ЗАЩИТИСЬ! ДОГОВОРИСЬ! НАСЛАДИСЬ! — подробная инструкция
Дорогой обладатель игры «Защитись! Договорись! Насладись!», я поздравляю вас с приобретением этого увлекательного и полезного инструмента! Перед вами — подробная пошаговая инструкция, которая поможет провести игру для группы до пяти человек (или вы можете тренироваться самостоятельно).
Цель игры — освоить навыки:
- Защиты личных границ — чтобы никто не садился вам на шею, а попытки манипулирования вами разбивались об вашу уверенную защиту.
- Превращения сопротивления в сотрудничество — чтобы эффективнее общаться, преодолевать конфликты и находить взаимовыгодные решения.
- Получения удовольствия от собственных побед в переговорах и ежедневного развития коммуникативных способностей.
В этой инструкции я буду обращаться к вам, как к ведущему, который впервые взял игру в руки и хочет провести её на высшем уровне. Я также буду пояснять, почему каждый шаг важен, и какие фразы можно использовать при общении с участниками.
Считаю важным подчеркнуть, что игра в «ЗАЩИТИСЬ! ДОГОВОРИСЬ! НАСЛАДИСЬ!» – это не просто возможность прокачать вышеперечисленные свои навыки, такие как умение вести переговоры, находить взаимовыгодные решения и защищать свои интересы. Это ещё и уникальный повод выйти за рамки повседневной рутины и окунуться в атмосферу живого общения и увлекательного взаимодействия.
Во время игры вы не только совершенствуете свои профессиональные умения, но и получаете шанс лучше узнать окружающих. Это отличный способ завести новые знакомства – возможно, найти единомышленников или людей, с которыми вас объединят общие цели и идеи. А если вы играете с друзьями, коллегами или близкими, это даёт возможность укрепить отношения, по-новому взглянуть друг на друга и вместе создать приятные воспоминания.
Кроме того, игра – это и про удовольствие. Это время, когда можно расслабиться, отвлечься от ежедневных забот и с головой погрузиться в процесс, наполненный смехом, азартом и неожиданными открытиями. Ведь каждая партия – это живая история, где каждый участник привносит что-то своё, делая игру яркой и непредсказуемой.
Итак, играя в «ЗАЩИТИСЬ! ДОГОВОРИСЬ! НАСЛАДИСЬ!», вы не только растёте профессионально, но и наполняете свою жизнь радостью общения, новыми эмоциями и полезными контактами.
Уважаемый ведущий, инструкция далее является лишь вариантом проведения игры. Вы можете адаптировать эту инструкцию под свой опыт, под свой индивидуальный стиль. Вы можете добавлять дополнительные шаги, вы можете убирать какие-то из шагов. На ваше усмотрение. У участников игры нет задачи согласиться со всем происходящим в пространстве игры. Задача участника в том, чтобы взять что-то полезное для себя для внедрения в жизнь.
Навигация по документу
Вступительная часть
1 - Разложите и держите под рукой все категории карточек
2 - Приветствие, знакомство и постановка целей
3 - Раздача участникам блокнотов для записей
Основная часть игры
Шаг 1. Карточки «Принципы превращения сопротивления в сотрудничество»
Шаг 2. Карточки «Внутренняя защита от манипуляций»
Шаг 3. Карточки «Хитрые манипуляции»
Шаг 4. Карточки «Амортизация»
Шаг 5. Карточки «Захват вопросом»
Шаг 6. Карточки «Речевые стратегии»
Шаг 7. Взаимная обратная связь и закрепление навыка
Шаг 8. Подведение итогов и личные открытия
Шаг 9. Предложение повторных встреч
Шаг 10. Финальное слово ведущего и благодарность
Дополнительные приёмы
1 - Поддержание позитивной атмосферы
2 - Обратная связь от участников
3 - Озвучивание манипуляций друг другу
4 - Использование блокнотов
5 - Управление временем
6 - Подарки за победы
7 - Оценка эффективности игры
8 - Дополнительные уроки
9 - Анонимная обратная связь
10 - Элементы саморефлексии
11 - Использование метафор и аналогий
12 - Планирование действий на будущее
Дополнительные механики игрового процесса
1 - Наглядная «дорожная карта» игры
2 - Мини-демонстрации перед началом основной игры
3 - Подсказки для вовлечения «тихих» участников
