ТА - 03 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
10 открытых вопросов к занятию 03
1 - Каким образом Задабривающий Родитель (-), Критикующий Родитель (-) и Загнанный Ребенок (-) из модели "8 состояний" являются, по сути, "топливом" для Драматического треугольника (из Занятия 02), обеспечивая постоянное присутствие ролей Спасателя, Преследователя и Жертвы?
2 - Рассмотрите четыре "двери", блокирующие изменения. Как каждая из них (Бездумная, Агрессивная, Аутоагрессивная, Пассивная) является специфическим проявлением неэффективного Мышления (М) в модели С-М-Р-Р (из Занятия 01), которое гарантированно ведет к нежелательному Результату (Р) — сохранению проблемы?
3 - Если "постройка водопровода" (из Занятия 02) требует долгосрочного планирования, дисциплины и заботы о себе, то каким образом регулярная активация ресурсных состояний — Структурирующего Родителя (+) и Заботливого Родителя (+) — является необходимым условием для перехода от "ношения воды ведрами" к созданию систем?
4 - Как модель "8 состояний" углубляет и детализирует модель принятия решений РВД+ (из Занятия 02), показывая, что для гармоничного решения недостаточно просто "услышать" Родителя и Ребенка, а критически важно — активировать их ресурсные (+), а не деструктивные (-) проявления?
5 - Какую скрытую психологическую выгоду, на ваш взгляд, получает человек, раз за разом "входя" в одну и ту же "дверь", блокирующую изменения? Например, какую "выгоду" дает позиция Аутоагрессии ("это все я виноват") или Агрессии ("это все они виноваты")?
6 - В чем, по-вашему, заключается фундаментальное различие между энергией Свободного Ребенка (+) и энергией Бунтующего Ребенка (-)? Как отличить здоровое проявление своей воли и аутентичности от реактивного протеста, который в конечном счете вредит самому себе?
7 - Проанализируйте речевые формулы Структурирующего Родителя (+). Каким образом в них используется принцип открытых вопросов и приглашения к диалогу (из Занятия 02) для того, чтобы установление правил и границ воспринималось не как авторитарное давление, а как совместное создание безопасного пространства?
8 - Как состояние Критикующего Родителя (-), с его поиском недостатков и ошибок, активно использует и усиливает механизм подтверждающего искажения (из Занятия 01), заставляя человека видеть в себе и в мире только доказательства своей "неправильности" и игнорировать позитивный опыт?
9 - Если метафора "Яма на тротуаре" (из Занятия 02) описывает процесс осознания проблемы, то каким образом четыре "двери" могут стать объяснением того, почему человек, уже видя "яму" (Глава 3 и 4), все равно продолжает в нее падать или стоять рядом, не решаясь "пойти другой дорогой"?
10 - Представьте себя в роли "ученого" (из Занятия 01), который исследует свой внутренний мир. Какой "поведенческий эксперимент" вы могли бы провести на этой неделе, чтобы сознательно активировать одно из своих наименее проявленных ресурсных состояний (например, Свободного Ребенка (+) или Заботливого Родителя (+)) в ситуации, где вы обычно реагируете автоматически и неконструктивно?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 03
1. Когда вы регулярно размышляете над своими наблюдениями, как это, согласно идее "я - текст", обогащает вашу жизнь?
А. Это просто помогает скоротать время и ни на что не влияет.
Б. Это позволяет замечать только ошибки других, укрепляя свою правоту.
В. Это добавляет новые "главы" в ваш внутренний "текст", делая жизнь более осознанной и целостной.
Г. Это заставляет вас постоянно сравнивать себя с другими, вызывая стресс.
Комментарии:
А. Это не совсем так. Осмысление наблюдений – активный процесс, ведущий к росту, а не просто способ убить время. Хотя иногда "просто быть" тоже ценно, в чем разница между такой паузой и целенаправленной рефлексией? Плюс: отдых. Минус: упущенная возможность для самопознания.
Б. Скорее нет. Фокус лишь на чужих ошибках может укрепить критиканство, но не обогатит ваш внутренний "текст". Как такой избирательный взгляд связан с потребностью чувствовать себя "хорошим" за счет других, и к каким последствиям это может привести в отношениях? Плюс: навык анализа. Минус: риск предвзятости.
В. Совершенно верно! Каждое осмысленное наблюдение – это новый опыт, новая страница в вашей уникальной жизненной истории, углубляющая самопонимание. Как вы могли бы сделать практику осознанных наблюдений регулярной частью вашей недели, чтобы активнее "писать" свою историю?
Г. Это не главная цель. Задача – глубже понять себя и мир, а не бесконечно сравнивать. Сравнение может уводить от сути. В каких именно ситуациях сравнение может быть стимулом к росту, а когда оно превращается в источник неоправданного стресса? Плюс: ориентир. Минус: риск зависти.
