ТА - 23 - Дополнительные материалы
Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
Тест для закрепления изученного материала на занятии 23
1. Почему изучение прошлого опыта, особенно событий из родительской семьи, считается важным для понимания текущих жизненных сложностей и шаблонов поведения?
А. Чтобы найти виновных в своих нынешних проблемах и переложить на них ответственность.
Б. Чтобы осознать, как сформировались текущие убеждения и реакции, и получить возможность изменить «сценарий», создав новые, более здоровые условия для своего настоящего.
В. Чтобы идеализировать прошлое и найти в нем исключительно ресурсы и позитивные моменты, игнорируя трудности.
Г. Чтобы доказать, что прошлое полностью предопределяет настоящее, и поэтому нет смысла пытаться что-то изменить.
Комментарии:
А. Поиск виновных – это заманчивый, но тупиковый путь. Плюс – это может дать временное облегчение. Минус – это лишает нас собственной силы и ответственности за изменения. Как можно использовать знание о прошлом для освобождения, а не для обвинений?
Б. Совершенно верно! Понимание корней наших «сценариев» – это как получить карту местности, по которой мы блуждали. Это дает шанс проложить новый, более счастливый маршрут. Какой один из ваших повторяющихся шаблонов поведения вы хотели бы исследовать с точки зрения его истоков?
В. Идеализация – это другая крайность, это тоже уход от реальности. Плюс – это может дать опору. Минус – это мешает увидеть реальные уроки и незавершенные задачи из прошлого. Как найти баланс между признанием ценности прошлого опыта и трезвым взглядом на его сложности?
Г. Прошлое влияет, но не предопределяет на 100%. Плюс – это может объяснить многое. Минус – такая позиция ведет к фатализму и бездействию. Это как сказать, что раз у дерева определенные корни, оно не может расти и меняться. В чем, по-вашему, заключается свобода выбора при наличии прошлого опыта?
2. В чем заключается ключевое различие между функциональной и дисфункциональной семьей, если обе могут «хотеть» сохранить отношения и справиться с вызовами?
А. В количестве членов семьи: большие семьи всегда более функциональны, чем маленькие.
Б. В материальном достатке: богатые семьи автоматически становятся функциональными благодаря ресурсам.
В. Функциональная семья не только хочет, но и обладает навыками и гибкостью, чтобы адаптироваться к вызовам и конструктивно решать проблемы, в то время как дисфункциональная «хочет, но не может».
Г. В отсутствии конфликтов: в функциональных семьях никогда не бывает ссор и разногласий.
Комментарии:
А. Размер семьи не является определяющим фактором. Плюс – в большой семье может быть больше поддержки. Минус – и сложностей в управлении системой тоже может быть больше. Какие качества, на ваш взгляд, важнее размера для здоровья семейной системы?
Б. Материальный достаток – это ресурс, но не гарантия. Плюс – он снимает часть бытовых проблем. Минус – эмоциональные и коммуникативные проблемы могут существовать и в очень обеспеченных семьях. Может ли семья быть богатой материально, но «бедной» эмоционально?
В. Абсолютно точно! Функциональность – это не про отсутствие проблем, а про способность с ними справляться, учиться и расти вместе. Это как здоровый организм, обладающий иммунитетом. Какие три ключевых навыка, по-вашему, необходимы семье, чтобы быть функциональной?
Г. Конфликты – это часть жизни, даже в самых здоровых семьях. Плюс – отсутствие конфликтов может показаться идеалом. Минус – важно не отсутствие ссор, а умение их конструктивно разрешать. Чем отличается «здоровый» конфликт от «токсичного»?
3. Каков здоровый баланс «брать/давать» в отношениях между родителями и детьми, согласно потребностям членов семьи?
А. Дети должны с раннего возраста отдавать долг родителям за их заботу, помогая по хозяйству и хорошо учась.
Б. Родители дают детям все необходимое, а дети, вырастая, обязаны полностью обеспечивать родителей в старости, независимо от своих возможностей.
