Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 19 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 19


1. Когда собеседник произносит фразу, которая вас задевает, на что, согласно концепции «намерений», вы в первую очередь реагируете, и почему это важно осознавать?

А. На объективный смысл сказанных слов, так как слова – это факты, и их нужно воспринимать буквально.

Б. На скрытую агрессию собеседника, которую нужно немедленно отразить, чтобы защитить свои границы.

В. На собственную интерпретацию его слов и то намерение, которое вы сами в них вкладываете, что может искажать реальность и вызывать ненужное напряжение.

Г. На интонацию и невербальные сигналы, так как они всегда точно передают истинные мысли человека.

Комментарии:

А. Воспринимать слова буквально – это один из способов анализа, и в этом плюс, если речь о сухих фактах. Минус в том, что мы упускаем контекст и наши «додумывания». В каких ситуациях буквальное понимание может привести к недоразумению, даже если слова кажутся однозначными?

Б. Защита границ – важный навык, и это плюс. Минус – если мы везде видим агрессию, то можем реагировать на «ветряные мельницы», тратя энергию зря. Как отличить реальную угрозу от той, что создана нашей собственной мнительностью или прошлым опытом?

В. Совершенно верно! Мы часто «достраиваем» реальность, приписывая словам тот смысл, который созвучен нашему состоянию. Это как смотреть на мир через цветные очки. Какой ваш привычный «фильтр» или «очки» вы могли бы заметить в своих реакциях на слова других?

Г. Интонация и невербалика важны, это плюс. Минус в том, что и их мы можем интерпретировать ошибочно, особенно если уже настроены определенным образом. Бывало ли так, что вы неверно «прочитали» невербальные сигналы, а потом оказалось, что все совсем не так?


2. Ваш коллега высказал критическое замечание, которое кажется вам не вполне справедливым. Какой юмористический прием поможет не только снять напряжение, но и укрепить доверие для дальнейшего диалога?

А. Немедленно указать на его неправоту, используя сарказм, чтобы показать свою осведомленность.

Б. Сделать вид, что вы не расслышали, и быстро сменить тему разговора на более приятную.

В. Искренне сказать: «Хорошо, что вы об этом сказали, потому что это позволяет нам... (например, прояснить ситуацию и найти лучшее решение)».

Г. Отшутиться общей фразой, например: «Да уж, всякое бывает!», не вдаваясь в суть его замечания.

Комментарии:

А. Сарказм может показаться остроумным, это его сомнительный плюс. Минус – он часто ранит и разрушает доверие, вызывая защитную реакцию. Какие есть альтернативы сарказму, если хочется выразить несогласие, но сохранить конструктивный диалог и отношения?

Б. Избегание конфликта – это временное облегчение, в этом плюс. Минус – проблема остается нерешенной и может «всплыть» позже, уже с большими осложнениями. В каких случаях тактическое «отступление» оправдано, а в каких – лишь усугубляет ситуацию?

В. Блестяще! Признание ценности слов другого, даже если это критика, обезоруживает и открывает двери для сотрудничества. Это превращает потенциальный конфликт в точку роста. Как вы думаете, почему такой простой прием обладает такой силой в коммуникации?

Г. Общая шутка может на миг разрядить обстановку, это плюс. Минус – она не решает суть вопроса и может показать ваше нежелание вникать. Как найти баланс между легкостью юмора и серьезностью обсуждаемой темы, чтобы не обесценить ни то, ни другое?


3. Если в напряженной дискуссии кто-то высказывает очень категоричное или даже абсурдное утверждение, какой юмористический прием с использованием преувеличения может помочь разрядить обстановку?

А. Серьезно и аргументированно опровергнуть каждое слово, чтобы доказать свою правоту и компетентность.

Б. Использовать гиперболу, например: «Даже все мудрецы мира не смогли бы так четко сформулировать! А если серьезно, то давайте посмотрим на это с другой стороны...».

В. Обидеться и демонстративно замолчать, показывая, что с вами так разговаривать нельзя.

Г. Перевести все в откровенную шутку, высмеяв утверждение собеседника, чтобы он понял его нелепость.

Комментарии:

А. Аргументация – это важно, и это плюс. Минус – в накаленной обстановке «лобовая атака» аргументами может лишь усилить сопротивление. В какой момент спора, по-вашему, аргументы перестают работать и нужно искать другие подходы?

