ТА - 02: герменевтический круг, игры, механизм игры, выход из игр



Герменевтический круг или как мы входим в текст

Текст - это ткань (с греческого языка). Нечто взаимосвязанное, сотканное из небольших элементов. Текст состоит из слов - частное, а весь текст - это общее. Мы оборачиваем себя текстом, тканью и воспринимаем мир вокруг нас квозь его призму. Парадокс - чтобы понять весь текст (общее), надо прочитать весь текст и понять частное. Сема - это значение слова. Каждое слово языка обладает несколькими значениями. Как понять, какое значение имеет слово в тексте? Надо понять общее. Слово «стул» в медицинском тексте - это одно, а в нашей аудитории «стул» - это предмет мебели. Чтобы понять «стул», надо понять общее.

Герменевтический круг: чтобы понять частное, надо понять общее. Чтобы понять общее, надо понять частное. Чтобы понять текст, надо войти в него. Вы вошли в него, сделали один оборот и поняли лучше текст. Вы сделали второй оборот, вы поняли текст еще лучше. Произведение искусства нельзя понять один раз и навсегда. Вы входите снова, делаете еще один оборот и понимаете еще лучше. И с каждым кругом вы понимаете всё следующий и следующий пласт идей. Техника вхождения в текст: мы легко читаем, находим темное место, понимаем лучше частное, через частное понимаем лучше общее, через общее мы понимаем лучше частное.


Немного юмора

Лектор рассказывает о солнечной системе. Один из слушателей, вдруг тянет руку: — «Простите, когда вы сказали солнце начнет гаснуть?» — «Через десять миллиардов лет». — «Фух, — облегченно вытер лоб спрашивающий. — А мне послышалось миллионов.»


Важно

  • Рукописи не горят. Рукопись - текст, часть нервной ткани.
  • Будущее определяет настоящее.
  • Нервная система не воспринимает информацию, которая противоречит доминирующей эмоции.

Игры

Игра - это серия последовательных, дополняющих, скрытых трансакций, приводящих к четко определенному исходу. Игра - это серия ходов, содержащих скрытую ловушку или подвох. Отличие игр от процедур, ритуалов, развлечений заключается в наличии скрытых мотивов, в наличии выигрыша. Игра в основе своей нечестна, финал зачастую драматичен. Способность переключаться в рамках игры с одной роли на другую - признак всех игр.

Типичная игра: «Если бы не ты»

Женщина выходит замуж за авторитарного человека, который будет ограничивать ее активность и тем самым оберегать ее от ситуаций, которых она боится. Если бы это была простая процедура от В к В, то жена могла бы поблагодарить его за услугу. Но в игре «Если бы не ты» реакция женщины чаще всего противоположная: она пользуется ситуацией, чтобы пожаловаться на ограничения со стороны мужа, в связи с чем последний чувствует себя неловко и вынужден различными способами «вознаграждать» ее.


Сейчас происходит наше первое знакомство с тем, что мы причину и следствие меняем местами.


Антитезис игры зачастую - это отсутствие запретов. Давай действуй: нет запретов, нет напряжения и нет мотива играть. Антитезис - способность увидеть особый выигрыш для играющего, тем самым доказать, что это игра. Доказательство можно получить при отказе от игры или при попытке уменьшить выигрыш и тогда водящий предпринимает более энергичные попытки продолжить, впадая в отчаяние. Главное вознаграждение - поддержание существующего положения - функция гомеостаза нервной ткани. Биологический выигрыш - получение поглаживаний. Психологический выигрыш - подтверждение позиции, принятой в детстве касательно себя и других. Внешнее социальное вознаграждение: например, приглашают на кофе и есть что обсудить.


Причину и следствие мы меняем местами: на первый взгляд, двое мужчин орут друг на друга из-за мелкого ДТП, но на самом деле они попали в мелкое ДТП, чтобы иметь возможность друг на друга орать.


Ваши примеры?

Задача игры - получение привычной эмоции. Любыми способами.


Формула Игры

Берн пришел к выводу, что все игры проходят шесть стадий, и описал их в следующей формуле:

Крючок + Клев... = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата или в сокращенном варианте: К + Кл = Р→П→С→Р.


Характерные особенности игр

Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то, что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения.


Происхождение игр

Воспитание ребенка - это обучение ребенка тому, как и в какие игры играть. Воспроизводимые процедуры, ритуалы, развлечения соответствуют положению в обществе.

Пример: У семилетнего Кирюши за обедом заболел живот, и он попросил поэтому отпустить его. Родители предложили ему немного полежать. Младший брат Кирюши Антон – ему три года – сказал: «У меня тоже болит живот», очевидно, рассчитывая на такое же разрешение. Отец в течение нескольких секунд смотрел на него, потом спросил: «Ты ведь не хочешь играть в эту игру, правда?» В ответ Антон рассмеялся и сказал: «Нет!»


