Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 29 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

Тест для закрепления изученного материала на занятии 29


1. Каким образом, согласно представленным материалам, формируется «сценарий жизни» человека, и какую роль в этом играют родители?

А. Сценарий жизни – это сознательный выбор взрослого человека, основанный на его жизненных целях и ценностях, родители здесь ни при чем.

Б. Это глубоко укоренившаяся, часто неосознаваемая экзистенциальная позиция и стратегия жизни, сформированная в детстве как наилучший способ адаптации к уникальным условиям и ожиданиям родительской семьи, где родители выступают «богами» и источниками правил.

В. Сценарий жизни определяется исключительно генетическими факторами и врожденными чертами характера.

Г. Сценарий жизни – это набор случайных событий и привычек, которые не имеют глубокой взаимосвязи и формируются спонтанно.

Комментарии:

А. Сознательный выбор важен, но он часто ограничен рамками уже существующего сценария. Плюс – это подчеркивает активную роль взрослого. Минус – это игнорирует мощное влияние раннего опыта. Как ваш сознательный выбор сегодня может быть связан с неосознанными решениями, принятыми в детстве?

Б. Абсолютно точно! Ребенок, как губка, впитывает правила и ожидания своей первой «вселенной» – семьи, и строит свою «карту мира» и стратегию выживания в ней. Это и есть сценарий. Какой один из «законов» вашей родительской семьи, по-вашему, до сих пор влияет на вашу жизнь?

В. Генетика и темперамент играют роль, это плюс. Минус – они не являются единственными и всеопределяющими факторами. Сценарий – это скорее «программное обеспечение», установленное на «железо» нашей природы. Как, на ваш взгляд, врожденные особенности и жизненный сценарий взаимодействуют друг с другом?

Г. Случайности бывают, но сценарий – это не хаос, а система. Плюс – это снимает ответственность. Минус – это лишает возможности понять и изменить повторяющиеся паттерны. Какие, казалось бы, «случайные» события в вашей жизни при более глубоком рассмотрении могут оказаться частью вашего сценария?


2. В чем заключается ключевая особенность нестабильной самооценки, описываемой как «Я не в порядке, но я временно в порядке, если...»?

А. В полном отсутствии веры в себя и свои силы, что приводит к пассивности и депрессии.

Б. В постоянной зависимости самовосприятия от внешних факторов (похвала, критика, достижения), что создает «эмоциональные качели» и тревогу.

В. В завышенном, нереалистичном мнении о себе, которое не подтверждается реальными достижениями.

Г. В стабильно негативном отношении к себе, которое не меняется ни при каких обстоятельствах.

Комментарии:

А. Полное отсутствие веры – это крайность. Плюс – это описывает возможное проявление. Минус – нестабильная самооценка может сочетаться с периодами активности и даже «успеха», но они хрупки. В чем разница между «нет веры в себя» и «вера в себя зависит от условий»?

Б. В самую точку! Это как термометр, показания которого зависят не от реальной температуры тела, а от погоды на улице. Внутреннее ощущение «хорошести» постоянно колеблется. Какое ваше типичное «если...», от которого зависит ваше временное ощущение «я в порядке»?

В. Завышенное мнение – это одна из форм компенсации, но не суть нестабильности. Плюс – это тоже связано с самооценкой. Минус – нестабильность может проявляться и через самоуничижение. Как, по-вашему, связаны завышенная самооценка и глубинный страх «быть не в порядке»?

Г. Стабильно негативное отношение – это уже ближе к устойчиво низкой самооценке. Плюс – это тоже проблема самооценки. Минус – «нестабильность» предполагает именно колебания, а не постоянный минус. Бывают ли у вас резкие перепады в самоощущении от «всемогущества» до «ничтожества»?


3. Каким образом родители, часто неосознанно, «передают свою скорлупу» (ограничивающие программы и «долженствования») детям, и к чему это приводит?

А. Исключительно через прямые указания и приказы, заставляя детей строго следовать их инструкциям.