Б. Точно! Гиперболизированный юмор мягко указывает на крайность позиции, не обесценивая собеседника, и приглашает к более реалистичному взгляду. Это как воздушный шарик, который помогает подняться над ситуацией. Какую еще гиперболу вы могли бы придумать для похожей ситуации?

В. Обида – это понятная реакция, но не самый конструктивный путь. Плюс – вы даете сигнал о своих чувствах. Минус – это прерывает диалог и может усугубить конфликт. Какие слова, вместо молчаливой обиды, помогли бы вам донести свои чувства и сохранить контакт?

Г. Высмеивание может показаться эффективным, это его опасный плюс. Минус – оно унижает собеседника и почти всегда ведет к эскалации конфликта или затаенной обиде. Чем отличается «легкая ирония», которая может быть уместна, от «злого сарказма» или высмеивания?


4. Каково, согласно современным представлениям, основное «видосохраняющее» значение наших чувств, даже тех, которые принято считать негативными?

А. Они являются досадными помехами, от которых нужно избавляться как можно скорее, чтобы сохранять продуктивность и спокойствие.

Б. Это сигналы, указывающие на наши важные потребности, возможные угрозы или нарушения границ, и помогающие нам адаптироваться к миру.

В. Это проявления слабости характера, с которыми сильная личность должна успешно справляться, не показывая их окружающим.

Г. Они существуют для того, чтобы делать нашу жизнь эмоционально насыщенной и интересной, добавляя в нее драмы и ярких красок.

Комментарии:

А. Стремление к спокойствию понятно, это плюс. Минус – «избавляясь» от чувств, мы лишаем себя важной информации, как если бы выключили все датчики в автомобиле. Какие решения вы могли бы принять, если бы не «слышали» сигналов своих чувств?

Б. Именно так! Чувства – это наши внутренние навигаторы, эволюционно отточенные для выживания и благополучия. Они как компас, всегда указывающий на что-то важное. Какое «послание» от своих чувств вы недавно получили и как на него отреагировали?

В. «Сильная личность» – часто нагруженный стереотипами образ. Плюс – это призыв к стойкости. Минус – подавление чувств не делает нас сильнее, а лишь истощает ресурсы. Как, по-вашему, выглядит истинная сила личности в контексте проживания своих эмоций?

Г. Эмоциональная насыщенность – это прекрасно, это плюс. Минус – если это единственная их функция, то непонятно, зачем нужны, например, страх или печаль. Как можно использовать «драму» чувств не для переживаний ради переживаний, а для реальных изменений в жизни?


5. Когда человек сталкивается с сильным чувством, например, страхом или обидой, что определяет, будет ли его реакция конструктивной (ведущей к росту) или деструктивной (ведущей к проблемам)?

А. Исключительно сила воли человека и его способность подавлять «негативные» эмоции.

Б. Внешние обстоятельства и поведение других людей, так как именно они провоцируют наши реакции.

В. Образ «себя», который он поддерживает: действует ли он из состояния дефицита (искаженное мышление, страх) или из состояния изобилия (рациональное мышление, уважение).

Г. Умение полностью игнорировать свои чувства и руководствоваться только холодной логикой и расчетом.

Комментарии:

А. Сила воли – ценный ресурс, это плюс. Минус – простое подавление похоже на попытку удержать пар в кипящем котле – рано или поздно «рванет». Какие стратегии, помимо подавления, помогают справляться с сильными эмоциями, не разрушая себя?

Б. Внешние факторы влияют, это безусловный плюс. Минус – если мы считаем их единственной причиной, то становимся заложниками обстоятельств, теряя свою активную роль. В какой степени, по-вашему, мы сами выбираем свою реакцию на внешние стимулы?

В. Совершенно верно! Наш внутренний выбор – действовать из страха и нехватки или из уважения и веры в свои силы – кардинально меняет результат. Это как выбор: быть жертвой волн или капитаном своего корабля. Какой маленький шаг к «действию из изобилия» вы могли бы сделать уже сегодня?

Г. Логика – отличный инструмент, это плюс. Минус – игнорирование чувств лишает нас важной части информации и делает «роботами», не способными к эмпатии и глубоким отношениям. Как можно подружить «холодную логику» и «горячие чувства» для принятия мудрых решений?


6. Какое «послание» несет в себе чувство злости, и какая реакция на него будет наиболее конструктивной для восстановления внутреннего баланса и отношений?

А. Послание: «Ты плохой и агрессивный человек». Реакция: немедленно подавить злость и извиниться, даже если не чувствуешь вины.