Функции игр

Жить в обществе - значит играть в игры. Игры нужны для поддержания здоровья - причина яростного сопротивление антитезису. Улучшение одного влияет на благополучие другого. Целостный подход: подход не к индивидууму, а к системе - не муж пьет, а семья пьет мужем - системный подход. Вводите в язык нашей работы близкого человека или обучайтесь вместе. Подлинная близость разрушает игру без страха и сожаления, если посчастливится: быть честным, говорить о своих чувствах.


Шесть преимуществ игр

  • Внутреннее психологическое: с помощью игр я поддерживаю стабильность своего набора сценарных убеждений. Каждый раз, когда я играю в эту игру, то усиливаю свое убеждение: чтобы получить чье-либо внимание, меня должны отвергнуть.
  • Внешнее психологическое: я избегаю стрессовых ситуаций, которые могут поставить под сомнение мое мировосприятие, и таким образом не испытываю беспокойства, связанного с этими ситуациями. Играя в игру «Ударь меня», я избегаю ответа на вопрос: «Что случится, если я буду прямо просить у других позитивные поглаживания?»
  • Внутреннее социальное: игры «предлагают определенную систему для псевдоинтимной социализации в обществе или в личной жизни». Часть моей игры «Ударь меня» может заключаться в долгих разговорах по душам с моим партнером. При этом мы оба чувствуем, что откровенны друг с другом, хотя на самом деле это далеко не интимность. За посланиями социального уровня находятся скрытые послания, свидетельствующие о том, что мы играем в игру.
  • Внешнее социальное преимущество: игры дают тему для разговоров и слухов в нашем социальном окружении. Когда я сижу в баре с другими мужчинами-игроками и играю в игру «Ударь меня», то мы можем заниматься времяпровождением или рэкетом на тему: «Как коварны эти женщины».
  • Биологическое преимущество: это преимущество имеет отношение к цели игры — получению поглаживаний. В игре «Ударь меня» это в основном негативные поглаживания. Будучи ребенком, я решил, что так как позитивные поглаживания получить трудно, то чтобы выжить, я лучше найду надежные способы получения негативных поглаживаний. Таким образом, каждый раз при проигрывании этой игры я удовлетворяю как свой структурный голод, так и голод по поглаживаниям.
  • Экзистенциональное преимущество: эта функция игры заключается в подтверждении жизненной позиции. Игра «Ударь меня» проигрывается из позиции «Я не ОК, ты — ОК». Таким образом, получая «удар», я тем самым усиливаю эту жизненную позицию.

Примеры игр

Игры на всю жизнь: Алкоголик, Должник, Ипотека, Ударь меня, Попался, сукин сын, Смотри, что я из-за тебя сделал. Супружеские игры: Видишь, как я стараюсь - 3 стадии - пример с больным язвой желудка. Сексуальные игры, игры преступного мира, хорошие игры.


Значение игр

Вступать в брак с людьми, играющими в те же игры или родственные - это историческое значение анализа игр. Воспитание детей - это обучение их тому, в какие игры играть - культурное значение. Социальное значение игр: между развлечениями, которые утомляют однообразием и близостью, которая психически тяжела и недопустима обществом, игры - решение задачи упорядочивания времени. Личностное значение игр: у каждого слоя общества сугубо свой набор игр.


Игроки

Чем сильнее встревожен человек - тем сильнее играет!

Важно: эмоциональная озабоченность - признак игры.


Независимость

Чем отличается умный от мудрого?

Умный легко исправляет ошибки, которых мудрый не совершает.


Осознание настоящего, спонтанность, близость. Осознание настоящего - видеть кофейную чашку, слышать пение птиц по-своему, а не так, как научили. Осознание требует жизни теперь и здесь, а не где-то в прошлом или будущем. Пример: торопливая езда в машине утром на работу: 1 - тело за рулем, но сознание на работе - человек в думах о том, как оправдаться перед боссом - смотрите, как я старался, 2 - человек в думах о том, какое придумать убедительное объяснение опоздания, тело в машине, но сознание ищет изъяны и несправедливости, 3 - естественный водитель, который слился с потоком, 4 - видеть дорогу, дома и леса вокруг.

Пример с китайцем, который приехал раньше положенного времени и не торопился дальше, а сел отдохнуть и полюбоваться природой.