2. Почему практика благодарности считается эффективным способом улучшить свое состояние и восприятие мира?
А. Она заставляет игнорировать реальные проблемы, создавая иллюзию счастья.
Б. Она "переключает" разум на поиск подтверждений хорошему, меняя вектор восприятия и создавая ресурсное состояние.
В. Это просто модный тренд, не имеющий глубокого психологического обоснования.
Г. Благодарность нужна только для того, чтобы другие люди лучше к тебе относились.
Комментарии:
А. Это заблуждение. Благодарность не отменяет проблем, а помогает мобилизовать внутренние ресурсы для их решения. Где проходит грань между здоровым оптимизмом и избеганием реальности через "позитивное мышление"? Плюс: временное облегчение. Минус: проблемы не решаются.
Б. Именно так! Сознательно фокусируясь на благодарности, мы словно даем нашему внутреннему "искателю доказательств" задачу находить хорошее. Это формирует опору и меняет восприятие. Какие три небольшие вещи в вашей жизни прямо сейчас могли бы стать объектом вашей искренней благодарности?
В. Не совсем. Хотя практика популярна, ее эффективность основана на понимании механизмов нашего мышления. Как убеждение в "поверхностности" или "модности" какого-либо инструмента может помешать нам использовать его потенциал для собственного блага? Плюс: критическое мышление. Минус: риск обесценить пользу.
Г. Это лишь верхушка айсберга. Внешнее одобрение – приятный бонус, но главная сила благодарности кроется во внутреннем сдвиге. Как искренняя благодарность, даже не высказанная вслух, может трансформировать ваше самоощущение и, как следствие, ваши отношения? Плюс: улучшение имиджа. Минус: фокус на внешнем.
3. Представьте, что ваш друг постоянно занят мелкими срочными делами, "нося воду ведрами". Что значит посоветовать ему "строить водопровод" в контексте управления своей жизнью и ресурсами?
А. Предложить ему работать еще усерднее и быстрее, чтобы успевать больше.
Б. Посоветовать ему полностью отказаться от текущих дел и ждать идеального решения.
В. Помочь ему задуматься о создании систем и стратегий, которые автоматизируют рутину и сэкономят силы в долгосрочной перспективе.
Г. Сказать, что его ситуация безнадежна и ничего изменить нельзя.
Комментарии:
А. Вряд ли это поможет. "Носить больше ведер" – это количественное усиление старого подхода, а не качественное изменение. В какой момент усердие превращается в бег по кругу, не приближающий к цели? Плюс: краткосрочный результат. Минус: быстрое выгорание.
Б. Это крайность. Полный отказ от текущих дел может привести к коллапсу, пока "водопровод" не построен. "Водопровод" лучше строить параллельно. Насколько стремление к идеальной системе может затормозить начало реальных улучшений? Плюс: амбициозность. Минус: прокрастинация.
В. Точно в цель! "Строить водопровод" – значит мыслить стратегически, вкладываться в создание устойчивых систем, чтобы высвободить время и энергию для действительно важного. Какой первый, пусть и небольшой, "участок водопровода" вы могли бы начать строить в своей жизни или работе уже на этой неделе?
Г. Такой совет может лишь усугубить ситуацию, отражая позицию безысходности. Как такой "реализм" может на самом деле маскировать страх перед изменениями или нежелание прилагать усилия для поиска решений? Плюс: возможно, призыв к трезвой оценке. Минус: демотивация.
4. Руководитель говорит подчиненному: "Ваш отчет требует доработки. Предлагаю обсудить структуру и критерии, чтобы следующие отчеты были сразу на высоте. Что скажете?" Какое внутреннее состояние это больше отражает?
А. Критикующего Родителя, стремящегося указать на некомпетентность.
Б. Задабривающего Родителя, пытающегося сгладить критику лестью.
В. Структурирующего Родителя, нацеленного на ясность, сотрудничество и улучшение процессов.
Г. Бунтующего Ребенка, который сам не хочет следовать правилам.
Комментарии:
А. Не совсем. Хотя ошибка обозначена, акцент сделан на совместном улучшении и ясности критериев, а не на обвинении. По каким признакам можно отличить конструктивную обратную связь, направленную на развитие, от простого "наезда"? Плюс: проблема замечена. Минус: риск неверного восприятия.
Б. Маловероятно. Здесь нет заискивания или неискренней похвалы, а есть деловое предложение к диалогу и выработке общих правил. В каких ситуациях стремление "быть хорошим" и сгладить углы может помешать честной и полезной коммуникации? Плюс: попытка смягчения. Минус: неискренность.
В. Именно так! Предложение обсудить структуру и критерии направлено на создание предсказуемости, стабильности и общего понимания. Это помогает выстраивать четкие и эффективные рабочие процессы. Как такой подход руководителя может повлиять на вовлеченность и профессиональный рост сотрудника?
