Бессчетное множество. Кто-то таким образом добивается денег, кто-то снисхождения, кто-то — даже секса. Однако любителям посетовать на свое положение недурно будет вспомнить, что маски имеют свойство прирастать, и, войдя в роль несчастного, не так-то просто будет из нее выйти, ну, а закон идеодинамики — один из самых работающих в мире...


«Ломалась так она, что больше не хотелось... ее ни видеть и ни слышать никогда!»: манипуляция возможными проблемами

Наверняка каждый из нас на том или ином жизненном этапе встречал человека, который добивался повышенного внимания к своим нуждам и потребностям весьма занятным способом. «А почему мне четыре, а не пять? Ему вот пять с минусом, а у него тоже две помарки на странице!»; «Подожди, ты ничего не хочешь мне объяснить? Ты весь вечер смотрел на Зойку! Ты ее любишь, да?»; «Я не могу так работать! Мне не хватает высокоскоростного Интернета! Что значит — как у всех? Вот пусть вам все почту и рассылают!»


«Не верю!» Станиславского или манипуляции недоверием

Помните слова одной популярной песенки? Одиночество — сволочь, одиночество — скука, ну и — из песни слова не выкинешь, одиночество — сука. Я сама так решила, я сама дверь закрыла... и что-то там еще. Манипулятор проявляет искусственное недоверие и подозрительность. Ставит под сомнение действия и слова объекта манипуляции. А тот, кем так манипулируют, стремится сделать хоть что-то, чтобы ему стали доверять, перестали подозревать его в измене родине и сомневаться в дееспособности.


«Ты мне не нужен...»: манипуляция равнодушием и расставанием

«Я могу бросить тебя, когда захочу,—транслирует манипулятор своему партнеру. — Больно ты мне нужен...» Тут он может еще повесить трубку или развернуться картинно и уйти в темноту. А партнер вынужден бежать следом, утешать, обнимать, просить, доказывать, обещать, делать. Что угодно, лишь бы «драгоценный» никуда не делся.


«Как ты меня разочаровал: манипуляция «свержением с пьедестала»

В этом случае манипулятор «играет» на полярности поведения и отношения. Пьеса начинается с того, что он смотрит на «объект» почти влюбленными глазами. С восхищением ловит каждое слово. Соглашается со всем подряд. А потом вдруг враз меняет курс и становится холодным и презрительным. Может найтись повод, но, в принципе, это не обязательный элемент... И — чего только ни сделаешь, чтобы вернуть расположение человека, который когда-то относился к тебе с таким теплом, такой любовью...


«Ой, умру я, умру я, похоронят меня-а-а...»: манипуляция суицидом

Вот она, крайне неприятная — и неприятно распространенная манипуляция. Манипулятор прямо или косвенно угрожает самоубийством. Или демонстративно ждет того самого конца.


Манипуляция: «Из-за тебя твой ребенок страдает!»

Кто только ни берется манипулировать детьми! Даже еще не рожденными: бросай курить, из-за тебя у нас родятся больные дети! Супруги, родители супругов, «сердобольные» соседи, врачи — сколько же найдется людей, которые знают, что лучше для вашего ребенка, что ему нужно, чего не хватает... Бывает, что свои потребности маскируются под потребности ребенка: нам нужна большая квартира, малышу тут будет тесно! А бывает, образ ребенка используют просто для того, чтобы вызвать чувство вины и поставить себя в позицию мудрого лидера.


«Чтоб ты сдох»: страшная история о тайных желаниях и скрытых намерениях

Чаще всего кашу заваривают женщины. Да-да, хрупкие, нежные создания, дарительницы жизни гораздо чаще, чем представители сильного пола, стремятся свести своих благоверных в могилу. Правда, мужья очень быстро начинают мстить за такую несправедливость и тоже подтачивают женщинам здоровье. Манипуляция проявляется как постоянное стремление держать партнера в напряжении. Стремление, кстати, может быть неосознаваемым, а вот результат — налицо. Манипулятор постоянно устраивает скандалы и скандальчики, нервирует партнера так и эдак, придумывает ему новые и новые задачи — и ставит их в тот момент, когда человек бывает особенно занят (особенно чем-то важным для себя).