4 - Пояснение о «дозировке» приёмов
5 - Моменты для самооценки ведущего
6 - Шкала сотрудничества
7 - Дополнительные сценарии
8 - «Тревожная кнопка» и паузы в игре
9 - Организация переговорного клуба
10 - Бонусные упражнения
Пожелания от Альберта
Вступительная часть
1 - Разложите и держите под рукой все категории карточек:
- Принципы превращения сопротивления в сотрудничество
- Внутренняя защита от манипуляций
- Хитрые манипуляции: подавить разум и сделать марионеткой
- Амортизация: потуши огонь и нейтрализуй манипуляцию
- Захват вопросом: перехвати инициативу и контролируй диалог
- Речевые стратегии: минимизируй вред и получи выгоду
2 - Приветствие, знакомство и постановка целей
Слова ведущего: «Здравствуйте! Рад видеть вас на нашей карточной переговорной игре «Защитись! Договорись! Насладись!». Меня зовут (Ваше имя), и сегодня я буду вашим ведущим. Мы будем вместе учиться защищать личные границы, превращать сопротивление в сотрудничество и получать удовольствие от наших навыков общения. Я приглашаю вас проявлять взаимное уважение, быть открытыми и поддерживать друг друга во время игры. А для начала давайте познакомимся!»
Что делает ведущий и почему:
- Собирает участников в круг – важно, чтобы все видели и слышали друг друга. Это помогает создать атмосферу доверия.
- Приглашает каждого участника представиться – позволяет установить контакт, «раскочегарить» общение и снять напряжение.
- Просит участников назвать свои ожидания от игры – помогает выстроить фокус: почему навыки важны для них и какие конкретно результаты они хотят получить.
Слова ведущего: «Расскажите, пожалуйста, пару слов о себе и о том, какой бы результат от игры вы хотели получить. Возможно, вы хотите научиться лучше понимать людей, не попадаться на манипуляции, развить искусство задавать вопросы или прокачать навык мягкого влияния. Или просто хорошо провести время. Делитесь!»
Дополнительно: Позвольте каждому участнику немного рассказать о себе. Это повышает вовлечённость и помогает понять внутреннюю мотивацию каждого. Запишите себе (и предложите участникам записать в их блокнотах) основные цели: так легче возвращаться к ним по ходу игры и в конце подвести итоги. Например, сделать это можно в формате: Меня зовут ____ , я занимаюсь ____ . Сегодня мне важно узнать ____ , потренировать ____ , понять ____ , почувствовать ____ . Комбинацию пунктов вы выбираете сами.
3 - Раздача участникам блокнотов для записей
Слова ведущего: «Друзья, у каждого из вас есть (или сейчас я вам раздам) блокнот и ручка. Пожалуйста, используйте их для записи идей, инсайтов и подсказок. В конце игры эти записи помогут вспомнить самые важные моменты и будут полезны в жизни за пределами нашего учебно-игрового пространства».
Что делает ведущий и почему: Просит участников достать блокноты или раздаёт их – фиксирование мыслей на бумаге помогает глубже усвоить материал. Объясняет смысл ведения записей – это стимулирует саморефлексию и помогает интегрировать знания и опыт в повседневную практику.
Основная часть игры
Шаг 1. Карточки «Принципы превращения сопротивления в сотрудничество»
Слова ведущего: «Сейчас я попрошу каждого из вас взять по одной карточке из колоды "Принципы превращения сопротивления в сотрудничество". На каждой карточке вы найдёте принципы эффективного общения с собой и с другими. Давайте выберем один из них и попробуем его раскрыть за одну минуту.
Это можно сделать, ответив на следующие вопросы. 1 - что значит этот принцип для вас: этот принцип для меня о том, что ____ . 2 - что человек теряет, если игнорирует этот принцип: если не применять этот прицнип в жизни, то возможны следующие проблемы ____ . 3 - какие преимущества возможны благодаря применению этого принципа: если применять этот принцип, то возможны следующие преимущества ____ . 4 - привести конкретный пример в соответствии с этим принципом из вашего опыта: в жизни применение этого принципа выглядит вот так ____ ».
