Библиотека уроков | Очное обучение | СПб: 13.09.2025 | Москва: 20.09.2025 | О курсе

ТА - 40 - Дополнительные материалы



Самостоятельная работа после каждого занятия

  • Что самого ценного я открыл для себя из занятия?
  • На что я буду обращать своё внимание?
  • Какие действия я исключу из своих проявлений?
  • Какие новые действия я выполню исходя из занятия?

10 открытых вопросов к занятию 40


1 - Интеграция — это создание целостной системы. Опишите, как "12 элементов стратегии" (из Занятия 36) могут быть использованы в качестве "операционной системы" для "Пути Героя" (из Занятия 20), позволяя вам не просто проходить его этапы интуитивно, а осознанно управлять своим путешествием на каждом шаге?

2 - Мы изучили множество инструментов: от С-М-Р-Р (К01) до ранних схем (К33). Какой, по-вашему, самый главный, "сквозной" принцип или мета-навык, который объединяет все эти, казалось бы, разные модели и является ключом к их эффективному применению?

3 - Рассмотрите две фундаментальные практики курса: "Силу маленьких шагов" (К38) и "Долгосрочное видение" (К39). Каким образом их сознательное и одновременное применение решает главный экзистенциальный конфликт человека: между необходимостью действовать "здесь и сейчас" и потребностью в осмысленном движении к далекой, вдохновляющей цели?

4 - Как ваше новое, глубокое понимание семейной системы (из Занятий 23-24) и механики жизненного сценария (из Занятия 29) меняет ваш подход к "Карте профессиональной реализации" (из Занятия 10)? Какие неосознанные семейные "мифы" вы теперь можете исключить из своей профессиональной стратегии?

5 - Представьте, что вы создаете свой личный "кодекс" (из Занятия 30). Какие три принципа из "30 правил осознанной эффективности" (из Занятия 31) вы бы взяли для управления своей деятельностью, какие три принципа из "Колеса отношений" (из Занятия 13) — для управления отношениями, и какие три контр-разрешения (из Занятия 29) — для управления собой?

6 - Как навык "Усиливать сильное" (из Занятия 20) является не просто техникой обратной связи, а фундаментальным принципом, который можно применить ко всему курсу: к работе со своими ресурсными состояниями (К03), к укреплению позитивных убеждений (К06) и к развитию своих сильных сторон (К31)?

7 - Вся работа с границами (К16), договоренностями (К04) и конфликтами (К35) направлена на создание безопасного пространства. Как это внешнее "безопасное пространство" является необходимым условием для того, чтобы вы могли безопасно исследовать и исцелять свой внутренний мир, работая с ранними схемами (К33) и типами привязанности (К34)?

8 - Как "10 компонентов мышления" (из Занятия 09) могут быть использованы как "приборная панель" для диагностики вашего состояния? Какой из этих 10 "индикаторов" (например, телесные ощущения или когнитивные искажения) для вас лично является самым быстрым и точным сигналом о том, что вы "сбились с курса" и действуете из сценария?

9 - Если "Путь Героя" (К20) — это карта трансформации, а "Долгосрочное видение" (К39) — это пункт назначения, то какие три ключевые компетенции, освоенные на курсе (например, управление состоянием, защита от манипуляций, стратегическое мышление), являются вашим главным "транспортным средством" для этого путешествия?

10 - Завершая этот курс, вы переходите от роли "ученика" к роли "мастера" своей жизни. В чем, на ваш взгляд, заключается главное отличие мастера от ученика? И какой будет ваш самый первый шаг уже в новой роли — роли осознанного Архитектора своей реальности?


Тест для закрепления изученного материала на занятии 40


1. Какова главная цель интеграции всех 40 тем курса в единую систему?

А. Собрать максимальное количество психологических техник, чтобы быть готовым к любой ситуации.

Б. Достичь идеального, непоколебимого состояния, в котором больше не будет проблем и негативных эмоций.

В. Сформировать целостное мировоззрение и персональный "пульт управления", позволяющий осознанно выбирать свои реакции и действия.

Г. Научиться анализировать других людей, чтобы понимать их слабые стороны и всегда выигрывать в спорах.

Комментарии:

А. Это распространенное заблуждение. Хотя мы изучили множество техник, цель курса — не в коллекционировании инструментов. Ящик, набитый самыми лучшими инструментами, бесполезен без понимания, как и для чего их применять. Интеграция — это не про количество, а про качество связи между инструментами. Как вы думаете, в чем разница между "знать 100 техник" и "владеть системой из 10 взаимосвязанных принципов"?

