ТА - 29 - Дополнительные материалы

Самостоятельная работа после каждого занятия
- Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
- На что я буду обращать своё внимание?
- Какие действия я исключу из своих проявлений?
- Какие новые действия я выполню исходя из занятия?
10 открытых вопросов для самопознания
1. В детстве мы усваиваем правила, чтобы выжить: «Радуй других», «Будь сильным», «Не показывай слабость». По сути, это попытки нашего внутреннего Ребенка угодить строгому внутреннему Родителю-критику. Как ваш внутренний Взрослый — ваша мудрая, рациональная часть — может помочь им договориться? 🗣️ Как найти баланс между заботой о себе и жизнью в обществе?
2. У многих из нас есть сценарии, которые мешают достигать целей: «Я смогу расслабиться, только когда...», «Я почти достиг успеха, но в последний момент все испортил», «Мне никогда не везет». Как каждый из этих сценариев саботирует разные этапы на пути к цели? Какой мешает начать, а какой — завершить дело и насладиться результатом? 🏁
3. Внутренний Контролёр часто шепчет: «Будь удобным, не создавай проблем, не смей подводить других». Как этот внутренний «тиран» заставляет нас соглашаться на невыгодные условия и молчать, когда нарушают наши личные границы? 🛡️
4. Представьте, что решение проблемы — это «построить водопровод», чтобы вода текла сама. Но вместо этого мы продолжаем «носить воду ведрами». Как три формы бездействия — Ничегонеделание, Суета вокруг чужих проблем и Создание хаоса — помогают нам избегать строительства своего «водопровода»?
5. Родители неосознанно «передают» детям свои убеждения. Например, фраза «Ты опять расстроил маму своими оценками!» учит ребенка думать: «Мои действия напрямую вызывают чувства других. Я ответственен за их настроение». Какой похожий «урок» из детства вы усвоили и как он влияет на вас сегодня? 🎓
6. Внутренние установки «Будь лучшим!» и «Старайся усерднее!» — это как спринт без финишной черты. Как именно эти две программы истощают вашу энергию? 🔋 Что вы чувствуете, когда понимаете, что установленный вами «идеал» в принципе недостижим?
7. Если в детстве вы усвоили запреты вроде «Не чувствуй» или «Не будь ребенком», какие новые, позитивные разрешения вы можете дать себе сегодня? Например: «Я разрешаю себе чувствовать злость» или «Я разрешаю себе радоваться и дурачиться». ✨
8. Сценарии жизни (например, «Я смогу быть счастливым, только после...») — это часто способ избежать настоящих перемен. Какую скрытую «выгоду» или чувство безопасности дает вам следование привычному, пусть и не самому счастливому, сценарию? 🤔
9. Иногда мы избегаем перемен, просто ничего не делая. А иногда — находя тысячу причин и отговорок в самый последний момент. Как эти два способа уклонения от решений проявляются в вашей жизни? Что у них общего и в чем разница?
10. Требования нашего Внутреннего Контролёра («будь удобным», «не злись») могут прямо противоречить нашим истинным ценностям, таким как «свобода», «честность» или «саморазвитие». Какой внутренний диалог нужно провести, чтобы сделать выбор в пользу своих ценностей, а не старых программ? ❤️
Тест для закрепления изученного материала на занятии 29
1. Как формируется наш «жизненный сценарий» и какую роль в этом играют родители?
А. Сценарий — это полностью сознательный план, который взрослый человек строит для себя, и родители на это не влияют.
Б. Это глубокий, часто неосознанный план жизни, который мы создаем в детстве, чтобы приспособиться к правилам и ожиданиям нашей семьи. Для ребенка родители — главные авторитеты, которые «пишут» первые главы этой истории.
В. Сценарий определяется только генами и врожденным характером.
Г. Сценарий — это просто набор случайных привычек и событий, не связанных между собой.