Этот шаг можно запускать несколько раз. Особенность этого шага в том, что функцию обучения ведущий делегирует участникам, позволяя им делиться своим опытом с коллегами по игре. Главная задача ведущего - следить за структурой, а не за содержанием. Содержание игры создают участники.
Почему это важно:
- Подготовка – принципы помогают заложить базу, на которой строится всё дальнейшее обучение коммуникации и переговорным навыкам.
- Развитие речи и умения формулировать – ограничение по времени (1 минута) учит говорить чётко, по сути и не затягивать.
- Повышение интереса – участники видят практическую пользу принципов, начинают задумываться, как применить их в жизни.
Фраза ведущего: «Уважаемые участники, в течение одной минуты расскажите, как применим этот принцип в вашей жизни и почему важно его придерживаться. Потом мы коротко дадим друг другу обратную связь: что было интересного, где ещё можно применить этот принцип».
Дополнительно: Важно поощрять позитивную обратную связь: «Мне понравилось, как ты…», «Я отметил(а), что…». Если кто-то затрудняется, помогите им уточняющими вопросами.
Шаг 2. Карточки «Внутренняя защита от манипуляций»
Слова ведущего: «Теперь возьмите карточку из колоды "Внутренняя защита от манипуляций". Здесь описано, как распознать, что вас пытаются "поймать" на какую-то манипуляцию, и как не поддаться влиянию. Задача: научиться видеть, какие эмоции и мысли нам пытаются навязать, а также понять, к каким действиям нас подталкивают. Данный прием не проговаривается вслух в реальной коммуникации. Этот приём направлен на тренировку осознанности. Я приглашаю вас разобрать по одному примеру».
Почему это важно:
- Осознанность – распознавание манипуляций учит включать «внутренний сканер».
- Стабильность – когда мы понимаем, как и зачем нас пытаются «зацепить», мы сохраняем внутренний баланс и уверенность.
- Управление – осознанно реагируя, мы можем либо мягко пресечь манипуляцию, либо перенаправить диалог в нужное русло.
Фраза ведущего: «Осознанность позволяет нам видеть, когда мы смотрим, и слышать, когда слушаем. Задача в том, чтобы с помощью этого приёма не вовлекаться в "бред" манипуляции. Вспомните пример ситуации, когда вас пытались "продавить" или сманипулировать вами. Подумайте, как вы могли бы переориентировать свою реакцию, если бы заранее знали об этих слоях манипулятивного воздействия: мысли, чувства, действия».
Дополнительно: Объясните, что тренировка наглядной «раскладки» ("думаю – чувствую – делаю") помогает быстро замечать ловушки в реальной жизни. Разберите примеры. Убедитесь в том, что каждый участник понимает значение данной механики. У двух разных людей могут быть диаметрально противоположные взгляды на эти принципы. Важно подчеркивать именно пользу, которую участники получают для себя. Критика мнения другого человека, например: «Ты не прав, потому что верно вот так…» будет вести к потери доверия в группе и снижать эффективность игры. Важно развивать в себе умение спокойно смотреть на мнение другого человека.
Шаг 3. Карточки «Хитрые манипуляции»
Слова ведущего: «Сейчас возьмите по одной карточке из колоды "Хитрые манипуляции". На каждой карточке вы видите список манипуляций. Я прочитаю одну из них и покажу пример, как "вскрыть" её, используя карту "Внутренняя защита от манипуляций". Затем каждый из вас выберет любую другую манипуляцию на своей карточке и тоже покажет вариант её "вскрытия"».
Почему это важно:
- Практика распознавания – участники учатся видеть, каким образом манипуляция воздействует на разум, чувства и действия.
- Разнообразие ситуаций – каждый игрок сталкивается со своей уникальной манипуляцией, что расширяет общий опыт группы.
- Уверенность в себе – когда люди видят, что могут разложить сложную манипуляцию по полочкам, они чувствуют уверенность и спокойствие.
Вариант проведения: Иногда интереснее, когда манипуляции зачитывает не сам участник, а другой человек, "озвучивая" её в стиле реального манипулятора. Тогда "вскрывать" манипуляцию предстоит тому, кто услышал её от соперника. Такой формат добавляет динамики и реализма.