Б. Это красивая, но нереалистичная мечта, которая может стать ловушкой перфекционизма. Цель курса — не устранить проблемы и "плохие" эмоции из жизни (это невозможно), а развить устойчивость, гибкость и мудрость для их проживания и конструктивного использования. Как изменилось ваше отношение к "негативным" эмоциям после того, как вы научились видеть в них важные сигналы?

В. Именно так! Интеграция — это создание вашей личной, уникальной "операционной системы" для жизни. Вы больше не реагируете на отдельные "кнопки", а видите всю "приборную панель" целиком — свои мысли, эмоции, сценарии, ценности, цели. Это дает вам ту самую свободу выбора, которая лежит в основе мастерства управления собой. Какой один, самый важный "тумблер" на вашем новом "пульте управления" вы научились переключать за время курса?

Г. Хотя вы действительно стали гораздо лучше понимать других, это побочный эффект, а не цель. Использование знаний для самоутверждения за счет других противоречит всей философии курса, основанной на уважении и принципе "win-win". Это путь к манипуляциям, от которых мы учились защищаться. Чем, по-вашему, отличается понимание другого человека ради сотрудничества от анализа ради получения преимущества?


2. Как соотносятся между собой работа с внутренним миром (анализ сценариев, схем, убеждений) и работа с внешним миром (коммуникация, переговоры, границы)?

А. Это две отдельные, не связанные друг с другом области развития.

Б. Работа с внешним миром важнее, так как она приносит видимые результаты.

В. Работа с внутренним миром является фундаментом, без которого любые внешние техники остаются хрупкими и неубедительными.

Г. Работа с внутренним миром достаточна сама по себе; если внутри все хорошо, внешний мир подстроится автоматически.

Комментарии:

А. Это одно из главных заблуждений, которое мы развеивали на протяжении всего курса. Наша внешняя реальность (отношения, карьера, финансы) является прямым отражением нашего внутреннего мира. Попытка изменить одно, игнорируя другое, похожа на попытку перекрасить фасад дома, у которого рушится фундамент. Какой пример из вашего опыта лучше всего иллюстрирует, как внутреннее состояние напрямую влияет на внешний результат?

Б. Внешние результаты действительно важны, но если они достигаются за счет внутреннего истощения или следования чужим целям, они не приносят удовлетворения. Это путь к выгоранию и ощущению бессмысленности. Вспомните, бывали ли в вашей жизни достижения, которые, вопреки ожиданиям, не принесли радости? В чем могла быть причина?

В. Совершенно верно! Вы можете выучить самые лучшие скрипты для переговоров, но если внутри вас сидит страх или убеждение "я недостоин", ваш голос будет дрожать. Вы можете знать все правила построения границ, но если вы не дали себе внутреннего разрешения на "нет", вы не сможете их применить. Прочный внутренний фундамент – это то, что наполняет внешние техники силой и аутентичностью. Какой один внутренний сдвиг, произошедший с вами на курсе, сильнее всего повлиял на вашу уверенность во внешнем мире?

Г. Внутренняя работа критически важна, но это лишь половина пути. Без конкретных внешних действий и навыков (коммуникации, планирования, самопрезентации) наши внутренние изменения рискуют остаться прекрасным, но бесплодным созерцанием. Какой внешний навык, который вы освоили на курсе, оказался для вас самым важным для того, чтобы "материализовать" ваши внутренние изменения?


3. После завершения курса вы сталкиваетесь с трудностью и реагируете "по-старому", следуя привычному негативному паттерну. С точки зрения мастера, прошедшего этот курс, такая ситуация – это:

А. Провал и доказательство того, что курс не сработал.

Б. Повод для жесткой самокритики и чувства вины.

В. Ценнейший источник данных для анализа и возможность отточить применение инструментов в реальных условиях.

Г. Сигнал о том, что нужно срочно искать новый, более эффективный метод или тренинг.

Комментарии:

А. Это ловушка черно-белого мышления. Курс дает не "волшебную таблетку", а набор инструментов и новую "оптику". Откаты и срывы – естественная часть любого процесса обучения и изменения. Ожидать, что их не будет – значит ставить себе нереалистичную планку. Как убеждение "одна ошибка перечеркивает все" (когнитивное искажение) мешает долгосрочному развитию?

