ТА - 02 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 02
1. Представь, что человек постоянно сталкивается с критикой в свой адрес на разных работах и в разных компаниях. Какая идея из предложенных лучше всего объясняет этот повторяющийся опыт, если вспомнить метафору о театре жизни?
А) Человеку просто не везет с выбором коллектива, и ему стоит продолжать искать "свое" место.
Б) Вероятно, человек подсознательно выбирает людей, которые будут исполнять для него привычную роль критика.
В) Мир несправедлив, и хорошим специалистам часто достается незаслуженная критика от завистников.
Г) Человеку нужно научиться давать более жесткий отпор критикам, чтобы они не смели его задевать.
Комментарии:
А) Поиск "своего" места – это хорошо, но если ситуация повторяется, дело может быть не только во внешних факторах. В этом есть плюс: активный поиск. Минус: можно бесконечно менять места, не замечая внутреннего сценария. Какая ваша личная история с поиском "своего" места?
Б) Это наиболее точное объяснение с точки зрения концепции. Если в нашем внутреннем "театре" есть роль "стыдящего", мы будем находить "актеров" на эту роль. Плюс: это признание своей роли в происходящем. Как вы думаете, какие еще "роли" мы можем неосознанно распределять?
В) Хотя зависть и несправедливость существуют, постоянное их обнаружение может быть фильтром восприятия, как в поговорке про нечистоплотное животное. Плюс: это позволяет сохранить высокую самооценку. Минус: снимает с себя ответственность. Сталкивались ли вы с тем, что объясняли неудачи только внешними факторами?
Г) Умение постоять за себя важно, но если это единственная стратегия, она похожа на поведение молотка, видящего везде гвозди. Плюс: это проактивная позиция. Минус: может привести к эскалации конфликтов. В каких ситуациях такая стратегия действительно оправдана, а в каких нет?
2. "Джентльмен не оказывается в подворотне". Как лучше всего трактовать эту мудрость в контексте личной ответственности и выбора?
А) Успешные и воспитанные люди просто избегают опасных районов благодаря своему статусу.
Б) Человек, знающий свои ценности, старается не попадать в ситуации, где эти ценности могут быть нарушены.
В) Финансовое положение позволяет некоторым людям выбирать более безопасные и комфортные условия жизни.
Г) Судьба благосклонна к тем, кто ведет себя достойно, и оберегает их от неприятностей.
Комментарии:
А) Статус может давать преимущества, но суть поговорки глубже, она не только о физической безопасности, но и о моральном выборе. Плюс: признание влияния соцстатуса. Минус: упрощение до внешних атрибутов. Как вы думаете, всегда ли статус определяет поведение?
Б) Именно так! Осознание своих принципов помогает делать выбор в пользу ситуаций и окружения, соответствующих им. Это проактивное формирование своей реальности. Плюс: фокус на внутренних ориентирах. Какие ценности помогают вам избегать "подворотен" в переносном смысле?
В) Финансовая свобода важна, но выбор не оказываться в "подворотне" – это прежде всего внутреннее решение, а не только внешняя возможность. Плюс: признание роли ресурсов. Минус: сводит все к деньгам. Может ли человек с ограниченными ресурсами быть "джентльменом"?
Г) Вера в судьбу может поддерживать, но эта поговорка скорее об осознанном выборе и предвидении последствий, чем о слепой удаче. Плюс: дает надежду. Минус: снимает личную ответственность за выбор. Как сочетать веру в лучшее с активными действиями по созданию своей безопасности?
3. Если представить нашу внутреннюю систему принятия решений как три инстанции – условно "Желаю", "Могу" и "Надо", – то какая из них отвечает за создание долгосрочных систем и отказ от сиюминутного "латания дыр", подобно строительству водопровода вместо ношения воды ведрами?
А) Инстанция "Желаю", ведь именно она генерирует мечты о комфорте и лучшей жизни.
Б) Инстанция "Могу", так как она оценивает ресурсы и разрабатывает конкретные планы постройки "водопровода".
В) Инстанция "Надо", поскольку она определяет важность и приоритетность задач, исходя из долгосрочных ценностей.
Г) Все три инстанции должны договориться, но стратегическое планирование – это не главная задача ни одной из них по отдельности.
Комментарии:
А) "Желаю" (Ребенок) дает энергию и мотивацию, но само по себе не строит систем. Это важный импульс, но не стратегия. Плюс: источник вдохновения. Минус: без плана мечты остаются мечтами. Какие ваши "желаю" ждут своего "водопровода"?
Б) Абсолютно верно! Инстанция "Могу" (Взрослый) анализирует, планирует, выстраивает процессы, чтобы перейти от "тушения пожаров" к системному решению задач. Плюс: рациональность и эффективность. Как вы могли бы построить "водопровод" в одной из сфер вашей жизни?
