Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 08 - Дополнительные материалы


Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов к занятию 08


1 - Представьте, что ваша жизнь — это книга. Как детальная работа над целями, особенно честные ответы на вопросы о своих истинных желаниях (ценностях), сильных сторонах (ресурсах) и внутренних страхах (препятствиях), помогает перестать перечитывать старую главу с повторяющимися неудачами и начать писать совершенно новую, в которой вы — главный герой, уверенно идущий к успеху?

2 - Вспомните ситуацию, когда вас просили о бесплатной профессиональной помощи. Как пятишаговый метод защиты личных границ (особенно шаги, где вы спокойно объясняете риски поспешных советов и предлагаете полноценную встречу) помогает вам не втянуться в роль "Спасателя", который решает чужие проблемы в ущерб себе, а остаться в спокойной и взвешенной позиции Взрослого?

3 - При планировании любой цели важный шаг — это подумать о внутренних препятствиях (например, о склонности всё откладывать или ругать себя за ошибки). Как такой честный взгляд на себя заранее помогает подготовить "подушку безопасности" и не дать этим привычкам сорвать ваши планы?

4 - Ваш друг просит "просто по-дружески" дать ему профессиональный совет, который обычно стоит денег. Проследите свою возможную внутреннюю цепочку: какие ощущения в теле возникают, какие мысли ("неудобно отказать", "я же друг") проносятся в голове, какие эмоции (вина, раздражение) это вызывает и к какому действию (согласиться, работая бесплатно) это может подтолкнуть? Как в этой ситуации может помочь техника защиты границ?

5 - Хорошая цель должна радовать и вдохновлять, быть разумной и опираться на ваши ценности. Подумайте о любой вашей цели и расскажите, как она отвечает на запросы трёх частей вашей личности: вашего Внутреннего Ребёнка (Что в ней радостного и интересного?), вашего Внутреннего Родителя (Согласуется ли она с вашими принципами?) и вашего Внутреннего Взрослого (Какой план действий, какие ресурсы нужны?).

6 - Техника защиты профессиональных границ — это, по сути, способ создать ясную и честную договорённость. Какие негласные правила она помогает сделать явными? Например, как она реализует принцип "не соглашайся на то, чего не хочешь делать" и "проговаривай ожидания вслух"?

7 - При постановке цели есть важный вопрос: "Как её достижение повлияет на мою семью, здоровье, отдых?" Почему, игнорируя этот вопрос, человек рискует, получив желаемое (например, высокую должность), обнаружить, что "потерял" по дороге нечто более важное — тёплые отношения с близкими или собственное здоровье?

8 - Наш мозг устроен так, что он ищет подтверждения тому, во что мы уже верим. Если человек верит в свой провал, он будет замечать только трудности. Как детальная проработка цели, её описание в ярких красках и планирование первого простого шага помогают "перенастроить" мозг, чтобы он начал искать доказательства вашего будущего успеха?

9 - Какие распространённые убеждения из детства, вроде "Будь хорошим для всех" или "Не думай о себе, это эгоизм", мешают вам спокойно и уверенно говорить "нет" на неудобные просьбы? Какое новое, внутреннее разрешение (например, "Я разрешаю себе ценить своё время и труд") вам нужно себе дать, чтобы чувствовать себя комфортно, защищая свои границы?

10 - Есть известная притча о человеке, который раз за разом падал в одну и ту же яму. Сначала он её не замечал, потом научился обходить. Как планирование новой, большой и вдохновляющей цели помогает не просто "обойти старую яму" (избежать проблемы), а выбрать совершенно другую, более интересную и безопасную дорогу в жизни?


Тест для закрепления материала


1. На семейном празднике дальний родственник, узнав, чем вы занимаетесь, просит вас «по-быстрому, одним глазком» посмотреть его документы/анализы/проект и дать профессиональный совет. Какой ответ будет самым лучшим, чтобы и границы сохранить, и отношения не испортить?

А. Сказать, что вы с радостью поможете, но для этого нужно договориться о полноценной консультации в рабочее время, потому что советы "на бегу" могут навредить, а вы хотите принести реальную пользу.

Б. Дать несколько общих советов, чтобы не показаться невежливым, но добавить, что это лишь поверхностное мнение и нужна консультация специалиста.

В. Вежливо, но сухо ответить, что вы не работаете в неформальной обстановке, так как это ваш принцип.

Г. Включиться в проблему и постараться максимально помочь прямо на месте, ведь человеку нужна помощь, а помогать людям — это важно.

