ТА - 03: контент и контекст, функциональная модель, жизненные позиции



Важно

  • Ты слишком долго искал. Теперь откажись от поисков и учись находить.
  • Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.
  • Ваше отношение определяет ваше положение.
  • У улыбки больше друзей, чем у хмурости.
  • Написанное пером не вырубишь топором.
  • Рукописи не горят.

Контент и Контекст

  • Содержание уживается только в определенной среде;
  • Контент и контекст: пески и пустыня, льды и северный полюс;
  • Вы своим отношением (контекст) определяете контент!

Автономия: создавать зрелые отношения с людьми, позволяя им быть самим собой.


Прокрустово ложе

Из древнегреческих мифов. Прокруст (по-гречески «растягивающий») жил у дороги и обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, ноги вытягивал — по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тезей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Не подгоняйте все вокруг под модели, о которых узнаете. Мир гораздо более разнообразен. Обучайтесь и стройте свою систему. Польза - критерий вашей индивидуальной истины.


Важно

  • Наш мозг гениален - он может наработать любые способности - вспомнить лестницу компетенций.
  • Каждый из нас - наше зеркало, каждый пытается нам что-то сказать.

Опыты и выводы

Уайлдер Пенфилд описывает эксперименты с мозгом - это научное обоснование того, что всё, отразившееся в нашем сознании, детально фиксируется памятью, накапливается в хранилищах мозга и может быть воспроизведено. Стимулирование определенной зоны мозга рождает картину прошлого, переживание этого опыта. Нет стимулирования - переживание проходит. Электрод вызывает конкретные воспоминания, а не обобщенные, смешанные образы. Реакция на электрод была непроизвольной. Появлялись не только события, но и связанные с ним чувства. Событие и вызванное им чувство связано в мозгу настолько прочно, что невозможно вызвать одно без другого. Сначала происходит пробуждение переживания, потом сознательное воспоминание, но воспоминание приходит не всегда - не можем вспомнить, а чувства есть.

Обсудить примеры: звуковые якори в виде песен, которые возвращают нас в моменты жизни; якори обонятельные и так далее.

Вывод: мозг - записывающее устройство, фиксирующее всё, что произошло с нами с момента рождения.

Интересная фраза: непрерывность в вызываемых воспоминаниях и представляет собой время.


Родитель, Взрослый и Ребенок

Р, В, Д - структура личности. Каждое из состояний - это психологическая реальность. Родитель - это запись всех внешних воздействий, непосредственно, без проверки, до 5 лет, долговременная запись. Её нельзя стереть. Особенность: фиксация противоречий: «Не лги», а сами говорят неправду. Ребенок - это воспроизведение того, что человек видел, слышал, чувствовал и понимал. Личность охвачена чувствами - над ней верх берет Ребенок. Аристотель говорил так: то, что выражается, уже отражено - негодующий за рулем не мог научиться делать так, если не научился у кого-то, например. Взрослый - ощущение преимущества передвижения в пространстве. Осознание того, что реальная жизнь отличается от преподанной концепции Родителя и от прочувствованной концепции Ребенка. Взрослый - продуманная концепция жизни на основе сбора и анализа информации.


Благодаря Взрослому маленький человек начинает различать жизнь настоящую от жизни, преподанную и демонстрируемую ему Родителем. Благодаря Взрослому маленький человек начинает различать жизнь настоящую от жизни, какой он её переживает, желает и воображает в состоянии Ребенка. Взрослый - это постижение жизни им самим.


Для маленького ребенка безопаснее поверить в ложь, чем поверить собственным глазам и ушам. Пример с добрым полицейским, который не мог существовать, учитывая впаянные в ребенка установки Родителя, что полицейский плохой: папа в тюрьме, мама торгует наркотиками.

Родитель - это интроекции. Интроекции - это импринты. Интроекция - это включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок - интроектов. В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Ребенок - воспоминания.


Функциональный анализ эго-состояний


Адаптивный ребенок и свободный ребенок

Представите себе, что я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Я поступаю, думаю и чувствую как я это делал в детстве. Когда я был ребенком, я в течении длительного времени адаптировался к требованиям родителей. Для того, чтобы нормально жить я научился быть вежливым с соседями, хотя, возможно, они мне не очень-то и нравились. Когда я хотел высморкаться, я пользовался носовым платком, а не рукавом, хотя рукавом было удобнее. Очень рано в жизни я понял, что отцу я больше нравлюсь спокойным, поэтому, когда он был поблизости, я по большей части вел себя спокойно. Матери нравилось, когда я смеялся и, по-видимому, не нравилось, когда я плакал и сердился. Поэтому, когда я был с матерью, я большую часть времени смеялся, даже тогда, когда мне было грустно и хотелось плакать или я сердился и хотел накричать на нее. Теперь, будучи взрослым, я часто проигрываю эти способы поведения, которым я решил следовать ребенком для того, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, я нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка.