Г. Скорее наоборот. Это высказывание как раз направлено на установление и соблюдение порядка и стандартов, а не на их игнорирование. В каких ситуациях стремление к четким правилам может быть ошибочно воспринято как излишняя строгость или ограничение свободы? Плюс: нет. Минус: неверная трактовка.
5. Ваш близкий человек столкнулся с трудной задачей и чувствует себя растерянно. Какая из следующих фраз в большей степени отражает позицию Заботливого Родителя, способствующего его самостоятельности?
А. "Не переживай, я все сделаю за тебя, ты только отдохни."
Б. "Да уж, задачка не из легких. Даже не знаю, что тебе посоветовать. Наверное, ничего не получится."
В. "Расскажи, как ты видишь эту ситуацию? Какие у тебя есть идеи? Если понадобится моя поддержка на каком-то этапе – я рядом."
Г. "Тебе нужно сделать вот так: шаг первый, шаг второй, шаг третий. Не обсуждается!"
Комментарии:
А. Это похоже на "воровство ответственности". Такая "помощь" может лишить человека ценного опыта и возможности научиться. Как отличить искреннее желание помочь от стремления все контролировать, пусть и из лучших побуждений? Плюс: быстрое решение. Минус: формирует зависимость.
Б. Такая фраза может только усугубить растерянность и чувство безнадежности, отражая скорее состояние "загнанности". Почему важно не проецировать свою неуверенность на другого, особенно когда он ищет опоры и поддержки? Плюс: честность эмоций. Минус: деморализует.
В. Это прекрасный пример! Такая позиция активирует внутренние ресурсы человека, предлагает поддержку, не лишая его автономии и права на собственный путь. Какие еще открытые вопросы вы могли бы задать, чтобы помочь человеку самому нащупать решение, опираясь на его сильные стороны и ценности?
Г. Это директива, которая не оставляет пространства для собственного мышления и выбора, подавляя инициативу. В каких редких, возможно, экстренных ситуациях такой стиль общения может быть оправдан, а когда он категорически вредит развитию отношений и самостоятельности? Плюс: четкость в кризис. Минус: подавление.
6. В какой ситуации проявление "внутреннего ребенка" будет наиболее конструктивным и способствующим росту?
А. Когда человек назло всем нарушает правила безопасности на работе.
Б. Когда человек с энтузиазмом и любопытством пробует новый творческий подход к задаче, не боясь "обляпаться мороженым".
В. Когда человек обижается и отказывается разговаривать, если его мнение не приняли сразу.
Г. Когда человек постоянно требует внимания и похвалы за каждое мелкое действие.
Комментарии:
А. Это скорее проявление "бунтующего" начала, чьи действия могут быть неконструктивны и даже опасны. Как найти баланс между здоровым нонконформизмом и деструктивным протестом ради протеста? Плюс: выражение несогласия. Минус: риски и конфликты.
Б. Абсолютно верно! Это Свободный Ребенок в лучшем его проявлении – творческий, любознательный, не боящийся ошибок и готовый к экспериментам. Именно это состояние открывает двери к инновациям и радости познания. Как вы можете сознательно создавать пространство для своего Свободного Ребенка в повседневной жизни?
В. Такая реакция больше говорит о незрелости или уязвленности, чем о конструктивной "детской" энергии. Какие взрослые стратегии коммуникации помогут эффективно донести свое мнение и справиться с ситуацией, когда его не разделяют? Плюс: сигнал о дискомфорте. Минус: портит отношения.
Г. Хотя потребность в признании естественна, ее чрезмерное и постоянное требование может указывать на внутреннюю неуверенность. Как развить внутреннюю опору и самоценность, чтобы меньше зависеть от внешней оценки каждого шага? Плюс: поиск поддержки. Минус: инфантильность.
7. Человек после небольшой неудачи думает: "Я абсолютный неудачник, у меня никогда ничего не получается, я сам во всем виноват и только мешаю всем". Какую "дверь", блокирующую изменения, он использует?
А. "Бездумную дверь", отказываясь искать решение.
Б. "Агрессивную дверь", обвиняя внешние обстоятельства.
В. "Аутоагрессивную дверь", направляя всю критику и разрушительные импульсы на себя.
Г. "Пассивную дверь", проявляя апатию и безразличие к происходящему.
Комментарии:
А. Не совсем точно. Хотя отчаяние может вести к бездействию, здесь ключевой момент – это тотальное самообвинение, а не просто отказ думать. Чем принципиально отличается позиция "я не знаю, что делать" от убеждения "я плохой, поэтому у меня ничего не выйдет"? Плюс: признание трудности. Минус: упускается самобичевание.
