Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 01 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 01


1. Представьте, что вы на тренинге, и ведущий предлагает упражнение в парах. Ваш коллега выражает сомнение, говоря: "Я лучше сам все обдумаю, в тишине". Какой из следующих аргументов наиболее полно отражает пользу совместной работы в данном контексте, согласно принципам эффективного обучения?

А) "Работая в паре, ты быстрее найдешь правильный ответ, ведь одна голова хорошо, а две – лучше!"

Б) "Главное – просто присутствовать и слушать другого, даже если не активно участвуешь, что-то да усвоится."

В) "Обсуждая материал с кем-то, ты не только помогаешь ему понять, но и сам глубже разбираешься в теме, структурируя свои мысли."

Г) "В группе всегда веселее, это поможет отвлечься от сложных мыслей и немного разгрузить мозг для лучшего усвоения."

Комментарии:

А: Это отчасти верно, ведь обмен идеями может ускорить решение. Однако акцент здесь на скорости и "правильном ответе", а не на глубине понимания. Польза есть, но не максимальная. С какими ещё подходами к решению задач этот вариант мог бы перекликаться?

Б: Простое присутствие – это первый шаг, "принести тело", как говорится. Это лучше, чем ничего, и пассивное слушание тоже дает плоды. Но для глубокого обучения важна активная включенность. Что могло бы вас подтолкнуть выбрать этот вариант, и насколько он соотносится с вашим обычным стилем обучения?

В: Совершенно верно! Проговаривая материал и объясняя его другому, мы сами начинаем видеть его яснее, находим новые грани и связи. Это как раскладывать мысли по полочкам – для себя и для собеседника. Как вы думаете, в каких еще жизненных ситуациях принцип "обучая, учусь" может быть особенно полезен?

Г: Хорошее настроение и снижение стресса действительно важны для обучения. Однако главная ценность парной работы глубже, чем просто развлечение. Иногда "разгрузка" может увести от сути. Как найти баланс между неформальным общением и учебной задачей для максимальной пользы?


2. На курсе вы сталкиваетесь с концепцией, которая кажется вам спорной и не до конца соответствующей вашему опыту. Какая внутренняя позиция будет наиболее конструктивной для вашего обучения и дальнейшего роста?

А) "Полностью отвергну эту идею, так как она противоречит моим устоявшимся взглядам. Зачем тратить время на то, с чем я не согласен?"

Б) "Постараюсь найти хотя бы минимальную пользу в этой концепции, даже если соглашусь с ней лишь отчасти, и попробую применить на практике."

В) "Приму эту концепцию на 100% как истину, ведь ее преподают эксперты, значит, я чего-то не понимаю, если сомневаюсь."

Г) "Попрошу тренера доказать мне состоятельность этой концепции на множестве примеров, пока не буду полностью убежден."

Комментарии:

А: Категоричность редко бывает продуктивной. Отвергая новое сразу, мы лишаем себя шанса расширить горизонты. Хотя критическое мышление важно. Что в этой идее вызывает наибольшее сопротивление и чему это нас учит о наших собственных установках?

Б: Отличный выбор! Достаточно увидеть в материале ценность хотя бы наполовину, чтобы начать его тестировать. Практика – лучший критерий истины. Такой подход открывает двери новому опыту. Какие первые шаги вы могли бы предпринять, чтобы проверить эту "спорную" концепцию в своей жизни или работе?

В: Слепая вера, даже в авторитеты, может ограничить ваше собственное понимание и развитие критического мышления. Важно не просто принимать, а осмысливать. В каких ситуациях доверие экспертам абсолютно необходимо, а в каких важен собственный анализ, даже если он идет вразрез?

Г: Требовать доказательств – это нормально, но перекладывание ответственности за ваше убеждение на тренера смещает фокус. Обучение – это и ваше активное исследование. Какая часть этой концепции кажется вам наиболее нуждающейся в "доказательствах" и как вы сами могли бы ее проверить?


3. Ваш друг решил освоить новый сложный навык и через неделю занятий расстроен, что не видит значительного прогресса, говоря: "Наверное, это не мое". Опираясь на модель стадий развития компетенции, какой комментарий будет наиболее поддерживающим и реалистичным?

А) "Не переживай, у всех бывают взлеты и падения, просто продолжай, и все получится само собой!"

Б) "Возможно, ты находишься на этапе, когда уже понял, чего именно ты не знаешь. Это важный шаг от полного неведения к знанию!"