В моем детстве были случаи, когда я восставал против этих правил и ожиданий, которые мои родители, возможно, навязывали мне. Когда Отец поворачивался спиной, я делал рожи маленькой соседской девочке. А иногда, когда я был сам по себе, я хорошенько сморкался в рукав просто потому, что я устал пользоваться этим носовым платком. Временами мне было так плохо от того, что надо постоянно смеяться в присутствии матери, что я хмурился весь день, просто чтобы показать ей. Когда я поступаю подобным образом, я как-будто бы переворачивал наизнанку правили моих родителей. Вместо того, чтобы адаптироваться к их ожиданиям, я старался изо всех сил сделать все наоборот.

Во взрослой жизни я могу продолжить восставать подобным образом. Довольно часто я могу и не осознавать, что мое поведение является бунтом. Когда босс дает мне трудную работу, я могу обнаружить, что у меня «нет достаточно времени», чтобы закончить работу в срок. На самом деле у меня ровно столько же времени, сколько и у других - двадцать четыре часа каждый день. Говоря боссу о том, что я не выполнил задание, я, возможно, испытываю необъяснимое удовлетворение, типа «Вот так то!». В возрасте четырех лет я, по-видимому, испытывал чувство бунтарского удовлетворения, когда я давал Матери понять, что она не может заставить меня съесть эту последнюю картошку на тарелке. Когда я бунтую подобным образом, я, тем не менее, все еще следую детским правилам. Следовательно я все еще в эго-состоянии Адаптированного Ребенка.

Иногда в своем детстве я поступал независимо от родительского давления. В этом случае я ни адаптировался к ожиданиям родителей, ни бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда моя домашняя мышка умерла, я плакал, потому что расстроился. Когда моя маленькая сестренка толкнула меня, я рассердился и тоже толкнул ее. Мне доставало удовольствие много читать и разгадывать кроссворды, а не радовать родителей по пустякам. Когда я, будучи взрослым человеком, нахожусь в эго-состоянии Ребенка, я иногда веду себя также свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Таким образом в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на Адаптивного Ребенка и Свободного Ребенка, при этом круг Ребенка поделен на две части.


Позитивный и негативный адаптивный ребенок

Будучи взрослыми, мы все достаточно много времени находимся в Адаптивном Ребенке. Мы следуем тысячам правил о том, как жить и быть принятым в этом мире. В повседневной жизни мы сознательно не задумываемся об этих правилах прежде, чем им следовать. Прежде, чем перейти улицу я смотрю направо и налево, поступая так, как советовал мне отец и учителя, когда я впервые самостоятельно пошел в школу. Когда я сижу за столом во время обеда и хочу овощей, я говорю «пожалуйста». Будучи ребенком, я научился делать так автоматически потому, что я правильно усвоил истину о том, что люди могут посчитать меня “грубым”, если я не поступаю подобным образом. А если они сочтут меня грубым, мне потребуется больше времени, чтобы получить овощи.


В этих случаях поведения нашего Адаптивного Ребенка работают на нас. Проигрывая следующие за правилами паттерны, мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других людей. При этом мы сохраняем большое количество умственной энергии. Вообразите, что было бы, если бы каждый раз, садясь за стол, надо было думать о правилах поведения за столом! Описывая эти продуктивные способы поведения из эго-состояния нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем ввиду позитивного Адаптивного Ребенка.


И наоборот, мы находимся в негативном Адаптивном Ребенке, когда мы проигрываем детские паттерны поведений, которые более не соответствуют нашей взрослой ситуации. Возможно, будучи ребенком, я обнаружил, что самым лучшим способом привлечь внимание Отца или Матери - дуться на них. И сейчас, будучи взрослым, я могу иногда дуться в надежде получить желаемое. В этом случае я игнорирую свою возможность выбирать, как взрослого, - прямо попросить о том, что я хочу. 

Или, возможно, я решил в детстве, что показывать себя перед другими людьми небезопасно. Возможно, меня отшлепала Мать за то, что я «выставляюсь». Возможно, мои сверстники дразнили меня, когда я читал стихотворения в классе. А сейчас, будучи взрослым, если меня попросят выступить перед людьми, я могу покраснеть, начать заикаться и мямлить, при этом смущаясь и говоря себе: «Я никудышный оратор!». В реальности здесь и теперь я совершенно свободно могу выступить перед людьми и в этой ситуации для меня нет никакого риска.