 


Пример

В семье, например, такие люди обычно довольно жёстко занимают одну из позиций. Например, Муж-Жертва, потому что приносит мало денег и чтобы заглушить вину – пьет. Жена – Преследователь, все время рассказывает ему, как он не прав. А когда он напьется и ему плохо, жена может перекинуться в Спасателя и лечить его от алкоголизма или хотя бы поить утром рассолом. Муж тоже «ходит» по трем субличностям. В основном он – Жертва, но напившись, может начать гонять домашних. А потом «спасать» их, заглаживая свою вину сладостями и подарками.


Просмотр отрывка из фильма ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ:


Обсуждение.

Треугольник Карпмана – это «раненый ребенок», и не важно, сколько ему лет – 10 или 70. Эти люди могут так никогда и не вырасти. Конечно, они всю жизнь мечутся в поисках выхода, но редко его находят. Для того, чтобы это сделать, нужно взбунтоваться против своих устоявшейся паттернов поведения, позволить себе быть «плохим» для окружающих, «бездушным и безжалостным эгоистом, который живет только для себя».



Этот новый способ жить (для СЕБЯ, а не для других) действительно может разрушить отношения с близкими, создать кучу неприятностей на работе и в устоявшемся кругу друзей и знакомых. Поэтому для того, чтобы совершить побег от нудной, но предсказуемой безопасности требуется много мужества. Человек, которого по-настоящему достало его безрадостное существование, имеет шанс найти в себе силы. Через страх, вину, агрессию. Сделав СВЕРХусилия, он может перейти на новый уровень. Потому что только там по-настоящему начинается ЕГО жизнь.


Часть 2. Я-послание: уровень поведения + вербализация чувств



Я-послание - обращение, в котором человек без обвинений говорит другому о своих чувствах и желаниях. Описывает свои чувства и формулирует свои пожелания (дает инструкции) - не только без наездов, но и по возможности с мотивацией нужных ему от партнера действий.


Примеры


Ты-послание: Ты никогда меня не слушаешь! Мне необходимо, чтобы меня слушали, а не считали ворон!

Я-послание: Мне важно твое мнение, но когда собеседник меня не слушает, мне неприятно.


Ты-послание: Почему ты не даешь мне договорить, постоянно меня перебиваешь?

Я-послание: Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.


Ты-послание: Вечно ты хамишь!

Я-послание: Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.


Ты-послание: Ты всегда ужасно себя ведешь!

Я-послание: В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.


Ты-послание: Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

Я-послание: Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.


Часть 3. Выход из манипуляции: Я-послание, открытый вопрос,
метамодельные вопросы.



Шаги:

  1. Осознать свою эмоцию.
  2. Осознать свою цель, увидеть сквозь время. И что дальше?
  3. Частичное Да - понижение агрессии.
  4. Я-послание: Когда ты {уровень действий}, то я чувствую {чувства}.
  5. Чего ты хочешь?
  6. Метамодельные вопросы при необходимости. (Разбивать нарушения).
  7. Коммуникация: предложить, запросить новый способ взаимодействия.

Если цель есть и ответ на 4 вопрос конструктивный, то - переговоры. Если цели нет, то назначение и выполнение санкций! Не играть!


Метафора: Когда учимся печатать вслепую, то сначала играем странными словами типа АРАП, ОЛДЖ, АВЫФ. 

Метафора: В темной комнате ориентируется лучше тот, кто в ней чаще бывает.


Часть 4. Отработка группой


Завершение. Обратная связь, делимся наблюдениями, эмоциями.

QCIC - авторский проект Альберта Сафина по развитию стратегического мышления на базе транзактного анализа, этологии человека и речевого воздействия.

Договор оферты | Политика конфиденциальности

ИП Сафин Альберт Рауисович | ИНН 781020808790 | ОГРН 318784700323540