В) "Надо" (Родитель) связано с ценностями и принципами, что важно для направления, но само строительство "водопровода" – это про рацио и организацию. Плюс: задает вектор. Минус: может быть слишком ригидным без гибкости "Могу". Какие "надо" мешают вам иногда строить эффективные системы?
Г) Договоренность важна для гармонии, но именно "Могу" специализируется на системном подходе. Плюс: подчеркивает важность интеграции. Минус: размывает ответственность за стратегию. Бывало ли, что внутренний "договор" был, а системы не создавались? Почему?
4. Когда наши внутренние "хочу", "могу" и "должен" находятся в согласии и направлены в одну сторону, что происходит с нашей эффективностью и внутренним состоянием?
А) Мы становимся излишне самоуверенными и можем пропустить важные сигналы от внешнего мира.
Б) Мы испытываем состояние потока и целостности, и любой ветер становится попутным для наших начинаний.
В) Возникает риск быстрого выгорания, так как все ресурсы направлены на одну цель без остановок.
Г) Мы можем стать менее гибкими, так как четкое направление мешает видеть альтернативные пути.
Комментарии:
А) Согласованность не означает слепоту. Наоборот, внутренняя ясность помогает лучше воспринимать реальность. Плюс: призыв к бдительности. Минус: путает уверенность с самоуверенностью. Как отличить здоровую уверенность от излишней?
Б) Точно! Это состояние внутренней гармонии, когда наши желания, возможности и ценности совпадают, что дает мощный импульс и ощущение правильности пути. Плюс: описывает идеальное состояние для действий. Какой ваш первый шаг к большей согласованности этих трех аспектов?
В) Выгорание скорее наступает от внутреннего конфликта и бессмысленных усилий, а не от согласованной деятельности. Плюс: напоминание о важности отдыха. Минус: неверная причина выгорания. Как вы заботитесь о себе, чтобы энергия на пути к целям не иссякала?
Г) Наоборот, такая внутренняя сонаправленность позволяет быстрее и точнее адаптироваться, так как есть четкий внутренний компас. Плюс: акцент на гибкости. Минус: противоречит идее внутреннего стержня. В каких ситуациях внутренний компас помогал вам сохранять гибкость?
5. При ведении диалога с помощью открытых вопросов, что является "первичным" для установления доверия и получения развернутых, искренних ответов?
А) Содержание и сложность самих вопросов – они должны демонстрировать глубокую экспертизу спрашивающего.
Б) Форма подачи вопроса: заинтересованный тон, уважение, создание атмосферы безопасности.
В) Скорость задавания вопросов – важно поддерживать динамику, чтобы собеседник не успел "заскучать".
Г) Строгое следование заранее подготовленному списку вопросов, чтобы не упустить важные детали.
Комментарии:
А) Глубокие вопросы хороши, но без правильной "формы" они могут выглядеть как допрос и вызывать сопротивление. Плюс: ценность содержания. Минус: игнорирование человеческого фактора. Было ли у вас ощущение, что "умный" вопрос был задан не к месту или не вовремя?
Б) Совершенно верно. Именно форма – ваш голос, интонация, искренний интерес – создает то пространство, в котором человек захочет открыться. Вопрос - форма, ответ - содержание. Плюс: фокус на атмосфере. Как бы вы описали идеальный "заинтересованный голос"?
В) Динамика важна, но спешка может разрушить доверие. "Плавные мостики" и внимательное слушание важнее скорости. Плюс: внимание к темпу. Минус: риск превратить диалог в гонку. Как найти баланс между динамикой и глубиной в беседе?
Г) План – это хорошо, но важнее гибкость и умение следовать за мыслью собеседника, создавая "текучий" разговор. Плюс: структурированность. Минус: излишняя жесткость. Как вы думаете, когда стоит отступить от плана в диалоге?
6. В формуле психологической игры есть элемент, который можно сравнить с наживкой для рыбы. Это небольшое действие или реплика, цепляющая собеседника и втягивающая его в привычный сценарий. Как называется этот элемент?
А) Нарастающий голод – сильная потребность в определенной эмоции.
Б) Взаимодействие – активный обмен репликами и смена ролей.
В) Крючок – провокационное действие или фраза, запускающая игру.
Г) Насыщение – получение искомой привычной эмоции в финале.
Комментарии:
А) "Нарастающий голод" – это скорее предпосылка, фон, на котором игра становится возможной, но не сам запускающий механизм. Плюс: указывает на внутреннюю потребность. Минус: это не сам триггер. Можете вспомнить ситуацию, когда "голод" был силен, а "крючок" незначителен?
Б) "Взаимодействие" – это уже сама игра в разгаре, когда участники обмениваются "ударами" и ролями. Плюс: описывает процесс игры. Минус: это не начальный импульс. Какие типичные роли вы замечали во взаимодействиях, похожих на игру?