Б. Самобичевание – это реакция из Внутреннего Критикующего Родителя, которая только истощает ресурсы и укрепляет старые сценарии. Мастерство заключается не в том, чтобы не падать, а в том, чтобы после падения не лежать, ругая себя, а вставать с новым знанием. Какие поддерживающие слова из арсенала Заботливого Родителя вы могли бы сказать себе в такой ситуации?

В. Именно так! Для "ученого" своей жизни не существует неудач, есть только данные. Срыв – это прекрасная возможность в спокойной обстановке "отмотать пленку назад" и применить модели анализа (С-М-Р-Р, СОМЭД, анализ схем), чтобы понять, какой именно триггер сработал, какое убеждение включилось и какой инструмент можно было бы применить. Это и есть настоящая практика. Какой ваш недавний "срыв" или "ошибка" может стать прекрасным учебным кейсом для анализа прямо сейчас?

Г. Хотя непрерывное обучение – это прекрасно, вечный поиск "идеального метода" часто является формой прокрастинации и избегания реальной работы с теми инструментами, которые у вас уже есть. Мастерство рождается не от смены инструментов, а от глубины владения одним-двумя базовыми. Как отличить здоровое стремление к новым знаниям от "коллекционирования" техник, которое подменяет собой реальную практику?


4. Как соотносятся метафоры "Путь Героя" и "Архитектор своей реальности", которые мы использовали на курсе?

А. Это одно и то же, просто разные названия.

Б. Это противоречащие друг другу концепции: одна про путь и судьбу, другая – про полный контроль.

В. "Путь Героя" – это карта трансформационного процесса, а "Архитектор" – это итоговое состояние или идентичность, которую герой обретает.

Г. "Путь Героя" относится к личной жизни, а "Архитектор" – к профессиональной деятельности.

Комментарии:

А. Не совсем. Хотя обе метафоры говорят о проактивной позиции, они описывают разные аспекты процесса. Одна – динамику пути, другая – результат и роль. Какие еще метафоры из курса (например, "водопровод", "компас") дополняют общую картину, не повторяя друг друга?

Б. Это интересное заблуждение. "Путь Героя" – это не про фатальную судьбу, а про универсальную структуру преодоления вызовов. А "Архитектор" – это не про тотальный контроль над миром, а про осознанное проектирование своей жизни в рамках существующих реалий. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Почему идея "полного контроля" над жизнью является иллюзией, и чем она отличается от здоровой ответственности?

В. Это самое точное описание! "Путь Героя" – это динамическая карта, которая помогает нам осмыслить этапы нашего роста, с его вызовами, наставниками и испытаниями. А "Архитектор" – это та зрелая, ответственная и творческая идентичность, которую мы обретаем в финале этого пути. Сначала мы проходим путь, а потом из этой точки начинаем проектировать. На каком этапе "Пути Героя" по отношению к своей главной жизненной задаче вы находитесь сейчас, и насколько близко вы к состоянию "Архитектора"?

Г. Обе эти метафоры универсальны и применимы ко всем сферам жизни. Мы можем проходить "Путь Героя" в своей карьере и быть "Архитектором" своих семейных отношений, и наоборот. Разделение их по сферам сильно обедняет их потенциал. Как вы могли бы применить метафору "Пути Героя" к своему текущему профессиональному вызову?


5. Какова главная, интегрирующая цель всего арсенала изученных инструментов (С-М-Р-Р, РВД+, анализ схем, работа с границами и т.д.)?

А. Полностью избавиться от негативных эмоций и всегда чувствовать себя хорошо.

Б. Расширить пространство между внешним стимулом и своей реакцией, чтобы получить свободу осознанного выбора.

В. Научиться понимать и предсказывать поведение других людей, чтобы всегда быть на шаг впереди.

Г. Накопить интеллектуальные знания о психологии, чтобы лучше разбираться в себе.

Комментарии:

А. Это нереалистичная и даже вредная цель. Негативные эмоции – это важные сигналы. Цель – не ампутировать "сигнализацию", а научиться правильно ее "читать" и конструктивно реагировать, а не жить в иллюзии вечного блаженства. Какое важное "послание" от одной из своих "негативных" эмоций вы научились понимать за время курса?

Б. Именно в этом и заключается суть! Все техники – от простой паузы до глубокого анализа схем – направлены на одно: разорвать автоматическую, сценарную цепочку "стимул-реакция". В этом расширившемся пространстве и рождается осознанность, мудрость и свобода. Вы перестаете быть автоматом и становитесь автором. В какой сфере жизни вам удалось больше всего "расширить" это пространство за время курса?