Осознающий человек жив, потому что знает, что чувствует, знает, где он и когда. Он знает, что после его смерти деревья будут расти, поэтому он хочет увидеть их со всей остротой восприятия, на какую способен. Спонтанность - возможность выбора, свобода решать, какие выражать чувства из возможного набора - умение переключаться между Родителем, Взрослым, Ребенком. Близость - откровенность осознающего человека. Родители сознательно или бессознательно с рождения учат детей, как себя вести, о чем думать, что чувствовать и воспринимать - это необходимо для биологического и социального выживания. Достижение независимости возможно, когда индивидуум начинает независимую жизнь и может решить: что оставить, что убрать. Когда индивидуум отрезает незримую пуповину, через которую слышит голоса Родителя.


Выход из игры

Игра - набор привычных проявлений и реакций исходя
из недовольства кем-либо или чем-либо.

Проведи честный разговор с человеком, в отношении которого ты заметил свою игру:

  • Признай, в какую игру ты с ним играешь, открой карты. (Например, обида, злость, раздражение, манипуляция, гнев);
  • Скажи ему, для чего ты это делал. Какие выгоды ты получал или хотел получать. (Быть правым, подчеркивать свое превосходство, доминировать, делать его плохим, делать себя плохим);
  • Скажи ему, как ты и возможно, он за это расплачивался. (Например, расплачивался любовью, близостью, доверием, результатами, пониманием, энергией, радостью);
  • Скажи ему, какими ты видишь эти взаимоотношения. Каким ты для этого будешь?

Не надо претензий, требований, упреков! Ты - хороший, он - хороший, они все - хорошие. Эта работа важна в первую очередь для самого себя, как преодоление барьера. Результат будет фрактален. И, конечно, здесь не без манипуляции. Открытостью ты привяжешь к себе человека. Важно: контроль и усилие.

Возможно, следующий текст лучше всего передает процесс изменения


Автобиография в пяти коротких главах

1

Я иду по улице. 

На тротуаре глубокая яма. 

Я падаю в нее.

Я в растерянности и чувствую свою беспомощность,

Но его не моя вина.

Чтобы выбраться из ямы, мне требуется целая вечность.

2

Я иду по той же самой улице. 

На тротуаре глубокая яма. 

Я делаю вид, что не замечаю ее, 

И опять в нее падаю.

Я не могу поверить этому — я опять в той же яме. 

Но это не моя вина.

Чтобы выбраться из ямы, мне опять требуется очень много времени.

3

Я иду по той же самой улице.

На тротуаре глубокая яма.

Я вижу ее.

И все же падаю в нее, это уже привычка.

Мои глаза широко открыты,

Я знаю, где нахожусь.

Я сам виноват в этом

И сразу же выбираюсь из ямы

4

Я иду по той же самой улице. 

На тротуаре глубокая яма. 

Я обхожу ее.

5

Я иду другой дорогой.


Укрепление Взрослого

Разрешите себе пять свобод

  • Свобода видеть и слышать то, что есть сейчас – вместо того, что должно быть, было или только будет;
  • Свобода высказывать то, что я действительно чувствую и думаю – а не то, что от меня ожидают;
  • Свобода быть в своих чувствах – а не притворяться;
  • Свобода просить то, что мне нужно – вместо того, чтобы всего лишь ждать позволения;
  • Свобода брать на себя ответственность за риск – вместо того, чтобы действовать только старыми проверенными способами и не отваживаться на новое.

2 принцип Взрослого: принцип коммуникации

Смысл этого принципа состоит в том, что мы не можем не вступить в коммуникацию. Между любыми двумя индивидуумами, находящегося в радиусе непосредственного восприятия, постоянно происходит обмен информацией или коммуникация. Это происходит не только на сознательном уровне, но и бессознательно. И нет неудач и поражений – есть только обратная связь, из которой можно научиться чему-то новому. Если что-то не работает, не делай это. Сделай что-нибудь другое.

Мы видим мир не таким, каков он есть, а какие мы сами.


Притча - Два меча

Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь.

Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.

Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассечёнными на две части. Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.


Закон шлагбаума

Этот шлагбаум просто забыли открыть, вернее, о нем просто забыли. Разве у вас нет возможности пересечь шлагбаум? Это же условное препятствие! Возможности появляются после принятия внутреннего решения. Важно решиться... нарушить правило, тем более, что вас никто не видит. Сила мысли откроет вам путь в светлое будущее, тем более что ваши мысли никто не видит. Тебе никогда не дается желание без того, чтобы не давались силы его осуществить. Возможно, однако, для этого тебе придется потрудиться. 


Задание для закрепления материала

Открыть дополнительные материалы к занятию ТА - 02

QCIC - авторский проект Альберта Сафина по развитию стратегического мышления на базе транзактного анализа, этологии человека и речевого воздействия.

Договор оферты | Политика конфиденциальности

ИП Сафин Альберт Рауисович | ИНН 781020808790 | ОГРН 318784700323540