Комментарии

А: Отличный выбор! Вы проявляете и уважение к человеку, и заботу о качестве своей работы. Этот ответ показывает вашу ответственность и ценность вашего труда, не отталкивая собеседника, а предлагая ему эффективный путь решения проблемы. Это самая зрелая и профессиональная позиция.

Б: Это очень распространённая реакция из желания быть "хорошим". Однако, давая даже общие советы, вы берёте на себя ответственность, не имея полной картины. Это создаёт иллюзию помощи, но может привести к неверным действиям со стороны человека. Что заставляет вас чувствовать себя обязанным помочь немедленно, даже если это неэффективно?

В: Этот вариант хорошо защищает ваши границы, но может прозвучать холодно и отстранённо. Вы сохраняете себя, но не предлагаете человеку никакого решения, что может быть воспринято как безразличие. Как можно сказать то же самое, но с большей теплотой и заботой о человеке?

Г: Ваше желание помочь достойно уважения. Но такой подход часто называют "медвежьей услугой". Без глубокого анализа вы рискуете дать неверный совет, что может только усугубить ситуацию. Подумайте, чью потребность вы на самом деле удовлетворяете в этот момент — его потребность в помощи или свою в том, чтобы быть "Спасателем"?


2. Ваш коллега просит вас помочь с его задачей в ваше нерабочее время, присылая файлы в мессенджер со словами: «Ты же в этом профи, помоги по-быстрому». Вы уже объясняли, что цените свой отдых, но он настаивает. Что ответить, чтобы сохранить и уважение к себе, и нормальные отношения с коллегой?

А. Спокойно и дружелюбно повторить: "Я понимаю, что это срочно, но в нерабочее время я восстанавливаю силы. Давай вернёмся к этому вопросу завтра утром в офисе, и я посмотрю, чем могу помочь".

Б. Вздохнуть и помочь, но сказать: "Хорошо, в последний раз, но больше так не делай".

В. Раздражённо написать: "Я же уже говорил(а), что отдыхаю!" — и перестать отвечать.

Г. Ничего не отвечать, пока не наступит рабочее время, чтобы он сам всё понял.

Комментарии

А: Идеально. Вы показываете, что слышите его просьбу ("понимаю, что срочно"), чётко обозначаете свою позицию ("я восстанавливаю силы") и предлагаете конструктивное решение ("давай вернёмся завтра"). Это позиция уверенного в себе и уважающего других человека.

Б: Уступая один раз, вы практически гарантируете, что подобные просьбы повторятся. Фраза "в последний раз" редко работает. Эта уступка учит коллегу, что на вас можно надавить. Почему вам кажется, что прямой и спокойный отказ может разрушить отношения?

В: Ваше раздражение можно понять, ведь ваши границы нарушают. Однако агрессия — это слабая форма защиты. Она может привести к конфликту и испортить рабочую атмосферу. Как можно донести ту же мысль, но без негативных эмоций, сохранив своё достоинство?

Г: Игнорирование может сработать, но часто оно воспринимается как пассивная агрессия и оставляет пространство для домыслов ("он обиделся?", "он меня не уважает?"). Ясная коммуникация почти всегда лучше, чем молчание. Она сохраняет отношения и чётко расставляет всё по своим местам.


3. Ключевая идея в постановке целей звучит так: "Ваше видение будущего — это причина того, что вы делаете сегодня". Что это означает на практике?

А. Когда у вас есть ясная и вдохновляющая картина будущего, она как магнит начинает влиять на ваши сегодняшние решения, помогая выбирать то, что ведёт к цели.

Б. Нужно меньше думать о прошлом, которое не изменить, и о настоящем, которое быстро проходит, и сфокусироваться только на мечтах о будущем.

В. Достаточно лишь очень ярко представить себе желаемое будущее, и оно само собой реализуется благодаря силе мысли, без особых усилий.

Г. Наше будущее предопределено, и эта мысль должна мотивировать нас просто принять его, не тратя лишних сил на сопротивление.

Комментарии

А: Совершенно верно! Яркий образ будущего становится внутренним компасом. Вы начинаете интуитивно и осознанно делать выборы, которые приближают вас к этой картине. Ваше "завтра" становится причиной и мотиватором ваших "сегодняшних" действий.

Б: Фокус на будущем — это важно, но обесценивать настоящее — значит лишать себя жизни и возможности действовать. Ведь именно в настоящем мы делаем те самые шаги к нашему будущему. Как найти здоровый баланс между мечтой и жизнью "здесь и сейчас"?