В. Хотя ваше понимание других людей значительно выросло, это побочный эффект. Фокус курса всегда был на себе. Стремление "быть на шаг впереди" – это часто про контроль и тревогу, а не про доверие и партнерство. Чем отличается понимание другого ради эмпатии от анализа ради контроля?

Г. Интеллектуальное знание ("разбираться в себе") – это лишь первая ступень. Без практического применения оно остается мертвым грузом. Цель курса – не просто "знать", а "уметь" и "быть". Это переход от теории к воплощенному мастерству. Какой один практический навык, а не просто знание, стал для вас самым ценным приобретением на курсе?


6. Что на самом деле означает "стать мастером" в контексте этого курса, как мы обсуждали в финальном эпиграфе?

А. Выучить наизусть все 40 тем и уметь цитировать все модели.

Б. Когда изученные принципы и инструменты становятся частью вашей натуры и применяются естественно, интуитивно, без напряжения.

В. Больше никогда не совершать ошибок и не попадать в старые ловушки.

Г. Получить право учить других, даже если собственная практика еще неидеальна.

Комментарии:

А. Это признак эрудита, а не мастера. Мастерство – это не про то, чтобы помнить названия инструментов, а про то, чтобы умело ими пользоваться, часто даже не вспоминая инструкцию. Какой инструмент курса вы уже начали применять, не задумываясь о его названии и шагах?

Б. Именно так. Это переход от осознанной компетентности к неосознанной. Вы перестаете "делать" техники и начинаете "быть" человеком, который мыслит и действует в соответствии с этими принципами. Это становится вашей второй натурой, вашим естественным способом взаимодействия с миром. Какой один принцип курса вы чувствуете наиболее близким к тому, чтобы стать частью вашей натуры?

В. Это иллюзия перфекционизма. Мастер – не тот, кто не падает, а тот, кто научился падать, быстро вставать, извлекать урок и двигаться дальше с еще большим пониманием. Мастерство – в качестве рефлексии над ошибками, а не в их отсутствии. Как изменилось ваше отношение к собственным ошибкам за время прохождения курса?

Г. Хотя обучение других и является прекрасным способом углубить свое мастерство ("обучая, учусь"), право на это дает не сертификат, а глубина личной интеграции и честность. Мастерство – это в первую очередь про себя, а уже потом – про других. Чем, по-вашему, отличается передача живого опыта от пересказа теоретических знаний?


7. Как философия "Силы маленьких шагов", которую мы изучали, должна применяться в вашей жизни ПОСЛЕ завершения курса?

А. Она была нужна только для выполнения заданий на курсе, теперь можно переходить к большим "подвигам".

Б. Она является ключевым принципом для предотвращения выгорания и устойчивого, непрерывного саморазвития на протяжении всей жизни.

В. Она нужна только для тех сфер, где вы чувствуете себя неуверенно.

Г. Это хороший способ откладывать по-настоящему важные и большие решения.

Комментарии:

А. Это опасное заблуждение. Попытка совершать только "большие подвиги" – это прямой путь к выгоранию, прокрастинации и разочарованию. Именно маленькие шаги создают фундамент для больших достижений. Почему погоня за "подвигами" часто менее эффективна, чем последовательная рутина?

Б. Совершенно верно! Принцип маленьких шагов – это не временная учебная мера, а фундаментальная жизненная стратегия. Он позволяет двигаться к самым амбициозным целям без надрыва, сохраняя энергию, получая регулярное подкрепление от небольших успехов и делая процесс развития частью повседневной жизни. Какой один "маленький шаг" для своего дальнейшего развития вы готовы сделать своей регулярной практикой после курса?

В. Хотя в сферах неуверенности она особенно полезна, эта философия применима везде. Даже в том, в чем вы мастер, ежедневный "1% улучшения" через маленький шаг – это путь к настоящему величию. Как можно применить принцип маленьких шагов к поддержанию и улучшению уже хороших отношений или высокой профессиональной компетенции?

Г. Это искаженное понимание. Сила маленьких шагов – это не про откладывание, а про начало движения к большому решению прямо сейчас, делая его менее пугающим. Это антидот прокрастинации, а не ее оправдание. В чем разница между "разбить большую задачу на маленькие шаги" и "отложить большую задачу, делая вместо нее мелкие и неважные дела"?


8. Каков главный итог и самый важный сдвиг, который символизирует завершение курса и переход к дальнейшей самостоятельной практике?

А. Обретение полного контроля над своей жизнью и устранение всех проблем.