Б. Послание: «Мир несправедлив, и нужно отомстить обидчикам». Реакция: выплеснуть агрессию на того, кто вызвал злость, чтобы «восстановить справедливость».

В. Послание: «Твои потребности или границы нарушены, у тебя есть энергия защитить себя». Реакция: осознать причину, выразить свои чувства и потребности экологично, восстанавливая границы.

Г. Послание: «Нужно срочно отвлечься от этого чувства». Реакция: заняться чем-то приятным или успокаивающим, чтобы забыть о причине злости.

Комментарии:

А. Самообвинение – частый, но деструктивный путь. Плюс – это может быть попыткой сохранить отношения. Минус – это подавляет здоровую защитную реакцию и накапливает внутреннее напряжение. Чем отличается здоровое чувство ответственности от токсичного самобичевания?

Б. Жажда мести понятна, но редко приносит истинное удовлетворение. Плюс – это дает иллюзию восстановления справедливости. Минус – это запускает новый виток конфликта. Какие есть более зрелые способы справиться с чувством несправедливости, кроме мести?

В. Абсолютно точно! Злость – это энергия для защиты и изменений. Важно направить ее не на разрушение, а на конструктивное отстаивание себя. Это как огнетушитель – нужен, чтобы справиться с «пожаром». Как бы вы могли экологично выразить свою злость в недавней ситуации?

Г. Отвлечение может дать временную передышку, это плюс. Минус – причина злости остается, и она может вернуться с новой силой. В каких случаях короткая пауза и «переключение» полезны, а когда это становится избеганием решения проблемы?


7. Чувство стыда часто сигнализирует о несоответствии неким стандартам. Какой шаг будет первым и наиболее важным для конструктивной работы с этим чувством?

А. Постараться как можно быстрее забыть о ситуации, вызвавшей стыд, и больше никогда о ней не вспоминать.

Б. Немедленно изменить свое поведение, чтобы соответствовать тем стандартам, из-за которых возник стыд, чего бы это ни стоило.

В. Разобраться, чьи это стандарты (ваши собственные, чужие, общественные), насколько они реалистичны и соответствуют ли они вашим истинным ценностям.

Г. Рассказать о своем стыде как можно большему количеству людей, чтобы получить от них поддержку и сочувствие.

Комментарии:

А. «Забыть» – это как замести мусор под ковер: он никуда не денется. Плюс – это временное облегчение. Минус – подавленный стыд может влиять на самооценку и поведение. Что происходит с чувствами, которые мы пытаемся «стереть» из памяти, на самом деле?

Б. Стремление к улучшению – это похвально, это плюс. Минус – если стандарты чуждые или нереалистичные, это путь к постоянной гонке и самоистязанию. Как отличить здоровое стремление к росту от невротического перфекционизма, продиктованного стыдом?

В. В самую точку! Анализ стандартов – ключ к освобождению от токсичного стыда. Это как ревизия в шкафу: что-то оставляем, а что-то выбрасываем без сожаления. Какой один стандарт, вызывающий у вас дискомфорт, вы могли бы подвергнуть такому анализу?

Г. Поддержка важна, это плюс. Минус – если делиться без разбора, можно столкнуться с непониманием или осуждением, что усилит стыд. Кому и как вы бы доверили свои переживания, чтобы это действительно помогло, а не навредило?


8. Если представить, что наши чувства формировались в условиях, когда главной задачей было выживание «в пещере», то какая глубинная мотивация лежит в основе большинства наших эмоциональных реакций?

А. Стремление к постоянному комфорту, удовольствию и избеганию любых усилий.

Б. Желание доминировать над другими и всегда быть правым в любой ситуации.

В. Обеспечение безопасности, продолжение рода и поддержание своего места в социальной иерархии.

Г. Врожденная склонность к драматизации событий и поиску сложных эмоциональных переживаний.

Комментарии:

А. Комфорт приятен, это плюс. Минус – если это единственная цель, то развитие останавливается, ведь рост часто связан с выходом из зоны комфорта. Какие важные достижения в вашей жизни были бы невозможны, если бы вы всегда стремились только к комфорту?

Б. Стремление к влиянию естественно, это плюс. Минус – если оно превращается в тотальное доминирование, это разрушает отношения. Как можно реализовать свое стремление быть значимым, не подавляя при этом других, а сотрудничая с ними?