Дополнительно: Предложите участникам давать обратную связь по тому, как была вскрыта манипуляция игроком. Подчеркните, что нет «единственно верного» ответа: главное – назвать слои манипуляции. Человек не может противодействовать тому, что он не осознает. На этом этапе игры участник тренирует свою способность осознавать влияние манипуляции на уровнях "думаю – чувствую – делаю".
Шаг 4. Карточки «Амортизация»
Слова ведущего: «Возьмите, пожалуйста, карту "Амортизация" и изучите её содержение. На карте показано, как "принять" позицию собеседника, не соглашаясь с ней автоматически. Это словно маленький "противоударный щит": вы показываете, что слышите человека, но не заставляете себя согласиться с его мнением. Амортизировать - это дать собеседнику потверждение, что его слова вами услышаны. Амортизировать - это не согласиться с мнением собеседника, а согласиться с тем, что у него может быть такое мнение». Амортизацией вы напоминаете себе о пространстве между внешним стимулом (слова собеседника) и внутренней реакцией (ваше желание ответить). Амортизация - это возможность подумать.
Почему это важно:
- Снижение накала конфликта – собеседник чувствует, что его мнение не обесценили, и охотнее идёт на диалог.
- Сохранение спокойствия – амортизация помогает быстро снять остроту нападок и перевести разговор в конструктив.
- Эмоциональное равновесие – когда человек чувствует, что его услышали, он реже использует агрессию или обвинения.
Фраза ведущего: «Кто хочет прочитать вслух пример манипуляции и попробовать применить только шаг "Амортизация"? А остальные слушатели дадут обратную связь: что звучало убедительно, а что можно доработать».
Дополнительно: Обратите внимание, что "амортизация" – это не "безропотное согласие". Амортизация – это признание права человека на своё мнение, а не принятие этого мнения как истины. Поощряйте участников подчеркивать главное: «Я слышу тебя… Ты имеешь право на такое мнение…» – и сразу демонстрировать, что при этом сохраняется их собственная позиция.
Шаг 5. Карточки «Захват вопросом»
Слова ведущего: «Теперь возьмите карту "Захват вопросом". Мы с вами учимся управлять разговором через точные вопросы. Задача: услышать собеседника (Амортизация), а затем задать вопрос (Захват), который поможет направить диалог в нужное русло».
Почему это важно:
- Стремление к пониманию собеседника – вопросы могут открыть истинные мотивы, интересы, потребности.
- Мягкая смена фокуса – из «объекта нападения» вы становитесь ведущим собеседником, направляя разговор.
- Строительство доверия – когда мы задаём уместные вопросы, собеседник чувствует интерес к себе, что сближает оппонентов.
Слова ведущего: «Прочитайте манипуляцию, амортизируйте её и задайте вопрос. Например, вместо того чтобы говорить: "Ты врёшь!", скажите: "Может быть такая точка зрения. Как конкретно ты пришёл к такому выводу? На базе каких фактов?" – "Амортизация" и "Захват вопросом". Давайте потренируемся».
Дополнительно: Напомните о том, что мы не оцениваем человека, а изучаем его взгляды. Именно вопросы задают тон открытому диалогу. Убедитесь в том, что участники уже умеют отвечать на манипуляции из карт "Хитрые манипуляции", используя связку "Амортизация" и "Захват вопросом". Выполните этот раунд несколько раз.
Шаг 6. Карточки «Речевые стратегии»
Слова ведущего: «Возьмите по одной карте из колоды "Речевые стратегии". На карте вы видите приём, комбинирующий амортизацию и захват вопросом. Прочтите пример на карточке вслух. Обратите внимание, как пошагово применяется амортизация, речевая стратегия, а после – захват вопросом. Теперь потренируемся вместе».
Почему это важно:
- Интеграция навыков – здесь участники объединяют ранее изученные элементы в полноценную речевую стратегию.
- Практичность – когда есть готовые связки фраз, их легче воспроизвести в реальной обстановке.
- Гибкость – участники учатся комбинировать разные стратегии (амортизация, речевой приём, захват вопросом), подбирая оптимальный вариант под каждую ситуацию.
Слова ведущего: «Держите вашу карту "Речевая стратегия" и примените её на манипуляции, которые вы уже разбирали сегодня. Потом мы обсудим, что у вас получилось, и дадим друг другу обратную связь».