Все мы какую-то часть времени проявляем паттерны поведения негативного Адаптивного Ребенка. Цель изменения личности заключается в замене этих старых неэффективных паттернов на новые, которые полностью используют наши возможности выбора, как взрослых людей.


Позитивный и негативный свободный ребенок

Поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные и негативные. Фраза «Я в Свободном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на Родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть продуктивными и стимулирующими для меня как взрослого человека и потому классифицируются как позитивные. Например, предположим, что, будучи ребенком, я решил приспособиться к своим родителям, никогда не показывая, что сержусь. Во взрослой жизни я могу, не осознавая этого, следовать той же самой стратегии. Закупорив свой гнев, я могу загрустить или испытывать физическое напряжение. Затем я позволю себе выразить свое чувство гнева. Ударяя неистово по подушке, я наконец мобилизую нецензурированную энергию Свободного Ребенка, которую я сдержал в течение всех этих лет. После этого я, возможно, буду себя чувствовать лучше и более физически расслабленным.

Подобным образом многие из нас вступают во взрослую жизнь, продолжая сдерживать невыраженные чувства Ребенка, такие как грусть, боязнь или желание физического контакта. Когда мы выражаем эти эмоции в безопасной ситуации, мы используем позитивное поведение Свободного Ребенка. В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Если я громко рыгаю на торжественном обеде, то я удовлетворяю этим мои желания Ребенка. Однако социальные последствия, по-видимому, будут для меня менее желательными, чем если бы я сдержал отрыжку. В другой более серьезной крайности я могу проявить поведение негативного Свободного Ребенка, когда я на полной скорости еду на мотоцикле по переполненной машинами дороге, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей.


Контролирующий родитель и заботливый родитель

В некоторых случаях, когда я был ребенком, мои родители говорили мне, что мне надо делать, контролировали или критиковали меня. «Иди спать! Не выбегай на дорогу! Высморкайся! Умный, глупый, хороший, капризный, честный, нечестный!» Когда я поступаю подобным образом, копируя в этой роли своих родителей, я нахожусь в Контролирующем Родителе (иногда называемом также Критикующим Родителем).

В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Мать крепко обнимала меня, Отец читал мне перед сном. Когда я упал и поранил коленку, один из моих родителей утешал меня и накладывал повязку. Когда я проигрываю поведения моих родителей, которые они проявляли, заботясь обо мне, я нахожусь в Воспитывающем Родителе (Заботливом Родителе).


Позитивный и негативный контролирующий родитель

Мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе в том случае, когда наши Родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Доктор может приказать пациенту: «Бросьте курить! Курение пагубно для вас». В этом случае он проигрывает одну из команд, которую он воспринял маленьким у своих родителей: «Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!». Контролирующий родитель обозначает границы и дистанции. Контракт и договор.

Негативный Контролирующий Родитель описывает Родительские поведения, игнорирую другого человека. Босс, который кричит на свою секретаршу: «Вы опять сделали ошибку!», возможно, воспроизводит тон и жесты раздраженного школьного учителя, который сказал ему тоже самое, когда тому было шесть лет.


Позитивный и негативный воспитывающий родитель

Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, исходя из позиции подлинного уважения к человеку, которому оказывается помощь. Негативный Воспитывающий Родитель означает то, что «помощь» оказывается с позиции превосходства, которая игнорирует другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя может быть выражено в следующем обращении к коллеге по работе: «Тебе помочь? Если да, то дай мне знать». Негативный Родитель подходит к своему коллеге и говорит: «Послушай, я помогу тебе в этом», берет работу из его рук и сам ее делает. «Мать-благодетельница» является классическим примером негативного Воспитывающего Родителя. 


Взрослый

Взрослый: в функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если имеет место реагирование на ситуацию здесь и теперь с использованием всех ресурсов взрослой личности


Четыре установки жизни

Я - Ты + \ установка обусловлена в потребности в поглаживаниях. Источник - ок, я - нет. Что делать, чтобы заслужить ласку или одобрение? Поиск одобрения, поиск людей с сильным Родителем. Эта установка - источник игр. Игра «Мое лучше, чем твое» необходима ради мимолетного выхода из-под бремени неблагополучия среди трехлетних малышей. Игра «Мое лучше, чем твое» - первая игра, из которой вытекают все остальные;

Я - Ты - \ ребенок научился ходить и перестал получать поглаживания. Строгие наказания. Ласки больше нет. Тормозится развитие Взрослого, так как его ведущая функция - добывание поглаживаний - блокирована отсутствием источника поглаживаний. Человек опускает руки, не на что надеяться. Пример 11-летнего мальчика, который бросился с кулаками на врача и на себя потом: ты плохой, и я плохой, и нас надо уничтожить;