В) "Может, тебе стоит попробовать что-то другое? Если сразу не идет, то зачем мучиться, лучше найти то, к чему есть талант."

Г) "Тебе нужно просто больше стараться! Успех приходит только к тем, кто вкладывает максимум усилий с самого начала."

Комментарии:

А: Общая поддержка – это хорошо, но фраза "само собой получится" может создавать ложные ожидания. Прогресс требует осознанных усилий. Что в этой фразе может показаться утешительным, но почему она не совсем точно отражает процесс обучения?

Б: Именно так! Осознание того, что "я знаю, что я не знаю" – это ключевой этап на "лестнице мастерства". Это значит, что первая стадия "я не знаю, чего я не знаю" уже пройдена. Это прогресс! Какие маленькие шаги теперь мог бы сделать ваш друг, чтобы перейти на следующую ступень?

В: Слишком быстрый вывод о "не моем". Любой новый навык требует времени. Хотя поиск своих сильных сторон важен, отказ при первых трудностях может закрыть много дверей. Какие факторы, кроме "таланта", влияют на успешное освоение нового, на ваш взгляд?

Г: "Больше стараться" – звучит как универсальный совет, но без понимания текущего этапа он может привести к выгоранию. Усилия важны, но не менее важна стратегия и понимание процесса. Как можно помочь другу направить свои усилия более эффективно, зная о стадиях мастерства?


4. Коллега жалуется: "Все клиенты какие-то сложные в последнее время, с ними невозможно договориться!" Как понимание базовой модели о том, что "человек живет не в реальном мире, а в мире своих представлений о нем", может помочь взглянуть на эту ситуацию иначе?

А) "Посоветовать коллеге быть тверже и настойчивее, чтобы клиенты поняли, кто здесь главный и приняли его условия."

Б) "Предположить, что коллега, возможно, воспринимает действия клиентов через призму своих текущих ожиданий или прошлого негативного опыта."

В) "Сказать, что клиенты всегда правы, и нужно просто подстроиться под каждого, даже если это очень трудно."

Г) "Согласиться, что да, бывают периоды, когда попадаются одни "сложные" люди, и тут уж ничего не поделаешь, надо перетерпеть."

Комментарии:

А: Такой подход может усилить конфронтацию. Если каждый "главный", диалога не получится. Это может быть полезно в редких ситуациях, но не как основная стратегия. В каких случаях жесткая позиция оправдана, а когда она лишь усугубляет проблему фильтров восприятия?

Б: Это очень точное наблюдение. Наши индивидуальные, культурные и даже сенсорные "фильтры" окрашивают реальность. Возможно, дело не только в клиентах, но и в том, как мы их интерпретируем. Как понимание этих фильтров может изменить подход коллеги к общению с "трудными" клиентами?

В: Полностью подстраиваться – значит терять себя и свои профессиональные границы. Это может привести к выгоранию. Хотя гибкость важна, она не должна быть безграничной. Где проходит грань между клиентоориентированностью и потерей собственной позиции?

Г: Списывать все на "периоды" – это снимать с себя ответственность за поиск решения. Иногда это помогает пережить трудный момент, но не способствует росту. Какие вопросы коллега мог бы задать себе, чтобы выйти из этой пассивной позиции и исследовать ситуацию глубже?


5. На совещании руководитель раскритиковал ваш проект. Вы чувствуете сильное расстройство и обиду. С точки зрения модели "Событие – Мышление – Реакция", что является непосредственной причиной вашей эмоциональной реакции?

А) "Критика руководителя была несправедливой и слишком резкой – это очевидная причина моего расстройства."

Б) "Мои мысли о том, что эта критика означает мою некомпетентность, провал проекта или угрозу моей репутации."

В) "Тот факт, что совещание проходило в конце тяжелого рабочего дня, когда я уже был уставшим и уязвимым."

Г) "Сам факт публичной критики – никто не любит, когда его отчитывают перед другими, это всегда неприятно."

Комментарии:

А: Действия других – это событие. Оно может быть неприятным, но само по себе не определяет на 100% нашу эмоцию. Хотя резкость критики, безусловно, влияет. Как можно отделить факт критики от своей интерпретации ее "несправедливости"?

Б: В самую точку! Именно наши мысли, убеждения и интерпретации (В - Beliefs) события (А - Activating event) порождают эмоциональные и поведенческие следствия (С - Consequences). Вы не просто расстроились из-за критики, а из-за того, что вы подумали об этой критике. Какие альтернативные, более конструктивные мысли могли бы возникнуть в этой ситуации?