В: Сила мысли и визуализации — мощный инструмент, но он работает как чертёж для строителя, а не как волшебная палочка. Без конкретных действий (строительства) даже самый прекрасный чертёж останется просто бумагой. Мечты вдохновляют на действия, а не заменяют их.

Г: Этот вывод ведёт к пассивности и снимает с нас ответственность. Идея в том, что мы не принимаем предначертанное будущее, а сами его создаём, формируя его образ и действуя в соответствии с ним. В чём для вас разница между смирением с судьбой и созданием своей судьбы?


4. Что из перечисленного НЕ является главной задачей процесса постановки целей?

А. Получить 100% гарантию того, что вы достигнете конкретного материального результата (например, определённой суммы денег) к точному сроку.

Б. Научиться смотреть на свою жизнь в целом, чтобы понимать, куда вы движетесь, и вовремя менять направление, если это необходимо.

В. Внести ясность в свои желания, отделить по-настоящему важное от мимолётного и навязанного извне.

Г. Найти источник внутренней энергии и мотивации, который будет поддерживать вас в трудные моменты.

Комментарии

А: Вы правы, это не является задачей. Постановка целей — это не магия, а инструмент управления своей жизнью. Он многократно повышает шансы на успех, но не может дать железных гарантий, ведь мир изменчив. Процесс важнее, чем гарантия результата, потому что он развивает вас.

Б: Это одна из ключевых задач. Постановка целей развивает навык быть "капитаном своего корабля" — видеть карту, прокладывать курс и вовремя замечать шторм. Это — проявление взрослой позиции по отношению к своей жизни.

В: Конечно, это важнейшая задача. Без этого мы рискуем потратить жизнь на достижение целей, которые на самом деле нам не нужны, а навязаны обществом, семьёй или рекламой. Умение слышать себя — основа осмысленной жизни.

Г: Безусловно! Правильно поставленная цель, идущая от сердца, — это мощнейшая "энергетическая станция". Она даёт силы вставать по утрам и преодолевать то, что раньше казалось непреодолимым. Это топливо для вашего движения вперёд.


5. Зачем при работе с целями коучи иногда задают странный вопрос: "А какую выгоду ты получаешь, НЕ достигая этой цели?"

А. Чтобы помочь человеку обнаружить скрытые, неосознанные "бонусы" от текущей ситуации, которые мешают ему двигаться вперёд (например, оставаясь "бедным, но честным").

Б. Чтобы заставить человека почувствовать вину за своё бездействие и через это заставить его начать что-то делать.

В. Чтобы человек заранее подготовился к провалу и не слишком сильно расстраивался, если ничего не получится.

Г. Чтобы проверить, действительно ли важна эта цель. Если нет никакой выгоды от провала, значит, цель настоящая.

Комментарии

А: Точно в цель! Часто мы сами саботируем свой успех, потому что провал или текущее положение дел дают нам скрытые выгоды: нас жалеют, нам не нужно брать на себя ответственность, мы остаёмся в привычной и понятной зоне комфорта. Осознать эту выгоду — значит наполовину её обезоружить.

Б: Мотивация через вину — очень токсичный и неэффективный путь. Он отнимает энергию, а не даёт её. Хороший коучинг и саморазвитие всегда строятся на поддержке и поиске ресурсов, а не на самобичевании. Это путь к неврозу, а не к цели.

В: Готовиться к разным сценариям — это мудро, но цель этого вопроса не в том, чтобы смириться с неудачей. Наоборот, его задача — убрать то невидимое препятствие, которое может к этой неудаче привести. Это вопрос для усиления, а не для обесценивания цели.

Г: Логика здесь есть, но она поверхностна. Скрытые выгоды могут быть даже у самой важной и искренней цели. Например, страх успеха ("а вдруг я не справлюсь с новой ответственностью?") — это тоже своего рода "выгода" оставаться на месте. Поэтому вопрос глубже, чем простая проверка.


6. Для чего в процессе планирования целей используется техника "линия времени", где вы рисуете путь к цели и отмечаете на нём ключевые этапы?

А. Чтобы превратить одну большую и, возможно, пугающую цель в серию маленьких, понятных и выполнимых шагов, сделав весь путь наглядным.

Б. Чтобы создать очень жёсткий график с дедлайнами, от которого нельзя отклоняться ни на шаг для тотального контроля над процессом.

В. Чтобы попытаться предсказать абсолютно все проблемы на пути и составить план, который гарантированно поможет их избежать.

Г. Чтобы просто помечтать и создать красивую картинку, которая будет мотивировать, даже если реальные шаги не будут сделаны.