Я + Ты - \ криминальная форма - бьют так жестоко, что кости трещат, вынуждая на получение самопоглаживаний. «Оставьте меня и мне станет хорошо, со мной всё в порядке!» Появление родителей приводит в ужас. Вырастают преступники - психопаты. Вина - всегда чья-то. Невозможность заглянуть в себя. Неисправимые преступники. Крайнее выражение - убийство, которое сам убийца считает оправданным;

Я + Ты + \ установка осознанная и словесно оформленная. Другие три - автоматические, неосознанные, возникают в раннем возрасте. Три первые основаны на чувствах. В основе четвертой - Мысль, Вера и Стремление к действию. Это позиция, а не ощущения.


Лет 5 назад я слышал о каком-то американском эксперименте на тему «козлов». Суть его в том, что в комнату заводили сто мужчин, один из которых подпадал под определение «козёл». Потом в комнату запускали женщину с сильной внутренней установкой, что все мужики - «козлы», и просили её выбрать «своего» мужчину. И, разумеется, после непродолжительного поиска она безошибочно находила «козла». Остальные 99 ее не интересовали.


Важно

  • Думающий и Доказывающий.
  • Любое убеждение - это самоисполняющееся пророчество.
  • Что бы ты ни думал, ты - прав.
  • Человек реагирует не на событие, а на восприятие события.

Определение игры 

1. Что постоянно происходит со мной?

2. Как всё это начинается?

3. Что происходит потом?

4. Загадочный вопрос: В чем заключается моё скрытое послание другому человеку?

5. А потом?

6. Загадочный вопрос: В чем заключается скрытое послание ко мне от другого человека?

7. Чем всё кончается?

8. Как я себя чувствую?

9. Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек? 

Поразмышляйте над этим.

Кстати, к Играм и Процедурам: Криминальные игры - кого поймали, у тех был выигрыш в том, чтобы быть пойманным.


Ствол дерева - Индийская притча

У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался – подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно – он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался – ему показалось, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом. 

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Ад — это забытое, из которого не извлечён опыт. Неизвлеченный опыт обрекает на повторение. Ничего не изменилось. Значит, событие не произошло, его нельзя считать прошедшим. 


3 принцип Взрослого - принцип системности

Наше сознание, тело и внешнее окружение являются частями единой системы, развивающейся и реагирующей на основе одних и тех же голографических, кибернетических структур. «Система» означает, что все в этом мире взаимосвязано. Все, что воздействует на одну из частей системы, обязательно повлияет на всю систему в целом. Теперь «голографическая». Это означает, что каждый элемент системы хранит в себе отпечатки информации обо всей системе, и, следовательно, любом другом ее элементе. То есть по физическим телесным проявлениям и окружению можно судить о внутреннем психологическом состоянии человека, и наоборот: наша физическая активность будет накладывать отпечаток на наши мысли, эмоции и желания. «Кибернетическая»: это означает, что все взаимодействия – двусторонние. То есть не только вы влияете на окружающее, но и окружающее влияет на вас – зачастую, помимо вашего сознания.


Стратегии мышления активного языка

Активный язык направлен на то, чтобы научиться думать в действиях, приводящих к результатам.

«Я не могу» - «Как я могу это сделать». «Я не знаю» - «Как я могу это узнать.»

Убирайте из речи неконкретные глаголы. «Я старался» - «Что конкретно я сделал, чтобы получилось».

Убирайте слова типа: Стараться, Пытаться, Надеяться.

Что конкретно я делаю? Критериально - измеримо. «Я стремился» - «А что конкретно я сделал?»

Убираем пассивный язык: следите за собой, за своим языком. Каждое слово, которое не ведет к действию, меняйте на слова, которые ведут к действию.

«Достичь, стремиться, стараться, пытаться, надеяться…» - это что конкретно сделать? 

Формируем активный язык. А язык - это форма нашых мыслей, которые создают действия.


Притча - Я выбираю блаженство

Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?

Старый Мастер ответил:

— Много лет назад я пришёл к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удаётся?» И он ответил: «Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это так естественно».


Задание для закрепления материала

Открыть дополнительные материалы к занятию ТА - 03

QCIC - авторский проект Альберта Сафина по развитию стратегического мышления на базе транзактного анализа, этологии человека и речевого воздействия.

Договор оферты | Политика конфиденциальности

ИП Сафин Альберт Рауисович | ИНН 781020808790 | ОГРН 318784700323540