В) Именно "Крючок"! Это та самая искра, которая разжигает пламя старого сценария. Маленькая, но очень эффективная деталь. Плюс: точно определяет запускающий элемент. Какой "крючок" вы чаще всего замечаете в общении или сами используете, возможно, неосознанно?
Г) "Насыщение" – это результат, "выигрыш" в игре, то, ради чего все и затевалось. Плюс: объясняет цель игры. Минус: это финал, а не начало. Какая "эмоциональная валюта" для вас наиболее привычна в качестве "насыщения"?
7. Люди неосознанно вступают в психологические игры не только для получения ярких эмоций. Какая еще важная потребность часто удовлетворяется через такие, пусть и неконструктивные, взаимодействия?
А) Потребность в новизне и острых ощущениях, которых не хватает в обыденной жизни.
Б) Желание помочь другому человеку, даже если эта помощь выглядит как "спасательство".
В) Стремление подтвердить свои привычные убеждения о себе, других и мире, делая его предсказуемым.
Г) Поиск интеллектуальной стимуляции через разгадывание сложных мотивов поведения другого человека.
Комментарии:
А) Игры могут давать сильные эмоции, но чаще всего они повторяют знакомые сценарии, а не приносят новизну. Плюс: указывает на поиск эмоций. Минус: игры обычно стереотипны. Какие здоровые способы получения ярких эмоций вы знаете?
Б) "Спасательство" часто является одной из ролей в игре, но глубинная потребность может быть иной, например, в собственной значимости. Плюс: описывает частую роль. Минус: это маска, а не истинная потребность. Чем отличается искренняя помощь от "спасательства" в игре?
В) Совершенно верно. Игры, даже негативные, подтверждают нашу картину мира (например, "все хотят меня использовать" или "я всегда жертва"), что создает иллюзию стабильности. Плюс: глубокое объяснение мотивации. Какие ваши убеждения иногда ищут подтверждения через повторяющиеся ситуации?
Г) Хотя игры могут выглядеть запутанно, их основная цель – не интеллектуальный анализ, а эмоциональное насыщение и подтверждение сценария. Плюс: признание сложности взаимодействий. Минус: путает цель с процессом. Всегда ли сложное взаимодействие является игрой?
8. Представьте, что вы хотите выйти из повторяющейся неприятной ситуации с коллегой, не вступая в привычную "игру". Какой из предложенных вариантов наиболее полно отражает конструктивный подход к "внешней работе" для выхода из игры?
А) Четко и твердо заявить коллеге, что его поведение неприемлемо, и потребовать его изменить.
Б) Описать ситуацию (А), указать на риски (В), выразить свои чувства (С), предложить обсудить (D) для поиска решения, подчеркнув важность (Е).
В) Игнорировать провокации коллеги, сохраняя полное спокойствие и невозмутимость.
Г) Обратиться к руководству с жалобой на поведение коллеги, чтобы проблему решили "сверху".
Комментарии:
А) Прямота хороша, но ультиматум может быть воспринят как "крючок" для новой игры или эскалации. Плюс: проявление решительности. Минус: высокий риск конфликта. Были ли случаи, когда такой подход сработал, а когда усугубил ситуацию?
Б) Это отличная формула для конструктивного диалога! Она позволяет ясно изложить свою позицию, не обвиняя, и пригласить к сотрудничеству. Плюс: системный и уважительный подход. Какой из этих шагов (A, B, C, D, E) вам кажется самым сложным в реализации и почему?
В) Игнорирование может быть временной тактикой, но не решает проблему в корне и может накапливать напряжение. Плюс: способ не "клюнуть" сразу. Минус: не решает суть проблемы. В каких ситуациях игнорирование может быть полезным, а в каких – нет?
Г) Обращение к руководству – это крайняя мера. Сначала стоит попытаться решить вопрос на своем уровне, чтобы развивать навыки коммуникации. Плюс: использование доступных ресурсов. Минус: перекладывание ответственности. Когда, по-вашему, действительно стоит привлекать третью сторону?
КАК ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ? Хочу, могу и надо!
Открытые вопросы
- Если бы я мог изменить только что-то одно в моей жизни, что бы это было?
- Если я ничего не изменю в своей жизни, что будет через 5, 10, 20 лет?
- Какая моя самая большая мечта?
- Что я делаю для того, чтобы мечта стала реальностью?
- Что для меня более всего ценно в жизни?
- Что для меня значит жить в соответствии со своими ценностями?
- Какие мои ценности я недостаточно учитываю в своей жизни?
Манипулирование в отношениях: 50 приёмов (Мужское/Женское)
Урок посвящен ассортименту крючков
6 ЗОЛОТЫХ ВОПРОСОВ, ТВОРЯЩИХ ЧУДЕСА
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.