Б. Через дисфункциональные коммуникативные паттерны (например, сравнение с другими, эмоциональное давление, шантаж), которые формируют у ребенка иррациональные убеждения о себе и мире, а также его «СОМЭД и УППД».

В. Путем полного игнорирования ребенка, предоставляя ему абсолютную свободу без каких-либо рамок.

Г. Через постоянную безусловную любовь и принятие, что парадоксальным образом формирует у ребенка зависимость.

Комментарии:

А. Прямые указания – это лишь один из каналов. Плюс – это очевидный способ влияния. Минус – «скорлупа» передается и более тонкими, невербальными способами. Какие непрямые послания из вашего детства вы можете вспомнить, которые повлияли на ваши убеждения?

Б. Абсолютно точно! Эти послания, как капли воды, точат камень детской души, формируя ее «рельеф» – убеждения и сценарии. Это неосознанное программирование. Какой из перечисленных в материалах дисфункциональных паттернов вам кажется наиболее распространенным или болезненным?

В. Игнорирование – это тоже форма воздействия, но она ведет к другим проблемам. Плюс – это крайность. Минус – «скорлупа» – это именно передача определенных правил и ожиданий, а не их отсутствие. К каким последствиям для самооценки ребенка может привести тотальное игнорирование со стороны родителей?

Г. Безусловная любовь – это основа здоровой самооценки, а не «скорлупы». Плюс – это идеальная модель. Минус – смешение понятий. «Скорлупа» передается через условную любовь: «Я буду тебя любить, если ты будешь...». В чем, по-вашему, принципиальное отличие безусловной любви от условной?


4. Программа выживания «Быть идеальным» возникает на базе нестабильной самооценки («Я ничтожество, но если я буду идеальным, то получу любовь»). Какие типичные проявления и внутренние конфликты характерны для этой программы?

А. Расслабленность, принятие своих и чужих недостатков, гибкость в достижении целей.

Б. Перфекционизм, страх ошибки, прокрастинация, высокие стандарты к себе и другим, постоянное напряжение и неудовлетворенность результатом.

В. Склонность к риску, импульсивность, нежелание следовать правилам и стандартам.

Г. Умение радоваться процессу, а не только результату, и легкость в принятии решений.

Комментарии:

А. Это скорее признаки здоровой, стабильной самооценки. Плюс – это позитивная альтернатива. Минус – это противоположность программе «быть идеальным». Как вы думаете, почему стремление к идеалу так часто мешает принятию себя?

Б. В самую точку! Это вечная гонка за недостижимым совершенством, где любой промах воспринимается как катастрофа. Это жизнь под постоянным давлением. Какой ваш внутренний «идеальный образ», соответствовать которому вы больше всего стараетесь, и какую цену вы за это платите?

В. Это может быть проявлением других программ, но не «быть идеальным». Плюс – это тоже активная стратегия. Минус – «идеальный» человек обычно очень боится риска и нарушения правил. Как страх ошибки связан с программой «быть идеальным»?

Г. Радость процессу и легкость – это то, чего часто не хватает «идеальному». Плюс – это желаемое состояние. Минус – программа «быть идеальным» обычно фокусируется на безупречном результате, обесценивая сам путь. Почему перфекционистам так трудно получать удовольствие от процесса?


5. Сценарный процесс «ПОКА я НЕ стану начальником, я НЕ смогу отдохнуть» иллюстрирует типичную ловушку мышления. В чем она заключается?

А. В нереалистично завышенной цели (стать начальником), которой невозможно достичь.

Б. В том, что момент достижения желаемого состояния (отдыха) постоянно откладывается до выполнения некоего условия, которое может быть труднодостижимым или заменяться новым.

В. В лени и нежелании прилагать усилия для достижения цели, прикрываясь ожиданием подходящего момента.

Г. В переоценке важности отдыха и недооценке необходимости упорного труда.