Комментарии:
А. Сознательный выбор — это важно, но он часто ограничен рамками уже заложенного сценария. Плюс: это подчеркивает нашу силу воли. Минус: это игнорирует мощное влияние детства. Как ваш сегодняшний выбор может быть связан с решением, принятым в 5 лет?
Б. Совершенно верно! ✅ Ребенок впитывает правила своей «вселенной» (семьи) и на их основе строит стратегию выживания. Это и есть сценарий. Какое одно «правило» из вашей родительской семьи до сих пор влияет на вашу жизнь?
В. Гены — это «железо», а сценарий — «программное обеспечение», которое на него установили. Плюс: это признает роль природы. Минус: это фатализм. Как ваш врожденный темперамент взаимодействует с вашим жизненным сценарием?
Г. Случайности бывают, но сценарий — это система. Плюс: это снимает ответственность. Минус: это мешает увидеть и изменить повторяющиеся шаблоны. Какие «случайные» события в вашей жизни на самом деле могут быть частью одного и того же сценария?
2. В чем главная ловушка нестабильной самооценки, которую можно описать формулой: «Со мной что-то не так, но я буду в порядке, ЕСЛИ...»?
А. В полном отсутствии веры в себя, что ведет к апатии.
Б. В том, что ощущение «я хороший» полностью зависит от внешних условий (похвалы, достижений, чужого мнения), что создает постоянную тревогу и «эмоциональные качели».
В. В нереалистично завышенном мнении о себе, которое ничем не подкреплено.
Г. В стабильно плохом отношении к себе, которое никогда не меняется.
Комментарии:
А. Это крайность. Плюс: это возможное последствие. Минус: при нестабильной самооценке бывают и взлеты, но они очень хрупкие. В чем разница между «я не верю в себя» и «моя вера в себя зависит от обстоятельств»?
Б. Именно так! 🎯 Ваше внутреннее состояние зависит от «погоды» снаружи, а не от вашего внутреннего тепла. Какое ваше самое частое «ЕСЛИ...», от которого зависит ваше ощущение, что с вами все в порядке?
В. Завышенное мнение часто является маской, скрывающей страх «быть не в порядке». Плюс: это тоже проблема самооценки. Минус: нестабильность может проявляться и через самоуничижение. Как связаны хвастовство и глубинный страх оказаться «плохим»?
Г. Это уже устойчиво низкая самооценка. Плюс: это тоже про самооценку. Минус: слово «нестабильность» означает именно колебания, а не постоянный минус. Бывает ли у вас, что за один день вы чувствуете себя то гением, то ничтожеством?
3. Как родители, сами того не желая, передают детям ограничивающие убеждения и правила жизни?
А. Только через прямые приказы и строгие инструкции.
Б. Через нездоровые способы общения (например, сравнение с другими, манипуляция чувством вины, эмоциональный шантаж), которые формируют у ребенка искаженные представления о себе и мире.
В. Через полное безразличие, предоставляя ребенку абсолютную свободу без ориентиров.
Г. Через постоянную и безусловную любовь, которая, как ни странно, делает ребенка зависимым.
Комментарии:
А. Прямые приказы — лишь верхушка айсберга. Плюс: это самый очевидный способ. Минус: убеждения передаются и невербально, через вздохи, взгляды, интонации. Какое невысказанное послание из детства вы помните до сих пор?
Б. В точку! 👍 Эти послания, как капли, точат камень детской психики, формируя ее «рельеф» — убеждения и сценарии. Какой из нездоровых способов общения кажется вам наиболее распространенным в семьях?
В. Безразличие — это тоже послание («тебя не существует»), но оно формирует другие проблемы. Плюс: это крайность. Минус: сценарий — это именно передача конкретных правил, а не их отсутствие. Как тотальное игнорирование влияет на самооценку?
Г. Безусловная любовь — основа здоровой психики, а не ограничений. Плюс: это идеал. Минус: здесь путаница понятий. Ограничения передаются через условную любовь: «Я буду тебя любить, ЕСЛИ ты будешь...». В чем для вас главное отличие любви с условиями от безусловной?