В. Поток жизни, заботы и ресурсов течет от родителей к детям; дети «отдают» радостью, а позже – заботой по любви, не из чувства вины или долга.
Г. Баланс достигается, когда дети становятся «маленькими взрослыми» и берут на себя ответственность за эмоциональное состояние родителей.
Комментарии:
А. Помощь детей важна для их развития, это плюс. Минус – если это подается как «отдача долга», то это нарушает естественный поток и может породить вину. Как воспитать в детях ответственность и желание помогать, не превращая это в долговое обязательство?
Б. Забота о родителях в старости – это ценно, это плюс. Минус – если это «обязанность» любой ценой, это может разрушить жизнь взрослого ребенка. Где проходит грань между сыновней/дочерней любовью и разрушительным чувством долга?
В. В самую точку! Это естественный порядок вещей: река течет от истока к устью. Родители – источник, дети – продолжатели. Нарушение этого потока создает напряжение. Как вы думаете, почему так важно, чтобы забота детей о родителях шла «по любви», а не из-под палки?
Г. Такая ситуация называется парентификацией, и это вредно для ребенка. Плюс – ребенок может чувствовать себя нужным. Минус – он лишается детства и несет непосильную ношу. Какие последствия для взрослой жизни может иметь опыт «быть родителем своим родителям»?
4. Каким образом семья, особенно родительская, влияет на формирование эмоционального благополучия ее членов?
А. Полностью изолируя детей от любых «негативных» эмоций, создавая стерильно позитивную атмосферу.
Б. Обучая распознавать, принимать и адекватно выражать весь спектр чувств, а также управлять ими, не подавляя и не идя на поводу у аффектов.
В. Требуя от детей всегда быть веселыми и оптимистичными, чтобы не расстраивать родителей.
Г. Постоянно критикуя проявления эмоций, чтобы научить детей сдержанности и самоконтролю.
Комментарии:
А. «Стерильность» в эмоциях невозможна и вредна. Плюс – это может быть попыткой защитить. Минус – ребенок не учится справляться с реальным миром чувств. Это как жить в теплице, а потом выйти на мороз. Какие «негативные» эмоции на самом деле несут важные позитивные функции?
Б. Абсолютно верно! Эмоциональный интеллект – это дар, который семья может дать ребенку. Это умение быть в ладу с собой и миром. Это как научиться управлять сложным, но прекрасным музыкальным инструментом. Какой один навык эмоциональной регуляции вы считаете наиболее важным?
В. «Маска» вечного оптимизма истощает. Плюс – это может быть способом поддержать позитив. Минус – это запрет на искренность и подавление истинных чувств. Что происходит с человеком, который постоянно вынужден скрывать свои настоящие эмоции?
Г. Критика эмоций учит их подавлять, а не управлять ими. Плюс – это может казаться способом воспитать «сильного» человека. Минус – это ведет к эмоциональной неграмотности и внутренним конфликтам. Чем отличается здоровая сдержанность от подавления чувств?
5. Жизнь семейной системы подчиняется двум основным законам: гомеостаза (сохранения стабильности) и развития (адаптации к изменениям). Как взаимодействие этих законов влияет на семью?
А. Они всегда действуют согласованно, обеспечивая плавное и безболезненное развитие семьи.
Б. Закон гомеостаза всегда доминирует, поэтому семьи практически не меняются со временем.
В. Конфликт между стремлением к стабильности и необходимостью развиваться создает напряжение, которое является двигателем изменений и переходов на новые этапы.
Г. Закон развития важнее, поэтому семья постоянно находится в хаосе перемен, не имея стабильности.
Комментарии:
А. Плавное развитие – это идеал, но реальность сложнее. Плюс – это красивая картина. Минус – это не учитывает внутренние противоречия любой живой системы. Почему полное отсутствие напряжения в семье может быть скорее признаком застоя, чем здоровья?
Б. Если бы доминировал только гомеостаз, мы бы до сих пор жили в пещерах. Плюс – стабильность важна. Минус – без развития система умирает. Приведите пример из жизни, когда чрезмерное стремление к сохранению «статус-кво» мешало развитию.