Комментарии:

А. Цель может быть и реалистичной, но ловушка не в этом. Плюс – это указывает на возможную сложность. Минус – проблема в откладывании жизни «на потом». Какие еще условия, помимо «стать начальником», люди часто ставят перед тем, как «разрешить» себе быть счастливыми?

Б. Совершенно верно! Это жизнь в режиме «вечного ожидания», где счастье или удовлетворение всегда за горизонтом. Это как морковка перед носом у ослика. Какое ваше личное «ПОКА НЕ...» мешает вам наслаждаться жизнью или важными ее аспектами уже сейчас?

В. Здесь не про лень, а про специфический паттерн откладывания. Плюс – это может выглядеть как прокрастинация. Минус – человек может очень много трудиться ради этого «ПОКА НЕ». Чем отличается этот сценарный процесс от обычной прокрастинации?

Г. Важность труда и отдыха – это другая тема. Плюс – это затрагивает баланс. Минус – здесь речь о психологической невозможности позволить себе желаемое «здесь и сейчас». Как этот сценарный процесс связан с глубинным убеждением «я не в порядке»?


6. Установка «злиться – это плохо! Я должен быть всегда доволен», навязанная «Внутренним контролёром», приводит к подавлению гнева. Какое разрешение предлагается для конструктивной работы с этой проблемой?

А. Полностью игнорировать свой гнев, так как это действительно деструктивная эмоция, которую нужно искоренять.

Б. Разрешить себе выражать гнев в любой форме, не сдерживаясь, чтобы он не накапливался внутри.

В. Признать свое право на гнев как на сигнал о нарушении границ и развивать навыки ассертивной коммуникации (например, через Я-сообщения: «Когда происходит А, я чувствую Б и прошу тебя В»).

Г. Направлять свой гнев на неодушевленные предметы или на тех, кто слабее, чтобы безопасно его «выпустить».

Комментарии:

А. Игнорирование гнева – это как затыкать кипящий чайник. Плюс – это может быть попыткой сохранить спокойствие. Минус – подавленный гнев находит другие, часто разрушительные выходы. К каким последствиям для здоровья (физического и психического) может привести хроническое подавление гнева?

Б. Несдержанное выражение гнева может быть разрушительным для отношений. Плюс – это способ не копить его. Минус – это может ранить других и усугубить конфликт. В чем разница между «выражением» гнева и «выплескиванием» агрессии?

В. Абсолютно точно! Гнев – это энергия, данная нам для защиты. Важно научиться ею управлять и направлять в конструктивное русло. Это про здоровую самозащиту. Какой первый шаг вы могли бы сделать, чтобы научиться более ассертивно выражать свой гнев или недовольство?

Г. «Безопасное выпускание» на предметы или слабых – это смещение агрессии, а не решение проблемы. Плюс – это может временно снизить напряжение. Минус – это не учит решать конфликтные ситуации и может быть этически сомнительным. Какие есть более зрелые способы справиться с гневом, не причиняя вреда?


7. «Сверхадаптация» как форма пассивности проявляется в том, что человек активно выполняет то, что, как ему кажется, от него ожидают другие, вместо того, чтобы решать свою реальную проблему. Почему это считается пассивным поведением?

А. Потому что человек при этом ничего не делает и ленится.

Б. Потому что энергия направляется не на решение актуальной проблемы, а на соответствие внешним ожиданиям, что поддерживает статус-кво и не ведет к реальным изменениям.

В. Это активное и очень полезное поведение, так как помогает налаживать отношения с окружающими.

Г. Это проявление эгоизма, так как человек думает только о том, как понравиться другим, а не о решении общей задачи.

Комментарии:

А. Внешне это может выглядеть как бурная деятельность, а не лень. Плюс – это простое объяснение. Минус – пассивность здесь в том, что человек не берет ответственность за решение своей проблемы. Приведите пример, когда человек очень активен, но при этом пассивен в отношении главного вопроса.

Б. В самую точку! Это как белка в колесе – много движения, но нет продвижения к истинной цели. Энергия уходит на поддержание фасада «хорошести». В какой сфере своей жизни вы замечали у себя элементы «сверхадаптации»?

