Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 02 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов для самопознания


1 - Представьте, что ваш внутренний «Взрослый» — это мудрый и спокойный наблюдатель. Как развитие этого наблюдателя помогает вам не попадаться на эмоциональные «крючки» в общении и сохранять внутреннее равновесие, когда кто-то пытается задеть ваши уязвимые места?

2 - Психологические игры часто служат способом просто «убить время» или избежать неприятного чувства пустоты. Как создание осмысленных долгосрочных проектов (в работе, хобби, отношениях) может естественным образом снизить вашу потребность в заполнении жизни мелкими драмами и конфликтами?

3 - Взгляните на формулу здорового диалога: «Когда происходит А (ситуация), я чувствую Б (чувства), потому что для меня важна В (ценность). Я бы хотел Г (предложение)». Как каждый из этих шагов помогает выйти из токсичного «треугольника» Жертвы, Спасателя и Преследователя и начать разговор двух взрослых людей?

4 - Если бы вы были детективом, который определяет внутреннее состояние человека по его речи, как бы вы отличили ответы «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого» на один и тот же вопрос? Например, на вопрос: «Какие у вас планы на следующую неделю?»

5 - Вспомните метафору о человеке, который раз за разом падает в одну и ту же яму на дороге, пока наконец не учится ее обходить. На какой стадии этого «обучения» у человека появляется реальный шанс остановиться и спросить себя: «Зачем я постоянно попадаю в эту ситуацию и какие отношения я хочу построить на самом деле?»

6 - Часто мы бессознательно ищем подтверждения своим глубинным убеждениям (например, «мир опасен» или «меня никто не ценит»). Как психологическая игра становится способом устроить маленькое «шоу», которое доказывает нам нашу же правоту, даже если это приносит боль?

7 - Представьте, что для гармоничной жизни нужны три вещи: наши «Хочу» (желания), «Надо» (ценности) и «Могу» (умение видеть реальность и планировать). Что происходит с жизнью человека, у которого есть сильные «Хочу» и «Надо», но очень слабое «Могу», то есть он не умеет выстраивать системы для достижения своих целей?

8 - Как наши внутренние состояния («Ребенок», «Взрослый», «Родитель») влияют на то, как мы воспринимаем одно и то же событие? Например, как по-разному отреагируют эти три части вашей личности на внезапную отмену долгожданной встречи?

9 - Как можно использовать открытые вопросы не для защиты, а для мягкого прояснения ситуации, когда вы чувствуете, что вас втягивают в игру? Например, вместо агрессии или обиды спокойно спросить: «Я вижу, что ты расстроен. Чего бы тебе хотелось на самом деле в этой ситуации?»

10 - Роль «Спасателя» в драматическом треугольнике кажется очень благородной. Какую глубокую личную потребность (например, в собственной важности или контроле) на самом деле может удовлетворять человек, который постоянно бросается помогать другим, даже когда его об этом не просят?


Тест для закрепления материала


1. Человек жалуется, что на каждой новой работе он сталкивается с несправедливой критикой от начальства. Какое объяснение лучше всего описывает эту повторяющуюся ситуацию с точки зрения психологии?

А) Человеку просто не везет, и ему нужно продолжать искать идеальный коллектив.

Б) Человек, возможно, бессознательно выбирает таких руководителей или так себя ведет, что провоцирует их на критику, подтверждая свой внутренний сценарий.

В) Мир жесток, и талантливым людям часто завидуют, поэтому критика неизбежна.

Г) Человеку следует научиться не обращать внимания на критику и просто делать свою работу.

Обратная связь:

А) Поиск «своего» места — это правильно, но если негативный сценарий повторяется, значит, дело не только во внешних обстоятельствах. Это все равно что менять лодки, не замечая, что течь в твоем собственном рюкзаке.

Б) Это наиболее точное объяснение. Мы часто неосознанно воссоздаем привычные нам с детства драмы. Если внутри есть роль «вечно виноватого», мы найдем «актера» на роль «критика». Признание этого — первый шаг к изменениям.

В) Хотя несправедливость существует, постоянное столкновение с ней может быть признаком «туннельного зрения», когда мы замечаем только то, что подтверждает нашу картину мира. Это позиция, снимающая с себя ответственность.

Г) Игнорирование — это временная мера, которая не решает корень проблемы. Это как пить обезболивающее при больном зубе вместо того, чтобы пойти к врачу. Проблема останется и, скорее всего, усугубится.