Б. Здесь вектор иной. Агрессия направлена не на других или обстоятельства, а внутрь, на самого себя. Как можно трансформировать энергию самокритики из разрушительной силы в конструктивный инструмент самоанализа и исправления ошибок? Плюс: нет. Минус: неверная диагностика.
В. Совершенно верно. Это классическое проявление самонаправленной агрессии – самоуничижение и глобальные негативные выводы о себе, которые парализуют волю и мешают видеть пути к улучшению. Какие первые, даже маленькие, шаги можно предпринять, чтобы выйти из этого состояния и отделить здоровую рефлексию от саморазрушения?
Г. Пассивность может быть следствием, но не первопричиной в данном случае. Корень проблемы – в активном внутреннем "нападении" на себя. Может ли внешняя апатия маскировать бурю самообвинений, и почему важно работать именно с этой внутренней бурей? Плюс: симптом виден. Минус: не причина.
8. Согласно принципу системности, "воздействие на один элемент системы – это воздействие на всю систему". Как это знание может вдохновить человека, который чувствует, что перед ним огромная, неподъемная задача по изменению своей жизни?
А. Оно должно его напугать, ведь любое неверное действие может разрушить всё.
Б. Оно подсказывает, что нужно ждать идеального момента и полного плана, чтобы начать действовать сразу во всех направлениях.
В. Оно дает понимание, что даже маленькие, но регулярные позитивные шаги в одной области неизбежно запустят изменения во всей системе его жизни.
Г. Оно доказывает, что нет смысла что-то менять в себе, так как система (окружение, обстоятельства) всё равно вернет всё на круги своя.
Комментарии:
А. Такая трактовка может вызвать ненужный страх и парализовать. Принцип системности говорит о взаимосвязи и влиянии, а не о фатальной хрупкости. Как можно сместить фокус с потенциального вреда от ошибок на потенциальную пользу даже от небольших верных шагов? Плюс: призыв к осторожности. Минус: тревога.
Б. Ожидание идеального момента или всеобъемлющего плана часто становится ловушкой прокрастинации. Системность как раз поддерживает идею постепенных, но последовательных улучшений. Какие риски несет в себе перфекционизм при планировании значительных жизненных изменений? Плюс: стремление к качеству. Минус: бездействие.
В. Абсолютно точно! В этом и заключается магия маленьких шагов: начиная менять что-то одно (например, утреннюю рутину или способ реагировать на стресс), вы запускаете цепную реакцию позитивных сдвигов во всей вашей жизненной системе. Какой один маленький, но значимый шаг вы готовы сделать уже на этой неделе, чтобы запустить свои позитивные системные изменения?
Г. Это довольно пессимистичная и не совсем верная интерпретация. Система действительно влияет на нас, но и мы являемся активными элементами, способными влиять на систему. Как убеждение в неизменности системы может быть связано с нежеланием брать на себя ответственность за свой вклад в происходящее? Плюс: признание влияния среды. Минус: позиция жертвы.
Определение игры
- Что постоянно происходит со мной?
- Как всё это начинается?
- Что происходит потом?
- Загадочный вопрос: В чем заключается моё скрытое послание другому человеку?
- А потом?
- Загадочный вопрос: В чем заключается скрытое послание ко мне от другого человека?
- Чем всё кончается?
- Как я себя чувствую?
- Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек?
ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: Родитель, Взрослый и Ребенок
Открытые вопросы
- Кто Я?
- Ради чего я живу?
- Какова моя миссия?
- Что делает меня мной?
- В чем моя уникальность?
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ БЕЗ КРИКОВ? | 3 ТЕХНИКИ
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ БЕЗ КРИКОВ? | 3 ТЕХНИКИ (Конспект)
Формулы структурирующего Родителя с примерами
Техника 1: Превращение подразумеваемых договоренностей в выраженные:
Формула: сегодня произошла ситуация (1) и в результате была проблема (2). Я приглашаю тебя договориться о (3). Если мы это не сделаем, то возможен риск (4). А если сделаем, то получим выгоды (5). Что думаешь по этому поводу?
Техника 2: Работа с недовольством / сопротивлением:
1 - рассказывай, в чем дело? Чем ты недоволен? Что не так? Что тебя не устраивает? (Дать возможность собеседнику выговорить всё свое недовольство);
2 - как бы ты хотел, чтобы было? Чего ты хочешь? Какое ты видишь решение? Что ты предлагаешь? (Сместить внимание собеседника с проблемы на решение);
3 - услышал тебя! Давай тогда обсудим, как будем поступать в дальнейшем, чтобы такие ситуации не повторялись? Что думаешь по этому поводу?
Техника 3: Перехват крючка с предложением решить проблему:
То, что сейчас происходит / то, что ты сейчас мне говоришь (1) вызывает во мне желание (2). Но вместо этого я приглашаю тебя (3). Это важно, потому что (4). Что думаешь по этому поводу?
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.