Комментарии

А: Да, это главная задача! Психологически нам гораздо проще начать идти, когда мы видим перед собой не огромную гору, а первую ступеньку лестницы. Этот метод снижает тревогу, даёт ощущение контроля и превращает мечту в конкретный проект.

Б: График и сроки важны, но излишняя жёсткость вредит. Жизнь всегда вносит свои коррективы, и важно уметь гибко адаптировать план, а не отбрасывать его при первом же отклонении. План — это карта, а не рельсы.

В: Предусмотреть основные риски — это полезно. Но предсказать и избежать абсолютно всего невозможно. Более того, именно преодоление неожиданных трудностей делает нас сильнее и опытнее. Не стоит стремиться к стерильному пути, стоит развивать в себе готовность к вызовам.

Г: Вдохновение от картинки будущего — это отлично, но это лишь первый шаг. Если за ним не следует реальных действий, это остаётся бесплодным мечтанием. Цель этой техники — не заменить действие, а направить и облегчить его.


7. Как принцип "Мы видим в мире то, что есть у нас внутри" помогает в достижении целей?

А. Целенаправленно развивая в себе нужные качества, установки и фокус внимания (например, на возможности, а не на проблемы), мы начинаем замечать в мире ресурсы и шансы, которые раньше игнорировали.

Б. Это означает, что если у человека внутри много негатива, он обречён видеть вокруг только плохое и никогда ничего не достигнет.

В. Это значит, что нужно просто "правильно мыслить", и мир сам подстроится под наши мысли, без каких-либо действий с нашей стороны.

Г. Этот принцип говорит, что наши внутренние установки — это потолок, выше которого мы прыгнуть не можем, и нужно смириться с этим.

Комментарии

А: Совершенно верно. Это работа нашего фокуса внимания. Если вы решили купить красную машину, вы начинаете видеть красные машины повсюду. Так же и с целями: когда вы "настраиваете" свой мозг на поиск решений и возможностей, он начинает их находить там, где раньше видел лишь препятствия.

Б: Это очень пессимистичное и неверное толкование. Да, внутренний негатив мешает. Но хорошая новость в том, что наш внутренний мир можно и нужно менять. Осознание своих негативных фильтров — это уже огромный первый шаг к их трансформации.

В: Это популярное заблуждение. Мысли важны, но они — лишь начало. Они определяют наше состояние и направление действий. Но без самих действий мир не изменится. "Правильное мышление" должно вести к "правильным действиям".

Г: В этом есть доля правды: наши убеждения действительно могут нас ограничивать. Но это не потолок, а всего лишь стена, которую можно подвинуть или разобрать. Смысл принципа не в смирении, а в том, чтобы понять: хочешь изменить мир вокруг — начни с мира внутри.


8. Зачем при постановке цели важно спрашивать себя: "Каким человеком мне нужно стать, чтобы такая цель достигалась легко и естественно?"

А. Чтобы сместить фокус с одних лишь действий ("что делать") на свою личность и внутреннее состояние ("каким быть"), ведь именно они определяют наши поступки.

Б. Чтобы нарисовать себе недостижимый идеал, который будет постоянно указывать на наше несовершенство и тем самым мотивировать.

В. Чтобы найти себе оправдание на случай неудачи: "У меня не получилось, потому что я ещё не стал таким человеком".

Г. Чтобы понять, что если у вас сейчас нет нужных качеств (например, дисциплины), то от этой цели лучше отказаться, она не для вас.

Комментарии

А: Абсолютно точно! Этот вопрос переводит нас на более глубокий уровень. Вместо того чтобы просто делать новые действия, мы начинаем развивать в себе те качества, для которых эти действия естественны. Например, не "заставлять себя бегать", а "становиться человеком, для которого пробежка — это радость".

Б: Недостижимый идеал чаще не мотивирует, а вызывает фрустрацию и чувство вины. Цель этого вопроса — не создать себе кумира, а наметить конкретные и реалистичные шаги для личностного роста, которые помогут в достижении цели.

В: Это очень удобная лазейка для нашего ума, чтобы ничего не делать. Конструктивная позиция — не использовать это как оправдание, а видеть в этом чёткий план развития: "Окей, мне не хватает дисциплины. Какой первый маленький шаг я могу сделать, чтобы её развить?".

Г: Это фаталистичный и неверный вывод. Никто не рождается со всеми необходимыми качествами. Мы развиваем их на пути к нашим целям. Цель — это не только результат, но и прекрасный повод стать лучшей версией себя.


Почему меня тянет к тем, кто делает мне больно? И что с этим делать?



Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.