В. Совершенно точно! Это как танец двух сил: одна тянет назад, в привычное, другая – вперед, к новому. Именно на стыке этих сил и происходят настоящие изменения. Какой из этих законов, по-вашему, сейчас сильнее влияет на вашу личную или семейную ситуацию?
Г. Хаос – это крайность. Плюс – изменения необходимы. Минус – без определенной стабильности и предсказуемости система разрушается. Как семье найти баланс между сохранением своей идентичности и гибкой реакцией на вызовы времени?
6. С рождением первого ребенка семья переходит на стадию триады. Какая типичная сложность может возникнуть у супруга (отца), и почему важно ее конструктивно разрешить?
А. Он может почувствовать ревность к ребенку из-за недостатка внимания со стороны жены и полностью отстраниться от семьи.
Б. Отец инстинктивно знает, как ухаживать за ребенком, поэтому его не нужно специально вовлекать.
В. Мужчина может «уйти» в работу, хобби или другие «стабилизаторы», пытаясь справиться с тревогой и сохранить прежнюю идентичность; важно не дать этому стать нормой, вовлекая его в отцовство.
Г. Рождение ребенка всегда только укрепляет отношения, и никаких особых сложностей у отцов обычно не возникает.
Комментарии:
А. Ревность и отстранение возможны, это реальная проблема, в этом плюс варианта. Минус – это скорее следствие, а не первопричина, и не единственный сценарий. Какие еще чувства, кроме ревности, может испытывать мужчина, становясь отцом?
Б. «Инстинктивное знание» – это миф. Плюс – это снимает ответственность с матери по вовлечению. Минус – отцовство, как и материнство, это роль, которой учатся. Почему активное участие отца с первых дней так важно и для ребенка, и для самого мужчины, и для пары?
В. Именно так! «Стабилизаторы» – это способ избежать новой, пугающей реальности. Задача семьи – помочь мужчине интегрировать роль отца, а не убегать от нее. Это инвестиция в будущее всей семьи. Какие конкретные шаги может предпринять жена, чтобы поддержать мужа в освоении отцовской роли?
Г. Укрепление отношений возможно, но это не происходит автоматически. Плюс – это позитивное ожидание. Минус – рождение ребенка – это серьезный кризис для пары, который требует адаптации. Какие иллюзии о «безоблачном» родительстве могут помешать паре справиться с реальными трудностями?
7. Когда дети вырастают и покидают родительский дом («опустевшее гнездо»), какая основная задача встает перед супружеской парой?
А. Как можно скорее найти детям замену, например, посвятив себя внукам или домашним животным.
Б. Сосредоточиться на ошибках прошлого в воспитании детей и переживать из-за них.
В. Заново выстроить свои отношения, переоткрыть друг друга как партнеров и найти новые общие интересы и смыслы совместной жизни, помимо родительства.
Г. Признать, что их совместная миссия выполнена, и спокойно готовиться к завершению отношений.
Комментарии:
А. Внуки и животные – это прекрасно, это плюс, они могут принести радость. Минус – если это только «замена», то пара рискует так и не встретиться друг с другом по-настоящему. Какие еще интересы, кроме родительства, могли бы объединять пару на этом этапе?
Б. Анализ прошлого полезен, но не застревание в нем. Плюс – это может помочь извлечь уроки. Минус – постоянные сожаления отравляют настоящее и не дают двигаться вперед. Как отпустить прошлое с благодарностью и сосредоточиться на настоящем и будущем?
В. В самую точку! Это шанс для «второго медового месяца», для углубления отношений уже на новом уровне зрелости. Это как начать новую главу увлекательной книги вдвоем. О чем бы вы хотели поговорить со своим партнером, если бы ваши дети только что покинули дом?
Г. Завершение родительской миссии не означает завершение партнерской. Плюс – это может быть способом избежать сложных разговоров. Минус – это обесценивает многолетний союз и лишает пару возможности прожить еще один интересный этап вместе. Почему важно видеть в «опустевшем гнезде» не конец, а начало?