2. Что на самом деле означает мудрая фраза: «Порядочный человек не оказывается в грязной ситуации»?

А) Успешные люди просто избегают опасных мест благодаря своему статусу.

Б) Человек, который ясно осознает свои ценности, интуитивно или сознательно избегает ситуаций, людей и предложений, которые могут привести к проблемам.

В) Деньги позволяют выбирать безопасный и комфортный образ жизни.

Г) Судьба хранит тех, кто ведет себя хорошо, и оберегает их от зла.

Обратная связь:

А) Статус и деньги могут помочь, но суть фразы не в этом. Можно быть богатым и знаменитым, но постоянно попадать в скандалы. Речь идет о внутреннем «компасе», а не о внешних атрибутах.

Б) Именно так! Это не о том, чтобы быть святым, а о том, чтобы иметь внутренний стержень. Зная свои принципы, человек не пойдет туда, где скользко, не потому что боится, а потому что ему это просто неинтересно.

В) Финансы — это ресурс, но не гарантия. Внутренний выбор и умение предвидеть последствия гораздо важнее для того, чтобы не оказаться в «грязной ситуации» в широком смысле слова (в долгах, в токсичных отношениях, в сомнительных проектах).

Г) Надеяться на судьбу — это пассивная позиция. Эта поговорка, наоборот, говорит об активной роли человека в формировании своей жизни через ежедневные маленькие выборы. Это про ответственность, а не про удачу.


3. Если сравнить решение проблем с ношением воды, то что такое «построить водопровод»?

А) Найти кого-то, кто будет носить воду за тебя.

Б) Носить воду более эффективно, используя ведра побольше.

В) Создать систему, которая решает проблему на корню и больше не требует ежедневных героических усилий.

Г) Смириться с тем, что воду придется носить всегда, и получать от этого удовольствие.

Обратная связь:

А) Это перекладывание ответственности. Рано или поздно «носильщик» устанет или попросит слишком высокую плату. Проблема не решена системно.

Б) Это оптимизация, а не решение. Вы просто устаете чуть медленнее, но все так же тратите все свое время и силы на поддержание старого процесса. Это «тушение пожаров» вместо создания противопожарной системы.

В) Верно! «Построить водопровод» — значит один раз вложить силы в создание автоматизированной системы (например, наладить бюджет, выстроить границы в отношениях, создать пассивный доход), чтобы высвободить время и энергию для более важных дел.

Г) Это хороший навык для ситуаций, которые мы не можем изменить. Но если решение возможно, то такой подход может быть формой выученной беспомощности.


4. Что происходит, когда наши внутренние «Хочу» (желания), «Могу» (реалистичная оценка) и «Надо» (ценности) действуют в согласии?

А) Мы становимся слишком самоуверенными и перестаем замечать риски.

Б) Мы входим в состояние «потока», чувствуем целостность, и даже трудности воспринимаются как интересные задачи, а не как преграды.

В) Наступает быстрое выгорание, так как вся энергия уходит в одном направлении.

Г) Мы становимся упрямыми и негибкими, так как не видим других вариантов.

Обратная связь:

А) Наоборот. Когда наш «внутренний совет директоров» в согласии, мы становимся более адекватными и лучше видим реальность, так как нет внутреннего конфликта, затуманивающего взгляд.

Б) Именно это и происходит. Это состояние максимальной эффективности и внутреннего комфорта, когда мы делаем то, что хотим, то, что считаем правильным, и то, что у нас получается. Любой ветер для такого «корабля» становится попутным.

В) Выгорание чаще всего наступает от внутреннего раскола — когда мы делаем то, чего не хотим, или то, во что не верим. Согласованная деятельность, наоборот, заряжает энергией.

Г) Внутренний стержень не делает человека упрямым, он дает ему опору. Опираясь на нее, как раз легче быть гибким и адаптироваться к изменениям, не изменяя себе.


5. При использовании техники открытых вопросов (начинающихся с «Как?», «Что?», «Почему?», «Зачем?») что является главным условием для получения честного и глубокого ответа?

А) Задать очень умный и сложный вопрос, чтобы показать свою компетентность.

Б) Создать атмосферу безопасности и проявить искренний, неподдельный интерес к собеседнику.

В) Говорить быстро и задавать много вопросов, чтобы поддерживать динамику разговора.