Б. Переход от реактивной, сценарной позиции "жертвы обстоятельств" к проактивной, осознанной позиции "архитектора своей реальности".

В. Накопление большого объема психологических знаний, позволяющих анализировать любую ситуацию.

Г. Достижение состояния постоянного счастья и гармонии.

Комментарии:

А. Идея "полного контроля" – это иллюзия, которая может привести к еще большему стрессу. Мы не можем контролировать внешний мир. Цель – не в тотальном контроле, а в развитии устойчивости и гибкости для навигации в непредсказуемом мире. Проблемы не исчезнут, изменится ваша способность с ними справляться. Чем здоровая ответственность отличается от иллюзии всемогущего контроля?

Б. Именно в этом и заключается суть всей трансформации. Это фундаментальный сдвиг в мировоззрении. Вы перестаете быть пассивным персонажем в пьесе, написанной вашим прошлым, и становитесь ее автором и режиссером, который осознанно выбирает сюжет, роли и финал. Какой один ваш выбор или действие на этой неделе будет проявлением позиции "архитектора", а не "жертвы"?

В. Знания важны, но они – лишь инструмент. Без применения они мертвы. Итог курса – это не просто "знать", а "уметь" и "быть". Это воплощенное мастерство, а не просто полная библиотека. Какой один навык, а не просто знание, вы считаете своим главным приобретением?

Г. Это нереалистичная цель. Жизнь включает в себя весь спектр эмоций и состояний. Итог курса – не в том, чтобы исключить из жизни грусть, гнев или трудности, а в том, чтобы научиться проживать их осознанно, извлекать из них уроки и не позволять им разрушать вашу жизнь, сохраняя при этом глубокое фоновое чувство осмысленности и внутренней опоры. Как изменилось ваше отношение к "трудным" периодам в жизни после прохождения курса?


Чтобы получить от жизни все, что ты хочешь, необходимо в первую очередь определить, а чего же ты хочешь.

То, что тебе говорили, не имеет никакого значения. Важно то, что ты сам говоришь сам себе.


136 НЕГАТИВНЫХ ДЕНЕЖНЫХ УСТАНОВОК: РАЗБОР



Человек живет в мире своих убеждений, подчиняя им свою жизнь. В чем человек уверен, тому он ищет и находит подтверждения. И деньги являются вопросом убеждений. Об этом в том числе о деньгах и о драматическом треугольнике в отношениях с деньгами.


Открытые вопросы


Используйте эту последовательность вопросов, когда хотите поработать над конкретной проблемой — самостоятельно или в команде. Определите, чего вы хотите достичь на работе, куда внести улучшения, какую проблему разрешить. Запишите свой ответ на каждый из этих вопросов, толкуя их так, как вам кажется правильным.


  • Над чем бы вы хотели поработать?
  • Что бы вы хотели получить, ответив на этот набор вопросов (например, первый шаг, стратегию, решение)?
  • Какова ваша цель по отношению к этой ситуации?
  • Когда вы хотите ее достигнуть?
  • Какие преимущества вы получите, достигнув этой цели?
  • Кто еще от этого выиграет и каким образом?
  • Как будет выглядеть ситуация, когда вы достигнете своей цели?
  • Что вы увидите (услышите, почувствуете)?
  • Какие действия вы уже предприняли?
  • Что продвигает вас к цели?
  • Что мешает вам двигаться?
  • Какие разные пути к цели имеются?
  • Что еще можно было бы предпринять?
  • Каковы принципиальные преимущества и недостатки каждой возможности?
  • Какие пути вы изберете для воплощения?
  • Когда вы начнете каждое из действий?
  • Что могли бы сделать другие люди, чтобы обеспечить вам поддержку, и когда вы их попросите?
  • Какова ваша решимость предпринять эти действия (по шкале от 1 до 10)?
  • Если решимость не дотягивает до десяти, что «дотянет» ее туда?
  • Что вы собираетесь предпринять?

Примечание: один из вариантов — не делать ничего и вернуться к вопросу позже.


ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ: размышления и шаги



Данный урок посвящен моему субъективному исследованию такого явления как созависимость в отношениях. Я не гарантирую зрителю, что изучение этого урока решит указанную проблему в названии. Но хотя бы одна идея в этом уроке сможет быть полезной — уверен. А их здесь много. Урок провоцирует на эмоции, чтобы разжечь рабочую злость, которая может вдохновить на изменения.


Мосты округа Мэдисон: разбор фильма




Я желаю тебе отличной недели!

С уважением, Альберт.