В. Совершенно верно! Эти три кита – безопасность, продолжение рода и социальный статус – до сих пор во многом определяют наши глубинные реакции, даже если мы этого не осознаем. Как эти древние «программы» могут проявляться в вашей современной жизни и решениях?

Г. Эмоции делают жизнь ярче, это плюс. Минус – если мы ищем драму ради драмы, это может быть признаком внутренней пустоты или неумения находить радость в простом. Как отличить здоровое проживание эмоций от «эмоциональных качелей» и поиска острых ощущений?


ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ СЧАСТЛИВЫХ И ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ НЕСЧАСТЛИВЫХ?



1 - Все счастливые люди ИЩУТ, НАХОДЯТ и ПОДЧЕРКИВАЮТ в других ХОРОШЕЕ, прикладывая для этого усилия;

2 - Все несчастливые люди игнорируют ХОРОШЕЕ в других и в себе. Они ИЩУТ, НАХОДЯТ и ПОДЧЕРКИВАЮТ в себе и в других ПЛОХОЕ;

3 - ИСКАТЬ - прилагать усилия, так как на поверхности не найти + НАЙТИ - прилагать усилия, так как по умолчанию в глаза лезет плохое + ПОДЧЕРКНУТЬ - прилагать усилия, так как по умолчанию человек думает, что другие способны читать его мысли;

4 - Все счастливые люди ИЩУТ, НАХОДЯТ и ПОДЧЕРКИВАЮТ в других ХОРОШЕЕ, ничего не требуя взамен;

5 - Все несчастливые люди даже если и подчеркивают ХОРОШЕЕ в других, то только для того, чтобы что-то от них получить;

6 - Не следует надеяться, что способность ИСКАТЬ, НАХОДИТЬ И ПОДЧЕРКИВАТЬ хорошее в себе и в других будет активировать себя сама. НЕТ! Она требует приложения сознательных усилий;

7 - Не следует надеяться, что способность ИСКАТЬ, НАХОДИТЬ и ПОДЧЕРКИВАТЬ плохое в других уйдет сама. НЕТ! Необходимы сознательные усилия, чтобы не обслуживать эту старую привычку;

8 - Упражнение: составить таблицу, указав в ней людей, которым вы признательны и которым вы никогда об этом не говорите: кто / причина / слова / сделано. Далее: убедиться в том, что вы можете их сказать вслух или написать. (Проговорить 10 раз эти фразы — присвоить их). И сделать. Ничего не требуя взамен. Просто пожелав потом хорошего дня. (Бывает, что у человека рот не способен говорить хорошее. Следует убедиться, что это не так. А если это так, то тренировать рот говорить хорошее);

9 - Метафора остывающего уголька.


20 ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛЯТОРА: РАЗБОР



Как распознать манипулятора? Как защититься? Как найти его в себе самом? И что с этим делать? Об этом этот материал в том числе.


Открытые вопросы


  • Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия?
  • Какие условия для получения желаемого были бы идеальными, какие — совершенно неприемлемыми?
  • Что из этих перечней можно обеспечить, появление чего предупредить, что усилить или ослабить?
  • От кого зависит реализация наиболее ценных вариантов?
  • Какова их реалистичность и мера вашей ответственности за их воплощение в жизнь?
  • Как между собой связано все то, о чем вы говорили?
  • Что в описанном вами является причиной, что — следствием, а что существует или происходит независимо друг от друга?
  • Что и почему здесь главное, а что — второстепенное?
  • От кого и почему зависит решение каждой из обозначенных вами задач?
  • Как может указанный вами человек выполнить данное ему поручение?
  • Какими ресурсами должен располагать тот, кто будет в состоянии реально осуществить этот замысел?
  • Какими полномочиями нужно обладать для решения этой задачи?
  • К каким затратам, ограничениям, испытаниям должен быть готов тот, кто берется довести эту работу до конца в сложившихся условиях?
  • Почему именно этот человек несет ответственность за получение данного результата и в чем именно это выражается?
  • Составьте список всех альтернатив, ведущих к полному или частичному решению задачи.
  • Какая из возможностей даст лучший результат?
  • Какую из возможностей вы могли бы испробовать прямо сейчас?
  • Какое из рассматриваемых действий наиболее приятно для вас?
  • Каковы достоинства и недостатки внесенных в список альтер¬натив?
  • Вы бы хотели предложить какие то другие варианты?

Как ПРОСИТЬ, чтобы ПОЛУЧИТЬ? | 10 шагов




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.