Г) Четко следовать списку заготовленных вопросов.

Обратная связь:

А) Слишком «умный» вопрос может быть воспринят как экзамен или допрос, что заставит человека закрыться. Важен не вопрос сам по себе, а пространство, в котором он задан.

Б) Совершенно верно. Форма важнее содержания. Ваш тон, взгляд, паузы и искреннее любопытство создают доверие. Только в безопасной атмосфере человек захочет и сможет заглянуть вглубь себя и поделиться чем-то важным.

В) Спешка убивает глубину. Искренний диалог требует пауз и времени на обдумывание. Попытка «ускорить» процесс обычно приводит к поверхностным, формальным ответам.

Г) План — это хорошо, но живой разговор похож на танец, а не на марш. Важнее слышать собеседника и следовать за его мыслью, чем ставить галочки в своем списке.


6. В психологической игре есть момент, похожий на наживку для рыбы — незначительная фраза или действие, которое цепляет за живое и запускает привычный конфликтный сценарий. Как называется этот элемент?

А) Скрытая потребность.

Б) Провокация.

В) Крючок.

Г) Расплата.

Обратная связь:

А) Скрытая потребность (например, в признании) — это то, почему мы вообще уязвимы для игр, но это не сам запускающий механизм.

Б) Провокация — близкое по смыслу слово, но в транзактном анализе есть более точный и устоявшийся термин.

В) Да, это «Крючок». Это может быть невинный на вид вопрос («Ты все еще не нашел работу?») или действие (вздох в нужный момент), которое безошибочно попадает в слабое место и запускает цепную реакцию.

Г) Расплата (или «Насыщение») — это финальная стадия игры, когда участники получают привычные негативные эмоции (обиду, гнев, вину), ради которых все и затевалось.


7. Помимо получения сильных (хоть и негативных) эмоций, какую еще важную потребность люди удовлетворяют, вступая в психологические игры?

А) Потребность в разнообразии и новых впечатлениях.

Б) Потребность структурировать время и избежать близкого, искреннего контакта.

В) Потребность в интеллектуальной разминке, решая сложные жизненные ребусы.

Г) Потребность доказать свое превосходство над другим человеком.

Обратная связь:

А) Как раз наоборот. Игры очень стереотипны и предсказуемы. В них нет ничего нового, именно поэтому они создают иллюзию стабильности.

Б) Именно так. Игры позволяют безопасно взаимодействовать с людьми, не допуская настоящей близости, которая может быть пугающей. Они заполняют время и создают иллюзию насыщенной жизни, состоящей из повторяющихся драм.

В) Игры иррациональны. Их цель — не найти решение, а получить эмоциональную «расплату» и подтвердить свои убеждения. Это эмоциональный, а не интеллектуальный процесс.

Г) Доказательство превосходства может быть одной из целей, но это лишь частный случай. Более общая и важная функция — предсказуемое и безопасное структурирование времени.


8. Какой способ выхода из неприятного повторяющегося диалога с человеком является самым конструктивным и зрелым?

А) Резко оборвать человека и заявить, что вы не будете больше это обсуждать.

Б) Спокойно и четко описать факты, выразить свои чувства и потребности, а затем предложить найти совместное решение.

В) Молча игнорировать все попытки втянуть вас в этот разговор.

Г) Пожаловаться на этого человека кому-то третьему (другу, начальнику), чтобы он повлиял на ситуацию.

Обратная связь:

А) Это может сработать в моменте, но это агрессивный выход, который, скорее всего, будет воспринят как «крючок» для нового витка конфликта на тему «Ты меня не уважаешь».

Б) Это идеальная формула взрослого диалога. Она не содержит обвинений, переводит разговор с эмоций на факты и предлагает сотрудничество. Такой подход обезоруживает манипулятора и приглашает собеседника занять взрослую позицию.

В) Игнорирование — это пассивная агрессия. Оно не решает проблему, а лишь накапливает напряжение, которое рано или поздно взорвется. Иногда это единственно возможный вариант, но точно не самый конструктивный.

Г) Это попытка создать «треугольник», где вы — «Жертва», собеседник — «Преследователь», а третий — «Спасатель». Это уход от прямого диалога и перекладывание ответственности. К этому стоит прибегать лишь в крайних случаях, когда прямой диалог невозможен.


Как принять то, что невозможно изменить и освободить энергию для жизни



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.