Дополнительно: Поощряйте экспериментировать: иногда участники захотят смешивать разные стратегии или пробовать новую формулировку. Напоминайте, что все примеры – это "черновики" для жизни. Главное – понять суть, а слова каждый подбирает под свой индивидуальный стиль и контекст. Выполняйте этот шаг многократно в формате: Хитрый крючок и ответ на него по шагам Амортизация + Речевая стратегия + Захват вопросом. Здесь вce участники могут использовать одну и ту же речевую стратегию при ответах на как можно большее количество крючков. Другой вариант: отвечать на один и тот же крючок, применяя разные речевые стратегии. После каждого ответа участник может получать обратную связь от коллег в формате "что понравилось" и "что можно усилить".
Шаг 7. Взаимная обратная связь и закрепление навыка
Слова ведущего: «Сейчас я предлагаю вам играть по очереди в полные ответы на манипуляции. Далее каждый из вас может сказать, что ему понравилось в ответах других. Поделитесь, какие фразы вы сами возьмёте на вооружение или какие мысли по теме у вас возникли. Так мы друг у друга учимся и совершенствуемся».
Почему это важно:
- Формирование доверия в группе – когда люди слышат приятные отзывы или ценные замечания, они ощущают поддержку.
- Активное слушание – участники научаются замечать детали и анализировать чужие техники, что повышает их собственный уровень владения навыком.
- Укрепление мотивации – все чувствуют прогресс и получают подтверждение, что они двигаются в верном направлении.
Дополнительно: Напоминайте о "правиле бутерброда": сначала говорить о том, что было хорошо, потом мягко упомянуть о зоне роста, а затем опять отметить достоинства. Участники фокусируются на следующем: обмен опытом, обсуждения в группе, наработка навыка максимальным количеством повторений. Вы сами, как ведущий, решаете, какие задания давать группе, учитывая и их запрос, пожелания. Важно: не все речевые стратегии могут подойти каждому участнику. Вы можете дать возможность участникам "сбрасывать" речевые стратегии и брать другие. Именно поэтому у вас в запасе их достаточно.
Шаг 8. Подведение итогов и личные открытия
Слова ведущего: «Давайте поделимся тем, что сегодня было для вас самым полезным и неожиданным. Что вы открыли в себе, какие инсайты получили, что хотите перенести в свою жизнь и практику?»
Почему это важно:
- Рефлексия – помогает осознать пройденный путь и выделить ключевые "бриллианты" (идеи, полезные техники).
- Обмен опытом – участники видят, что у всех разные инсайты, и это обогащает их взаимный опыт.
- Планирование внедрения – если люди озвучивают планы применения изученного материала, то вероятность реальной практики повышается.
Слова ведущего: «Запишите в блокнот два-три пункта, которые обязательно хотите попробовать уже на этой неделе. Это может быть какая-то фраза, принцип или речевая стратегия. Какие первые шаги вы готовы предпринять?»
Дополнительно: Напомните, что новые привычки нужно закреплять «маленькими шагами» в обычном общении, на работе, в семье. Попросите участников конкретизировать: «Как, где, с кем и для чего я планирую применить изученные знания сегодня?». Дополнительный инструмент: ведение дневника со следующими столбиками: дата, ситуация, мои слова, что было хорошо, что можно улучшить. Также можно создать чат и делиться друг с другом наблюдениями в реальной жизни, поддерживать друг друга и вместе размышлять над решением повседневных задач, связанных с общением.
Шаг 9. Предложение повторных встреч
Слова ведущего: «Друзья, наша игра подошла к концу, но самое главное – навыки переговоров и защиты границ требуют регулярной практики. Предлагаю встречаться снова и отрабатывать полученные знания в формате подобных игр. На мой взгляд, если тренироваться и дальше и делиться опытом, то это может ускорить освоение новых навыков. Что вы думаете по этому поводу?»
Почему это важно:
- Долгосрочный эффект – единичная игра даёт заряд, но навыки укрепляются при повторных тренировках.
- Нетворкинг – участники могут обрести полезные знакомства, приятно и с пользой проводить время.
- Поддержка – если человек натолкнулся на сложную ситуацию, он может обсудить её с группой на следующей встрече и найти решение.
Дополнительно: Организуйте группу в социальных сетях с анонсами будущих событий, куда вы можете пригласить участников.