4. Программа «Будь идеальным» вырастает из убеждения: «Я никчемный, но если я буду совершенством, меня полюбят». Какие проблемы и внутренние конфликты это создает?
А. Расслабленность, принятие своих ошибок и гибкость.
Б. Перфекционизм, страх ошибки, откладывание дел, завышенные требования к себе и другим, постоянное напряжение и разочарование.
В. Любовь к риску, импульсивность и нежелание следовать правилам.
Г. Умение радоваться процессу, а не только результату.
Комментарии:
А. Это признаки здоровой самооценки, а не программы «будь идеальным». Плюс: это отличная альтернатива. Минус: это полная противоположность. Почему стремление к идеалу так мешает просто принять себя?
Б. Совершенно верно! 🎯 Это бесконечная гонка за горизонтом, где любой промах — катастрофа. Это жизнь под гнетом внутреннего критика. Какой ваш личный «идеальный образ», которому вы стараетесь соответствовать, и какую цену вы за это платите?
В. Это может быть проявлением других программ. Плюс: это тоже стратегия поведения. Минус: «идеальный» человек панически боится риска и нарушения правил. Как связан страх ошибки и желание быть идеальным?
Г. Радость от процесса — это то, чего лишен перфекционист. Плюс: это желаемое состояние. Минус: программа «будь идеальным» зациклена на результате, обесценивая сам путь. Почему перфекционистам так сложно получать удовольствие от того, что они делают?
5. В чем заключается ловушка мышления в сценарии «ПОКА я НЕ достигну X, я НЕ могу позволить себе Y»? (Например: «Пока не похудею, не пойду на пляж»).
А. В том, что цель (X) всегда нереалистична.
Б. В том, что право на радость и удовлетворение (Y) откладывается на неопределенное «потом», которое может никогда не наступить или сменится новым условием.
В. В лени и нежелании что-то делать, прикрываясь ожиданием.
Г. В переоценке важности отдыха и недооценке важности труда.
Комментарии:
А. Цель может быть вполне реальной. Плюс: это указывает на возможную сложность. Минус: ловушка не в цели, а в откладывании жизни «на потом». Какие еще условия люди ставят себе, чтобы «разрешить» себе быть счастливыми?
Б. Именно! 🥕 Это жизнь в режиме «вечного ожидания», где счастье — это морковка, которая всегда висит перед носом. Какое ваше личное «ПОКА НЕ...» мешает вам наслаждаться жизнью прямо сейчас?
В. Человек может очень много работать ради своего «ПОКА НЕ», так что дело не в лени. Плюс: это похоже на прокрастинацию. Минус: здесь энергия тратится, но на достижение условия, а не на саму жизнь. Чем этот сценарий отличается от обычной прокрастинации?
Г. Речь не о балансе труда и отдыха, а о психологическом запрете. Плюс: это затрагивает тему баланса. Минус: проблема в невозможности разрешить себе желаемое «здесь и сейчас». Как этот сценарий связан с глубинным чувством «со мной что-то не так»?
6. Установка «Злиться — это плохо, я должен быть всегда добрым» заставляет подавлять гнев. Какой здоровый способ работы с этой эмоцией?
А. Полностью игнорировать гнев, ведь это разрушительная эмоция.
Б. Выражать гнев в любой, даже самой резкой форме, чтобы он не копился.
В. Признать свое право на гнев как на сигнал о нарушении границ и учиться говорить о своих чувствах и потребностях ясно и уважительно (например: «Когда ты делаешь Х, я чувствую Y, и я прошу тебя Z»).
Г. Срывать свой гнев на вещах или на тех, кто слабее.
Комментарии:
А. Игнорировать гнев — все равно что затыкать кипящий чайник. 🌋 Плюс: это попытка сохранить мир. Минус: подавленный гнев всегда найдет выход, часто через болезни или пассивную агрессию. К чему приводит постоянное подавление злости?
Б. Неконтролируемая агрессия разрушает отношения. Плюс: это способ не копить в себе. Минус: это ранит других. В чем разница между «выразить гнев» и «слить агрессию»?