В. Налаживание отношений – это хорошо, но какой ценой? Плюс – это может дать временные выгоды. Минус – если это делается в ущерб своим потребностям и решению проблем, то это нездорово. Когда стремление «быть хорошим для всех» становится деструктивным?

Г. Эгоизм здесь не главная черта. Плюс – это может быть связано с потребностью в одобрении. Минус – сверхадаптивный человек часто как раз забывает о своих интересах, полностью ориентируясь на других. Как сверхадаптация связана с программой «радовать других»?


8. Одно из ключевых утверждений для выхода из сценарного поведения гласит: «Осознавание разрушает сценарий. Не "мир такой", а "я так воспринимаю мир" – значит, могу менять восприятие». В чем заключается основная сила этого принципа?

А. В том, что, осознав свой сценарий, человек автоматически от него избавляется без каких-либо усилий.

Б. Осознание своих фильтров восприятия и сценарных убеждений возвращает человеку авторство и ответственность за свою жизнь, открывая возможность для сознательного выбора и изменения.

В. Это позволяет обвинить свой сценарий и свое восприятие во всех проблемах, сняв с себя ответственность за действия.

Г. Это просто красивая фраза, которая не имеет практического применения в реальной жизни.

Комментарии:

А. Автоматического избавления не происходит, нужна работа. Плюс – это подчеркивает силу осознания. Минус – это упрощение. Осознание – это первый, но не единственный шаг. Какие еще шаги, помимо осознания, необходимы для изменения сценария?

Б. Абсолютно точно! Это как проснуться ото сна и понять, что ты можешь управлять своими сновидениями, а не быть их пассивным зрителем. Это про переход от реактивности к проактивности. Какой один свой «фильтр восприятия» вы бы хотели осознать и, возможно, изменить?

В. Обвинение сценария – это тот же поиск виноватых, только внутри. Плюс – это может дать временное облегчение. Минус – это не ведет к ответственности. Как можно использовать знание о своем сценарии для принятия ответственности, а не для самооправдания?

Г. Это очень даже практичный принцип, основа многих подходов к изменению. Плюс – скептицизм может быть полезен. Минус – недооценка силы осознания лишает нас мощного инструмента. Вспомните ситуацию, когда простое осознание чего-то важного о себе уже начало менять ваше поведение или отношение.


КАК МАНИПУЛИРОВАТЬ ЛЮДЬМИ?



Николай Григорьевич ловко манипулирует людьми, играя с ними в игру «Принцесса, Рыцарь и Дракон». Люди не против. Принцессой является сам Николай Григорьевич. Рыцарем является толпа мужиков на вокзале, курящих у туалета. А драконом являются тягости городской жизни. Об этом этот материал в том числе.


Открытые вопросы


  • Что тебе по-настоящему важно создать в твоей жизни? (цель)
  • И на что ты выбираешь направить фокус твоего внимания, чтобы достичь (цель)?
  • И скажи: в том числе благодаря тому, что я выбираю (фокусы внимания), я достигну (цель) наилучшим образом в комфортном для себя темпе.
  • И почему тебе по-настоящему важно достичь (цель)?
  • И какие возможности в твоем будущем станут тебе доступны благодаря тому, что ты достиг (цель)?
  • И какая ценность в достижении тобою этой цели для близких тебе людей?
  • И каким ты становишься благодаря тому, что достижение этой цели является для тебя уже реальным?
  • И что ты видишь/слышишь/чувствуешь, когда ты достиг цель?
  • И теперь посмотри на себя со стороны: что важного нового ты в себе замечаешь?
  • И как теперь ты сам чувствуешь эту (цель)?
  • И на что эта цель похожа?
  • И что еще есть об этой цели?
  • И где эта цель располагается в пространстве?
  • И какая поддержка важна этой цели?
  • И что выбираешь создать ты, когда знаешь, что твоей цели важна эта поддержка?

Как ПЕРЕЖИТЬ расставание с парнем/девушкой? 4 стадии




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.