Шаг 10. Финальное слово ведущего и благодарность
Слова ведущего: «Благодарю вас за активное участие! Вы проделали большую работу: научились защищать свои границы, превращать сопротивление в сотрудничество и радоваться каждому шагу в развитии коммуникативных навыков. Используйте эту игру как инструмент саморазвития и помните, что самое ценное – это реальное применение в жизни. Успехов и до новых встреч!».
Почему это важно:
Оценка вклада – важно, чтобы участники ощутили признание своих стараний.
Мотивация на будущее – укрепление желания продолжать обучение.
Позитивная атмосфера – участники уходят с положительными эмоциями, что повышает их вероятность вернуться и рекомендовать игру другим.
Дополнительно: предложить участникам сделать совместную фотографию. Собрать отзывы. Отправить ссылки для вступления в группу в социальных сетях.
Дополнительные приёмы
1 - Поддержание позитивной атмосферы
Фраза ведущего: «Помните, что цель игры — не победа, а обучение и развитие. Прошу вас подойти к упражнениям с открытым сердцем и готовностью учиться новому». Цель: Снижает напряжение и способствует открытому и поддерживающему взаимодействию между участниками.
2 - Обратная связь от участников
Фраза ведущего: «После каждого упражнения давайте коротко обсудим, что сработало хорошо, а что можно улучшить. Ваши отзывы друг другу будут очень полезны». Цель: Помогает участникам видеть свои сильные стороны и области для улучшения, а также способствует развитию навыков конструктивной критики.
3 - Озвучивание манипуляций друг другу
Фраза ведущего: «У нас есть вариант, в котором вы будете зачитывать манипуляции друг другу. Это поможет вам лучше понять, как реагировать на манипуляции в реальных ситуациях». Цель: Развитие навыка быстрого реагирования на манипуляции через практику взаимодействия с участниками.
4 - Использование блокнотов
Фраза ведущего: «Я приглашаю вас записывать свои мысли и инсайты. Это поможет вам лучше усвоить материал и применять его в повседневной жизни». Цель: Стимулирует осознанное участие и помогает участникам отслеживать свой прогресс.
5 - Управление временем
Фраза ведущего: «Чтобы у всех было достаточно времени для участия и обсуждений, я буду следить за временем и предупреждать, когда останется 1 минута». Дополнительный вариант: использовать песочные часы, которые видят все участники. Еще вариант: «Мы можем использовать таймер на телефоне, чтобы все упражнения были ограничены во времени». Цель: Обеспечить эффективное использование времени и поддерживать динамику игры.
6 - Подарки за победы
Фраза ведущего: «Мы можем сделать игру еще интереснее, добавив небольшие конкурсы или награды за активное участие. Что вы об этом думаете? Например, кто наберет сегодня большее количество баллов, тот в подарок получает ____ . Для получения балла необходимо получить большинство голосов от коллег после своего ответа, если ваш ответ участникам понравился». Варианты подарка и механики для получения подарка вы продумываете сами. Цель: Повысить мотивацию и вовлеченность участников.
Базовая инструкция к игре «Защитись! Договорись! Насладись!»
Купить игру «Защитись! Договорись! Насладись!» на Ozon
7 - Оценка эффективности игры
Фраза ведущего: «После завершения игры я буду благодарен(а) вам за ваши отзывы и предложения. Это поможет мне сделать игру еще лучше. Я раздам вам бланки для заполнения / Я направлю вам сообщение в социальных сетях для сбора отзыва и обратной связи». Как собирать обратную связь и что она должна в себя включать, решаете вы, уважаемые ведущий. Цель: Собрать обратную связь для улучшения будущих сессий и адаптации игры под потребности участников. Отзывы можно использовать и для продвижения ваших мероприятий.
8 - Дополнительные уроки
Фраза ведущего: «Я подготовил(а) список книг и материалов, которые помогут вам продолжить обучение и совершенствоваться в навыках переговоров и защиты личных границ. Я предоставлю вам эти данные после игры». Этими материалами могут быть уроки Альберта Сафина, например, с которыми вы сами знакомы и которые находите для себя полезными. Или другие материалы. На ваше усмотрение. Цель: Обеспечить возможность для самостоятельного изучения и дальнейшего развития.