В. Абсолютно точно! 💡 Гнев — это энергия для защиты своих границ. Важно не подавлять ее, а направлять в конструктивное русло. Какой первый шаг вы могли бы сделать, чтобы научиться более цивилизованно говорить о своем недовольстве?
Г. Это лишь смещение агрессии, а не решение проблемы. Плюс: это может дать временное облегчение. Минус: это не учит решать конфликты. Какие есть более зрелые способы справиться с приступом гнева, не причиняя вреда?
7. «Сверхадаптация» — это когда человек активно решает чужие проблемы или делает то, чего от него (как ему кажется) ждут, вместо решения своей главной задачи. Почему это считается пассивным поведением?
А. Потому что человек в этот момент ленится и ничего не делает.
Б. Потому что вся энергия уходит не на решение своей реальной проблемы, а на избегание ее. Это имитация бурной деятельности, которая не ведет к настоящим изменениям.
В. Это очень активное и полезное поведение, которое укрепляет отношения.
Г. Это эгоизм, ведь человек думает лишь о том, чтобы понравиться другим.
Комментарии:
А. Внешне это может выглядеть как раз как бурная деятельность. Плюс: простое объяснение. Минус: пассивность здесь в том, что человек не решает свою ключевую проблему. Приведите пример, когда человек очень занят, но при этом пассивен в отношении главного вопроса.
Б. Именно так! 🐿️ Это как белка в колесе: движения много, а прогресса нет. Вся энергия уходит на поддержание фасада «я хороший и полезный», пока своя жизнь стоит на месте. В какой сфере жизни вы замечали у себя такое поведение?
В. Отношения, построенные на вашей «удобности», очень хрупки. Плюс: это может дать временное одобрение. Минус: это делается в ущерб себе. Когда желание «быть хорошим для всех» становится разрушительным для вас?
Г. Скорее наоборот: сверхадаптивный человек часто полностью забывает о себе. Плюс: это связано с потребностью в одобрении. Минус: здесь нет здорового эгоизма. Как сверхадаптация связана с программой «радуй других»?
8. Ключевая идея для выхода из сценария: «Не мир такой, а я так его вижу. А раз это мое восприятие, я могу его изменить». В чем главная сила этого принципа?
А. В том, что как только вы осознали свой сценарий, он исчезает сам по себе.
Б. Осознание своих «фильтров» восприятия возвращает вам роль автора своей жизни. Это дает свободу выбора и возможность действовать по-новому, а не на автопилоте.
В. Это позволяет обвинить во всех проблемах свое «неправильное» восприятие и ничего не делать.
Г. Это просто красивая фраза, которая не работает в реальной жизни.
Комментарии:
А. Осознание — это только первый шаг, за ним должна следовать работа. Плюс: это подчеркивает силу осознанности. Минус: это упрощение. Какие еще шаги, кроме осознания, нужны для реальных изменений?
Б. Вы абсолютно правы! 🔑 Это как снять темные очки, которые вы носили всю жизнь, и впервые увидеть мир в настоящих красках. Это переход от роли жертвы обстоятельств к роли капитана своего корабля. Какой один свой «фильтр восприятия» вы хотели бы осознать и изменить?
В. Это просто перекладывание ответственности с внешних обстоятельств на внутренние. Плюс: это может дать временное облегчение. Минус: это не ведет к реальным действиям. Как использовать знание о своем сценарии для роста, а не для самооправдания?
Г. Это самый практичный принцип в психологии. Плюс: скептицизм полезен. Минус: недооценка силы осознания лишает нас главного инструмента перемен. Вспомните ситуацию, когда простое понимание чего-то важного о себе уже начало менять ваше поведение.
ИЗМАТЫВАЮЩЕЕ САМОКОПАНИЕ ИЛИ РАЗВИВАЮЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ: как избавиться от вечного недовольства собой?

Я желаю тебе отличной недели!
С уважением, Альберт.