В: Усталость и общее состояние, конечно, могут усилить реакцию, сделав нас более чувствительными. Это важный фактор, но не первопричина с точки зрения данной модели. Как управление своим состоянием может помочь смягчить эмоциональные реакции на стрессовые события?

Г: Публичность критики – это тоже часть события. Действительно, это часто усиливает дискомфорт. Однако фокус модели – на внутреннем процессе мышления. Что в вашем личном опыте делает публичную критику особенно чувствительной темой и как это связано с вашими мыслями?


6. Вы заметили, что ваш подопечный постоянно совершает одну и ту же ошибку в работе, несмотря на ваши подробные инструкции. Какой подход, согласно принципам эффективного сотрудничества, будет наиболее продуктивным, чтобы помочь ему исправиться?

А) "Еще раз, максимально детально и строго, объяснить, как надо делать, и предупредить о последствиях, если ошибка повторится."

Б) "Предложить ему самому проанализировать, почему возникает ошибка, и какие шаги он мог бы предпринять, чтобы ее избежать в будущем."

В) "Дать ему прямой и четкий совет: 'Делай вот так, и все будет правильно', чтобы он не тратил время на раздумья."

Г) "Показать на своем примере, как правильно, и мягко указать, что его способ неэффективен, надеясь, что он сам сделает выводы."

Комментарии:

А: Повторение инструкций, особенно в строгой форме, может вызвать сопротивление или чувство неполноценности, даже если намерения благие. Иногда это необходимо, но не как первый шаг. В каких ситуациях директивный подход все же может быть оправдан и эффективен?

Б: Прекрасный выбор! Приглашение к самостоятельному анализу и поиску решений (позиция "ученого" для себя) повышает личную ответственность и способствует более глубокому усвоению. Человек лучше понимает то, до чего дошел сам. Какие открытые вопросы вы могли бы задать подопечному, чтобы стимулировать такой анализ?

В: Прямые советы, даже самые лучшие, часто провоцируют сопротивление. "Если я буду рядом и буду постоянно говорить вам, что делать?" Помните эту аналогию? Это может быть полезно в экстренной ситуации, но не для долгосрочного обучения. Почему, на ваш взгляд, люди часто сопротивляются советам, даже если они полезны?

Г: Показ на примере – это хорошо, но пассивная надежда, что человек "сам сделает выводы", не всегда срабатывает. Мягкое указание лучше, чем ничего. Этот вариант содержит пользу, но активное вовлечение подопечного в процесс мышления даст больше. Как можно совместить демонстрацию с активным диалогом?


7. Вы, как наставник, делитесь с группой новым рабочим инструментом. Один из участников говорит: "Это все интересно, но вы же опытный специалист, вам легко, а у меня в моей специфике это вряд ли сработает". Какая идея из принципов сотрудничества поможет вам наиболее точно и поддерживающе ответить?

А) "Я здесь тренер, и моя задача – дать вам проверенные методики. Ваша задача – просто брать и делать, как я говорю, и все сработает."

Б) "Понимаю ваши сомнения. Я делюсь широким ассортиментом инструментов, а ваша роль – как ученого, проверить их в 'лаборатории' вашей жизни и практики, адаптируя под себя."

В) "Не волнуйтесь, я сам несу ответственность за то, чтобы этот инструмент у вас заработал. Мы будем пробовать, пока не получится."

Г) "Возможно, вы правы, и этот инструмент вам не подойдет. Давайте тогда не будем на нем останавливаться и перейдем к следующему."

Комментарии:

А: Такая позиция может прозвучать авторитарно и не учитывает индивидуальный контекст участника, что может усилить сопротивление. Хотя уверенность тренера важна. Что в этой фразе может оттолкнуть человека, стремящегося к самостоятельному осмыслению?

Б: Это идеальный ответ, отражающий суть сотрудничества! Тренер отвечает за "меню" инструментов, а участник – за выбор, "дегустацию" и адаптацию "блюда" к своему "организму". Это снимает давление и повышает ответственность самого учащегося. Как такой подход помогает участнику почувствовать себя главным действующим лицом своего обучения?

В: Хотя поддержка важна, полная передача ответственности за результат на тренера лишает участника его собственной активной роли. Это может создать пассивную позицию. Где находится баланс между поддержкой тренера и личной ответственностью участника за применение знаний?