9 - Обратная связь через анонимные анкеты
Фраза ведущего: «Для тех, кто предпочитает анонимную обратную связь, я подготовил(а) анкеты. Вы можете заполнить их, чтобы поделиться своими впечатлениями и предложениями анонимно». Цель: Обеспечить возможность для участников выразить свои мысли без давления, что может повысить качество обратной связи.
10 - Элементы саморефлексии
Фраза ведущего: «Давайте проведем небольшое упражнение на саморефлексию. Подумайте о ситуации, где вы столкнулись с манипуляцией, и опишите, как вы могли бы использовать полученные сегодня навыки для её преодоления». Цель: Способствовать глубокому осмыслению и применению полученных знаний в реальных ситуациях.
11 - Использование метафор и аналогий
Фраза ведущего: «Представьте, что манипулятивный крючок – это огонь, а амортизация – это вода. В этом и заключается задача амортизации – погасить огонь крючка, сделав таким образом его безопасным». Цель: Помочь участникам лучше понять и запомнить концепции через использование образных сравнений.
12 - Планирование действий на будущее
Фраза ведущего: «Подумайте о конкретных действиях, которые вы можете предпринять в ближайшие недели, чтобы применить полученные навыки. Запишите их в свой блокнот. Какие это действия? Почему вам важно их выполнить? Какие могут быть препятствия на вашем пути? Как вы можете их преодолеть? Что может вас поддержать?». Цель: Способствовать практическому применению знаний и поддерживать мотивацию участников после завершения игры.
Дополнительные механики игрового процесса
1 - Наглядная «дорожная карта» игры
В самом начале игры показать участникам краткую визуальную «дорожную карту» (или схему) из всех шагов. Это может быть таблица или блок-схема, где перечислены основные действия: «Шаг 1 – Раскрытие принципов», «Шаг 2 – Внутренняя защита», «Шаг 3 – Хитрые манипуляции» и так далее. Рядом можно указать ориентировочное время на каждый шаг. Почему это полезно: Мехника позволяет ведущему и участникам сразу увидеть общую структуру встречи. Помогает следить за ходом игры и не «застревать» на одном упражнении.
2 - Мини-демонстрации перед началом основной игры
Перед тем как начать игру, ведущий может провести короткую демонстрацию на 5 минут, разыграв с участниками маленькую сценку манипуляции – ответа. Выберите манипуляцию и предложите участникам ответить на эту манипуляции словами, которые первыми приходят им в голову. Соберите эти ответы. Эти ответы даже можно снять на видео, чтобы показать участникам в конце игры их рост. Далее покажите ваш ответ на эту манипуляцию в соответствии с механиками игры. Разрешите и себе и участникам быть неидеальными. Почему это полезно: Новичкам сразу становится понятно, «как это выглядит» в практике. Снимает страх: участники видят, что не нужно «умирать на месте» от волнения – всё проходит в дружественной обстановке.
3 - Подсказки для вовлечения "тихих" участников
Рекомендации, как вести себя, если в группе есть более стеснительные или молчаливые люди: Задавать простые уточняющие вопросы: «А как тебе видится эта ситуация?», «Согласен(на) ли ты с этим принципом?». Хвалить за любой короткий комментарий: «Отлично, спасибо, что поделился(ась)!». Дать право отказаться, если человек категорически не хочет участвовать, но мягко предлагать попробовать позже. Почему это полезно: Помогает ведущему поддерживать баланс между активными и менее активными участниками. Люди чувствуют, что их личное пространство уважают, и «раскрываются» постепенно.
4 - Пояснение о «дозировке» приёмов
Вставить блок, где подчёркивается, что любая речевая техника – это инструмент коммуникации, а не средство для «удушения» собеседника. Важно помнить об этике и здравом смысле: Не перегружать собеседника вопросами, если он не готов. Не отвечать агрессией на агрессию. Не манипулировать манипулятором, а стараться найти конструктив. Почему это важно: Участники понимают, что цель игры – не «научиться вести психологические войны», а осознанно защищать границы и создавать здоровую коммуникацию. Подчёркивает ценность человеческих отношений и взаимного уважения.
5 - Моменты для самооценки ведущего
После проведения игры я приглашаю вас задать самому себе следующие вопросы: Удалось ли мне вовлечь всех участников? Что сегодня я делал действительно хорошо? Где у меня возникали трудности и почему? Что в следующий раз я хочу изменить или улучшить в своём проведении игры? Почему это важно: Ведущий тоже растёт и развивает навыки проведения игры. Такая рефлексия помогает стать более гибким и чутким к группе в будущем.