8. Принцип «истинное знание – знание причин» применим ко многим сферам жизни. Как он может помочь в работе над собой или в улучшении семейных отношений?
А. Позволяет быстро находить виновных в любой проблеме, так как причина всегда в ком-то конкретном.
Б. Фокусирует внимание на поиске и изменении глубинных предпосылок и условий, которые порождают повторяющиеся проблемы, а не на борьбе с их симптомами.
В. Убеждает в том, что все предопределено, и знание причин лишь подтверждает невозможность что-либо изменить.
Г. Дает право осуждать других за их ошибки, так как вы «знаете причины» их неправильного поведения.
Комментарии:
А. Поиск виновных – это упрощение. Плюс – это дает иллюзию понятности. Минус – причины сложных явлений редко лежат в одном человеке, чаще это системное взаимодействие. Как можно исследовать причины, не скатываясь в обвинения?
Б. Совершенно верно! Это как лечить не только кашель (симптом), но и его причину (например, инфекцию). Это путь к устойчивым изменениям. Какую одну повторяющуюся ситуацию в вашей жизни вы хотели бы проанализировать с точки зрения ее глубинных причин?
В. Знание причин – это не приговор, а ключ к свободе. Плюс – это может объяснить многое. Минус – если мы знаем причины, мы можем влиять на условия и менять следствия. В чем разница между пониманием причин и фаталистическим принятием неизбежности?
Г. «Знание причин» не дает права на осуждение. Плюс – это может дать ощущение превосходства. Минус – истинное понимание ведет скорее к сочувствию и желанию помочь, а не к осуждению. Как знание причин чужого поведения может способствовать развитию эмпатии?
ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ! Что делать?
Что делать с вечно недовольными людьми? Что делать с вечно недовольным собой? Об этом этот материал в том числе.
Открытые вопросы
- Как я могу сегодня позаботиться о себе?
- Что значит - «быть глубоко признательным, благодарным»?
- Как это проявляется в моей жизни?
- Что поможет мне «подзарядить мои внутренние батарейки»?
- Что значит - «развлекаться»
- И «веселиться»?
- Как это проявляется в моей жизни?
- Что я могу сделать сегодня, чтобы больше веселиться?
- Я выбираю тяжесть или легкость?
- Что значит - «быть щедрым по отношению к самому себе»?
- Как это проявляется в моей жизни?
- Что значит - «быть внимательным к другим людям, тактичным»?
- Как это проявляется в моей жизни?
- Что значит - «заботиться о себе»?
- Что значит - «быть пораженным до глубины души»?
- За что я сегодня испытываю благодарность?
- Что значит - «легко, мягко входить в жизнь»?
- Что такое изобилие?
- Как я могу сделать это играючи?
Девять заповедей обслуживания клиентов
- Заставляйте их возвращаться. Спрашивайте клиентов о том, чего они хотят, и давайте им это снова и снова.
- Системы, а не улыбки. То, что вы говорите «пожалуйста» и «спасибо», вовсе не гарантирует того, что вы делаете работу правильно с первого раза. Только системный подход может гарантировать это.
- Обещайте меньше, делайте больше. Клиенты ждут, что вы сдержите свое слово. Превзойдите их ожидания.
- Когда клиент о чем-то просит, ваш ответ всегда — «да». Точка.
- Нет жалоб? Что-то идет не так. Поощряйте клиентов говорить вам о том, что вы делаете неправильно.
- Измеряйте всё. Футбольные команды это делают. Вы тоже должны поступать так.
- Фиксированные зарплаты несправедливы. Платите людям как партнерам.
- Уважение — прежде всего. Демонстрируйте уважение к людям. Будьте вежливы. Это работает.
- Японизируйтесь. Сделали хорошо? А теперь сделайте еще лучше.
Предупреждение. Эти десять правил не стоят ни гроша... кроме тех случаев, когда вы получаете прибыль. Вы должны зарабатывать деньги, чтобы оставаться в бизнесе и предоставлять хорошее обслуживание.
КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ? | Алгоритм процесса
Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.