Г: Слишком быстрое согласие с тем, что инструмент "не подойдет", может быть преждевременным. Возможно, участнику нужна помощь в адаптации, а не отказ от инструмента. Это может быть полезно, если инструмент действительно нерелевантен. Как отличить реальную неприменимость от сопротивления новому?


8. Какой ежедневный ритуал, основанный на предложенных практиках, с наибольшей вероятностью поможет человеку не только отслеживать свой прогресс в освоении новых навыков, но и поддерживать позитивный настрой и осознанность в течение дня?

А) "Каждый вечер строго спрашивать с себя за все невыполненные задачи и ошибки, чтобы на следующий день быть более дисциплинированным."

Б) "Ежедневно находить время, чтобы спросить себя: 'Как я себя чувствую? Что для меня сейчас важно?' и отмечать, что сегодня доставило удовольствие и в чем я преуспел."

В) "Сосредоточиться исключительно на своем 'наилучшем результате на день', игнорируя мелкие радости или текущее самочувствие, чтобы не отвлекаться от главной цели."

Г) "Просто стараться быть позитивным и не думать о плохом, ведь мысли материальны, и если думать о хорошем, все наладится само собой."

Комментарии:

А: Строгий самоконтроль может привести к излишней самокритике и снижению мотивации, хотя дисциплина важна. Акцент на ошибках без баланса признания успехов – путь к выгоранию. Как можно трансформировать "строгий спрос" в конструктивный анализ для роста?

Б: Превосходно! Сочетание саморефлексии ("Как я? Что важно?"), отслеживания моментов удовольствия и достижений (мастерства) создает сбалансированную картину дня, поддерживает осознанность и внутренние ресурсы. Какие небольшие изменения в вашем распорядке дня позволили бы внедрить такую практику?

В: Фокус на результате важен, но игнорирование своего состояния и маленьких радостей может сделать путь к цели изнурительным и безжизненным. Это как ехать на машине, глядя только на навигатор и не замечая пейзажа. Как можно интегрировать заботу о себе в процесс достижения даже самых амбициозных целей?

Г: Позитивное мышление – это прекрасно, но без конкретных действий и осознания реальности оно может превратиться в избегание. Убеждение, что "все наладится само собой", снимает личную ответственность. В чем разница между осознанным позитивным настроем и простым "надеванием розовых очков"?


Мой подход к обучению: 3 формата



Этот урок я посвятил своему подходу к обучению. Лекционный формат: выгоды (1), визуальная модель с шагами (2), примеры использования (3). Тренировочный формат: многократное повторение (4), обучение другого (5), работа с сопротивлением (6). Формат открытых вопросов: как я буду применять? (7) Почему для меня это важно? (8) Я и задаю и отвечаю (9).


Анкета для самоисследования

Мы начинаем большой путь.

Уделите времени столько, сколько необходимо.

Проведите ревизию дел на текущий момент.

Скачать анкету для исследования самого себя


Открытые вопросы к занятию

Наедине с самим собой в письменном виде в тетради рабочей ответить на вопросы ниже:

  1. Насколько по 10-балльной шкале я доволен своей жизнью?
  2. Что я могу изменить, чтобы было хотя бы на 1 балл больше?
  3. А для того, чтобы было на 10?
  4. Чем я больше всего недоволен?
  5. Как я это создал?
  6. Что будет, если я посмеюсь над своими неудачами и недовольством?
  7. Чего мне хотелось бы иметь меньше в моей жизни?
  8. Что я терплю?
  9. Чего мне хотелось бы иметь больше в своей жизни?
  10. Что вдохновляет меня?
  11. Какие "краски" преобладают в моей жизни?
  12. Какие цвета я хочу добавить?
  13. Чего я избегаю? Какое влияние это оказывает на мою жизнь?
  14. Что мне давно пора отпустить, от чего освободиться?
  15. Есть ли негативные ситуации в моей жизни, которые постоянно повторяются?
  16. Как я их создаю?
  17. Какими сферами жизни я доволен?
  18. Какие сферы требуют внимания и улучшения?

198 ТОЧНЫХ ФРАЗ, чтобы ЖИТЬ СПОКОЙНО



Спокойствие — отсутствие волнения, шума. Тишина, покой. Порядок. Безмятежное, уравновешенное состояние души, отсутствие тревоги, сомнения, волнения, забот. Об условиях спокойной жизни будет идти речь в этом уроке через набор точных фраз.



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.