Базовая инструкция к игре «Защитись! Договорись! Насладись!»
Купить игру «Защитись! Договорись! Насладись!» на Ozon
6 - Шкала сотрудничества
Можно ввести условную «шкалу сотрудничества от 1 до 10», где участники оценивают, насколько их бы мотивировал ответ собеседника сотрудничать дальше, а не сопротивляться. Пример: «Если после такого ответа вам хочется пойти на контакт, вы ставите 9 или 10; если ответ вас, наоборот, оттолкнул, ставьте 1–2. После оценки попросите пояснить, почему такую оценку поставили, и как можно «подтянуть» ответ ближе к 10». Почему это важно: Участники учатся видеть, что их речь влияет на желание собеседника сотрудничать. Формат быстрых цифр сокращает время на длинные объяснения, но при этом сохраняет пользу от обратной связи.
7 - Дополнительные сценарии
Вы можете подготовить с участниками список актуальных для них жизненных ситуаций: «Собеседование на работу», «Сложный клиент», «Семейное обсуждение расходов», «Общение с начальником, который часто наезжает». Вариант: участники могут сами описать реальную ситуацию, в которой им нужна помощь, и «разыграть» её с помощью карточек. Почему это важно: Игроки видят, как применять навыки в контексте реальных проблем. Повышает вовлечённость: каждый может предложить свой случай, который актуален именно для него.
8 - «Тревожная кнопка» и паузы в игре
Правило «Тревожной кнопки»: любой игрок может вежливо приостановить обсуждение, если чувствует, что возникает токсичная атмосфера или сильное эмоциональное напряжение. Минутная пауза: ведущий может объявить короткий тайм-аут, если видит, что дискуссия выходит из-под контроля или кто-то явно испытывает дискомфорт. Почему это важно: применение этого правила создаёт дополнительное чувство безопасности. Помогает вовремя «остановиться», сгладить накал эмоций и восстановить конструктив.
9 - Организация переговорного клуба
После первой игры предложить участникам сформировать «кружок по интересам»: встречаться раз в неделю / две недели / месяц, чтобы продолжать практиковаться, обмениваться успехами и разбирать кейсы из реальной жизни. Как вариант, сделать отдельный чат или группу в соцсетях, куда можно выкладывать вопросы, просьбы о помощи, интересные статьи. Почему это важно: Навык закрепляется только при регулярной практике. Участники поддерживают друг друга и совместно радуются прогрессу, что повышает мотивацию.
10 - Бонусные упражнения
Участникам можно дать дополнительные задания, которые они могут выполнять дома: Заметить 3 манипуляции в повседневной жизни. Записать их и продумать, как можно было бы отреагировать, используя навыки из игры. Потренироваться в задавании уточняющих вопросов. Например, на работе или в личной беседе вместо спора попытаться «захватить» диалог с помощью вопросов. Применить амортизацию. Подготовить 3-5 стандартных фраз для «погашения» напряжённых ситуаций и попробовать использовать их. Почему это важно: Это увеличит ценность игры за пределами одного занятия и сделает обучение непрерывным процессом.
Пожелания от Альберта
Дорогой ведущий, вы проделали серьёзную работу: освоили все этапы этой игры и уже готовы провести её на высшем уровне. Поверьте в свои силы это сделать и в то, что даже небольшая практика может дать большие результаты. Не бойтесь экспериментировать, поддерживать участников, корректировать процесс «по ходу пьесы» и учиться вместе с ними. Позвольте себе быть гибким, сохраняя уважение к каждому человеку за столом. Вы — проводник в увлекательный мир переговоров, где можно мягко защищать личные границы, находить взаимовыгодные решения и радоваться каждому шагу на пути к взаимопониманию.
Пусть ваше желание помогать участникам расти и развиваться придаст вам уверенности, а тепло, которое вы вкладываете в общение, вернётся доброй атмосферой и вдохновением на новые открытия. Главное — не забывайте получать удовольствие от процесса и ценить каждый, даже самый маленький прогресс. Удачи в проведении игры и успехов на всех ваших будущих встречах!
С уважением, Альберт Сафин